Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → После Причастия

После Причастия

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Ольга БаталоваУроки Православия

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Многое говорится о подготовке к Причастию, но далеко не все знают, как себя вести после принятия таинства. Те внешние предписания, которые сложились к настоящему времени в церковной традиции и касаются поведения христианина после принятия Святых Христовых Таин, были продиктованы глубоким содержанием таинства Причастия. Так, после принятия теплоты причастники молятся до конца богослужения, а после отпуста подходят ко кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы по Святом Причащении, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь при этом на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Таин не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке его не прикладываются; прикладываться разрешается лишь к иконам, кресту и Евангелию. Остаток дня причастнику важно провести благочестиво: избегать многословия, просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим воздержаться от курения.

У многих великих церковных праздников есть дни предпразднства, которые служат для подготовки к достойной встрече торжества, а есть и дни попразднства, которые хотя и менее торжественны, но продолжают праздник, – так и в жизни христианина есть часы до принятия Святых даров и часы, проводимые им после Евхаристии. Подготовку к таинству Причастия можно уподобить предпраздничному периоду, когда предполагается, что человек заблаговременно приведет в правильное расположение свои ум и сердце; тогда сама воскресная Божественная литургия – это и есть христианский праздник. Время, которое мы проводим после нее, приобщившись Святых Христовых Таин, – это определенный период попразднства, когда ощущение праздника и сильно, и свежо, и радостно – по крайней мере, так должно быть.


Протоиерей Андрей Канев говорит: «Никто не помыслит сказать: «Готовясь ко крещению, не греши, – а после греши!» Это ведь безумие! То же самое и с таинством святого причащения – человек не должен расслабляться после таинства. После поста, молитвы, внимательной покаянной жизни мы не можем устраивать себе выходные или каникулы.

Мы просим в молитвах, чтобы не в осуждение причаститься, поскольку Причастие может нам быть в осуждение. И святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о трех таких судах...»

Суд оправдывающий

Что это значит? Этот суд для тех, кто проводит жизнь богоугодную, и по нему раздаются человеку духовные награды. Он судит погрешности тех, чье богоугождение недостаточно, он врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных; он поражает казнями, казнями страшными, тех, которые дерзают приступать к Святым Таинам, проводя жизнь произвольно греховную, противную заповедям Христовым. «Но прежде, – учит святитель Игнатий, – тем, кто желает приступить ко Святым Таинам, завещевается тщательнейшее приуготовление!»

Протоиерей Андрей Канев считает: «Мы многого за собой не замечаем, но в том, что найдено, должны каяться – и каяться искренне: нераскаянный грех не прощается. Кто-то мечтает: хочу жизни вечной, но пойду, раз надо, один раз в год на причастие... А надо по-другому. Велика пустыня, но мал оазис! А у нас раз в год такой причастник зайдет в оазис, и потом по пустыне целый год ходит, – а мы говорим о вечной жизни. У нас неправильное представление о вечности, что она в будущем. Мы причащаемся, будто вносим некий залог, – а Причастие действует сейчас».

Святитель Игнатий пишет: «Должно рассматривать ничтожество, бедность, греховность, падения человеческие с одной стороны, с другой – величие Божие, неизреченную благость Спасителя, предавшего за нас на убиение Свое тело, на пролитие – Свою кровь, неизреченную любовь Спасителя, питающего нас Своею плотию и Кровию, этим питанием вводящего в теснейшее единение с Собою.

И тогда, от такого рассматривания и суждения себя, является сокрушение сердца, приготовляется христианин к достойному принятию Святых Таин искренним сознанием своего недостоинства. Такое рассматривание себя изложено святыми отцами в молитвах ко Причащению, и этими молитвами отцы помогают нашему тупозрению и ожесточению, этими молитвами они облекают души наши, как в брачные одежды, в смирение столько возлюбленное Спасителю нашему».

Святитель Иоанн Златоуст в своем молении ко Господу вспоминает то, как Спаситель не отвергнул подобной нам грешной блудницы, как не погнушался Христос нечистотою ее. И просил Бога, перечисляя при этом все свое окаянство и недостоинство, чтобы «пылающий уголь Пресвятого Тела Христова и Честной Его Крови послужил в освящение, просвещение и укрепление» его убогой души и тела.

Отец Андрей Канев поясняет: «Грешник восклицает: «Я, который мучим был грехами, боролся с ними, каялся, в Причастии получаю облегчение, та рана мерзости, которая во мне еще остается, затягивается, и уже помыслы ее не пробивают. Что произошло? Я изменился? Нет, мне помогают, рану перебинтовали, бактерии не множатся, и черви не заводятся. Потому я после Причастия должен быть так внимателен!»

Согласимся со святителем Игнатием: «Действие Святых Таин не преминет явиться в душе терпеливого подвижника, как является солнце на небе по очищении его от облаков. «На враги моя воззри, око мое», – взывает святой Давид после возмущения в душе, произведенного врагами. Должен произнести это исповедание о себе и причастник Святых Таин, когда он освободится от нашествия духов, которых тем яснее обличит пред ним действие Святых Таин. Ибо всякий приобщившийся со вниманием и благоговением, с должным приготовлением, с верою чувствует в себе изменение если не тотчас по Причащении, то по прошествии некоторого времени».

Суд, карающий с милосердием

Иногда бывает, как об этом пишет святитель Игнатий (в особенности у людей больных, немощных), что после Причастия от усталости человек не сразу испытывает подобное духовное чувство – тишину в своей душе. Однако после незначительного отдыха оно обязательно начинает в нем действовать. Но говорит он и о другом суде, который карает человека с милосердием.

По словам отца Андрея Канева, законы духовной жизни, описанные святителем, действуют и сегодня: «Когда в подготовке что-то пропустил по нерадению, то Господь на это указывает – Он нас учит практически, только надо быть внимательным: когда полезла какая-то страсть, это не просто так. Это обнажение – Господь вошел в сердце и указует: вот с этой грязью ты не борешься, обрати внимание, борись, Я здесь пока, с тобой. Полезла страсть после Причастия – на колени нужно падать...»

Святитель Игнатий пишет: «Рассеянная, невнимательная жизнь, не озаренная и не руководимая словом Божиим и направленная по представлениям собственного разума, по влечениям грехолюбивых сердца и тела, лишает человека должного понятия о Святых Таинах, лишает приличествующего приготовления перед принятием их, приличествующего настроения и состояния при их принятии, и необходимого хранения по принятии Святых Таин». И не карал бы нас Суд Божий, пишет святитель Игнатий, «если б мы проводили внимательную жизнь по заповедям Христовым, тщательно исполняя их, тщательно врачуя упущения в исполнении покаянием, ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы», и заключает: «Подобное наше легкомыслие и недостаточно добродетельную нашу жизнь карает Суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием Святых Таин, карает с милосердием, карает казнями в настоящем времени с целью спасения в вечности. И как только человек встретится с такой карой – он немедленно должен вновь с решимостью каяться и просить Господа о помиловании!»

Отец Андрей призывает нас к практической духовной жизни: «Как нужно провести всего один день – тот, когда мы причащаемся, чтобы дольше удержать святыню в себе? Как должен день пройти? Алкоголем упиваться или объедаться и развлекаться? Этот день со Христом должен быть! Пусть в домашней обстановке – с детьми, за простыми человеческими занятиями, но со вниманием к сердцу, и тогда этот день будет проведен правильно и Суд Божий будет милосердным».

Суд наказующий

Но есть и третий суд, о котором говорит святитель Игнатий в своем слове и называет его наказующим, когда поясняет: «Иное значение имеет недостойное причащение Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и при зловерии. Причащающиеся в таком состоянии совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, а казни решительные, навлекающие на человека вечную муку. И преступление это равно тому, которое совершили убийцы Богочеловека, осыпавшие Его поруганиями, ударявшие по ланитам, покрывавшие заплеваниями Его Лицо, истерзавшие Тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием».

Отец Андрей Канев убежден: «Страшен суд – казнь; после такого Причастия у человека помрачается ум. Он может заболеть, умереть, – такие вещи бывают и, наблюдая за людьми, знаешь, что такие истории происходят, когда человек после Причастия впадает в смертный грех... Бывает, он еще жив, но духовно – уже подбит».

Архиепископ Московский и Коломенский Платон (Левшин) писал: «Оплакивает днесь Церковь Божия, яко сердобольная Мать, несчастливую участь предателя Иуды. И как его не оплакивать? Был апостол: был участник всех Христовых Таин, был зритель Его чудес; да и сам творил чудеса: был по званию апостольства назначен быть проповедником вселенной и судиею мира. Был участник таинственныя Господни вечери; и удостоился, что Сам Великий Учитель обмыл его ноги. На таковую был возведен высоту; но ах! пал, сокрушился и погиб. Но Иудина судьба решена, и суд о нем кончен. Но как уже оное невозвратимо, то, конечно, Церковь Божия, оплакивая Иуду, более взирает на прочих чад своих, которых таковое несчастие не постигло, дабы и они оному не подпали. Нет ли и ныне подражателей Иуде? Нет ли таковых же предателей? Таковое Иуды недостойное причащение было причиною, что уже стал он и предателем. Почему и апостол о недостойно причащающихся говорит: причащается ли кто недостойно, он предательствует Христа. Ибо, не понимая великого Его достоинства и недостоинства своего, он не узнaет ни Христа, ни себя. А по тому и Христа отрицается, и самого себя совсем забывает и, не чувствуя, к своей погибели стремится. Не продает он Его за сребренники, яко Иуда. Но все то почитай едиными сребренниками, чем кто прельщаясь, предательствует честь свою и Христову».

И почему такое происходит после Причастия? Отец Андрей Канев отвечает на это вопрос так: «потому что Господь уважает свободу человека. И если я по свободе своей ничего не делаю, а думаю, что в церкви после Причастия, как в супермаркете, мне будет какое-то приобретение, то я ошибусь – да, можно получить спасение, а можно, как Иуда, получить погибель: в него после Причастия вошел сатана! Он принял Тело и Кровь Христовы, но они, как святые отцы говорят, в таких случаях, как по желобу исчезают из нашего сердца. И вот еще что – недостойное причащение приравнивается к Богоубийству; это нужно помнить – это налагает ответственность на человека как при подготовке к таинству, так в проведении дня после него.

Некоторые таинства повторяются, а некоторые происходят однажды. Таинство святого Причащения повторяется, и хочется пожелать нашим братьям и сестрам, чтобы они, понимая важность этого таинства, повторяли бы его не раз в год, и не четыре раза в год: больному принять лекарство раз в год – не значит исцелиться. И принимать его надо так, как рекомендует Церковь в своих канонах, говоря о правиле причащаться раз в три недели, если к этому нет канонических препятствий: человек должен быть регулярно у Чаши!»

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

Духовное наследие

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Так как Господь составил нас из двух начал – духовного и вещественного, из разумной души и вещественного тела, имеющего нужду в вещественной поддержке, хотя и во всех вещах все силы действует <совершает> Тот же Бог

 
У книжной полки

И жизни учитель, и догматов наставник

Светлана Ладина

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Заветы Жизни «Будем просить Бога о том, чтобы нам всегда помнить то добро, которое делают нам люди, и то зло, которое делаем им мы. И всегда забывать о том добре, которое мы делаем для других

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс