Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (653) → Почему люди грешат

Почему люди грешат

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Ольга БаталоваУроки Православия

Екатеринбург, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Откуда берутся грехи, почему я грешу? Христианину, по его званию, знать ответ на этот вопрос не просто нужно, но и всей жизнью отвечать должно!

О том, как это непросто, говорил еще апостол Павел: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», – и потом добавлял: «Не я делаю то, но живущий во мне грех».

В дни поста Церковь призывает нас к глубокому самопознанию, покаянию и борьбе со страстями.

Но прежде чем начать эту духовную битву, нам важно усвоить, что же является причиной греха и откуда вообще в мире появилось зло, если Бог благ?


Настоятель екатеринбургского храма в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская» протоиерей Андрей Канев в программе телеканала «Союз» «Уроки Православия» так отвечает на этот вопрос: «Если мы посмотрим на сотворение человека, то увидим, что его Бог создает его по-особому – не как животных: Он берет персть земную и вдыхает в нее дыхание жизни – творит по образу и подобию Своему. Подобие это – в устройстве души, и потому образ Божий в человеке – это свобода, разум. Господь сотворил Адама не маленьким мальчиком, не знающим жизни, а совершенного умом. Господь дает ему заповеди, главная из которых – хранение рая.

Человек был создан совершенным, но это не значит, что его первозданное состояние совпадало с его конечным назначением. По словам св. Иоанна Дамаскина, «человеческая природа была создана обоживающейся» – устремленной к единению с Богом. А изначальное совершенство человека в том, что он со всеми его силами и способностями вполне отвечал назначению, для которого был создан. В нем не было никаких признаков противления добру. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. Все его силы, и разум, и воля, и сердце находились на высокой степени совершенства, которая несоизмерима с состоянием этих способностей после падения».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Трудно в нашем состоянии падения с отчетливостью понять, в чем состояло возделывание и хранение рая; но никак не должно понимать этих слов в плотском смысле, как бы о возделывании и хранении сада для его украшения и очищения от недостатков. Рай был насажден рукою Божиею, и недостатков в нем не было. Боговидец Моисей говорит, что сам рай сладости обильно и красноречиво вещает о Боге и проповедует Бога. Во внимании этой проповеди, в познании Бога состояло главное делание рая; изучение изящества созданий было деланием второстепенным. Но все же Адам был совершенен относительно. И изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него делание, достойное всего его внимания».

Отец Андрей Канев продолжает: «После этих слов нам становится понятно, что не к огородничеству и не к садоводству призывался Адам в раю. Под раем понималась душа Адама, ее райское состояние, и нужно было уметь хранить дарования и возрастать в них. Адам призывался к духовному труду – к обожению. Если мы поймем, что заповедь хранения рая была понятна совершенному уму Адама, то это повеление Божие первому человеку предстает для нас вполне определенно – рай надо было охранять от кого-то или от чего-то; Господь дал понять, что зло уже существует. От чего бы еще хранить? Адаму ничего не угрожало в раю – он был бессмертен. Но он должен был знать, от кого хранить – от падшего ангела. И Господь Адама предупреждает, что будет совершена диверсия, как проверка его свободы. Насколько трагедия грехопадения в этом свете становится очевидной: люди были предупреждены!»

Еще одна заповедь, которую дал Господь Адаму в раю, гласила: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который вкусишь от него, смертью умрешь».

Отец Андрей Канев поясняет: «Этот плод отличался от других райских плодов принципиально – случайно и мимоходом съесть его было нельзя, за ним надо было целенаправленно потянуться; это принципиально: они потому и стали вожделенны. Господь здесь определил границу свободы Адама, как на горной дороге надо ставить поребрик – здесь уже край. И древо было такой границей – с Богом Адам или нет; в плодах не было информации – это не флэшка, но само срывание и поглощение плода показывало, что человек от Бога отходит. Зло вошло в человека, не потому что человек его вложил, но человек, обладая свободными разумом и волей, совершил свой выбор в пользу зла».

Адам и Ева, преступив заповедь Господню и вкусив запретный плод, не упали тотчас замертво у корней древа добра и зла. Но обещанная Богом смерть не была отменена. Ее действие не стало мгновенным, однако она уже вошла в жизнь первых людей.

Отец Андрей Канев продолжает: «Вместе с плодом в Адама и Еву входит сатана, пропитывая своим ядом все добродетели человека, а именно они были его жизненными силами: добродетели – это дары Божии, которые влекут человека к Богу; нарушив заповедь, Адам и Ева теряют эти силы. Зло отравило человеческое естество, и добродетели поменяли свою полярность. У Адама были свобода и разум, и они были им использованы, как и Денницей, против Бога».

Возможность выбора была дана Адаму именно чтобы жизнь его в раю была не только даром Творца, но и его личной заслугой. Перед ним стояла задача утвердить себя в свободе, в которой он был создан и пребывал. В соблюдении заповеди и в послушании воле Божией человек должен был развить полученный от Бога дар свободы. Как распорядились Адам и Ева дарованной свободой, мы знаем, и часто сами распоряжаемся ею так же. Но перед всеми нами никогда не закрываются двери покаяния, и первые, перед кем их распахнул Любящий Отец, – наши прародители. Уже сразу после грехопадения Господь давал им возможность покаяться, когда взывал к скрывшемуся Адаму: «где ты?». Но эта возможность не была использована.

Сейчас смысл этого повествования очень искажен в человеческих представлениях. Многие думают, что грех прародителей в том, что они вступили в супружеские отношения.

Они от Бога соблудили, потом уже все было остальное. Ум Адама повредился, и теперь мы, согрешая, как и он в тот момент, думаем: как нам спрятаться? Вопрос Бога: «Где ты?» – это на самом деле вопрос: «где твоя душа, человек?». В этот момент зло еще можно выдернуть из души покаянием. Но Адам обвиняет Бога.

Святитель Игнатий пишет: «Наши праотцы были глубоко повреждены познанием зла – оно молнией проникло в ум, в сердце, в душу, в тело. И они, не сознающиеся в своем грехе, гордо и дерзко оправдывающие себя, подверглись суду и наказанию Божию. Кара пала, во-первых, на змея, как на зачинщика и главу преступления; потом Бог карает жену, как первую преступницу заповеди и виновницу погибели мужа; наконец, Он поражает мужа, как отвергшего послушание Богу для послушания жене. А по изречении приговора Адам и Ева были изгнаны и низринуты из рая на землю».

Изгнаны потому, что закостенели во зле и в раю находиться не могли. Симеон Новый Богослов говорит: действие благодати Святого Духа могло попалить Адама, потому что грех вошел в него. Он мог испепелиться. Его добродетели превратились в страсти, с которыми он оказался на земле. Это и есть первородный грех. Это вовсе не проступок первых людей. Их повреждение привнесло яд, и он передается из поколения в поколение. Мы уже рождаемся со страстями, но это же силы, и сила обязательно будет реализовываться. Хотя ей еще нужно дать такую возможность... Младенец при рождении безгрешен – он не сотворил сам греха, но его крестят, чтобы Господь в Крещении очистил его от первородного греха.

В послании сщмч. Киприана Карфагенского о необходимости Крещения младенцев говорится: «Если и великим грешникам, прежде много грешившим, когда они уверуют в Бога, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется Крещение и благодать, то тем более не должно возбранять сего младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, произошедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи».

Да, в Таинстве Крещения христианин получает прощение всех своих грехов. Но в дальнейшем ему не удастся избежать и временных поражений, и падений, и отступлений под влиянием как внешних соблазнов, так и собственных страстей. Потому-то и нуждается каждый человек в частом исповедании своих грехов. Но что же особенно должно подталкивать нас к Исповеди? Какие мысли и чувства должны призывать нас к этому святому таинству? Архимандрит Лазарь (Абашидзе) отвечает на это так: «Прежде всего, это та духовная мука, та боль, те страдания, которые вызываются в душе всяким грехом и прегрешением. Часто соделанный грех вспоминается не умом – душа этот грех чутко помнит! И она ощущает в себе его яд, и оттого томится, страдает, болезнует, а человек исполняется какой-то тоской, тревогой, унынием. Накопившиеся и не снятые с совести грехи (не только крупные, но и мелкие), тяготят душу так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх. Часто он и причину происходящего с ним не понимает, а кроется она в том, что на сердце человека тяжким бременем лежат неисповеданные грехи, и значит, в душе живут и бушуют страсти». О том, какими они бывают, как проявляются и что предлагает Церковь в борьбе со страстями – в следующих номерах газеты.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Наследие

На Руси традиция перевязывать конверты с новорожденными девочками розовыми лентами связана с именем святой Екатерины

По публикациям СМИ

Две Российские императрицы носили не только имя святой Екатерины, но и орден в ее честь.

 
Епархия

Новосибирская и Бердская епархия

Архиепископ Новосибирский и Бердский ТихонДата рождения: 2 июня 1948 г. Дата хиротонии: 19 августа 1990 г. Дата пострига: 19 марта 1981 г. День ангела: 26 августаРодился в Воронеже. После восьмого класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс