Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (656) → Христианин не может молчать о Христе даже под страхом смерти

Христианин не может молчать о Христе даже под страхом смерти

№47 (656) / 12 декабря ‘11

Исследуйте писания

О Книге Деяния святых апостолов рассказывает на телеканале «Союз» Константин Корепанов, преподаватель екатеринбургского Миссионерского института


Начнем мы рассмотрение этой Книги сегодня с того, что Христос, оставляя апостолов, наказывает им ждать Сошествия Духа. В Его устах это звучит так: «Доколе не облечетесь силою свыше». Собрав учеников, Он повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима». Кроме того, Он говорит: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли».

То есть апостолы должны стать свидетелями Учения, Воскресения Иисуса Христа даже до края земли. Естественно, что апостолы не могли пройти до края земли, они исполнили каждый свое предназначение, каждый сделал, сколько сумел и сколько кому было дано. Но преемникам апостолов надлежало пройти с апостольской проповедью, с апостольским свидетельством об Учении, смерти и Воскресении Иисуса Христа действительно до края земли, чтобы все человечество смогло услышать это свидетельство.

Это задача каждого члена Церкви: когда бы и где бы он ни жил, он, восприняв апостольское свидетельство, должен нести его дальше. Не в смысле географическом, хотя свидетельствование о Христе распространялось и таким образом (эти люди принесли ощутимые плоды, все они в Церкви прославлены в чине равноапостольных – например, Николай Японский, проповедовавший Евангелие и Православие японцам, или Герман Аляскинский, или Иннокентий Иркутский, Макарий Алтайский, люди уникальные, имевшие особое призвание и получившие силы и возможность его исполнять).

Но каждый из нас, в меру данного нам Духа Христова, может то же сделать в отношении близких, окружающих нас людей – соседей по лестничной площадке, по подъезду, по дачному кооперативу. То есть любому человеку, который оказался рядом, мы можем свидетельствовать Евангелие, дать апостольское свидетельство. Церковь еще и поэтому называется Апостольской, а не только потому, что основана на фундаменте апостолов.

Церковь призвана и обязана свидетельствовать о Христе до скончания мира. То есть нести апостольскую проповедь Христа, свидетельствовать о Нем – это постоянное свойство Церкви. Иначе она не может жить.

В первые века ее мученического бытия люди испытывали страдания, в том числе и потому, что они свидетельствовали о Христе даже когда это могло им грозить смертью, лишением имущества или судебным преследованием. Они свидетельствовали, потому что молчать не могли. Сказано об этом в Евангелии: «Всякий, кто постыдится слов Моих, того и Я постыжусь». И поэтому христианин не может молчать о Христе даже тогда, когда ему это чем-то грозит.

Очень важно вникнуть глубоко в содержание апостольской проповеди, в сам ее дух.

Есть три обязательных качества апостольского свидетельствования. Во-первых, необходимо разделить со Христом скорбь, разделить с Ним Крест, страдания, смерть. Все это отчасти совершается с нами в таинстве Крещения, потому что это таинство есть как раз разделение со Христом Его смерти, Его Креста, Его погребения. Но то, что обретает человек в таинстве Крещения, должно стать действенным – он в жизни должен показать свою смертность для всех тленных, греховных, неправильных дел мира сего, он должен быть мертв для греха и жив для Бога, мертв для страстей и жив для Бога, мертв для суеты и тления преходящего века мира сего. Он не должен быть подчинен духу времени, и тогда он действительно явит своей жизнью плоды смерти для этого мира. Если человек хоть в какой-то степени этого не пережил, то он ничего не может засвидетельствовать, потому что проповедь о Христе есть проповедь о Кресте, о распятом Христе. Это первое и важнейшее условие. Например, апостол Павел по этой причине, как и Сам Господь Иисус Христос, уходит сразу после Крещения в пустыню. И это общая практика очень многих подвижников – мы читаем о том в житиях Василия Великого, Григория Богослова, святителя Николая Чудотворца, Иоанна Дамаскина. Все они уходят в пустыню, в какое-то место, где могут пережить, показать и явить своей жизнью плод смерти для вещей мира сего. Умереть для мира, умереть для страстей, через которые дух мира сего восстает на душу человеческую.

Второе условие – для несения апостольской проповеди человек должен пережить, стать свидетелем опыта Его Воскресения. И совершенно неслучайно такой торжественный гимн звучит всякое воскресное Всенощное бдение – «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу Иисусу Христу». Мы поем как бы от своего лица, мы все эту молитву произносим, как бы свидетельствуя самим себе, что мы были свидетелями Христова Воскресения. Но мы же не жили в те дни – как человек смеет именовать себя свидетелем Христова Воскресения, если он не жил в дни Воскресения? Но дело в том, что, переживая в себе победу Иисуса Христа над тлением и смертью, грехом и дьяволом, страстями и духом времени, переживая эту победу Христову, человек становится свидетелем Его Воскресения. Апостол Павел говорит, что смерть и воскресение взаимосвязаны в опыте подвижника. Как только человек подъемлет на себя крест и готов умереть для греха и страстей мира, так он тут же переживает победу Христа над тлением, смертью, грехом и духом мира сего. Как только он на это решился – сделать себя мертвым для греха, так он сразу оживает для Бога. Он не просто становится зрителем, свидетелем, случайно видевшим Воскресение Христово. Нет, он приобщается к плодам Воскресения.

У древних, людей I, II, III веков, которым Причастие Церкви, Причастие Христу, свидетельство о Христе всегда грозило смертью, это было действительно умиранием для прежнего образа жизни и духа, которым они жили до Крещения. Они волей своей, духом своим совершали внутри себя это действие и, выходя из купели, сразу же ощущали в себе плоды Воскресения Христова. И уже не боялись смерти и тут же могли идти и свидетельствовать перед кем угодно, перед лицом каких угодно страданий и скорбей о Христе. Не только распятом, но и Воскресшем, потому что они пережили, что Христос есть Победитель смерти, что Христос воистину Воскрес. Это второе, но очень важное качество. Потому что они очень тесно взаимосвязаны.

В литургической жизни это реализовано в опыте Исповеди и Причащения. Исповедь есть отвержение греха, распятие себя для греха, отказ жить по закону греха, по которому живет весь мир. И после Исповеди, подходя к Чаше с Телом и Кровью Христовыми, человек приобщается именно тайне Воскресения, тайне нетленной жизни. И если он действительно глубоко отверг внутри себя закон греха и тления, то он переживает в момент Причащения прикосновение к плодам Воскресения Христова.

Именно этот опыт отражен в очень древней церковной практике Великого поста. Когда человек в максимально доступную ему меру, делом, в течение продолжительного промежутка времени отказывается не только от закона греха (это надо делать всегда), но и от закона плоти, который действует и воюет в нем. Он как бы ополчается на внешнего человека, который борется с духовным, внутренним, который родился в нем в момент Крещения. И человек пытается распять, победить, уничтожить в себе страсти – изгнать их, отвергнуть все то, что в нем еще осталось от тленных, суетных, греховных страстей. И переживает Пасхальную радость не столько потому, что кончился пост, а потому что он духом своим прикоснулся к радости Воскресшего Христа.

А третье условие, чтобы апостольская проповедь была действенна, – необходимо получить силу Свыше. Пока человек не облечется этой силой, по свидетельству Самого Иисуса Христа, он не может исполнить апостольское призвание, никому ничего не сможет донести. Потому что Сам Христос не говорит: сейчас идите. Ведь апостолы пережили опыт жизни со Христом, они перестрадали с Ним все напасти, пережили Его распятие и тайну Воскресения, Он не единожды дунул на них, через что они приняли благодать и силу Святого Духа. Они изгоняли бесов, творили чудеса, они много пережили, многое умели и знали, но, тем не менее, Христос не сейчас посылает их на проповедь и на свидетельство, а только тогда, когда они получат дар Святого Духа, то есть только тогда, когда на них сойдет сила Свыше. И в этом смысле не только приобщение таинству Миропомазания является исходным условием, чтобы каждый человек мог засвидетельствовать другому о Христе, а получение плодов Духа. То, о чем, например, Серафим Саровский говорит как о стяжании Святого Духа: получаемое в таинстве Миропомазания должно принести плод Святого Духа в нас, и это означает, что дар Святого Духа не был напрасен, он стал нашим, мы его имеем как свой, потому что он в нас и через нас принес плод. Наша воля, наш дух соединены уже определенным образом с Духом Святым, и, стало быть, мы теперь на самом деле готовы идти и другому человеку засвидетельствовать о Христе. Потому что с нами сила Святого Духа.

Разумеется, у каждого человека сила ощущения тех вещей, о которых я только что говорил, – разделение со Христом Его смерти, умирание для греха, переживание плодов Воскресения и радости о Воскресшем Господе, явление плодов Святого Духа – разная, у каждого в свою меру. Но только тот, кто хотя бы в самой маленькой степени это пережил, способен что-то засвидетельствовать другому. Если человек пережил это сильно, как Серафим Саровский, то и плод его жизни, и плод, в том числе, его апостольского служения становится более серьезным. Это не один, не два человека, это тысячи, десятки тысяч уверовавших, исцелившихся, приобщившихся к тайне Церкви, идущих по Его стопам, взывающих, молящихся, получающих исцеление. Вот Николай Японский умер почти сто лет назад, а плод его дела до сих пор жив, и я думаю, что будет еще долго жить в Японской Автономной Православной Церкви. А человек, имеющий меньшие переживание смерти и Воскресения, дары и плоды Святого Духа, меньше может сделать, ему меньше дано, с него меньше и спросится. Но он может привести к Богу своих близких, своих друзей, – да хоть одного человека. Как сказано: кто обратил душу грешника ко Христу, тот покроет множество грехов. То есть это дело великое в очах Божиих, потому что спасение одного человека – это ни с чем не сравнимый дар, ни с чем не сравнимая благодать. И дай Бог каждому в свою меру послужить делу спасения наших ближних.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Епархия

Орловская и Ливенская епархия

Архиепископ Орловский и Ливенский АнтонийДата рождения: 6 ноября 1939 г. Дата хиротонии: 22 апреля 1989 г. Дата пострига: 7 апреля 1971 г. День ангела: 27 апреля.Родился в ст. Терновке Воронежской обл. в семье рабочего.В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.В 1965-1968 гг. учился в Московской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии

 
Духовное наследие

Митрополит Лимассольский Афанасий: Христос не может быть в нашем сердце, когда оно полно «уксуса»

Перевод Ангелины Леоновой

Жизнь в Церкви развивает отношения, но это личные отношения между человеком и Христом, а не между человеком и Учением Христа, не между человеком и Евангелием, нет.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс