Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святой остров Валаам прозвали «дивным» неспроста. Одно из потрясающих его чудес – способность каждый день и буквально каждый час быть разным. То яркое солнце отразится в водах Ладожского озера и по его гладкой поверхности заискрятся, заблестят радостные солнечные блики, то голубое бездонное небо зеркалом ляжет на воду, а то пойдет дождик – мелкий, чуть заметный, или, наоборот, сильный, со шквалистым ветром, нагоняющим волны и делающим Ладогу неспокойной и суровой.
В Никольский скит мы отправились тогда, когда казалось, что дождик зарядил на весь вечер, и не остановит его теперь уже ничего, так весело и бойко он идет. Но бережно и ласково умыв все древесные листочки, напоив оголенные корни гигантских сосен, напитав воздух необыкновенной лесной свежестью, он прекратился.
Идти до Никольского скита от центральной усадьбы монастыря около двух километров, но этот небольшой путь преодолеваешь незаметно – так приятно идти по лесной тропинке, не закованной в серый панцирь городского асфальта.
Впереди открывается череда деревянных мостиков, замысловато перекинувшихся с одного берега на другой. Все потому, что здесь заканчивается остров Валаам и начинается другой остров – Никольский. Раньше, когда мостков не было, добраться до Никольского скита можно было только по воде, а сейчас, пройдя все зигзаги мостов, без труда можно очутиться на другом острове.
Раньше он назывался Крестовый, потому что издавна здесь был поставлен Поклонный крест, служивший ориентиром для судов и напоминающий путешественникам о святой Валаамской обители. Но в XIX веке крест сменила каменная часовня Святителя Николая – покровителя всех плавающих и путешествующих. В часовне по традиции были выложены большие окна и в одно из них задумали поместить мощный фонарь. Так часовня стала маяком, и все, кто плыл по Ладоге на кораблях и шел зимой по льду пешком, имели ориентиром эту дивную часовню.
Одной из грустных страниц истории Валаама был для нас рассказ, как холодными, лютыми зимами тысячи карел шли по заснеженному льду Ладоги на свет этого маяка в монастырскую обитель, ища приюта и пропитания. Большинство из них не были православными, поэтому приходили на Валаам просто подкормиться, утешиться, пожить в тепле и покушать сытной монастырской еды, приготовленной монахами с любовью и молитвой. Три дня можно было отдыхать, а дальше или трудись, или возвращайся назад. Нередко зимой находили замерзших нищих, которые шли к Валааму по льду и, не доходя до света маяка, гибли прямо посреди пустынного озера…
При игумене Дамаскине здесь гостил очень богатый петербургский купец Николай Назарович Солодовников. С Дамаскином они договорились на средство купца построить храм в честь его Небесного покровителя – святителя Николая. Архитектором стал самый известный валаамский зодчий Алексей Максимович Горностаев, который сначала, приехав на Валаам, просто жил на острове, вникал в специфику его ландшафтов, природы, красоты. Но потом надолго остался здесь – чтобы молиться и украсить его земли красивыми храмами.
Никольская церковь построена в традициях русского зодчества XVII века. Сначала храм был просто кирпичный, из красного валаамского кирпича, а позднее его оштукатурили, и от этого он стал только еще изящнее и красивее. Небольшой, легкий, со сдвоенными окнами, смотрящими на четыре стороны света, с шатровой крышей, увенчанный золоченной главкой с крестом – любое судно, заходя в Монастырскую бухту, любуется Никольским храмом, ведь его вид с воды великолепен в любую погоду. Сами братья издавна сравнивают этот храм со свечой, зажженной Богу.
За всю историю Валаама на острове побывало множество самых разных людей. Среди них известный французский писатель Александр Дюма, которого мало чем удивил святой остров, но особенно запал ему в душу Никольский храм. Увидев великолепный храм и восхитившись его красотой, он сначала подумал, что это мираж, но, подплывая ближе, понял, что храм остался на своем месте. Он считал лучшим архитектором России Горностаева, а Никольский скит – лучшим произведением лучшего русского зодчего.
Внутренне убранство этой церкви было очень богатым: золоченый резной иконостас с иконами греческого письма, прекрасная настенная живопись, выполненная по итальянской технологии стараниями братии, – все это ныне отреставрировано. А вот с главной святыней скита – резной, в человеческий pост, иконой святителя Николая, связано интересное монастырское предание. До создания каменного храма это изображение находилось в часовне, и рядом стояла кружка для сбора пожертвований на монастырь. Один из бедняков позарился на деньги и только протянул руку к кружке, как из стены вышел святитель Николай и грозно на него посмотрел. Вор от увиденного пришел в оцепенение и не смог сдвинуться с места, и только утром пришедшие монахи нашли его стоящим на одном месте.
Несколько лет спустя рядом с храмом был построен двухэтажный дом для священнослужителей и братии. Так как Никольская церковь была летней и богослужения в ней начинались только с 22 мая – на святителя Николая Чудотворца, то в келейном корпусе была устроена теплая домовая церковь во имя святого Иоанна Дамаскина.
На острове, в ложбине, насельники скита развели огород и фруктовый сад, защищенный от северных ладожских ветров с одной стороны каменной стеной, а с другой – могучими соснами. И впрямь здесь дуют сильные ветра – сосны словно застыли под их порывом, склонив свои вершины к земле или распластав ветви, как простертые руки.
Все в монастыре предусмотрено: деревья защищают остров от ветра, от стихии, а когда-то располагавшийся здесь таможенный домик, где монастырская братия осуществляла контроль ввозимых на Валаам вещей, защищал насельников от мирских соблазнов и искушений – устав монастыря строго запрещал ввоз табака и спиртных напитков. В случае обнаружения чего «зловредного» табак тут же выбрасывали в озеро, а что еще похуже разбивали о камушек.
Так и мы, приезжая в монастырь и желая исправиться, должны нещадно и решительно, как эти монахи-дозорщики, начать избавляться от своих страстей, исповедуя грехи на Исповеди и омывая их слезами покаяния.
Сегодня мы начинаем рассказ о священниках Русской Православной Церкви – иностранцах. Такие батюшки есть практически во всех европейских странах. Как,выросшие в инославной среде, они смогли найти свой путь к Православию, как почувствовали призвание стать священнослужителями? Тема эта чрезвычайно интересна.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.