Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (661) → Величие человеческого призвания – возможность соединения с Самим Богом

Величие человеческого призвания – возможность соединения с Самим Богом

№4 (661) / 23 января ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Смиренная душа привлекает Божественную благодать
Протоиерей Евгений Попиченко

3 февраля – день памяти преподобного Максима Исповедника

В VII веке в Восточной Церкви возникло лжеучение монофизитов, которые признавали в Иисусе Христе одну Божественную природу (естество) и отвергали Его совершенное Человечество. Защитниками ереси были два патриарха, Александрийский и Константинопольский. Ее держался и греческий царь Ираклий, который издал указ в подтверждение ереси. Бывают такие невыносимые обстоятельства в государстве, когда не только светская власть, но и духовная оказывается в прельщенном ложными понятиями о духовной жизни состоянии.

Во Христе Церковь исповедует два естества – Божеское и Человеческое, две воли – Божескую и Человеческую, во Христе осуществляется примирение человека с Богом именно в том, что Его воля на протяжении всей жизни была абсолютно послушна воле Бога, Отца Небесного, тем самым исцеляя поврежденное Адамом человеческое естество: Адам, первый человек, отвернул свою волю от Бога, разорвав связь с Жизнью, став смертным и телесно, и, что самое страшное, духовно. И многие тысячи лет люди жили в состоянии противления Богу, а следовательно, в состоянии глубочайшего несчастья.

Жили до тех пор, пока в мире не появилась сначала Та, Которая смогла всем Своим существом отозваться Богу на Его призыв: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». И именно Она становится Дверью в этот мир для Богомладенца Господа Иисуса Христа, Который исцеляет человека, освобождает от вечной смерти.

Православное учение об истинном положении дел, о том, как в Боге соединены две воли, нашло твердого защитника в лице преподобного Максима. Он и словом, и писанием убеждал верующих твердо стоять за истину. По его совету Римский епископ Мартин созвал в 649 году Собор в Риме, на котором ересь и ее защитники были осуждены. Император Константин II, преемник Ираклия, сам державшийся монофизитства, приказал схватить Мартина, привезти в Константинополь; вместе с ним взяли и преподобного Максима.

Участь последнего была очень печальна: разного рода пытками пытались его склонить к ереси, держали в темнице, жестоко били, топтали ногами. Но преподобный, несмотря на истязания, оставался непоколебим и твердо защищал Православие. Наконец, император приказал вырезать ему язык и отрубить правую руку, чтобы он не мог ни словом, ни писанием провозглашать истину. После этого исповедника с позором влачили по городу, а потом сослали в заточение на восточный берег Черного моря. Много страданий перенес святой, прежде чем достиг места ссылки. Прибыв туда, преподобный три года томился в темнице под надзором жестоких стражей и скончался в 662 году.

Всегда потрясает, когда в очередной раз читаешь и узнаешь о том или ином подвижнике, исповеднике: как человек смог пройти через все жесточайшие испытания, искушения, чем он поддерживал свой дух, в чем черпал силы? И вообще, почему до смерти остался верен той идее или тому учению, которому следовал, почему сохранил верность истине?

Человек может отдать за что-то свою жизнь только при одном условии: если будет очень крепко, до самоотвержения любить. Человек любит Родину и готов отдать за нее свою жизнь. Человек любит ближних и идет служить туда, где ради ближних приходится рисковать своей жизнью. Человек любит Христа и готов претерпеть всевозможные муки, лишь бы остаться с Ним. Господь однажды сказал: «Познайте истину, и она сделает вас свободными».

Откуда у святых исповедников такое упорное, ревностное стояние за Христа, на чем оно основано, чем питалось? Конечно, не только теоретическими представлениями, что когда-то при Понтии Пилате жил Иисус из Назарета. Одних знаний, пусть даже самых истинных, недостаточно, необходим опыт жизни. На языке Священного Писания слово «познать» означает не только узнать со стороны, а соединиться, узнать внутреннюю жизнь в другом человеке или в Боге. Например, в отношении мужчины и женщины сказано: «Адам познал Еву, и она родила ему сына» – произошло плотское соединение, и это выражается словом «познание».

В духовной жизни познание Бога – это узнавание истин веры и непосредственное соединение с Самим Богом. Господь, придя на Землю, прожил с учениками три с половиной года, в окончании Своего земного пути собрал их на вечере, взял хлеб, вино, благословил, преломил, раздал ученикам и сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Потом Господь Иисус Христос благословил чашу с вином и, подавая ученикам, сказал: «Пиите от нея вси: сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».

Величие человеческого призвания – возможность соединения с Самим Богом и душевно, и духовно, и телесно. Высочайшее откровение о человеке дано в христианстве: человек – это не просто тварь, не просто венец творения, это сын Божий. Человек может стать Богом по благодатной сопричастности, и эта возможность дается Церковью в центральном ее таинстве – Евхаристии, в Причастии Божеского Естества. Именно поэтому святые, зная Бога изнутри, будучи с Ним соединены и молитвенно, и благодатно через таинства Церкви, понимали, что им есть что терять: Бог – совершенное Существо, жизнь с Ним – это блаженство, смерть за Него – это только обретение вечной жизни. А жизнь вне Бога, без Бога – это медленная смерть. Поэтому они готовы были претерпевать невозможные страдания и пытки, лишь бы не потерять эту жизнь.

Вот и нам нелишне задать себе вопрос: «Жительствует ли в нас жизнь Христова? Насколько мы с Ним соединены в Богообщении?». И призадуматься. И начать изменять свою жизнь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Смиренная душа привлекает Божественную благодать

Протоиерей Евгений Попиченко

30 января – день памяти преподобного Антония Великого Родился святой в III веке в Египте от богатых и благородных христиан, был воспитан в страхе Божием и христианском благочестии.

 
Архипастырь

Епископ Выборгский Назарий: «Церковь не может молчать»

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире внеочередной выпуск программы «Архипастырь», а поскольку он внеочередной, то мы надеемся, что будет особо интересным; у нас в гостях Владыка, которому мы очень признательны за поддержку телеканала «Союз».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс