Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
АРХИМАНДРИТ Лазарь (Абашидзе) говорит: «В каждом деле нам важно заглянуть в глубь своего сердца, в тайники наших сокровенных помыслов. Ведь любое дело прежде бывает взвешено и расценено нашими внутренними силами, среди которых происходит что-то вроде тайного совета. Сердце говорит свои «за» и «против», ум – свои. Чувства, плоть и даже наши страсти тоже пытаются вставить свое слово. И если на этом совете дело решается по Христовым законам, то оно и совершится во спасение души; а если же будет допущено лукавство в пользу какой-либо страсти, то такое дело, какой бы внешне благолепный вид оно ни имело, принесет душе вред. Любой наш маленький, едва заметный поступок всегда сопровождается этим внутренним посвящением, любое действие совершается нами ради земного или небесного, ради Божиего или человеческого, и в этом заключается главная его ценность».
Но умеем ли мы так глубоко видеть свою душу, так различать ее сокровенные движения и понимать ее истинные намерения и цели? Конечно, сразу такое уменье не освоить, но и пройти путь спасения без него невозможно. Потому на протяжении многих уроков мы старались внимательно исследовать себя, чтобы увидеть, как проявляются и действуют в нас страсти.
Страсть гордости святые отцы поставили в конце всех страстей, но это не значит, что она меньше первой – чревоугодия. Страсти – не пирамидка, где на самом верху гордость, напротив, – она основа всех страстей, но поскольку мы люди плотские, то прежде всего видим свои плотские страсти. Но если человек более внимателен к себе, то он сможет увидеть в себе проявление гордости, хотя она пронизывает и все другие человеческие страсти. Ведь человек всегда самолюбив, а значит и горд и, следовательно, постоянно будет себя жалеть и напитывать свое чрево. И другие страсти, например, сребролюбие, блуд тоже часто подпитываются гордостью. К примеру, она проявляется в блуде, когда кто-то видит себя достойным внимания другой особы. И в сребролюбии человек думает: я должен иметь что-то, я хочу, я этого достоин. Этот мотив: я должен, я хочу, я могу – и есть основа наших страстей.
Святой праведный Алексий Мечев говорил: когда люди указывают нам на недостатки, которых мы за собой не замечаем, то они помогают нам бороться с нашими главными врагами «яшкой да окаяшкой» – так старец называл самолюбие, то самое человеческое «я», которое тотчас заявляет о своих правах, когда его кто волей или неволей заденет, ущемит. А монахиня Н. в книге «Дерзай, дщерь!» так пишет о проявлении в нас этих враждебных, но родных для многих «яшек-окаяшек»: «Привыкнув жить без Бога, мы не ощущаем Его присутствия в мире и, если честно, нас это устраивает: когда Бог далеко, мы вправе поступать по своим прихотям». А вот христианство требует от нас отказаться от общепринятого и приятного способа существования по прихотям, или, точнее, по страстям. Это значит – отказаться от нашего главного врага, этого Яшки-окаяшки, от эгоизма и самости. Именно поэтому одна женщина, увидев во сне прекрасный рай, а главное, что ее там все любят и она всех любит, поняла свой сон своеобразно: Господь определит нас в раю «по интересам», по родству душ, в теплые компании. И лишь спустя время женщина осознала: там, в раю, у Бога не может быть эгоистов! О том же говорил и философ А.С.Хомяков – в ад каждый идет сам по себе, а в рай можно войти только с другими. Но порой, придумывая себе тот рай, в котором нам должно быть обязательно хорошо, мы даже не делаем усилий узнать учение Церкви о рае, каково оно – Царствие Божие, и что от нас требуется для его обретения.
В страсти гордости, как в фундаменте, основе и стержне всех страстей, есть очень тяжелые проявления. Неверие само по себе уже и есть одно из проявлений гордости: когда человек не верит в Бога, у него формируется мировоззрение, в котором он сам себя видит основой всего, центром мира, считает себя центром вселенной и желает всем руководить и убрать Бога. А если человек в Бога не верит, о каком спасении его можно говорить? Но к смертным грехам проявления страсти гордости относится и ложное учение о вере. Можно считать себя христианином, но не признавать учения Церкви о Боге. Может ли получить вечную жизнь человек, не желающий правильно верить во Христа? Вот почему нам, христианам, важно регулярно возвращаться к основам веры, чтобы не извращались наши вероучительные понятия.
Поясню, почему это так опасно. Ну, подумал человек по-другому, что тут такого? Но в этих раздумьях может быть заложена ложь по отношению к Господу. А эта ложь никогда не даст человеку правильно прийти к Богу. Это могут быть разные еретические учения, а могут быть просто какие-то суеверия, которые приводят к ложной вере. К разряду таких тяжких грехов относится пренебрежение Церковью Православной, как хранительницей истины, когда человек ищет какой-то свой путь. Кстати, самое распространенное современное убеждение, что «Бог у меня в душе», по сути является новой ересью самообоженья. Она оформляется на наших глазах в некое мировоззрение. Это не просто эмоциональное ощущение, а принципиальное принятие новой веры – безрелигиозной. Церковь при этом уже не нужна, не нужны таинства, священство, богословие, Священное Писание. Есть ли дело человеку верующему в «Бога в душе» до того, что Бог открыл миру о Себе, о пути ко спасению? Символ этой новой веры – «Бог у меня в душе», но у христианина не могут не возникнуть вопросы к носителю новой веры: «как ты, брат, достиг такого совершенства, что Творец мира обитель Себе сотворил в твоем омытом от страстей сердце? Как ты, вчерашний комсомолец, очистился от грехов? Как ты Бога ощущаешь в себе? Что Он тебе говорит? Какие заповеди дал?». Как жаль, что на эти вопросы не бывает ответа. Самообожение, то есть превращение себя в Бога, идет полным ходом.
В ИСТОРИИ Церкви немало ярких и горьких примеров того, как дух злобы, пытаясь разрушить христианство изнутри, сеял в умах людей семена ложных учений. И они не только давали всходы, но и приносили ядовитые плоды. Подобные заблуждения одинаково гибельны как для всей Церкви, так и для отдельной личности, поскольку сатана, являясь источником всех страстей и любой лжи, прекрасно знает, как гибельно не правильно исповедовать веру Церкви, а упражняться в собственных домыслах и фантазиях. И кто «преуспевает» в этом опасном труде, тот сам становится желанной и легкой добычей искусителя, однажды такой же ложью подтолкнувшего к грехопадению наших прародителей в раю. А ведь до этой трагедии Адам обладал качеством, противоположным страсти гордости, – он имел добродетель любви к Господу.
На этой добродетели были основаны все отношения Адама: к Господу, к самому себе, к Еве, но к Господу в первую очередь. Ева в момент ее соблазнения захотела обладать знанием, которое предложил сатана. И яд гордости первым попал в души людей и, соответственно, изменил их духовное состояние. Мы помним, как после грехопадения первые люди спрятались от Бога. Почему? Они уже отдалились от Него, приобретя гиперлюбовь к себе. И сегодня она есть у нас всех. Для гордого человека характерно видеть в себе единственную причину всего хорошего, что есть в нем и вокруг него.
Авва Дорофей говорит о двух видах гордости. Первая из них есть та, когда кто укоряет брата, осуждает и бесчестит его, как ничего не значащего, а себя считает выше его. Таковой, если не опомнится и не исправится, мало-помалу придет во вторую гордость, так что возгордится и против самого Бога, и все подвиги и добродетели свои будет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою он совершил их, своим разумом и старанием, а не помощью Божией. Авва Дорофей приводит печальный пример одного инока. Сначала, общаясь с братией, он уничижал каждого и возражал: «Что значит такой-то? Нет никого достойного, кроме Зосимы и Макария». Потом начал осуждать и этих, потом уже недостойными, по его мнению, стали святители Василий Великий и Григорий Богослов. Потом он усомнился в достоинстве апостолов Петра и Павла. Тогда авва Дорофей предупредил инока: «Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать». И действительно, через некоторое время тот заявил: «Кто такой Петр? И кто такой Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы». Наконец безумец возгордился и против Самого Бога. Посему, завершает этот урок авва Дорофей, мы должны подвизаться всеми нашими силами против первой гордости, дабы мало-помалу не впасть и во вторую, то есть в совершенную гордыню.
У каждого времени свои примеры, и проявления гордости, свойственные современным людям, которые наблюдает пастырь в XXI веке, условно можно назвать новыми. Они лишь имеют некоторые характерные черты, без труда замечаемые священником, когда он предлагает прихожанам оглашение как некий экзамен на знание основ христианской веры.
В нашем храме в честь Владимирской Иконы Божией Матери предлагается провести такую проверку основ веры каждому христианину, всем – и крещеным, и некрещеным. Повторять знания о Боге никогда не стыдно, мы предлагаем всего лишь поговорить о вере, а это такая редкость в наше время. В семье об этом не поговоришь, потому что у нас очень мало семей, где веруют все члены семьи или хотя бы какая-то их часть. Нам просто негде взять зеркало, в которое можно посмотреться и себя оценить: правильно ли я верю в Бога, или нет? Для этого должен быть более опытный христианин, который подправит ошибки. Наш приходской опыт показывает, что простые разговоры об основах веры с катехизатором выявляют серьезные искажения в вере современных христиан. Вера с заблуждениями и суевериями, которых бывает очень много, отрицательно влияет на покаянную жизнь человека. Если человек неправильно воспринимает Господа, он и кается неверно. Поэтому время от времени повторять основы веры нужно каждому христианину.
Проявлений страсти гордости можно назвать великое множество, и перечень симптомов этого духовного недуга займет не одну страницу убористого текста. Но для всех проявлений характерна общая черта. Особенность гордости – ее неприметность для самого человека. Гордец, как правило, не видит собственной гордыни. Так, в древности некий разумный старец увещевал одного брата, чтобы тот не гордился, но гордец, ослепленный своим умом, отвечал: «Прости меня, отче, но во мне нет гордости». На что мудрый старец вздохнул: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»
Другие страсти нам видны, а гордость, как некий паразит, при укусе сначала вспрыскивает анестетик, а потом уже пьет кровь. Если, опять же, вернуться к плотским страстям – блуду, чревоугодию, гневу, которые заметны сразу, то гордость постоянно скрыта, постоянно маскируется. Поэтому святые отцы, тот же святитель Игнатий, пишут, что легче бороться с блудом и чревоугодием, чем с тщеславием. Порой сложно сказать, чем отличается гордость от тщеславия, это очень тонкие вещи, в некоторых святоотеческих трудах они не всегда и различаются. Но мы, следуя святителю Игнатию, увидим разницу.
Если тщеславный человек пока еще ищет славы у ближних, из кожи вон лезет, доказывая, что он хороший, то гордецу уже не надо ничего доказывать – он убежден в своей правоте: «я сам все знаю, я тверд в своих убеждениях, я не сомневаюсь, мне не нужны советчики и авторитеты! Мне не нужна Церковь, мне не нужен духовный отец – я сам собой руковожу в духовной жизни!». Какое опасное состояние: оно показывает большую степень развития гордости. Ни святые отцы уже не авторитет, ни живые люди, которые могли бы что-то посоветовать. Человек сам мерило своих качеств.
В «СЛОВЕ на язычников» святого Афанасия Великого говорится: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцанию божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого прежде Центром был Бог, отвернулся от своего Творца, восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию созерцание самого себя. Священник Александр Ельчанинов писал, что в современной жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» стало нашей природой и проявляется в виде могучего инстинкта самосохранения не только в телесной, но и в душевной нашей жизни. Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается от внезапного потрясения души (например, большим горем) или от продолжительного душевного состояния, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта. Но любая сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и превращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
Если говорить о простых проявлениях страсти, которые бросаются в глаза, это желание командовать, руководить, особенно тогда, когда никто человека не ставил на эту должность, подсказывать, укорять, упрекать – мы в наших семьях можем видеть это очень часто в отношениях родителей к детям, или детей к родителям, или супругов друг к другу.
Действительно, отношение наших собственных детей к нам – родителям, часто становится показателем нашего неправильного, искаженного отношения к Богу, Его заповедям и установлениям. Мы не смиряемся перед Богом – дети не смиряются перед нами, мы не боимся потерять любовь Отца Небесного – и дети не дорожат нашими чувствами, пренебрегают ими и отвергают нашу любовь.
Если дети непослушны, это первый признак того, что родитель сам непослушен Богу. Господь попускает непослушание детей, чтобы родитель увидел, насколько он сам нетерпелив, самолюбив, обидчив, излишне жалеет себя. Родителю или руководителю проще наорать на всех, укорить других, чем с сокрушением потерпеть своих детей или подчиненных. Поэтому борьба со страстью – очень непростое дело.
Если говорить и дальше о проявлении гордости, то это может быть и неподчинение начальству или непослушание старшим. К проявлениям страсти гордости относится и непослушание Церкви. Я имею в виду то непростое духовное состояние, когда человек приходит в Церковь, но не принимает церковное учение о таинствах, о благочестии, а привносит свое мнение, начинает жить по своим индивидуальным законам. Такой человек может считать себя воцерковленным, но на практике не знает основ веры и не имеет понятий о христианской жизни. Нередко приходит такой человек на Исповедь, думая, что он просто назовет грехи, без борьбы, без покаяния и сокрушения, без дальнейшего настраивания своей жизни, и все – духовное исцеление свершилось. И когда священник пытается направить его на путь исправления, предлагает что-то изменить, то сразу встречает обиду. Казалось бы, должно быть наоборот: ты же пришел исцеляться, вот с тобой рядом стоит санитар – так что же обижаться на перевязку? Но нет, возникают обиды, и это красноречиво говорит о том, с каким духовным настроем человек пришел. Он пришел с гордостью, поэтому и обижается, недопонимает, а причина-то в том, что он по-своему воспринимает все важные для христианина дела!
ЧЕМ же нам можно завершить это исследование себя, собственных страстей и тех целей, к которым нам надобно стремиться? Мы живем в суете, не успеваем изучить все святоотеческие творения и, тем более, освоить их опытно. Так как же найти ключ, которым можно отворить дверь нашей внутренней жизни?
Архимандриту Лазарю (Абашидзе) найти ответ на этот вопрос помог святитель Феофан Затворник. Когда мы, ослепленные своими грехами и плененные страстями, наблюдать за собой и исследовать себя не можем, святитель предлагает нам такой урок: нам надо постоянно хранить чувство присутствия Божия, что Господь близ, Он нас видит, Он совсем рядом. Святитель Феофан учит: «В этом памятовании надо всячески укрепиться! Бог везде и всегда с нами, и при нас, и в нас. Это мы не всегда с Ним бываем, ибо не помним о Нем. И потому позволяем себе много такого, чего не позволили бы, если бы помнили. Возьмите на себя труд навыкать этой памяти. Тут ничего особенного не требуется, только намерение принять и напряженно помнить, что Господь в вас есть, и близ есть, и смотрит на вас и в вас смотрит зорко. Что бы вы ни делали, все помните, что Господь близ и Он смотрит. Станете трудиться, и привыкнете и, как только привыкнете, то увидите, какое спасительное действие происходит от этого в душе!»
В святые дни, когда весь православный мир празднует Рождество Христово и, кажется, полон духовной радости, подвижник благочестия архимандрит Ефрем продолжает подвергаться гонениям за веру.
В ПЕРВОЙ главе своего послания апостол Петр определяет цель христианской жизни как стяжание, или можно сказать по-другому, достижение святости.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.