Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
ИССЛЕДУЕМ сегодня Соборное послание апостола Петра.
Обратимся к словам его первой главы: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас к надежде живой чрез воскресение Иисуса Христа из мертвых, к наследству нетленному и непорочному и неувядающему, сохраняемому на небесах для вас, силой Божией чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
Об этом ликуйте, немного теперь поскорбев, если нужно, в различных искушениях,
чтобы испытание веры вашей, которое драгоценнее золота гибнущего, хотя огнем испытываемого, было к похвале и славе и чести в откровении Иисуса Христа».
Апостол Петр утверждает: за терпением страданий всегда следует воздаяние – терпение по вере во Христа никогда не останется без него. Но это воздаяние апостол относит к будущему времени. В настоящем люди, приступающие служить Богу во Христе, люди, знающие о жизни Иисуса Христа, о кончине Праведного, должны сознавать, что их ждет. Если Сын Божий, абсолютно безгрешный, претерпел такое поношение, то и нам следует быть к нему готовыми. Апостол Петр призывает нас обращаться не только к смерти Иисуса Христа, но и к тому, что последовало за ней. Он призывает взирать на воздаяние: на Воскресение, на славу, которую Христос получил, будучи, в том числе, и Человеком, – Он, вознесенный и севший одесную Бога. Апостол обращается к пастве: «так смотрите на то, что вас ждет, на воздаяние ваше, если претерпите до конца! Вот воздаяние – сесть одесную Бога, быть у Престола Божия, в сонме свидетелей, быть избранным во Христе».
Это Послание обращено к христианам страдающим, нуждающимся в утверждении и укреплении в вере. Но в то же время не нужно полагать, что христиане проповедуют лишь скорби, что они ищут и находят эти скорби, чтобы хоть как-то пострадать за Христа. Все апостолы, да и само Евангелие Иисуса Христа, все свидетельствует об одном: скорби с неизбежностью придут. Они приходят не по воле христиан – они приходят, потому что мир, в котором живет христианин, не принимает ни его, ни его свидетельств. Мир, окружающий христианина, живет совершенно по иным законам, имеет другие стремления. Он не вмещает ни мироощущения христианина, ни его любви, ни его правды.
И все же христианство – не проповедь о страданиях, это – проповедь о вере, о вечной жизни. Но путь к вечной жизни открывается, когда христианин уверовал во Христа, узнал в Нем Дверь в вечную жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыханий. Во Христе для человека – путь к общению с Богом, путь жизни с Богом, путь к подлинному блаженству, потому что ради этого именно бытия человек и создан. Но земная его жизнь неизбежно будет подвержена страданиям, он постоянно будет оказываться в условиях необходимости отстаивания своей веры.
А значит, человеку надлежит претерпеть до конца, сохранить веру во Христа, чтобы наследовать вечную жизнь, вечное блаженство – нескончаемую радость быть своим Богу.
ОСТАНОВИМСЯ и еще на одном стихе. Апостол Петр пишет: «Иисуса Христа, Которого вы, не видев, любите, в Которого вы, хотя теперь еще не видя Его, веруете, и ликуете радостью неизреченной и прославленной, достигая цели вашей веры, спасения душ».
Апостол в своем слове обращается к современникам Иисуса Христа, которые жили в одно время с ним, но географически были удалены от Палестины. Они не могли видеть Его в земной жизни или после Воскресения из мертвых, возносящимся на Небеса, но, тем не менее, они веровали. И апостол Петр им говорит, что их вера ничем не меньше веры апостольской, хотя апостолы видели и Самого Иисуса Христа, и Его чудеса, видели Его и распятым, и Воскресшим, и возносящимся, – та же радость, которая переполняет апостолов, животворит и сердца тех, кто верует, не видя Его.
Это важное, фундаментальное свидетельство: чтобы верить в Бога, чтобы верить в Иисуса Христа, совершенно не обязательно Его видеть.
Проникновение в тайны Царствия Божия происходит по-разному у каждого человека. Можно увидеть рай, и потом преобразить в связи с этим всю свою жизнь. А можно и без этого видения исполнять заповедь Христову, но получать ту же радость, которую получают апостолы. Дело не в самом видении, оно не принципиально для утверждения человека в вере. Ведь сколько угодно людей, видевших Христа и даже Его Воскресение, – и не уверовавших. Воины, которые видели Воскресшим Христа, и те иудеи, к которым они прибежали, не стали верующими, никак не изменили свою жизнь. И много других свидетельств мы знаем, что люди видели чудеса, видели явление Бога, видели знамения Его и никак не изменились. Не чудесные явления фундамент веры. Христос говорит Своим ученикам: «Блаженны невидевшие, но уверовавшие». Если бы я Его и видел, то какой был бы подвиг от моей веры? В том и состоит некоторая особенность и исключительность веры каждого из нас во Христа, что мы веруем, не видя Его, не будучи свидетелями Его. Но это, тем не менее, не значит, что мы непричастны тайнам Царства Божия. Каждый из нас на Пасху испытывает удивительную радость. И в день, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, во многие другие события – от чудотворных икон, или в разных обстоятельствах, или во время наших особенно усердных молитв мы ощущаем всем нашим существом, что Бог есть.
ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ святых, именно радость от невидимого, нематериального, и есть подтверждение веры. Именно такая радость и изменяла сердца людей на протяжении всей истории существования Церкви Христовой, начиная со времен, когда человек с радостью переносил невероятные муки и страдания. Мученики претерпевали страдания до конца и порой даже чудесно исцеленные выходили на муки вновь и вновь и, в конце концов, подклоняли голову под меч, делая это с радостью, не видя, но веруя.
И эта их вера преображала сердца и взирающих мучителей, и судей, и простых свидетелей мучений. И пустынники, подвижники, не имея никаких земных утешений, радовались своей нищете, изможденности своей плоти, тому, что они принимали поношения за имя Христово; когда свидетели такой веры встречали радость на лицах подвижников, они загорались их верой, она словно перетекала в них. Поэтому и важно такое свидетельство: «я потому и верю, хотя ничего не видел и, может, никогда не увижу». За такое исповедование веры наше собственное сердце вдруг будет утешено невидимой и не принимаемой миром благодатью Божией. Не нужно оглядываться на мир – он никогда не примет невидимых вещей, ему все надо посмотреть и потрогать. Для мира верить, не видя, – это безумие; но это и есть основание подлинной веры.
В первой части первой главы Соборного послания святого апостола Петра есть еще одно интересное свидетельство: «К этому-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказали о назначенной вам благодати.
Они исследовали, на которое и на какое время указывал бывший в них Дух Христа, заранее свидетельствовавший о предстоящих Христу страданиях и о последующей за ними славе. Им было открыто, что не им самим, а вам служило то, что теперь возвещено вам чрез благовествовавших вам в Духе Святом, посланном с неба, то, во что желают проникнуть взорами ангелы».
Все Священное Писание единогласно свидетельствует, что дело, которое задумал Бог для спасения человечества – а именно: схождение Бога, воплощение, смерть на Кресте, Его Воскресение и дарование Своего Тела и Своей Крови ради оживотворения человека, – было тайной для ангелов. Ангелы этого не знали, ангелы удивлялись. И все православное богослужение, особенно в своих песнопениях и стихословиях, посвященных двунадесятым праздникам, – будь то праздники Господские или Богородичные, – свидетельствует, что ангелы удивлялись всему, что видели. Они удивлялись Вознесению Иисуса Христа, что Тело человеческое восходит к самому Престолу Божию: они, серафимы, не могут смотреть на Лик Бога, а тут человеческие глаза – человеческое Тело возносится и восседает одесную Бога. Так же они удивлялись, когда видели Матерь Божию, восходящую на Небеса. Они не перестают удивляться до сих пор, и для них всякий раз откровение, когда непостижимыми для человека и для них путями Господь спасает грешников. Так же ангелы Господни удивились, видя, что произошло с Марией Египетской, прежней блудницей, вдруг совершающей деяния, невозможные и для очень праведных и чистых людей. Для них каждый раз тайна спасения человека оказывается откровением, и они всякий раз со вниманием поклоняются Промыслу Божию, мудрости Божией. Это происходит потому, что не ангелы средоточие мира, но человек, который имеет то, чего не имеют ангелы. Он обладает плотью. И создан он, в отличие от ангелов, по образу и подобию Божию. Человек, как говорят некоторые богословы, есть как бы точка пересечения мира материального, тварного и мира Небесного (и скоты – братья наши меньшие, и ангелы – братья наши), то есть он открыт и для мира духов, ангелов, и для мира материального; ему ведомо все, он единственный способен вместить в себя все. И это удивительная тайна Божия.
Венчание – это таинство, в котором, при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, в образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия
Как замечать в себе греховные наклонности? Как вести борьбу с тонкими и порой незаметными для нас страстями? Ведь враг рода человеческого, однажды соблазнив Адама и Еву, не успокоился
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.