Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
11 января Православная Церковь вспоминает Вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода. По Преданию, их было 14 тысяч
Христос принес нам радость, надежду на вечную жизнь. Его Пришествие на землю для нас – праздник.
Но не стоит забывать контекст, в котором совершилось Пришествие Христа. Каков был мир, куда пришел Христос? Как он встретил Спасителя? Какие события сопровождали Его Пришествие? Память об этом помогает нам уяснить серьезность, реальность того, что произошло, понять необходимость Пришествия Христова в этот мир.
Итак, Рождество – это не только праздник, елки, подарки, детские сценки. Это – событие вселенского масштаба. Это Пришествие Бога в отступивший от Него беспросветный, мрачный, серый человеческий мир, погруженный во зло, в грех. Только придя в него, Младенец-Христос уже по страстному желанию одного человека был приговорен к смерти.
Во второй главе Евангелия от Матфея рассказывается, что шедшие поклониться Младенцу Христу волхвы, ведомые Вифлеемской звездой, сначала вошли в Иерусалим, чтобы спросить, где должно родиться Царю Иудейскому. Правивший в то время узурпатор царь Ирод испугался, что будет свергнут с престола, и пошел на хитрость. Узнав, что согласно пророчествам, Христос родится в Вифлееме, он попросил волхвов вернуться через Иерусалим и рассказать ему, где искать Царственного Младенца, чтобы и он мог Ему поклониться.
Волхвы были предупреждены о коварстве Ирода ангелом и вернулись в свою землю, минуя Иерусалим. Разгневанный Ирод приказал перебить всех младенцев в округе, начиная с двух лет и младше. С тех пор имя Ирода стало нарицательным.
В последние годы все чаще проводится аналогия между Вифлеемскими младенцами и младенцами, убиенными в утробах матерей. Последних ежедневно только в России убивают около трех тысяч, за год – более миллиона. Насколько возможна такая параллель между убитыми младенцами? Она возможна между их убийцами, между детьми – нет. Попробуем понять – почему?
Рождение младенца в иудейской культуре обязательно было связано с его особым посвящением Богу. Девочек посвящали Богу особой молитвой, для мальчиков это посвящение происходило через обряд обрезания. Вспомним праздник Сретения Господня, когда Пресвятая Богородица принесла Младенца Иисуса в храм в Иерусалиме, – это был не единичный, из ряда вон выходящий случай, такой была практика каждой матери, родившей первенца: рожденный среди ветхозаветного иудейского народа младенец посвящался Богу сразу, а обрезание было прообразом Крещения и совершалось на восьмой день.
У нас перед Рождеством Христовым идет Неделя святых отец, когда за богослужением вспоминаются люди, которые своей жизнью, верой, покаянными и пророческими трудами способствовали воспитанию иудейского народа, готовили его духовно к тому, что через какое-то время Родится на Земле Христос. И мы почитаем их. Да, они не были крещеными, потому что тогда и Крещения не было, но они были посвящены Богу. Среди родителей Вифлеемских младенцев не было язычников, а значит, и Вифлеемские младенцы Богу были не чужими. Убийство этих младенцев, конечно, очень трагическое событие, но вдумаемся: за Кого они пострадали? Каждый из них заслонил собой Христа, принял мученическую смерть за Него. Они, конечно, приняли ее не разумом и волей, как святые великомученица Екатерина или Царственные Страстотерпцы. Но Вифлеемские младенцы – первые в людской истории мученики, пострадавшие за Христа – именно за Христа, так как, будучи посвященными Богу детьми богоизбранного народа, они в тот момент заслонили своими телами именно Христа.
И в этом их большое отличие от детей, убитых во чреве своими родителями. Ведь за что или за кого убили нерожденных? За Христа? Нет; по причинам, которые ко Христу не имеют никакого отношения. Да, убийство – страшное горе, но жертвы оно не уравнивает. Насильственная смерть сама по себе не определяет посмертную участь жертвы.
Приведу пример из книги «Благолюбие». Одну отшельницу спросили, почему она выбрала свой образ жизни. А та в ответ привела истории жизни своих родителей.
Отец ее был кроткий, смиренный человек, тяжело болел, но не роптал, очень терпеливо переносил муки и умер в них. «Наверное, много грешил», – шептались соседи. Его похороны вызвали дальнейшие кривотолки. На Востоке принято хоронить в день смерти, а он не был удостоен таких похорон – в тот день разыгралась сильнейшая буря, даже на улицу выйти было невозможно, три дня шел такой проливной дождь, что нельзя было даже землю копать. И все думали: «Вот какой он грешник, оказывается, а на вид-то какой смиренный был».
Мать же этой схимницы была тайной блудницей, которую от страшного греха даже замужество не сдерживало. Когда муж умер, она еще больше поддалась страсти. Но, когда блудница умерла, ей были устроены самые торжественные похороны, во время которых люди оказывали все знаки уважения умершей и считали, что даже воздух скорбел об утрате. Люди шептались: «Какая замечательная женщина ушла из жизни».
Дочь, знавшая жизнь своих родителей, удивлялась несоответствию жизни родителей почестям, им оказанным. Она задумалась: какой же ей выбрать жизненный путь, по чьим пойти стопам? И в одну из ночей ей явился ангел-хранитель, который провел ее душу по тем местам, где оказались после смерти родители. И что же? Отец ее пребывал в раю, а мать – в адских мучениях. Девица после таких видений оставила мир и стала схимницей.
Мы рассмотрели две смерти и увидели, насколько разнятся участи двух душ.
Так же разнятся и участи убиенных младенцев. Вифлеемские младенцы, крестившись в своей крови, попали в рай, а некрещеные убитые младенцы – нет. Родители Вифлеемских младенцев не собирались убивать своих желанных первенцев. Их убийство было совершено силой, пришедшей извне, со стороны правителя – их убила армия наемников, воспротивиться которой они не смогли, а убийство во чреве совершили сами родители.
Родителей, совершивших грех убийства, призывают порой покаяться перед иконой Вифлеемских младенцев и совершить к ней паломничество. Безусловно, принести церковное покаяние в таком страшном грехе необходимо. Но это нужно сделать обязательно на исповеди. Паломничество в Православии никогда не было искуплением греха, об этом обязательно следует помнить. Ну, а перед какой иконой молиться согрешившим родителям об участи их собственных душ, пусть им подскажет сердце.
В Рождество Христово чаще звучит слово «милосердие» – Рождение Богочеловека вызывает в нас желание сделать что-то, милое своему сердцу: накормить, обогреть, порадовать тех, кто в этом нуждается.
На предыдущих уроках нами рассматривалось, как действуют в человеке плотские страсти, как проявляются в нем сребролюбие и гнев, как можно заметить и обнаружить их в себе
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.