Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 6 ноября 1939 г.
Дата хиротонии: 22 апреля 1989 г.
Дата пострига: 7 апреля 1971 г.
День ангела: 27 апреля.
Образование:
Награды
Дата создания: 13/24.01.1764 (по др. свед.: 29.05/09.06.1764 г.)
Адрес: 302026, Орел, ул. Нормандия-Неман, д.27.
Телефон: +7 (4862) 43-29-55
Факс: +7 (4862) 43-29-55
E-mail: cerkovorel@yandex.ru
Орловско-Ливенская епархия ведет свое происхождение от Орловско-Севской епархии, образованной Указом Святейшего Синода 6 мая 1788 года. В отдельные периоды своей истории имела в своем составе Болховское, Елецкое, Ливенское викариатства.
В 20-х годах прошлого столетия некоторые приходы (Орел, Дмитровск, Кромы, Ливны), возглавляемые «епископом» Александром (Монастыревым), перешли в обновленческий раскол.
С 1936 по 1943 год епархия вдовствовала. С октября 1941 года по август 1943 года, в период немецкой оккупации, ее территория входила в юрисдикцию РПЦЗ (митрополит Серафим (Лядэ)). Первым после изгнания оккупантов Правящим Архиереем РПЦ в Орел был назначен бывший обновленческий священник Ярославской епархии епископ Димитрий (Градусов).
В 1945-94 годах епархия именовалась Орловско-Брянской, с 25.02.1994 года по настоящее время – Орловско-Ливенская.
Образ очень редкой иконографии получил название от села Балыкино Черниговской губернии, где икона находилась в храме во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского. Предполагается, что икону Божией Матери принесли в русские земли в XVII веке во времена царствования Михаила Федоровича Романова православные беженцы из Галиции. Прославилась икона Богоматери «Балыкинская» многими исцелениями больных, которые стекались в село со всех окрестностей.
В селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в церкви Святителя Николая находится свято чтимая икона Богоматери, от имени слободы наименованная Балыкинскою. Икона написана на холсте, а холст приклеен на доску. Величина иконы в вышину 5 четвертей, в ширину 15 вер. На серебряной вызолоченной ризе иконы надпись: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».
О явлении сией иконы Божией Матери существует следующее предание: икона находилась в доме пана Дульского, значкового товарища Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо г. Стародуба, на иконе заметны были слезы из глаз Божией Матери. Увидя это, пан Дульский дал обет поставить икону в храм, который бы тогда строился. В скором времени он узнал, что в селе Балыкине именно в это время строится храм, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещался передать св. икону, но медлил исполнить обет. Ему во сне явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкинскую церковь. Дульский и после этого все еще медлил. Вторично явилась ему во сне Пресвятая Богородица и, под угрозой наказания, приказала отдать икону Божией Матери в Балыкинский храм; после этого пан Дульский поспешил передать икону в Балыкино. Это было 4 августа 1711 года.
От сией благодатной иконы было много чудесных исцелений, и к ней приходят богомольцы во множестве.Точный список с чудотворной иконы Балыкинской Божией Матери находится в Орловском Введенском женском монастыре. Эта икона прославилась в 1858 году исцелением бесноватой женщины. Точный список (копия) чудотворной иконы в свое время принадлежал святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, когда он был Правящим Архиереем Черниговской епархии. В 1712 году святитель благословил своей келейной иконой новосозданную Введенскую девичью обитель. В 1923 году монастырь закрыли и разрушили. Восстановление разрушенного монастыря началось в 1993 году, а через два года древняя святыня, которую все эти годы тайно хранили верующие люди, была возвращена в обитель.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Балыкинская» молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, об избавлении от моровых поветрий и нашествия иноплеменных.
3 октября 1943 года германские войска вступили в Орел. Большая часть Орловщины была оккупирована гитлеровцами. Германское командование не препятствовало восстановлению церквей и церковной жизни, но под надзором оккупационных властей. К 1943 году, по неполным данным, в области действовало или готовилось к освящению 34 храма.
Фашистская пропаганда преподносила это как заботу властей о Русской Церкви и русской культуре. Подавляющее большинство священников отказывалось от сотрудничества с немцами и, по мере сил и возможностей, боролось с врагом. Так, например, известный орловский врач В.И.Турбин, тайно принявший монашество еще в 30-е годы, был одним из руководителей подпольного госпиталя, в котором лечили больных красноармейцев-военнопленных, а потом переправляли их через линию фронта. В 1966 году он получил награду – медаль «За отвагу». Несколько священников, как Орлов и Оболенский, погибли от рук захватчиков.
С освобождением области от оккупации православное духовенство поддержало призыв митрополита Сергия и приняло непосредственное участие в патриотической работе по сбору средств в Фонд обороны страны, выступило с соответствующими проповедями. Только в Орле за период с сентября 1943 года по январь 1944 года собрали в Фонд обороны, на детей-сирот и раненых бойцов: Богоявленский собор – 32 722 рубля, Иоанно-Крестительская церковь – 29 800 рублей, Никитская – 11 196 рублей, Воскресения Христова на Афанасьевском кладбище – 7 181 рубль, Троицкая – 1 932 рубля. В 1944 году прихожане орловских храмов приняли участие в сборе средств на постройку танковой колонны им. Димитрия Донского и подарков для бойцов Красной армии. 14 апреля 1944 года один Богоявленский собор для этой цели сдал 100 тысяч рублей, а всего православные общины семи церквей городов Орла и Болхова сдали наличными деньгами 305 тысяч рублей. Всего в Фонд обороны, по неполным данным, с сентября 1943 года по апрель 1946 года церковные общины сдали 1 634 788 рублей, большое количество продуктов, теплых вещей, полотна, которые передали представителям фронта, детских домов и госпиталей.
Россия ждала себе просвещения со стороны православного Царьграда, а географические условия обитателей Орловского края ставили их лицом то к мрачному северу, где они должны были завоевывать у финнов место для своих поселений, то к варварскому востоку, который готовился сделать их своими данниками.
Первые миссионеры появляются в этих краях в начале XII века.В 1113 году в область вятичей отправляется христианская миссия во главе с Кукшей и его учеником Никоном.
Достоверно известно, что святой равноапостольный священномученик Иоанн Кукша был иноком знаменитого Киево-Печерского монастыря, основанного преподобным Антонием в середине XI века, в княжение Ярослава Мудрого. Одной из основных форм деятельности монастыря в то время была апостольская миссия в землях язычников.
Проповедь Кукши сопровождалась чудесами.
По преданию, для молитвы святой просветитель Орловщины в 12 км от города Мценска, по направлению к Болхову, около правого берега Оки, в лесу на косогоре в 1,5-2 верстах от деревни Карандаково поставил скитский дом, а рядом сам выкопал «Богомольный», или «страдальческий святой», колодец.
Видимо, августовской ночью язычники именно здесь напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям, а затем святой Кукша «по многих муках от неверных», был отведен на полверсты в сторону и у болота обезглавлен – мечом «усечен бысть с учеником своим» (Никоном).
Киевские монахи отправили людей в страну вятичей на поиски тел миссионеров. Прибывшие на место трагедии Печерские иноки увезли только мощи первокрестителя, которые были помещены в Ближние (Антониевы) пещеры Лавры, где находятся и поныне. Память святого мученика Кукши празднуется Русской Православной Церковью 22 августа (8 сентября).
Обретена икона была 2 июля 1739 года в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник Покровской церкви Василий Данилов косил траву на своем огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внес икону в свой дом.
В течение трех лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть ее. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идет к реке и несет сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».
После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург образ при невыясненных обстоятельствах пропал. После революции икона объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодежи в Сан-Франциско. Есть версия, что подлинная Ахтырская икона из Харбина была вывезена в Австралию. Возможно что икона, которая в настоящее время находится в городе Кройдон в Крестовской церкви в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, и есть подлинник Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы.
День празднования: 15 июля (2 июля по старому стилю).
Согласно преданию, еще в XVI веке в Орле на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. Осуществилось это дело при следующих обстоятельствах.
В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке.
Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской Иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма.
В 1775 году церковь была поострена и освящена. Вскоре она уже не вмещала всех прихожан. В 1876 году храм расширили и устроили еще один придел в честь Святого Великомученика Никиты.
Город к этому времени разросся, Ахтырская церковь с кладбищем при ней оказалась в черте города, кладбище было закрыто, а храм стал приходским.
В 1803 году вновь были произведены строительные работы в храме, в результате которых подняли своды главного алтаря, устроили и освятили новый придел в честь Казанской Иконы Божией Матери.
В 1823 году была построена высокая четырехярусная колокольня. Первоначально она стояла отдельно от храма, но в 1870 году по проекту архитектора И. П. Лутохина трапезную удлинили и соединили с колокольней.
В таком виде храм предстает и сегодня.
В 1875 году вокруг церкви была поставлена ограда, уничтоженная перед Великой Отечественной войной.
В октябре 1897 года стараниями церковного старосты М. М. Борзенкова при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались около сорока детей. Обучение было бесплатным. После революции храм, его священнослужителей и прихожан постигли скорбные испытания, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь. В период «изъятия ценностей», наряду со многими иконами, был конфискован большой серебряный крест – древняя святыня храма, насчитывающая почти 500 – летнюю историю. Ахтырскую церковь закрыли по решению ВЦИК Орловской области 3 февраля 1938 года.
15 марта 1942 года, во время оккупации Орла, храм был открыт и в дальнейшем уже не закрывался.
При освобождении Орла в 1943 году на колокольне Ахтырской церкви ранним утром 5 августа был водружен один из первых красных флагов.
В 1962 году Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским), по ходатайству митрополита Орловского и Брянского Антония (Кротевича), Ахтырскому храму был присвоен статус кафедрального собора.
Наиболее чтимыми святынями храма являются чудотворная Ахтырская икона Божией Матери (список с первообраза, прославившегося многочисленными чудесами) и иконы с частицами мощей святого великомученика Никиты, священноисповедника Георгия Косова.
Некоторое время в храме пребывали мощи святителя Тихона Задонского. В 1919 году они были изъяты из Задонского монастыря и переданы в Елецкий краеведческий музей. В 1930-е годы, в связи с устройством Орловского антирелигиозного музея, они были доставлены в Орел, где и находились до 1941 года. В годы немецкой оккупации мощи были перенесены в Богоявленский храм. В сентябре 1960 года, когда возобновились гонения на Православную Церковь, просьба директора краеведческого музея о возвращении мощей в музей была удовлетворена. И еще 28 лет святые мощи находились в фонде музея. В дни празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были переданы Церкви, тогда же было принято решение поместить их в Ахтырском кафедральном соборе Орла. В 1991 году открылся Задонский мужской монастырь, и мощи святителя были возвращены на место. В память о пребывании их в Ахтырском соборе, кисть святителя Тихона, с давних времен хранившаяся отдельно, была оставлена в этом храме, где и почитается прихожанами одной из главных святынь.
Web-сайт Орловской и Ливенской епархии: www.orel-eparhia.ru
В этом году православный мир отмечает особенную годовщину – 20 лет возрождения Православной Церкви на Российской земле. За два десятилетия восстановлены тысячи храмов, сотни монастырей, открыты учебные заведения, социальные центры, больницы, школы для детей и взрослых.
О Книге Деяния святых апостолов рассказывает на телеканале «Союз» Константин Корепанов, преподаватель екатеринбургского Миссионерского институтаНачнем мы рассмотрение этой Книги сегодня с того, что Христос, оставляя апостолов, наказывает им ждать Сошествия Духа.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.