Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (659) → Страсть тщеславия

Страсть тщеславия

№2 (659) / 9 января ‘12

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

Как замечать в себе греховные наклонности? Как вести борьбу с тонкими и порой незаметными для нас страстями? Ведь враг рода человеческого, однажды соблазнив Адама и Еву, не успокоился, он стремится уловить в свои сети душу каждого из нас. Но каждый ли сможет распознать в себе духовную болезнь, проявление страстей, которые могут быть и неприметны, и многоразличны?


Вернемся в своих рассуждениях к состоянию Адама до грехопадения, чтобы понять, какая его добродетель превратилась в страсть тщеславия. Это добродетель смирения. Вспомним, как в Евангельской притче в храм пришли два человека: один мытарь, а другой фарисей. Фарисей, казалось бы, благодарит Бога, но на самом деле хвастается перед Ним тем, какой он хороший человек, он не таков, как все прочие люди. А мытарь признает себя грешником, кается и просит милости у Бога. И Господь заканчивает эту притчу тем, что фарисей возносился – и был унижен, а возвышен и оправдан Господом тот, кто сокрушался.

Давайте обратимся к первым главам Книги Бытие, и посмотрим, как происходило соблазнение сатаной. Одно из искушений, которое предлагается первым людям, – стать, как боги. И если Адам и Ева до грехопадения имели в себе очень важную добродетель смирения, которое примиряло их с Господом, давало им стремление выполнять волю Божию, то сатана, соблазняя, предлагает им обратить внимание на себя, искать славу не Богу, а себе.

Но не только искание славы человеческой, желание земных и суетных почестей характерны для страсти тщеславия. Ей присущи, как пишет святитель Игнатий, «и хвастовство, и любление красивых одежд, вещей и экипажей, и внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Тщеславному человеку бывает стыдно исповедовать свои грехи, и потому он пытается оправдать себя, зато не стыдно прекословить другим, унижать и презирать их. Присущи этой страсти лицемерие, ложь, лесть, человекоугодие, зависть». И, завершает свт. Игнатий описание этой страсти, «тщеславному свойственны бессовестность, нрав и жизнь бесовские». А раз так, то тщеславному совсем незачем искать в своей жизни Бога и тем более славить Его.

А что значит искать славы Божией? По учению Церкви, ангелы славословят Бога, и для них это смысл существования. Но мы славить Бога какими-то своими поступками сейчас не можем, потому что мы находимся в совершенно ином состоянии. Можно привести Евангельскую притчу о пастыре добром, который оставил 99 не потерявшихся овец и усердно ищет одну. Потерявшаяся овца – это человечество. Если 99 овец – это ангельские силы, то заблудшая овца – это мы с вами. И поиск славы Божией у этой овцы, то есть у нас – это, потерявшись, кричать своему Пастырю, Господу Иисусу Христу, что мы хотим жить и хотим спастись. То есть поиск славы Божией – это личная покаянная жизнь человека для спасения собственной души. Слава человеческая – это пустота, так зачем человеку к ней стремиться? Он должен стремиться приблизиться к Господу.

Все мы призваны к единению с Богом, восприятию того неизреченного благословения, для которого Творец и создал нас, но часто мы живем так, будто этой высочайшей цели не существует. Господь создал нас для обожения; забывая об этом, мы просто закапываем в землю талант – всю нашу жизнь. Архимандрит Георгий, игумен Афонской обители Св. Георгия, пишет: «Мы слишком преданы земным попечениям. У нас может быть множество очень полезных и необходимых дел – учеба, работа, семья, финансовые хлопоты. И если во всех делах мы воспринимаем и используем мир Евхаристически, как дар Божий, то все соединяет нас с Богом и становится ступенью к Нему. Но если мы не стремимся к единению с Богом, то все напрасно, все впустую». Обычно люди обманываются этими второстепенными жизненными задачами и обожение не рассматривают как главную и первоочередную. Временные цели поглощают людей и закрывают от них в суете и заботах то, что есть «едино на потребу». Но сказал же Господь: «Ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам».

Очень важно, чтобы мы правильно понимали прославление Господа и поиск этой правильной славы. Это не та слава, когда человек показывает всем, какой он добрый, потому что верующий, – не об этом Господь говорит, но о том, что выполнение заповедей – это путь покаяния, прославления Бога, и что первая заповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Будьте смиренны, как Я», – говорит Господь. То есть мы призваны к личному покаянному пути всей жизни. И все увидят добрые твои дела, не из-за того, что ты их покажешь, а потому что просто пытаешься жить по-христиански.

Разговор о тщеславии касается не только артистов и людей знатных, не только власть имеющих и богатых, но и всех нас. Он касается каждого без исключения – эта страсть есть у всех.

Чаще всего тщеславие проявляется в двух формах. Либо оно побуждает человека превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, своими достоинствами или талантами – богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Либо человек превозносится своими духовными достижениями – постом, милостыней, милосердием, смирением и т.п. И получается по пословице: куда ни кинь, всюду клин. Как говорит о том же преподобный Иоанн Лествичник: «Когда я храню пост, я тщеславлюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его – тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить ли стану – тщеславием облекаюсь; соблюдаю молчание – паки оному предаюсь. Куда сие терние ни поверни, все станет оно вверх своими спицами!» Но иногда тщеславный человек кормит свою страсть не тем, что ищет похвал или одобрения в собственных глазах или у окружающих. Когда оснований для этого нет, его окружение начинает подвергаться насмешкам, укорам и презрительным замечаниям, поскольку и такой способ возвыситься славолюбцем не отвергается – все идет в ход для подпитки страсти.

Поскольку мы в большинстве люди обыкновенные, не имеем каких-то особенных способностей, талантов, и нам мало чем возможно похвастаться, это стремление к славе не всегда толкает человека к приобретению каких-то навыков и качеств, которые можно демонстрировать и получать славу. Тщеславие искажает взгляд на ближних, наше видение окружающих людей, поэтому очень часто мы находим тех, кто хуже нас, кто ведет себя не так, как мы. Замечая недостатки, смакуем их, злорадствуем.

Тщеславный человек всегда нуждается в зрителях, и об этом преподобный Иоанн Лествичник замечает: «Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных – серьезными, рассеянных – сосредоточенными, обжорливых – воздержанными». Так и грех самооправдания, присущий этой страсти, объясняется той же зависимостью от зрителей, от тех, кто окружает грешника, на кого можно свалить свою вину или растворить ее среди чужих грехов. И потому на Исповеди тщеславный человек может сказать: «грешен, как и все».

Когда ты виноват, кажется, чего проще сказать: «Извините, я не сделал; извините, я опоздал». А что получается? «Свет Венеры преломился в проводах трамвая, и я попал из-за этого в пробку». А я всего лишь поздно вышел из дома, раз поздно лег, потому что увлекся каким-то сериалом. И оказалось, что на самом деле я сам во всем виноват.

Это стремление к самооправданию начинается в нас с самого детства. Мы оправдываемся плохим самочувствием или какой-то выдуманной причиной. Как часто мы просто спихиваем на ближнего свою вину... Лишь бы я остался хорошим. Одно из проявлений тщеславия, например, когда человек пресмыкается перед начальником, а подчиненных своих унижает. Перед начальством он «хороший», и стремится сделать так, чтобы и ему так же поклонялись подчиненные. Это очень тяжкое духовное состояние.

Еще одно лукавство этой страсти – желание человека хвалиться своими делами, причем не только добрыми.

Одно из ее проявлений – когда человек что-то сделал доброе, например, милостыню, пошел и рассказал, хотя святые отцы и Господь нам говорят, чтобы мы творили милостыню или молились тайно, или постились так, чтобы Отец Небесный лишь знал, что ты постишься, а не люди, – нам предлагается скрывать свои добродетели и добрые дела, правая рука не должна знать, что делает левая. Но нас порой одолевает банальное хвастовство. А когда человеку нечем добрым хвалиться, он начинает хвалиться своими грехами, проступками, лишь бы чем-то выделиться среди окружающих.

Бывает, что телесные болезни человека излечиваются с большим трудом. И мы объясняем это либо неопытностью врача, либо нерадивостью больного. Но для души все бывает иначе. Мы не можем сказать, что Врач наш Небесный Иисус Христос, будучи неискусен, не дает нам надлежащего лекарства. Он знает все, и для преодоления страсти подает соответствующее лекарство: добродетель смирения.

Есть еще один радикальный метод лечения страсти тщеславия – лечение позором, когда любитель славы, почета и похвал вдруг через внешние обстоятельства сваливается с постамента своего ложного величия и через мучительный стыд, через публичное обнажение своих струпьев и язв приходит в разум, пробуждается от тщетной славы. То, что тщеславие лечится позором, многие знают по собственному опыту или глядя на окружающих – близких и далеких. И каким бы горьким ни было это лекарство, его эффективность вряд ли можно оспаривать.

Это как прижигание – древний способ лечения: прижечь, чтобы не было инфекции, чтобы образовывалась новая кожа. Так же и здесь. Господь попускает такое «прижигание» по любви – Он говорит в Евангелии: «если ты не смиришь сам себя, то Я смирю тебя». Признаки этого смирения от Господа не в том, что человек увидел себя вдруг смиренным. Оно проявляется во внешних обстоятельствах, тяжелых, трудных, скорбных, которыми Господь может привести нас к внутреннему смирению.

Но тот, кто умеет слушать голос совести, подобное смирительное средство иногда назначает себе сам, не дожидаясь суровых лекарств Врача Небесного. Настоящий христианин, замечая собственную греховность, всегда торопится исправить свою жизнь по заповедям Божиим, а значит, не медлит принять лекарство от страстей. Так произошло с одним древним подвижником, который жил добродетельно, много молился, строго постился и вдруг поймал себя на мысли, что все это он делает без особого труда. И тут же почувствовал, как острый шип тщеславия уколол его сердце. Что же, будильник зазвонил, и старец тотчас поспешил на работу – самую что ни на есть спасительную. Он отправился в город, купил на базаре жареную курицу и, усевшись прямо на городской площади, принялся уплетать эту недозволенную для монахов пищу. Народ не верил своим глазам! Тот, кого горожане почитали за великого подвижника, ел недозволенное, вел себя неподобающе и при том нимало не таился. Насмотревшись вдоволь на это зрелище, люди расходились с плевками и словами: «Мы-то думали, это угодник Божий, а он чревоугодник и нарушитель заповедей». Много подобного услышал в этот день о себе подвижник, и все слова принял с благодарностью, зная, что тщеславную мысль, пришедшую ему на ум, прижигать надо безжалостно, поскольку слава тщетная, человеческая, навсегда могла заслонить его от славы Божией. А он помнил слова апостола Павла, что не тот достоин, кто сам себя хвалит, но тот, кого хвалит Господь.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Исследуйте писания

Святость как цель христианской жизни

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

ИССЛЕДУЕМ сегодня Соборное послание апостола Петра.Обратимся к словам его первой главы: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас к надежде живой чрез воскресение Иисуса Христа

 
Крещение Господне

Об использовании святой воды

Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс