Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
17 декабря – день памяти великомученицы Варвары
Недавно одна сестра обратила внимание: «Вы, батюшка, какой-то очень суровый». На самом деле, мы ведь вещи-то очень серьезные обсуждаем, но иногда надо улыбаться и снимать напряжение, потому что если очень долго, как говорил Антоний Великий, натягивать лук, все время требуя праведности и святости, то лук может надорваться.
17 декабря мы вспоминаем одну из святых, что обрела Бога, просто наблюдая за вещами видимыми, – пришла к мысли, что у каждой вещи есть создатель. Я говорю о святой великомученице Варваре.
Святая великомученица Варвара родилась в Илиополе, в нынешней Сирии, при императоре Максимине, в знатной языческой семье, когда христиане терпели жестокие гонения от идолопоклонников. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца. Юная Варвара стала присматриваться к явлениям природы, благо времени у нее было достаточно. Здесь ее взорам представились прекрасный вид на окрестности, восход и заход солнца; появление на небе луны и звезд видны были отсюда во всей красоте и величии.
Удаленная от всяких развлечений, она любила задумываться над явлениями природы. Кстати, очень печальна ситуация, когда наши дети «заточены» на постоянную «развлекуху»: телевизор, дешевые популярные книжечки, компьютер, балдение под музыку, гуляние. Праздность расслабляет человеческий ум, человек теряет остроту, пытливость и перестает задаваться жизненно важными вопросами: «Что такое человек? Зачем он здесь? В чем смысл его жизни?»
Поэтому мудрые родители пытаются защитить своего ребенка от праздности, побуждая его трудиться, пусть в секциях, пусть в музыкальной или художественной школе, пусть в чтении доброй классической литературы – это хороший задел на будущее. Ум будет искать пищу. Если пища добрая, то рано или поздно, получая ее, впитывая и воспитывая себя этим добрым питанием, человек обратит внимание на самые главные вопросы бытия: «что есть человек, Кто есть Бог?». И у человека с Богом должны возникнуть какие-то определенные отношения.
Созерцая с высоты башни красоту Божия мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Пытливый ум Варвары спрашивал, кто же сотворил все то, что мы видим в мире? Ей еще в юности говорили, что все это производят боги ее отечества, бездушные идолы. «Но как они могут что-нибудь сотворить, когда она сами – творения рук человеческих?», – размышляла Варвара и самостоятельно дошла до мысли, что Творцом Вселенной может быть только Высочайшее, Живое, Разумное Существо, во всем отличное от человека. Так размышляя, она познала Господа – Творца, Вседержителя, Единого Премудрого Всемогущего и Всеблагого Промыслителя об этом мире.
Скоро сердце девушки воспылало такой любовью к Господу, что Варвара не разделяла уже суеверия отца, отвергала идолов, она веровала и прославляла неведомого Диоскору распятого Иисуса Христа. Когда Варвара отказалась возвратиться к прежним заблуждениям, дорогой папочка предал дочь на судилище, где ее подвергли жесточайшим пыткам. Но страдания за имя Христово не поколебали веры преданной Богу души, а только посрамили изуверство мучителей. Усеченная от руки своего отца мечом, святая Варвара взошла в Небесные обители, в сретение Небесному Жениху своему Христу.
Недавно в разговоре с одной сестрой я попросил ее ответить на очень важный вопрос, но ответить честно, по совести. Вопрос, который я задаю и всем вам: «что в вашей жизни значит Христос? Какое место вы уделяете Богу в своей жизни?». Женщина подумала и честно сказала, что «на сегодня, мне кажется, это даже не третье место». Хотя она ходит в церковь, причащается... Но фактически это происходит на уровне какого-то магического отношения или просто традиционного, – «вроде все так делают, и это хорошо, потому что так надо», но не возникает живого, личного общения души с душой, души человека и Господа Иисуса Христа.
Мне кажется, что такое отношение совсем не редкость у людей, называющих себя церковными; всерьез они и не обдумывали роль и место Бога в своей жизни, а если бы честно ответили, то, конечно, не так категорично, как апостол Павел: «Жизнь для меня – Христос, а смерть – приобретение жизни со Христом. Я хотел бы разрешиться от уз этого тела и быть со Христом. Уже не я живу, но живет во мне Христос. Я ничего не хочу знать в этом мире, кроме Христа, и притом распятого». И много других подобных его выражений можно привести.
А для некоторых христиан Бог, может быть, как пианино в углу: стоит оно, никому не нужное, но душа затосковала, загрустила, и человек открыл крышечку, сел, поиграл какие-то веселые мелодии – душа успокоилась, пианино закрыли и снова про него забыли. Стало тоскливо на душе – пошли в храм, поставили свечку, посидели, погрустили. На душе стало по-другому, и месяца два про Христа не вспоминаем.
Можно вспоминать Бога, когда возникает нужда: «Как тревога – так до Бога». Возникла какая-то проблема – надо что-то делать. Ладно, если бы это было процессом движения к Богу, потому что все мы с этого начинали: и со свечек, и с грусти в храме о своей несчастной жизни. Но на этом нельзя останавливаться, нельзя свою религиозную жизнь – жизнь с Богом – ограничивать только этим, жить в постоянном режиме эпизодического общения со Христом.
Самому Христу было крайне небезразлично, как к Нему относятся Его ученики. Он постоянно об этом напоминал, Он все время спрашивал: «что люди думают обо Мне?», «за Кого они Меня принимают?», «как вы относитесь ко Мне?», «Кто Я для вас?». Приводил ученикам Своим такие категорические императивы: «кто любит отца или мать, сына или дочь, или кого-либо еще на свете больше, чем Меня, тот Меня не достоин». «До ревности любит Дух, живущий в вас» – и это правильно, потому что любовь должна быть взаимна.
Ради любви к человеку Христос претерпел крестную смерть, муку, страдания, сокрушения. Это ведь было не просто Его развлечение – вот Он пришел, немного побыл с нами, некоторого экстрима вкусил: Бог-то ведь на Небесах этого не переживал, и тут по-человечески захотелось пережить… Нет, это было страшно до кровавого пота: «Отче, пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты». То есть Он не хотел умирать, но, смирившись перед волей Отца Небесного, смирив Человеческую волю, прошел этот страшный путь. Ради любви. Не ради того, чтобы мы время от времени какие-то реверансы делали Богу: «О, мы христиане! О, у нас Рождество! О, у нас скоро Пасха, надо печь куличи, и вроде их надо еще в церкви освятить»... Ради этого Христос распялся?
Нет. Он ожидает от нас взаимной любви. Какова эта любовь в жизни и какой она должна быть, мы видим по апостолам. Никто из них, кроме одного, не умер своей смертью. Жизнь самых лучших людей на земле показывает, что они были постоянно в тюрьмах, в преследовании, в муках, на кресте, в ссылках за имя Христово. Казалось бы, они все отдали и последовали за Спасителем, за что им такая участь? Но это свойство любви: нет больше той любви, кто душу свою отдает за ближнего, за любимого. И от нас Господь ожидает этого.
Давайте подумаем, дорогие мои: может быть, какое-то слишком вялое у нас христианство, слишком пассивное, бесплодное? Христиане должны быть светом этому миру, люди, глядя на нас с вами, должны останавливаться и думать: «А что это за особый сорт людей, которые так любят друг друга?». Чтобы просветился свет наш пред человеки, чтобы, видя нас, наши добрые дела, языческий мир прославлял Бога, Который у нас на Небесах. Как святая великомученица Варвара – прожила очень мало, умерла от руки своего отца, но миллионы и миллионы людей приходят к Богу, чтобы почтить эту святую, – вот так мы должны жить; дай Бог, чтобы мы к этому хотя бы начинали стремиться. Спаси всех Господи.
18 декабря – память преподобного Саввы Освященного Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Переехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь Святой Флавианы. Одаренный ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.