Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (657) → Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Главное – сохранить чистоту веры и чистоту сердца»

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Главное – сохранить чистоту веры и чистоту сердца»

№48 (657) / 19 декабря ‘11

Архипастырь

В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь». В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Владыка, предлагаю поговорить о внутрицерковной работе и международной деятельности.


Стояние в правде

– Внутреннее делание, думаю, все же важнее. Чтобы жизнь Церкви была успешной, нужно сосредоточиться каждому человеку на молитве, заниматься сердечным устроением, стяжать мир в душе. Естественно, что мы не должны забывать заповеди, прежде всего любовь к Богу. А остальное все приложится.

Если же внутренний мир настолько богат, что можно поделиться своим опытом и своей любовью с ближним, тогда это все переливается и во внешнее.

– А в международной деятельности что самое главное?

– Самое главное – стояние в правде. Есть международная дипломатия, межгосударственная, есть народная, есть и межцерковная дипломатия. Но вся дипломатия подразумевает нахождение компромиссных решений. И компромиссы часто бывают ловушкой, где отсутствует правда. А если говорить о международных контактах, то все должно делаться на правде, на доверии.

– То есть это первостепенно, особенно в церковной дипломатии?

– Я думаю, это первостепенное. У нас сейчас мир лежит во зле. Последние события в мире труднообъяснимы логически, трудно объяснить, что человечество хочет. Хочет чего-то нового, но теряет самое главное – Бога как основу всего, что должно держать человечество. Бог – это нравственный закон, Бог – это природа человека, и если человек теряет это чувство, то тогда и начинаются всякие нестроения.

– Как Вы считаете, Владыка, может ли паломническая поездка быть одновременно миссионерской?

– Безусловно. Мы едем к святыням, к нам приезжают поклониться святыням, и таким образом люди обогащаются от благодати Святого Духа. Очень важно, в каком настроении человек приехал. Если настроение хорошее и доброе, Господь его благословляет, а если человек приехал со злом, то ему нужно, наверное, помолиться, покаяться, причаститься, посмотреть на себя немного другими глазами. Посмотреть на принимающую сторону, поучиться гостеприимству. Это авраамово гостеприимство – не столько хлебосольство, сколько, наверное, сияние духа, проявление радости духовной и душевной оттого, что к нам пришли люди поклониться тем святыням, что у нас есть. Это обогащает обе стороны. Человек делится с другим человеком, и это большая миссия, которая служит к славе и правде Божией. Есть сколько угодно паломнических и миссионерских поездок, которые совершают даже далекие от Церкви, далекие от Бога люди. Но они приезжают и, может быть, недостаточно квалифицированно, но изъясняют нам то богатство, которое они встретили. И их опять туда тянет, и так, поневоле, они становятся миссионерами. Поэтому паломничество и миссионерство – это неразрывно связанные друг с другом вещи.

– А можно ли сказать, что в наше время традиции гостеприимства забываются?

– Сейчас много что забывается. Гостеприимство тоже. Возьмите такую бытовую тему. Вы где-то в пути, и вам нужно заночевать. Вас пустят куда-нибудь? А полвека назад это было возможно: вы постучитесь в дом, и вам отведут ночлег, накормят и успокоят. Сейчас мы боимся впускать людей в дом, и это обоснованно, я вовсе не осуждаю никого. Но вспомните: пришли три странника, три незнакомых человека – Господь явился в образе людей – и попросились отдохнуть. Авраам все сделал, чтобы люди были довольны, и потом оказалось, что у него в гостях был Бог. Господь дал обетование Аврааму, Сарре – Он предсказал, что она родит сына. Сарра посмеялась в душе, что какие-то насмешники пришли и смеются над ее старостью, но Господь исполнил это обетование. Так что гостеприимство – это великий дар, который мы должны возогревать в себе.

И никакого лукавства!

– Владыка, звонок из Воронежа.

– Я много лет хожу в храм, читаю духовную литературу, но все равно не все понимаю в богослужении. Мне кажется, было бы легче, если бы Священное Писание в храме читалось с переводом.

– Я вам скажу, что от вас абсолютно никак не требуется исполнять богослужение, за богослужением нужно только молиться Богу. И то, что вы что-то не понимаете по церковно-славянски, это дело времени. Есть у вас стремление – Господь вам откроет то, что вы не понимаете. Я могу привести свой пример. Я вырос в рабочей семье, никто меня не учил славянскому языку, я это освоил в детстве сам, ходя в церковь, постепенно все стал понимать. Никто не учил меня славянскому чтению, я сам стал читать, и когда пришел в семинарию, был подготовлен в плане чтения Священного Писания. И это вовсе не значит, что раньше люди были другие, мы просто сейчас не уделяем этому достаточно времени.

Наверное, в трудных случаях надо давать какие-то подстрочники. Но не нужно забывать, что славянский язык – наш родной, и поэтому, если вы вчитаетесь в текст Священного Писания или богослужения, все ясно, прекрасно понятно. Конечно, зависит очень много от чтеца, можно и по-русски прочесть так, что ничего не поймешь, или простоять на службе, промечтать о чем угодно. И если ерунду вы будете разбирать в деталях, то никогда не обратитесь к Богу. Но самое главное, чтобы у вас были пример побуждающий. Мы только что говорили о паломничествах. Мы бываем в Греции, бываем в Иерусалиме, у святителя Николая в Бари, бываем на Корфу у святителя Спиридона, и, как правило, мы там лишены родного славянского языка – нужно заранее договариваться, чтобы священник был славянин или же матушки пришли из Иерусалима и что-то попели, обычно служба идет на греческом языке. И если вы верующий человек, и особенно на гробе Господнем, вы испытываете духовную радость, даже не понимая, о чем поют, получаете такую благодать, словно бы на небе побывали. И это чувство никогда не оставляет человека. Поэтому я бы просил не путать понимание богослужения и молитвенное его восприятие.

– Способность к обучению – это благословение Божие или результата можно добиться усердным трудом?

– Я думаю, что и то, и то; каждый из нас рождается с определенным набором талантов – одни из них мы можем развивать, а другие в нас уже развиты по наследству от родителей, и Господь благословил эти таланты. Поэтому самое главное – всегда трудиться, потому что даже самый талантливый человек, если он не будет интересоваться предметом своего таланта, все забудет. Помните притчу о талантах, которые получили люди? Кто-то на пять талантов приобрел еще пять талантов, кто-то два таланта, а кто-то зарыл свой талант. Не нужно быть самодовольным, и на каждый талант, который нам дан, нужно приобретать еще больше талантов. Это условие развития человека.

– Владыка, как должно выглядеть сотрудничество Православных Поместных Церквей?

– Не должно быть никакой лжи и никакого лукавства. Это основные условия, и все православные документы начинаются такими словами: «Изволится Духу Святому и нам». Это не простые соглашение, а документы, касающиеся предмета веры, устанавливающие какие-то традиции. Нужно пустить Духа Святого в наши сердца, а для этого нужно иметь чистую жизнь. Наши предки в период каких-то трудностей налагали на себя пост, искали пути выхода из кризиса. Казалось бы, легко этот путь найти: нужна сила, нужно оружие, умение, но к этому они прилагали еще внутреннее делание поста, все вместе причащались, весь народ причащался. И Господь давал победы, прекращал моры и язвы. И в наше время, если речь идет о таких вещах, когда нам нужно согласие в вопросах жизни Церкви и общего свидетельствования, мы не должны искать, кто из нас главнее, иначе великая беда будет. В братской любви мы должны полюбовно решать. И не должны следовать той моде, которая сейчас прослеживается, когда пять древних Церквей встречаются и что-то решают, игнорируя Церкви более молодые, в том числе и нашу Церковь, стараясь диктовать. Хотя и по численности они гораздо меньше, и по исповедничеству тоже не впереди нас. Мы не гордимся ничем абсолютно, но нужно отдать справедливость и делать все на равных.

Идите только вперед

– Владыка, Вы уже упомянули, что часто Бог посылает человеку определенные обстоятельства, в которых он должен сделать усилие над собой и прийти к определенному результату. Но у людей часто возникают ситуации, когда они начинают отступать.

– Если человек начинает отступать, то это малодушие, которое есть грех. Как говорят святые отцы, можно упасть, но нужно встать и пойти вперед, если вы согрешили, никакого отчаяние не должно быть. Грех бывает очень разный, а если вы по малодушию согрешили, победите это малодушие и проявите твердость. Не отступайте никогда от Бога, идите только вперед: с Богом хорошо, с Богом смысл жизни, нет Бога – мы теряем все, мы становимся пустыми людьми. Православие и вера подразумевают обязательно стойкое отношение к определенным вопросам.

– Звонок из Московской области, послушаем вопрос.

– Батюшка, мне очень стыдно об этом говорить, но я никак не могу бросить курить, что делать?

– Во-первых, у вас не должно быть никакого чувства отчаяния. Может быть, вам нужно подумать, как вам вести духовную жизнь. Сходите в церковь, пообщайтесь с духовно опытным священником, расскажите о себе, и то, что он вам скажет – какую вам нужно совершать молитву, сколько вам нужно молиться, – так и делайте. Потому что каждый человек – целый мир, и если вы духовно неопытный человек, доверьтесь духовно опытному наставнику. Как самолечением нельзя заниматься, так нельзя заниматься самостоятельно упражнением духовным. Пример тому – монашеское упражнение. Когда человек постригается в монахи, ему дается старец в поучение – без старца ничего ты не можешь делать, и какое он тебе послушание даст, такое ты и будешь исполнять, но сам ничего не делай. Это золотое правило в духовной жизни. И даже если человек, который живет в монастыре, нарушает послушание духовнику и игумену и старается заниматься духовным совершенствованием сам, сколько видов прелести мы имеем? Человек может даже сойти с ума от этой духовной прелести, потому что молитвы его становятся неугодны, начинается гордыня, начинается превышение над братьями, начинаются всякого рода борения и искушения, и человеческая психика не справляется с этим. И поэтому лучше всего помолиться, пойти к духовнику и рассказать о своих проблемах, спросить, как все разумно устроить.

Главное, чтобы Господь был в сердце

– Владыка, продолжая разговор о межцерковных отношениях, хочу спросить, сказывается ли на них то, что некоторые Православные Церкви живут по новому стилю, в отличие от Русской Православной Церкви?

– Нужно к этому относиться как к данности. Потому что я не дерзаю осуждать те Церкви, которые приняли новый стиль. К счастью, нашли мы в себе силы показать, что хоть и приняли разный стиль, мы едины. Пасхалию и саму Пасху мы празднуем одновременно – по старому стилю, а все остальное они – по новому, а мы по старому. Но в связи с этим возникает очень много искушений. Я, может быть, скажу соблазняющую вещь, но если вы живете духовной жизнью, то поймете, насколько все условно в нашей жизни: главное – это все-таки сохранить чистоту веры и чистоту своего сердца, чтобы в нем жил Господь. Мы живем в стране, в которой Церковь живет по старому стилю, давайте его держаться и ничего нового не искать.

Что касается Рождества и Нового года. Я довольно долго, шесть лет, провел в Швейцарии, в Женеве. И застал еще православных прихожанок – представительниц первой волны послереволюционной эмиграции, носителей старой традиционной культуры. Православное наше Рождество, Исповедь – как правило, подходят все и говорят: «Владыка, я тут поехала к дочери, к зятю или сыну, они там по-новому Рождество празднуют, и я разговелась». И что с этим делать?

Лучше не ходите в гости на Рождество к тем людям, которые празднуют по новому стилю. Пускай они празднуют. То же касается и Нового года. Тут я вам посоветую одну простую вещь: пожалуйста, будьте православными христианами, и что положено на трапезе, то можно себе позволить. А если вам хочется еще чего-то, то сходите в храм, помолитесь на новогоднем молебне, придите, поставьте чай и посидите за постным столом. Но если у вас уж такая традиция есть, выпейте по бокалу шампанского, но не больше. Встретили Новый год, прославили Господа, и с Богом ложитесь спать. Не смотрите эти безумные программы по телевидению, это еще больше вас расстроит, хуже чем даже если вы и съели что-нибудь. И постарайтесь быть в компании, которая вас поймет. Или вы можете своих знакомых пригласить в гости к себе на старый Новый год. Но, как правило, люди сейчас Новый год встречают по новому стилю и этим ограничиваются.

– Как Вы считаете, нужно ли воцерковлять светское руководство?

– Нужно всех воцерковлять, и светское руководство в том числе. Это благодарная вещь, но прежде чем воцерковлять, нужно самому быть воцерковленным. Нельзя говорить, что «я узнал истину, объяснить ее не могу, но буду о ней говорить и кричать». Очень часто наше незнание и неумение порождают очень смешные вещи. Поэтому, если вы хотите воцерковлять человека, который занимает высокий и ответственный пост, то подходите к этому серьезно и опять посоветуйтесь со священником. Если у руководителя есть какой-то интерес к воцерковлению, познакомьте его со священником или со знающими людьми, которые могут толково и интересно разъяснить. Потому что мы обладаем глубочайшей истиной, и эту истину абсолютно нельзя скрывать – это будет грех. Но навязывать ее недостойно. Не забывайте случай, который описан еще в Деяниях апостольских, когда один волхв якобы изгонял бесов из людей, говоря при этом: «Именем Иисуса, Которого проповедует Павел, я изгоняю из тебя беса». А один из них набрался смелости и говорит: «Иисуса я знаю, и Павел мне знаком, а ты кто такой?». И поколотил его. И вот чтобы такого не было, нужно к этому очень серьезно подходить.

Иконы живут нашей верой

– Следующий звонок – из Московской области.

– Был очень большой ажиотаж вокруг Пояса Пресвятой Богородицы. Но ведь этот Пояс вещь, а в учении от Моисея написано: не делайте себе идола ни из какого изображения?

– Этот вопрос, наверное, вообще с иконопочитанием связан. Я думаю, что вы человек не совсем православный. Ссылаясь на те же самые Деяния апостолов, я вам скажу, что многие брали одежду апостола Петра, апостола Павла и исцелялись от одежды. При их жизни. То есть благодать, которая в человеке живет, переходит и в его вещи. Отсюда у нас и почитание святых мощей, почитание кусочков материи одежды, которую святой носил, и даже почитание той материи, которая облачает мощи нетленные святого. Отсюда все исходит. А почитание икон присуще было Православию, христианству со II века. Иконы уже в римских катакомбах были, это история, и вы это никуда не денете. И воплощение Бога Человека, принятие Богом облика человека дает возможность изобразить Его. И потом, икона – это не портрет. Если хотите, это первый опыт абстракции. Иконописец через икону выражал духовную сущность изображаемого. Там могут быть диспропорции: глаза очень большие, рот, может быть, что-то еще. Но когда смотришь на древнюю икону, хочется молиться по одной простой причине. Древний иконописец – это не та машина, которая сейчас пишет, и не те богомазы, которые сейчас пишут иконы, может быть, и удачно. Тогда подход был совершенно иным. Во-первых, люди выдерживали сорок дней поста до начала работы, потом, когда писали икону, тоже постились, читали акафист тому святому или Богоматери, особое правило несли. И через этот духовный подвиг Господь и давал отобразить духовную сущность в иконе. Поэтому на икону хочется молиться, особенно на древнюю. Она нам дорога не потому, что она древняя, а потому что люди, ее создававшие, более святыми были. Это и сейчас чувствуется: когда человек написал с душой икону, она как бы зовет нас, и наша молитва идет как бы к Первообразу. Икона не заменяет Бога, не заменяет того угодника, которому мы молимся, но она выступает как посредник. Если хотите, это место средоточия благодати, мы просим, Господь откликается через эту икону, наша молитва вызывает благодать Господню, и сходится все на иконе. Если перед иконой не молятся, она теряет свою силу благодатную. И сколько угодно таких примеров. Вот в Третьяковке и «Троица» находилась, и Божия Матерь, я сам был студентом и ходил в Третьяковку. Подойдешь, а чувств-то никаких нет, потому что это все потеряно. Я прекрасно помню Успенский собор Московского Кремля, когда только-только начинались там богослужение. Приходишь и устаешь, как будто бы кто-то все вытягивает из тебя, потому что собор был оскверненный и там не жил Господь Бог, не было благодати. И только после того, как люди там молиться стали, сейчас туда приходишь и чувствуешь, что он живой, потому что моментально получаешь эту отдачу. Так и с иконой. Любой храм, икона живут только тогда, когда есть вера у людей, они живут нашей верой, живут благословением Божиим. А мы живем в атмосфере духовной благодати благодаря усилиям наших ангелов хранителей и покровителей, которых Господь посылает для нашего спасения.

Я желаю всем помощи Божией и много радости, всем доброго здоровья, и чтобы вы всегда любили Бога и всегда бы носили Бога в своем сердце. Храни вас всех Господь.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Что отдал, то твое

Протоиерей Евгений Попиченко

25 декабря – день памяти святителя Спиридона Тримифунтского Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипре от родителей простого звания; он был пастухом, имел жену и детей. Отличался необыкновенным смирением христианским и мудрой простотою сердца

 
Люди церкви

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь должна и будет говорить о том, что человек должен бороться с грехом

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс