Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (658) → Российские рождественские открытки были созданы в пользу сестер милосердия

Российские рождественские открытки были созданы в пользу сестер милосердия

№1 (658) / 26 декабря ‘11

По публикациям СМИНаследие

В Рождество Христово чаще звучит слово «милосердие» – Рождение Богочеловека вызывает в нас желание сделать что-то, милое своему сердцу: накормить, обогреть, порадовать тех, кто в этом нуждается. Но замечательно, если Рождественский благородный порыв – еще одна вспышка пламени при ежедневном ровном горении, а не слабый огонек маленькой спички. Поучиться, как реализовывать длительные «проекты милосердия», можно у наших предков.


Первые российские Рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом о сестрах Красного Креста (Общиной Святой Евгении) для получения дополнительных средств на содержание больницы, амбулатории и курсов сестер милосердия – поводом для создания рождественских открыток стало желание помочь медицинским сестрам.

История возникновения издательской группы «Общины Святой Евгении» весьма любопытна. Однажды, а это происходило в 1880-е годы, известный русский живописец Гавриил Павлович Кондратенко отправился на этюды в Крым. В Севастополе он встретил нищую, оказавшуюся бывшей сестрой милосердия (так в те годы называли медицинских сестер). Во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов они выхаживали раненых, но после ее окончания оказались не у дел, без средств к существованию, и весьма бедствовали. Встреча произвела на художника сильное впечатление, и он не остался безучастным к судьбе этих женщин. Вернувшись в Петербург, Г.П. Кондратенко организовал благотворительную выставку в пользу сестер милосердия и, кроме этого, обратился за помощью к влиятельным лицам, употребив имеющиеся связи и знакомства. В итоге в 1882 году был организован «Санкт-Петербургский Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Инициаторами его создания стали российские деятели искусства, заботу о благотворительной организации взяла на себя принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее Небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила название «Община Святой Евгении».

Как и всякой благотворительной организации, «Общине» были необходимы деньги – для строительства больницы, содержания приюта для престарелых сестер и работы подготовительных курсов для молодых на случай войны. В поисках средств в 1896 году «Община Святой Евгении» приступила к издательской деятельности, в том числе и к выпуску иллюстрированных открыток, среди которых большое место занимали репродукции произведений изобразительного искусства, и в первую очередь русского. Круг издательских интересов общины был достаточно широк, но так или иначе по преимуществу связан с искусством и с художественной сферой. Именно Община впервые в истории России начала издавать большими тиражами самые различные репродукции живописных и графических произведений в форме открыток и плакатов. Среди них были и плакаты, рекламирующие деятельность общины, которые создали специально для нее Л. Бакст, Д. Митрохин, С. Яремич.

К Рождеству 1898 года Община Св. Евгении издала серию из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Серия открывалась открыткой известной в то время художницы, мастера силуэтного рисунка Елизаветы Меркурьевны Бем (1843–1914) – «Сердце сердцу весть подает». В серию входили «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко.

Тираж каждой открытки составлял 10 тысяч экземпляров. Открытки быстро раскупались, и тираж был повторен.

Слова «Сердце сердцу весть подает» очень метко отразили драгоценную функцию открытого письма, которое на рубеже веков начало прочно входить в русский быт. Отправляя по почте открытку, человек поверял ей свои мысли и чувства, адресованные родным, близким, друзьям. Стало традицией отправлять поздравительные открытки к праздникам Рождества, Пасхи, ко дню ангела.

Хотя на перечисленных выше открытках не было утвердившейся в последующем надписи «С Рождеством Христовым!», они были и по замыслу издателей, и по сюжетам рисунков первыми русскими рождественскими открытками.

Особого упоминания требуют изданные «Общиной» книги. Это были высокохудожественные издания, в которых значительное место занимали эстампы и репродукции. Макеты этих книг были весьма оригинальными и новаторскими. Общиной были изданы путеводители по Павловску и Петербургу с гравюрами А.П. Остроумовой-Лебедевой, путеводитель по Эрмитажу с текстом, написанным А. Бенуа. Считается, что одним из самых замечательных дореволюционных изданий Общины была книга «1812 год в баснях Крылова», блестяще выполненная художником группы «Мир искусства» Г. Нарбутом.

Община издавала журнал «Открытое письмо», ставший своеобразной иллюстрированной хроникой открыток. Его редактором был известный график и архитектор, директор библиотеки Академии художеств Федор Густавович Беренштам. Журнал начал выходить 1 октября 1904 года. Интересной находкой издательства было то, что подписчики получали приложения к нему в виде открыток, не поступавших в розничную продажу и потому очень редких.

Но, несмотря на все многообразие печатной продукции, более всего «Община» была известна благодаря открыткам. Об их многочисленности свидетельствует хотя бы то, что иногда еще и сегодня их можно встретить в антикварных магазинах.

Можно назвать несколько причин необычайной популярности открыток «Общины Cв. Евгении». Во-первых, они выгодно отличались от того, что было массовым и привычным для того времени. До появления своих издательств в России было громадное число открыток салонного типа, поступавших из Австрии, Германии, Франции. И потому репродукции произведений отечественных мастеров, причем мастеров первого ряда, лучших, чьи имена были на слуху, воспринимались с большим энтузиазмом. Во-вторых, большое место в деятельности издательства играла реклама. Журналы тех лет пестрят объявлениями об изданиях общины. При этом в них всегда указываются имена художников, чьи карточки с рисунками имеются в продаже, не забывается и благотворительность – присутствует информация, в пользу какого проекта собираются деньги. Все это говорит о высокой культуре работы, об издательском профессионализме.

И еще об одном нельзя не сказать. Все, кто когда-либо писал об открытках этого издательства, единодушно говорят о высоком качестве их полиграфического исполнения. Принято считать, что открытки «Общины Св. Евгении» – это всегда хорошая печать и безупречный художественный вкус. С некоторыми поправками на стиль и моду эпохи, в целом с этим можно согласиться. Практически не будет преувеличением назвать все, что было издано общиной, шедеврами русского печатного искусства. И это вполне естественно, ведь община, по мнению искусствоведа В. Курбатова, сотрудничавшего с издательством, «не столько пользовалась энтузиазмом к искусству, зажженным другими, сколько сама с трудом и риском зажигала это пламя».

Благотворительное дело издания открыток пользовалось постоянной поддержкой со стороны творческой интеллигенции. Так, известно, что значительную помощь издательству оказывали глубоко почитаемый в то время В. Васнецов, А. Бенуа, М. Нестеров, Н. Самокиш, В. Переплетчиков, искусствовед В. Курбатов, представители академической школы профессор Н.Султанов и академик Г. Суслов и многие другие деятели искусства. Именно они способствовали высокому художественному уровню открыток, издаваемых «Общиной».

Дебютом издательства стал выпуск художественного конверта, который был приурочен к Пасхе 1896 года. Он был оформлен весьма скромно, однако не только оправдал себя с коммерческой точки зрения, но и, как всякое новое и интересное начинание, имел большой успех. Вслед за изданием первого конверта к их выпуску были привлечены такие мастера изобразительного искусства, как Л. Бакст, М. Добужинский, В. Замирайло, Е. Лансере, Г. Нарбут, В. Щуко, С. Чехонин, С. Яремич. К двадцатилетию окончания русско-турецкой войны, на Пасху, в апреле 1898 года (а надо заметить, что это были времена, когда к написанию писем относились весьма серьезно), И. Степанова осеняет идея об издании в дополнение к конвертам художественных открытых писем, причем сделать это предполагалось на местной базе, в России. С этой целью художник Н. Каразин выполнил четыре акварели, с которых в «Заведении графических искусств Э.И. Маркуса» способом цветной литографии были отпечатаны первые открытые письма «Общины».

