Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (658) → Страсть уныния

Страсть уныния

№1 (658) / 26 декабря ‘11

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополииУроки Православия

На предыдущих уроках нами рассматривалось, как действуют в человеке плотские страсти, как проявляются в нем сребролюбие и гнев, как можно заметить и обнаружить их в себе, чтобы начать долгую и терпеливую борьбу по обретению добродетелей, противоположных этим страстям. Греху чревоугодия святые отцы противопоставляют воздержание, блуду – целомудрие, сребролюбию – нестяжание, гневу – кротость, печали – блаженный плач. На сегодняшнем уроке Православия мы рассмотрим, как действует в нас страсть уныния.


«Непрестанно подмечай в себе проявление страстных движений и увидишь, что в тебе гнездятся многие страсти. Эти различные душевные недуги мы часто и распознать не можем: или по причине нашей немощи, или по причине глубоко укоренившегося греховного навыка. Но есть люди, которые если насильно принуждают себя к добрым качествам, то хотя иногда они и падают, однако, как победителей естества, я хвалю их больше первых», – говорит преподобный Иоанн Лествичник. Давайте же и мы сегодня, внимательно рассмотрев действие этой страсти и обнаружив ее в своей душе, попытаемся победить уныние и стяжать противоположную добродетель трезвения.

Но прежде чем говорить о страстях в целом или о какой-либо конкретной страсти, давайте обратимся к Псалтири, которая, без преувеличения, для христианина самая драгоценная книга Ветхого Завета. В ней есть молитвы на все случаи жизни: в скорби, в безысходности, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости, в потребностях благодарения, вознесения чистой хвалы Творцу. В наше время Псалтирь в полном смысле слова христианизирована. Это значит, что Церковь вкладывает во все псалмы христианский смысл, а ветхозаветный элемент отходит на задний план. Так, слова «восстани», «воскресни, Господи!» возводят нашу мысль к Воскресению Христову; слова о пленении понимаются в смысле пленения греховного; под народами, враждебными Израилю, мы понимаем своих духовных врагов, а призыв к избиению врагов – как призыв к борьбе со страстями. И как тогда становятся нам понятны терзания царя Давида, взывающего ко Господу в унынии: «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага»... Сегодня мы продолжим разговор о следующем нашем внутренним враге – страсти уныния.

Но пока вернемся к Адаму – у него была добродетель трезвения, он был обязан хранить и возделывать рай. А мы, как потомки павшего Адама, рождаемся с противоположным настроением – духовной леностью. Поэтому мы не только на Бога не уповаем, а порой вообще о Нем не задумываемся.

Святитель Игнатий определял страсть уныния как леность ко всякому доброму делу, особенно к молитвенному; оставление правила, непрестанной молитвы и душеполезного чтения; невнимание и поспешность в молитве, небрежение, неблагоговение, праздность; излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою; хождение с места на место, частые выходы из келий, прогулки и посещения друзей (это, уточнял святитель, для иноков. А для мирян сегодняшних можно добавить страх одиночества, боязнь остаться наедине с собою, тягу к компаниям и увеселениям, замену компании телевизором или радио); празднословие, шутки, оставление поклонов и прочих подвигов телесных; забвение грехов своих и заповедей Христовых; нерадение, лишение страха Божия. Когда человек о Боге не задумывается, теряется всякий смысл его жизни.

Это и есть одно из тяжких состояний уныния: человек и поверить-то в Бога не может, так к земле привязан. Таких примеров очень много. Все мы в большинстве пришли к вере взрослыми – и правда, был у нас немалый период в жизни, когда мы не задумывались ни о чем – ни о смерти, ни о душе, ни о Боге.

Причинами уныния бывают неисповеданные грехи, одиночество, особенно вынужденное, тяжелый физический труд или, напротив, постоянные развлечения. А иногда уныние является в душу и вовсе без всяких причин. Так, Лев Толстой в своих воспоминаниях приводит яркий пример действия этой страсти: «С тех пор, как я приехал сюда, каждый вечер начинается тоска как лихорадка, тоска физическая, ощущение которой я не могу лучше передать, как то, что душа с телом расстается». А Михаил Лермонтов так передавал свое уныние: «Одинок я – нет отрады, стены голые кругом, тускло светит луч лампады умирающим огнем». Но не только тоской, скукой, одиночеством и прочими минорными переживаниями проявляется уныние в наших душах. Оно может зазвучать в нас и мощнейшим мажором, который, правда, не меняет ни страстности, ни гибельности этого состояния. Эта страсть многогранна: от депрессии до агрессии.

Те же механизмы работают не только на уровне отдельного индивидуума, заедающего и запивающего тоску дома, вприглядку с телевизором – эти же законы действуют и на коллективном уровне, так сказать, охватывая широкие народные массы. Примеров тому немало: это и жевание попкорна зрителями во время киносеанса, и массовые гуляния где-нибудь в городском парке, где в широком ассортименте зачастую подается весь корм для страстей – «хлеба и зрелищ» там предостаточно. А что бывает потом, описывать не хочется; кто видел эту печальную картину «после бала», тот поймет, что говорить о ней иногда просто неприлично, а в других случаях – горько и больно, и об этом, как правило, нам сообщают послепраздничные криминальные сводки. Но многие люди, проживая годовой круг светских праздников и встречая их по законам мира, даже не догадываются, что же происходит на этих развлекательных и увеселительных мероприятиях на самом деле. А было бы наверняка полезно узнать, как постепенно и незаметно пленяются наши души страстью уныния.

Стремление к устроению разных праздников, хождение в гости от скуки, походы в ночные клубы, невозможность оторваться от сериалов, подверженность экстремальным увлечениям – страсть трудно накормить! Ее напитал – она стала еще сильнее и требовательнее. Многие знают состояние послепраздничной опустошенности. Чтобы ее заполнить, надо снова идти развлекаться. Но все приедается, и мы ищем новых развлечений. Унылый человек – это человек развлекающийся; это человек, который устраивает свой досуг, но не возрастает духовно. Омертвение к духовному – это и есть проявление уныния.

Об унынии святой Иннокентий Херсонский писал: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Можно сказать, что внутреннее недовольство, тайная тоска есть постоянная доля грешников. И совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Самый закоренелый грешник иногда чувствует, что внутри у него пустота, мрак и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя». Выше уже говорилось, что одна из причин уныния – отсутствие веры в Бога и, значит, живой связи с Ним. А убивает веру нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, рано или поздно он неизбежно теряет веру. И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов. Как говорит прп. Ефрем Сирин, «истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге».

Святые предлагают нам восстанавливать добродетель трезвения. Это слово означает и внутреннюю молитву, и покаяние, и понуждение себя к духовному росту.

Добродетель трезвения святыми отцами определяется как усердие ко всякому доброму делу, как неленостное исправление молитвенного правила. А еще это крайняя недоверчивость к себе, хранение себя от изнеженности, многого сна, празднословия, шуток и острых слов. И хотя некоторые проявления добродетели трезвения больше подходят для монашествующих, но и мирянам о них полезно хотя бы услышать – это любление ночных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе, редкое исхождение из келий, воспоминание о вечных благах Небесных, желание и ожидание их. В этих качествах можно усмотреть не просто доброе устроение души – за ними стоят слезы, пот, труд и великое самопонуждение тех христиан, которые действительно желают спасения.

Страсть уныния тем опасна, что она медленно высасывает соки из души человека и влияет прежде всего на духовные труды: молитву, чтение, посещение храма. Хочется не ими заниматься, а поддаться своему желанию, значит – поддаться страсти. А трезвение предполагает, что даже если и не хочется, например, исполнять молитвенное правило, ты должен, обязан это сделать. Страсть уныния часто действует в нас, и человек не желает духовных трудов, ему кажется, что Господь отвернулся от него, не слышит и не помогает. Это неверно, поскольку в скорбях Господь особенно близок к нам.

Прп. Амвросий Оптинский давал такие уроки по борьбе со страстью уныния: «Скука унынию внука, а лени дочь; чтоб отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих бед себя избавишь». Во все времена святые отцы говорили, что большое значение в борьбе с унынием имеет труд. В «Отечнике проповедника» мы прочтем назидательную историю, как ангел научил прп. Антония Великого труду, когда святой, живя в пустыне, подвергся унынию. Тогда он стал изливать свою печаль перед Богом и вдруг поодаль увидел незнакомого человека, который то молился, то принимался за рукоделие, – это был ангел, посланный Богом, чтобы ободрить подвижника и возбудить его к мужеству. И услышал Антоний голос ангела: «Антоний! Поступай так – и спасешься». Такие яркие и поучительные примеры имеют свойство и легко запоминаться, и при этом назидать и твердо укреплять. У каждого, кто знакомился с жизнью древних и современных подвижников, в памяти обязательно запечатлеваются подобные примеры.

Мы немощны и опутаны страстями, но нельзя забывать, как близок к нам Господь в любое мгновение бытия! Он не только всегда рядом с каждым из нас, но и не позволяет нам поддаться унынию или иной страсти настолько, чтобы погибнуть, вновь и вновь предлагая нам Свою Божественную помощь. И помощь эта обязательно приходит в самое нужное время и самым удобным способом. Как пришла она к Задонскому затворнику Георгию, которого долгое время борол бес уныния, смущая помыслом перейти в другую обитель. Два года боролся подвижник с этим помыслом, никому его не открывая. И вот однажды к нему пришел странник с поручением от Саровского старца Серафима. Нежданный гость сказал: «Отец Серафим приказал тебе передать: стыдно-де, столько лет сидевши в затворе, побеждаться такими вражескими помыслами, чтобы оставить это место. Никуда не ходи. Пресвятая Богородица велит тебе здесь оставаться». На этом странник поклонился и вышел. Когда Затворник, очнувшись от глубокого изумления на такой ответ своим сомнениям, послал келейника вдогонку за странником, того ни в монастыре, ни за оградой уже не нашли. С тех пор, вспоминал подвижник, «я перестал помышлять о переходе на другое место, а дух мой успокоился». Вот так подвижники боролись со страстью уныния, подавая нам пример этой неустанной борьбы.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Мученики

Насильственная смерть сама по себе не определяет посмертную участь жертвы

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

11 января Православная Церковь вспоминает Вифлеемских младенцев

 
Святочный рассказ

Христос в гостях у мужика

Николай Лесков, 1881

Посвящается христианским детям Настоящий рассказ о том, как Cам Христос приходил на Рождество к мужику в гости и чему его выучил, я слышал от одного старого сибиряка, которому это событие было близко известно. Что он мне рассказывал, то я и передам его же словами

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс