Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (653) → Возрождение Верхотурья

Возрождение Верхотурья

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Елена РысеваПо святым местам

Верхотурье летом подобно цветущему саду. Неустанно возделывают уральскую лавру монахи, радуется на небесах святой праведный Симеон белокаменным церквам и огромному Крестовоздвиженскому храму, сравнимому лишь с Исаакиевским собором Петербурга. Усердно трудится братия, тихо течет извилистая Тура. И кажется, что так было всегда. И уже трудно представить, каким был монастырь двадцать лет назад.

Почему-то сегодня о советском периоде в истории Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря паломники и многочисленные туристы слушают мало и неохотно. Но почему? Ведь это один из ключевых периодов его истории, и именно с него началась новая жизнь монастыря. Обращаясь ко Господу, мы молим: «Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне, грешнем, удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое…». Господь удивляет милостью к нам, вчера могущим разрушать, а сегодня способным созидать. Чудесное перерождение из обезбоженного состояние в обоженное пережил и Свято-Николаевский монастырь. И об этом чуде возрождения сегодня наш рассказ.

Паломники, особенно из Центральной России, приезжая сюда впервые, часто задаются вопросом: зачем в этом небольшом уральском городе, изрядно удаленном от цивилизации, построен такой большой и величественный собор?

История строительства этого величественного собора, конечно же, связана, в первую очередь, с мощами святого праведного Симеона Верхотурского. Подвизаясь в селе Меркушине, он ходил сюда на паломничество. И впоследствии его мощи, после чудесного обретения, по желанию многих верхотурских жителей и, конечно, братии монастыря, были перенесены сюда, в эту обитель, и установлены в Николаевском соборе.

Но количество паломников, желающих поклониться мощам святого Симеона, было столь велико, что Николаевский храм просто не мог вместить всех желающих. И вот тогда, в знак глубокого почитания святых мощей Симеона Верхотурского, было решено построить новый большой храм, который бы принял паломников со всей России, нуждающихся в защите угодника Божия. Как рассказывают документы прошлого столетия, не обошлось строительство собора без такой неоднозначной личности, как Григорий Распутин, большой почитатель уральского святого. Рассказывают, что при первой же встрече он поднес икону Симеона Верхотурского членам Императорской Семьи, рассказав об исцелениях, о чудотворце земли Сибирской. Императорская Семья необыкновенно почитала праведного Симеона. Новому храму был сделан поистине царский дар – необыкновенной красоты сень над мощами угодника. До конца своих дней Романовы хранили небольшие образки праведного Симеона, Императрица любила перечитывать житие и чудеса святого праведного Симеона Верхотурского, а княжна Татиана часто пользовалась при чтении закладкой с его образом.

Строительство собора было приурочено к 300-летию династии Романовых, и вся Царская Семья имела надежду и веру получить здесь либо исцеление, либо облегчение в очень серьезной болезни Цесаревича Алексия, поэтому в этот проект были внесены некоторые изменения. Так, количество куполов соответствует количеству членов Царской Семьи. Центральный купол – в честь Императора Николая Александровича, купол над алтарем – в честь Государыни Императрицы Александры Феодоровны, затем – Цесаревича Алексия, и четыре ближайших – в честь Великих княжон Ольги, Марии, Татианы и Анастасии.

К роковому 1917 году старинный Верхотурский Николаевский монастырь достиг полного расцвета. С многочисленной братией и настоятелем, избранным самими насельниками, четырьмя храмами, осененный мощами святого праведного Симеона, Верхотурский монастырь подошел к той черте, за которой начиналось жестокое испытание. В годы революции мощи святого праведного Симеона вскрыли, братия вынуждены были покинуть обитель, а в 1926 году монастырь стал трудовой колонией для несовершеннолетних.

В надвратном храме в честь Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы была сделана псарня для сторожевых собак. В нынешней и тогдашней иконной лавке устроен карцер. В Крестовоздвиженском соборе, который изначально, как и очень многие большие здания, был разделен бетонными перекрытиями на два уровня, поначалу пытались сделать кинотеатр, но ничего не получилось; потом там разместили склад строительных материалов, поэтому Крестовоздвиженский собор пришел в запустение. В Преображенском храме был спортзал. На тот момент, когда его вернули монастырю, у него не было ни колокольни, ни центрального барабана купола – они были снесены, и устроено подобие полукоробочки. В игуменском корпусе была административная часть колонии, а чтобы освободить площадку для новых строений, снесли Николаевский собор. В монастырской гостинице за Крестовоздвиженским собором находилась школа для несовершеннолетних преступников, а в нынешнем братском корпусе – камеры.

Игумен Тихон (Затекин), первый настоятель монастыря после безбожного времени, долго с любовью и трепетом собирал документы об истории монастыря, о триумфальных и трагических ее периодах. И все же в его воспоминаниях ярче всего описаны те картины, которые предстали его взору по приезде сюда в 1986 году. Многие верхотурцы содрогались тогда от мерзости осквернения святынь, от надругания над алтарем, скорбели об утраченном, казалось, навсегда, великолепии монастыря.

Отец Тихон так описывает свои ощущения: «Все ближе и ближе мы подходили к монастырской стене, за которой возвышался величественный собор. Зайдя с левой стороны большого храма, мы увидели на бывшей монастырской гостинице плакаты с надписью: «На свободу – с чистой совестью». Перед нами оказалось деревянное строение, куда я не преминул заглянуть. Открыв дверь, увидел на земле огромные копны человеческих волос, и меня осенила мысль: ведь это – бывшая колония, здесь, очевидно, стригли всех ребят, отбывавших сроки наказания. Дальше моему взору предстала угловая башня с находившейся на ней будкой для охранников, а внизу вдоль всей стены был железный занавес из арматуры, колючей проволоки и путанки».

Приехав в Екатеринбург, священник Николай Затекин на приеме у Владыки Мелхиседека высказал свое желание принять монашеский постриг и отправиться в Верхотурский монастырь. Первый месяц иеромонах Тихон и послушник Алексий Горин прожили в монастыре одни. Отыскали в оставленных администрацией колонии вещах старые маты, уложили их в выбранных комнатах, сверху доски; застелили постельными принадлежностями, пожертвованными верхотурцами, – вот и место для ночлега. Сначала только расчищали территорию от мусора.

Так начиналась новая страница Верхотурского иночества. Верхотурцы с удивлением смотрели, как жалкая кучка людей пытается что-то сделать, и никто особенно не верил, что можно здесь что-то возродить к жизни.

– Говорить о святых местах, наверное, достаточно непросто, но всегда можно постараться найти параллель, – говорят насельники монастыря. – Считается, что святой, в частности, старец, то есть человек, проживший свою жизнь по заповедям Евангельским, стяжавший благодать Духа Святого, – это человек, рядом с которым хочется просто помолчать. Рядом с ним пропадают все вопросы, какие-то недоумения и проблемы, и рядом с ним можно получить в душе своей ответы на все вопросы. Так же и Верхотурье. Это тоже старец, только в каменном обличии.


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 08.00, четверг 16.45, пятница 01.45, суббота 12.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Крещеный мир

Купола над Ментоной

Андрей Полушин

Высоко над Ментоной сияет золотом православный купол, он притягивает к себе как магнит. Мы здесь впервые, не знаем, как подняться к нему на машине и идем от набережной пешком вверх по узким улочкам города.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс