Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
30 января – день памяти преподобного Антония Великого
Родился святой в III веке в Египте от богатых и благородных христиан, был воспитан в страхе Божием и христианском благочестии. Посещая часто Божий храм и слушая со вниманием слово Божие, он однажды услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Эти слова глубоко проникли в сердце юноши, и он решил расстаться с миром и его сокровищами навсегда. Богатое наследство, полученное от родителей, продал, деньги раздал нищим, была на его попечении сестра – устроил ее жизнь. А сам решил служить Богу в совершенном уединении. Поселился за рекой Нилом, в пещере, здесь проводил время в труде, молитве и самом строгом воздержании. Питался хлебом с водою, пищу принимал после захождения солнца, и то не каждый день. Иногда по нескольку суток не спал: ночью молился, днем плел корзины – так зарабатывал себе на хлеб. Тяжела была его пустынная жизнь. И холод, и голод, и зной – все было им испытано. А главное, много приходилось терпеть от дьявола, врага рода человеческого: подвижник нередко слышал шум, являлись подобия львов, волков, змей, скорпионов, все эти привидения угрожали напасть на него и рвались в его пещеру. Подвижник трепетал, чувство страха сменялось сожалением о розданных деньгах, об оставленных им наслаждениях жизни, он нередко унывал, тосковал, плакал. Положение его было самое невыносимое.
Среди такой борьбы и смущения душевного он однажды воскликнул: «Господи, что мне делать? Хочу спастись, но помыслы мешают мне». После этих слов он тотчас увидел перед собой человека, который работал, а после работы вставал на молитву, после молитвы снова работал. Это был ангел, посланный от Бога для вразумления Антония. Антоний понял, что нужно делать: усилил труд и молитву, и через двадцать лет пребывания в пещере достиг, наконец, светлого и спокойного состояния духа.
Сначала Антоний подвизался один, но слава о его жизни стала распространяться все более и более, к нему стало стекаться множество людей, ищущих иноческого жития. Одни за тем, чтобы послушать его душеспасительные наставления, другие – чтобы поселиться близ него. Вскоре возле него образовалось множество иноческих обителей и скитов. Антоний сделался руководителем и наставником монашествующих. Скончался святой на 105-м году жизни, оставив множество святых учеников и труды по указанию пути в Царствие Небесное.
Для чего преподобный нес такие строгие подвиги, жесткие труды смирения своей плоти? Дело в том, что человек – такое существо, в котором переплетаются душевные и телесные процессы. Душа с телом связана неразрывно, и как только эта связь разрывается, человек умирает. И во многом состояние души зависит от состояния тела. Каждый может на себе поэкспериментировать. Даже от такой мелочи, как одежда, зависит духовное состояние. Неправду говорят некоторые девицы, рассуждая: «Какая разница, во что я одета? Я же в душе-то не такая» – ты в душе-то как раз такая, какой предлагаешь себя на всеобщее обозрение. Состояние души зависит от телесного состояния – чем более внешний наш человек тлеет, тем более внутренний обновляется.
Сытое брюхо и к молитве глухо. Расслабленное, изнеженное тело никогда не даст человеку духовной бодрости. Поэтому, понимая этот принцип, желающие спастись и прийти к познанию истины, то есть обрести жизнь с Богом, всегда воздержанно относились к своему телу, чтобы через смирение тела смирить душу. В отношениях с Богом принцип очень простой: подобное тянется к подобному – смиренная душа привлекает Божественную благодать, гордая душа привлекает иное существо, которое и является родоначальником гордыни.
Часто человек приходит с такой проблемой: «Вот, постоянно осуждаю правительство, соседей, начальников, ЖКХ, священники иногда под это осуждение попадают». Что это значит? Своего рода это диагностика состояния души человека – человек не знает себе цену, поскольку позволяет себе возвышаться над всеми. Осуждает всегда с позиции: «А я не такой, а в этом у меня все по-другому. Благодарю Тебя, Боже, за то, что я не такой, как прочие человецы – воры, прелюбодеи, или как тот батюшка из соседнего прихода». Осуждение – это страшный грех, который выражает в человеке присутствие гордыни. Кстати, осуждающий человек никогда не научится молиться, это первое сопротивление молитвенному настрою и, конечно же, свидетельство глубоко поврежденной гордыней души.
Как справиться с осуждением? Для этого нужно всегда помнить, чего ты стоишь. А узнать это можно очень просто. Господь говорит: «Кто ударит тебя по правой щеке, подставь левую». Это, в некотором смысле, метафора, здесь Господь говорит не о боксерском ринге. Как ты, человек, справляешься с унижением? Например, садишься в транспорт, а тебя там подвыпивший мужичок встречает словами: «Куда лезешь, мерзкая тварь?». Как ты отреагируешь на эти слова? Хотя что особенного он сказал? Ты тварь? Тварь, творение Божие. Ты грешник? Конечно, грешник, потому что нет человека, который день проживет и не согрешит. Часто мы и на Исповеди говорим, что «грешен всеми заповедями, нет греха, который бы не сотворил». Да, ты грешник, а грех есть мерзость пред Богом, значит, выражение «мерзкая тварь» – свидетельство того, кто ты есть на самом деле. А почему же ты так закипел-то? А потому что человек не видит себя таковым. Как однажды Феофан Затворник заметил: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь якоже прочии человецы».
Так вот, борьба с осуждением и победа над ним бывает тогда, когда человек помнит, что он не только тварь, но хуже всякой твари. Преподобный Антоний именно так о себе и думал, потому и победил дьявола. А что человек хуже всякой твари, это совершенно очевидно – никакой кошке в голову не придет делать аборт, и никакой кот не будет свою кошку на аборт отправлять, никакая корова не будет пить водку. Животные живут в абсолютном послушании Богу, а человек все время впадает в противоестественное состояние. Нам бы признать и осознать, что человек – самый последний грешник, действительно мерзкая тварь.
И когда у человека рождается вот это искреннее осознание, глубокое понимание, что он недостоин даже человеком называться, от этого внутри рождается надежда на Бога. И рождается молитва: «Господи, я понимаю, что я весь в проказе, но если хочешь, можешь меня очистить». И Господь сразу же подает человеку Свою Божественную благодать, потому что, как магнитик к магнитику, человек, приобретая богоподобные свойства, привлекает к себе Самого Бога.
Вот такой путь ко спасению. Непростой, но единственный и неизбежный. Поэтому всякий, кто хочет спастись, отвергнись себя, а кто хочет быть совершенным, надо еще и имение продать, раздать нищим и, взявши крест, следовать за Христом.
3 февраля – день памяти преподобного Максима Исповедника В VII веке в Восточной Церкви возникло лжеучение монофизитов, которые признавали в Иисусе Христе одну Божественную природу (естество) и отвергали Его совершенное Человечество. Защитниками ереси были два патриарха, Александрийский и Константинопольский.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.