В 1902 году были подведены итоги конкурса на создание рисунков для открытых писем, посвященного 200-летию Санкт-Петербурга. Глава издательства И. Степанов отмечал в своих воспоминаниях, что благодаря этому конкурсу удалось установить прочные связи с художниками, группировавшимися вокруг журнала «Мир искусства», и что «это обстоятельство внесло решительный переворот в план издательства». В жюри юбилейного петербургского конкурса был приглашен Александр Николаевич Бенуа, известнейший художник, искусствовед, руководивший изданием журнала «Мир искусства» и потому уже имевший опыт издательской работы. Кроме этого, немаловажно, что журнал «Мир искусства» по тогдашним временам был одним из самых передовых и интересных по уровню графического оформления. Александр Бенуа подружился с руководством «Общины», нашел с ними общий язык, что опять-таки неудивительно, ведь они работали на общей ниве художественного просвещения и имели общие интересы, поскольку главной целью как тех, так и других было воспитание художественного вкуса публики. А. Бенуа вошел в Комиссию художественных изданий «Общины» и фактически стал негласным руководителем издательства, не только определяя тематику изданий и редактируя подписи к рисункам, то есть занимаясь чисто художественной стороной дела, но и контролируя производственный процесс, осуществляя корректуру передачи цвета в процессе печати. В этом смысле художник, да еще обладающий энциклопедическими знаниями и хорошим глазом, был незаменим. Дочь И. Степанова писала, что в издательстве к А. Бенуа относились «с глубоким уважением, преданностью и восхищением. Блестящий ум, талант художника, громадная эрудиция делали его центром в работе издательства». С помощью А. Бенуа в издательскую орбиту общины были втянуты в той или иной мере и другие мирискусники. Практически почти все мастера этой группы делали рисунки для открыток, кроме этого, вместе с А. Бенуа в издательстве работали художник и искусствовед С. Яремич и искусствовед В. Курбатов.

С приходом в издательскую сферу художников «Мира искусства» начался самый интересный и плодотворный период издательской деятельности «Общины» по распространению и популяризации в России русского и зарубежного искусства. Они начали выпускать в виде открыток не только произведения современных им художников. Издатели обратились к репродуцированию произведений живописи и скульптуры из собраний Эрмитажа, Русского и Румянцевского музея, Третьяковской галереи и Оружейной палаты, Музея Академии художеств, Музея барона Штиглица и других, открыв, таким образом, еще одну главу в истории русской открытки.

Последний каталог открыток «Общины» был составлен по состоянию на 1 января 1915 года. В вышедшей в 1928 году книге И. Степанова «За тридцать лет. 1896 – 1926», посвященной изданию открытых писем «Общиной Св. Евгении», говорится о том, что за тридцать лет существования издательства было выпущено более 6500 открыток, а к 1930 году их числу достигло 7000, причем тиражи каждой из открыток составляли в среднем 10000. Кроме того, за годы существования «Общины» было выпущено более 150 книг, альбомов, брошюр, каталогов и проспектов.

В 1926 году, когда исполнилось 30 лет со времени создания издательства, А. Бенуа, живший уже во Франции, обратился в письме к организатору издательства И. Степанову с выражением признательности к его «гигантской картотеке», так он обозначил коллекцию изданных открыток. И далее А. Бенуа продолжает: «В сравнительно скромной области Вы создали большое и прекрасное дело. Вы, как никто, послужили нашей русской образованности». Думается, в этих словах заключена истинная оценка просветительской роли открытых писем.

Невозможно перечислить и назвать все темы открыток, к которым обращалась «Община св. Евгении». Обозревая сохранившиеся до наших дней открытки, невольно делаешь и еще одно открытие. Оказывается, что несмотря ни на какие перипетии истории, вкусы наши во многом остались теми же. Обозначим хотя бы некоторые из сюжетов открыток. Это виды городов и различных мест, храмы и архитектурные памятники, портреты выдающихся государственных деятелей, военных, актеров, писателей и художников, жанровые сценки, изображения животных и растений, народные типы. Безусловно, все изданное, как и во всякой коммерческой деятельности, было отражением вкусов и предпочтений россиян того времени.

Очень популярными в России были открытки с портретами членов императорской семьи и с историческими портретами русских полководцев (А.В. Суворова, М.И. Кутузова), которые были выпущены серией из 12 работ. Отдельно была напечатана серия, посвященная Петру I. Отечественная война 1812 года была показана в литографиях известного графика А. Орловского («Генерал от кавалерии граф Витгенштейн поражает маршала Удино под Клясчицами 18 июля 1812 года»), в рисунках Д. Скотти и очевидца и участника событий Х. Фабер дю Фора. Большой популярностью пользовались былинные герои. Отдельную серию составляли архитектурные пейзажи, представляющие воспроизведение известных архитектурных памятников, причем не только в современном их состоянии, но и в виде так называемого ретроспективного пейзажа, являющегося исторической реконструкцией, жанра столь излюбленного группой «Мир искусства» (работы А. Бенуа, М. Добужинского, Е. Лансере). Особенной любовью и популярностью пользовались открытки с российскими типами и вообще сюжеты, связанные с особенностями русской жизни. В первую очередь это были торговцы самыми разными товарами, например, сбитнем, и просто прохожие на улице. Такие открытки – полное раздолье для рассматривания и знакомства с бытом и обликом россиян тех лет. Отдельная серия представляла народный костюм различных губерний страны. Особенно популярными были открытки, изображавшие детские головки и сцены с детьми, которые любила художница Елизавета Бем. Довольно много выпускалось самых разных Пасхальных открыток. Словом, открытки существовали на все случаи жизни и были рассчитаны на самые разные вкусы.

Кроме иллюстрированных, то есть авторских, «Община» выпускала видовые открытки, состоящие из фотографии либо соединения нескольких фотографий. Нередко изображение дополнялось печатными типографскими виньетками или рисунком. Это были в первую очередь мотивы Петербурга и его окрестностей, Москвы и очень любимой тогда Малороссии. Любовью пользовались открытки с видами Кавказа и Крыма, которые посылали домой отдыхающие там россияне, виды Урала и Сибири. Всего в открытках общины было представлено более 200 географических точек и около 3000 сюжетов.

На первый взгляд кажется, что скромная небольшая открытка не может совершить переворота в сознании людей и что ее влияние на менталитет не очень значимо и сильно преувеличено: она не может повысить культурный уровень и существенно изменить вкусы людей на огромной территории. Но если вспомнить, что в России на рубеже XIX и XX веков количество картинных галерей было весьма ограниченным и они располагались только в центральном регионе, а передвижные выставки были лишь редким эпизодом в художественной жизни, в то время как открытки свободно путешествовали не только внутри страны, но и за ее пределами, только тогда становится понятным, сколь большую роль играла открытка в художественном просвещении и воспитании народа, да и, кроме всего прочего, в подготовке грамотного зрителя, понимающего изобразительное искусство. Уже в изданиях того времени подчеркивалась особая роль открыток «Общины» в развитии художественных вкусов самой широкой публики.

Впрочем, иногда открытка «Общины» не только способствовала просвещению, но выполняла и другие функции...

Однажды, накануне праздника Пасхи, в киевских газетах от имени генерал-губернатора было дано объявление, что визит к нему может быть заменен… покупкой открыток «Общины Святой Евгении». Дело в том, что по тогдашним правилам чинопочитания для засвидетельствования своего почтения начальству чиновник должен был в праздничный день явиться к нему в дом и расписаться в приемной на листке поздравлений. В выигрыше оказалось не только Киевское благотворительное общество, в пользу которого пошла выручка с открыток, но и чиновники – в тот раз им не довелось с утра пораньше толпиться в прихожей генерал-губернатора. Вот так «открытое письмо» сыграло еще одну, неожиданную роль.


Смотрите программу «Люди Церкви» на телеканале «Союз»: четверг 02.00, 12.00, пятница 16.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№8 (713) / 18 февраля ‘13

Наследие

«Польза Родине прежде всего»

Денис Борисович Солодовников, директор фонда Великого Князя Сергея Александровича

№41 (698) / 29 октября ‘12

Наследие

Казачья икона

Иван Статьев, казак, представитель фонда им. Ермака Тимофеевича

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Николай (Погребняк): В Рождестве Христовом для людей открывается возможность Богопознания

Беседа с благочинным церквей Балашихинского округа архимандритом Николаем (Погребняком) в эфире телеканала «Союз»

 
Мученики

Насильственная смерть сама по себе не определяет посмертную участь жертвы

Протоиерей Андрей Канев, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии

11 января Православная Церковь вспоминает Вифлеемских младенцев

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс