Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (659) → Протоиерей Михаил Зазвонов: В храме молодых ждут

Протоиерей Михаил Зазвонов: В храме молодых ждут

№2 (659) / 9 января ‘12

Беседы с батюшкой

Беседа с руководителем молодежного движения Нижегородской епархии протоиереем Михаилом Зазвоновым в эфире  телеканала «Союз»

В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». Ведущий – Александр Сергиенко.  Гость нашей студии – руководитель молодежного движения Нижегородской епархии протоиерей Михаил Зазвонов. Тема нашей  беседы – что мешает современной молодежи прийти в храм?


– Батюшка, так что мешает современной молодежи прийти в храм?

Отвергайте стереотипы!

– Мне кажется, ничто не мешает. Мне кажется, это даже некий миф, стереотип, что в храме одни злые бабушки и что Церковь несовременна. Это небылицы. У нас очень большое молодежное движение, и что может помешать прийти в храм тем молодым людям, которых я знаю? Даже не представляю. Им комфортно, они самоорганизуются, они успешные современные молодые люди, ничем не отличающиеся от других. Мне кажется, что здесь имеется некое изначальное непонимание.

– Формированию стереотипов помогает всевозможный молодежный сленг и лозунги, особенно которые навязываются СМИ; они прямо противоположны тому, что проповедует Церковь. В итоге создается ощущение, что приходится выбирать между тем, что звучит по телевизору, и тем, о чем говорят в храме.

– Если человек рад обманываться, то, наверное, он будет прислушиваться ко всему. Надо понять, что мы давно уже живем в потребительском мире, где правят деньги. Молодежь – объект влияния всяческих компаний, потому что «он молод, он перспективен, он зарабатывает деньги, у него еще вся жизнь впереди», и, безусловно, он принесет доход этим компаниям. Но если вы все-таки хотите себя уважать, то вы должны это понимать и не дать себя обмануть. Понятно, что все эти бизнес-структуры через пиар-кампании манипулируют сознанием, их задача – пройти через сознание к инстинктам, на них сыграть, обмануть и добиться результата: хочешь – не хочешь, а этот продукт ты купи.

Если внимательно посмотреть, то манипуляция нашим сознанием везде присутствует. Но надо быть выше этого, надо себя уважать, надо безусловно понимать, что богатство молодого человека – это его духовный мир, это его осознание личности, умение мыслить, творить благо, жить в социуме, видеть свое место в нем и приносить, конечно же, любовь окружающим. Это главное.

– Бывает так, что юноши и девушки начинают ходить в храм, пытаются жить православно, но скрывают это от своих друзей, которые совершенно не знакомы с Церковью. Как преодолеть страх?

– Это тоже стереотип, которому подвержены многие. Это – твой выбор. Почему, когда человек что-то делает негативное и говорит, что это его выбор, все с пониманием к нему относятся: как хочешь, так и делай. Но когда человек решил посвятить себя чему-то возвышенному, доброму и главному, почему он должен стесняться этого? На самом деле все зависит от вас самих. Чувствуйте себя свободно, ведите себя естественно. Если это вам нравится, если вы чувствуете, что это ваш путь, который дает вам очень многое, то этому надо радоваться, этой радостью и любовью надо делиться. Какой ложный стыд? А потом, я думаю, отношение к вам будет совершенно противоположное, вы будете уважаемы в своей среде. И многих ваш пример подтолкнет к храму – помните слова Спасителя, который говорил: «просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего, Иже есть на Небесех». Мы обрели свой путь, и если мы спокойно это воспринимаем, то меняемся. Окружающие это видят и начинают реагировать на это. И, безусловно, этим вы поможете прийти в храм и вашему другу, вашей подруге, окружающим вас людям. Главное – не лукавить, не прятаться, не скрываться, главное – быть самим собой. Тогда все будет хорошо.

– Как молодым людям, только начинающим ходить в храм, преодолеть страх сделать что-то не так, например, даже подойти к священнику и о чем-то его спросить? Это довольно-таки сложно.

– Это опять же стереотип. У нас молодые люди очень смелые, они ездят в разные страны, без стеснения заходят в любые учреждения, почему же, войдя в храм, они должны чего-то бояться? Войдите спокойно, мирно, душевно поздоровайтесь, если что непонятно, спросите. В лоб-то ведь никто не даст, наоборот, вам будут рады, что-то посоветуют. Безусловно, приход молодого человека, который всем интересуется, много спрашивает, пытается для себя что-то уяснить, радует людей церковных. Мы знаем, что вы – наше будущее, и мы ждем вас, и священник, может быть, с большим интересом к вам отнесется, больше уделит вам времени, подскажет что-то. Не бойтесь, монашескую одежду на вас сразу никто не оденет, вы останетесь собой. И будьте перед Богом собой, не надо никакие личины надевать, нужно искренними быть. Смелость и искренность вообще присуща молодежи, а все эти моменты, что вы чего-то не знаете, со временем исчезнут.

Искренность и только искренность

– В невоцерковленных семьях, где дети все-таки решили пойти в храм, нередко можно услышать неодобрительное: ну вот, в религию ударился. Как правильно вести себя с родителями?

– Опять же, должна быть искренность в отношениях. Конфликт между родителями и ребенком возникает тогда, когда не проговорено что-то, родители видят, что ребенок изменяется, но не знают, хорошо это или плохо. Когда ты понятен, когда ты искренен с людьми, тебя и воспринимают нормально. А когда ты недоговариваешь, то у людей начинают фантазии срабатывать: а чем это чревато, а что за этим может стоять? Надо быть самим собой, надо быть естественным, и тогда никакого конфликта не будет. И если ребенок говорит: «Отстань, ты ничего не понимаешь», они подумают, что это негативное влияние Церкви. Родители же вас любят, и если вы покажете свою любовь к ним, они вас поймут. Скажите им: «Успокойтесь, у меня все хорошо, а если у вас есть какие-то вопросы, давайте вместе сходим в храм, спросите сами у священника, что вас интересует, и он развеет все ваши опасения».

– Что касается первоначального изменения образа жизни и поведения молодого человека, который только начал посещать церковь, когда-нибудь этот этап проходит. И начинается новый этап, когда он начинает держать пост, читать духовную литературу. И у родителей опять возникает вопрос: «А почему так? Ведь мы совершенно иначе раньше жили «до того», почему ты сейчас не ешь то, что ел раньше?».

– Вот здесь та же проблема – непроговоренность. Если человек живет в социуме, с родителями в одной семье, он должен для них быть понятен, и его мировоззрение тоже. И это – ошибка неофитства. Когда человек вникает, его настолько все поражает, ему интересно все, и здесь без грамотного сопровождения священника может возникнуть опасность. Потому что молодой человек еще не знает, что все должно быть в меру… Везде должны быть мера и поэтапность. Пост – это хорошо, но если молодой человек самостоятельно решил: «Я буду строго поститься, молиться сугубо», то здесь может посмеяться сатана. Когда мы окажемся после такого «поста» на больничной койке, тогда и родители будут говорить: «Мы же тебя предупреждали, вот что тебе попы наговорили…». Пост – это тоже традиция, и входить в пост надо постепенно, начинать с малого. Сначала держать, например, не весь срок пост, или отказаться только от мясной пищи. Молодые люди много работают, учатся, занимаются спортом, они растут, у них совсем иной ритм жизни, и им нужно хорошее питание. А если вы перейдете на хлеб и воду, похудеете на несколько килограммов, побледнеете, ослабнете и будете еле-еле ноги передвигать, то даже и священник тогда погрозит на вас пальцем и скажет: «Осторожно, так нельзя». То есть нужно, чтобы все было в меру, чтобы вам было комфортно. Пост ведь не только ограничение в пище, это еще и определенный образ жизни. И поэтому больше любите людей в этот период, будьте отзывчивы, делайте какие-то добрые поступки – это тоже пост, который первоочередную важность имеет. Поэтому мир и любовь между детьми и родителями должны быть всегда, я этого желаю всем.

– А если родители скажут: «Вот, попы для тебя важнее и авторитетнее, чем родные мать и отец», что на это ответить?

– Я думаю, надо ответить правду: «Нет, не авторитетнее, у меня любовь к родителям превыше всего, потому что вы мне дали жизнь, а в знании духовной жизни – они специалисты»; если я заболел и говорю об этом родителям, они отвечают: «Ну, иди к врачу, я ведь не специалист, я не имею знаний в этой области». И правильно делают. И здесь родителям нужно сказать: «Я люблю вас, я всегда буду с вами, но сейчас я пытаюсь устроить свою жизнь, я пытаюсь получить знания, хожу в колледж или институт, слушаю лектора; я хочу быть духовно богатым человеком, и я обратился к специалистам в этой области – священнослужителям, они богословы, имеют специальное образование, могут посоветовать, разъяснить то, что мне интересно». В вопросах духовной жизни обратиться к священникам естественно, и конечно же, в этом вопросе они будут авторитетнее родителей. Но в вопросе любви священнослужитель выше родителей никогда не будет, и не надо. Так что любовь к Богу на первом месте, а на втором – любовь к родителям, а не к священнику. И об этом им нужно сказать, и если вы будете искренни, родители все поймут. Нужно нацелиться на урегулирование конфликта, а не отмахиваться от родителей.

– Может ли так произойти, что вслед за детьми станут воцерковляться и родители?

– Так очень часто бывает. Если молодой человек поставил такую цель: познакомить своих родителей с тем духовным миром, с которым он сам знаком, и правильно себя ведет, тогда, видя позитивные изменения в поведении и характере ребенка, родители будут интересоваться его мировоззрением – они понимают, насколько это важно в их жизни, чтобы ребенок был понятен им, чтобы они успокоились.

К Причастию – как на праздник

– Как первый раз молодым людям правильно подготовиться к Причастию?

– Я думаю, что надо об этом спросить священника, к которому они хотят прийти. Потому что он, видя ваш духовный уровень, подскажет, как лучше все сделать. И, самое главное, поможет настроить молодого человека, чтобы тот правильно понял, что Исповедь – это не пытка, это ответственность, это, если

хотите, благоговение перед Богом. Например, нас друг пригласил на праздник, мы одеваемся нарядно, делаем прическу, чтобы красиво выглядеть, подарок ищем соответствующий и ведем себя соответствующе – так и здесь: мы идем на пир к Богу, мы там, как говорится, долгожданные гости, и от нас Господь хочет увидеть дар, и дар этот должен быть соответствующим. И подготовка к Причастию должна стать для человека каким-то ритуалом, чтобы он чувствовал: «Да, я подготовился к этому дню, и для меня этот день очень важен, я хочу на этот пир веры прийти». Тогда совсем другие мысли будут, тогда ощущения совсем другие будут, и когда человек причастится и выйдет, он поблагодарит Бога: «Господи, Ты мне сегодня такой праздник устроил, Ты мне такой дар сделал, я чувствую, что Ты со мной, что благодать меня пронизывает, и я стремлюсь снова и снова ощутить Тебя». У нас в храме молодые люди причащаются еженедельно, они сами хотят, и им это нравится. И нам тоже это нравится.

– У воцерковляющихся молодых людей в какой-то момент наверняка возникнет желание творить добрые дела. Что бы Вы посоветовали, с чего начать, как правильно распределить свои силы?

– Анализируя молодежную деятельность в церковной жизни, я могу сказать, что самая лучшая форма взаимодействия молодых людей – это добрые дела. Вообще это свойственно православному христианину – он не может не творить добрые дела, потому что Сам Господь их творил, и все Евангелие проникнуто духом милосердия, любви. И если человек познал Христа, он понял, что должен творить добро. С чего начать? Надо найти таких же молодых людей, единомышленников, вместе с ними обговорить, что делать. Это нужно делать централизованно. С одной стороны, вместе веселей, а, с другой стороны, ты можешь поделиться радостью от сотворенного доброго дела со сверстниками. Не надо действовать в одиночку, потому что здесь ты можешь сделать ошибку. Помните, есть такая пословица: благими намерениями выстлана дорога в ад. Это действительно так. Например, некоторые бизнесмены заваливают детские дома сладостями и игрушками и формируют тем самым иждивенческую позицию у детей. Чем молодежь может помочь тем же детям-сиротам? Да придите к ним в гости, почитайте книги, пообщайтесь, расскажите, как вы живете. Им не хватает общения, тем более с такими успешными, духовными молодыми людьми.

Приходите, и вас услышат

– А что Церковь предлагает молодым людям в качество правильного досуга? Существуют православные лагеря, известно, что где-то занимаются спортом, а что еще?

– Форм работы очень много. Я могу сказать, что более всего востребована молодежью форма дискуссионных площадок, когда они обсуждают какую-то тематику. Молодому человеку это нравится, потому что он здесь находится не в качестве слушателя, он понимает, что людям интересно и его мнение, его позиция. Второе – это некие формы обучения, скажем, евангельские кружки, когда ребята сначала читают текст, потом толкования святых отцов, все это анализируют, тоже высказывают свои мысли, но уже в рамках святоотеческого учения. Думают, что же Господь сказал, почему именно в этот момент, – а что Он делал в этот момент, и вообще, как это отражается в современной жизни. И это тоже очень нравится молодежи, потому что просто лекторская форма им уже надоела в школе и институте, и они не очень ее воспринимают.

Очень хорошая форма – специализированное богослужение. К сожалению, это не так часто бывает в наших епархиях, когда для молодежи проводят миссионерские, катехизические Литургии, когда богослужение идет с каким-то параллельным комментарием. А это обогащает пытливый ум молодого человека, ему становится уже понятным, что происходит во время богослужения. Когда Евангелие читается на русском языке, например, и сразу же проводится несколько маленьких проповедей, когда священник говорит, например: «А сейчас мы будем молиться о том-то и том-то; давайте сконцентрируемся – это означает то-то и то-то, это очень важно, потому что в это время происходит что-то таинственное». И тогда значимость богослужения в разы возрастает, и для молодого человека, которому, конечно, хочется, чтобы богослужение было понятно, это очень актуально. И надо узнать, где эти миссионерские Литургии служатся и постараться несколько раз на них побывать. Потому что потом им становится комфортно на любом богослужении, все понятно и радостно на душе.

– Бывает так, что когда молодые люди узнают что-то новое в церковной жизни, начинают сразу же своих родных, знакомых этому же учить, к этому чуть ли не принуждать. Как с этим справиться?

– Я думаю, что надо быть самокритичным, надо понять, что ты вчера тоже таким же был. И понять, что Бог стучится в сердце каждого человека, а не ты. Не надо думать: вот, я это узнал, и я сейчас всех грамотными сделаю. Так можно посеять раздор, неправильную реакцию из-за того, что вы еще не можете сказать правильно, вы еще сами не готовы. Неплохо бы поговорить со священником, взять у него благословение. Скажите: «я хочу этим со своими друзьями поделиться, как мне лучше это сделать?». Священник будет знать вашу духовную составляющую и посоветует что-то дельное. Но в любом случае, это необходимо делать с уважением к своим друзьям, с пониманием их позиций, безусловно, только с любовью, не проявлять агрессии, а уж тем более амбиций своих: «Вот, я понял, я знаю, а вы что со мной спорите, что вы знаете об этом?». Тут должно быть глубокое понимание других людей. И самая лучшая проповедь – это изменение ваших дел, вашего духовного мира. И друзья сами увидят, заинтересуются, будут спрашивать. И это даст лучший результат. Но в любом случае надо с вниманием и любовью относиться к людям. Только любовь может вызвать правильные чувства. А все эти амбиции и гордость, которые часто неофитами движут, вызывают агрессию, непонимание. Поэтому будьте внимательны.

– Батюшка, а что Вы можете порекомендовать молодым людям, которые делают самые первые шаги на пути воцерковления?

– Будьте смелее, рушьте стереотипы смело и знайте, что в храме вас ждут. Смело переступайте порог храма, вникайте во все, не бойтесь спрашивать, ведь вы только-только входите в этот пока непознанный вами мир. А самое главное, знайте, что вас в храме ждет Сам Господь, и Он примет вашу искренность и ваши добрые намерения. Дерзайте. Господь милосерден к нам всегда, Он всегда нас благословит на  добрые дела. С Богом!


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Азы православия

Об одежде и внешнем виде посещающих храм

Храм – это дом Божий, и подобно тому как собираясь в гости мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Одежда наша должна быть пристойной и опрятной. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, в коротких юбках

 
Екатеринбург

Адреса православных храмов и часовен г. Екатеринбурга

«Так красуйся и ликуй, Церковь Русская, Лик Твой и величествен и строг» Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших 620151, г. Екатеринбург, ул. Святой квартал, 1. Тел.: 371-61-68, 371-19-78 Тролл. 1, 3, 5, 6, 9, 12, 17 ост. «ТЮЗ».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс