Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «У безнравственного общества нет будущего»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «У безнравственного общества нет будущего»

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Архипастырь

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Ведущий – Евгений Зызин.

Безнравственным программам не место на российском телевидении

– По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса от ведущего. Владыка, в интернете и многих средствах массовой информации в последнее время бурно обсуждается необходимость введения нравственной цензуры в СМИ, в частности, цензуры со стороны Православной Церкви. Хотелось бы услышать Ваше мнение по этому вопросу.

– Скажу, что ситуация напоминает мне детские игры. Появляется, скажем, песочная куча или снежная гора, и все ребятишки пытаются захватывать эту гору, кто-то находится наверху, кто-то внизу. Они договариваются, разбиваются на группы, какие-то условия создаются для захвата. Но как только одна группа захватила эту гору, остальные кричат: «Стоп, стоп, давайте мы сейчас новые правила игры придумаем, и мы теперь будем вам ставить условия, как вы играть будете». Тут начинается раздор, споры, и вся игра распадается. И у меня обо всей этой дискуссии именно такое создалось мнение.

Конечно, я думаю, что все здравомыслящие люди (особенно родители, которые заботятся о своих детях, о внуках, о правнуках, видят, что сегодня происходит на телевидении и в других средствах массовой информации) обеспокоены. Думаю, что сегодня следует задуматься не только простым гражданам, но и руководителям государства о том, что происходит у нас в России в средствах массовой информации. У безнравственного общества нет будущего.

Я могу высказать свое мнение, памятуя о моем пребывании в Соединенных Штатах Америки, в Европе, в Израиле. В Нью-Йорке я видел кабельное телевидение – было сто программ. Но не все программы работали свободно. Например, я включаю телевизор и могу смотреть информационные каналы, какую-то рекламу, на некоторых каналах были безобидные фильмы время от времени. Но не было никаких боевиков, не было порнографии, не было секса в этих программах. Если вы хотите заказать, пожалуйста, заказывайте, платите за этот канал деньги, вам дадут специальный код, и смотрите что хотите. Дети туда не смогут войти, не зная кода, и поэтому ни насилия, ни крови, ни порнографии дети не смогут смотреть. Вот, смотрите, американское правительство умеет защищать свой народ, и невольно задаешься вопросом, а почему у нас такая вакханалия, почему в России на телевидении нет ни одного дня, чтобы не показали кровь и насилие? Постоянно стреляют, убивают... И наши дети, наш народ привыкают к этому насилию. И потом, когда мы слышим, что где-то совершено преступление, пролита кровь, кого-то убили, мы совершенно спокойно воспринимаем это. Привыкает человек к насилию, к разврату.

Происходит морально-нравственное разложение нашего общества. Очень опасно это для детей, ведь они очень восприимчивы. И, я думаю, совершенно не случайно сегодня мы очень часто слышим о том, как дети спокойно расправляются со сверстниками, совершенно спокойно за небольшую сумму денег могут убить и дедушку, и бабушку. И это – результат показа безнравственных программ на нашем телевидении. Действительно, надо сейчас сделать что-то очень серьезное и радикальное.

Я думаю, что нет смысла переводить стрелки только на Русскую Православную Церковь, чтобы она стала как бы во главе угла этой нравственной цензуры. Нет, тут должно быть задействовано все общество. Кстати, этот вопрос ставился на Всемирном Русском Соборе, и, думаю, здесь надо привлечь все отрасли и структуры и религиозные организации нашего государства. Всех привлечь. Может быть, как уже неоднократно говорилось, создать какой-то совет, который мог бы регламентировать, законы надо принимать, запрещающие показ фильмов ужасов, насилия, порнографии, которые разлагают людей.

Как только мы говорим о необходимости введения нравственной цензуры, посмотрите, какой крик поднимается по этому поводу, и где поднимается. Сегодня очень много частных телеканалов, и на них цензура есть, но цензуру эту, нравственный уровень канала регламентирует его хозяин. И если вы ему скажете, что где-то у него что-то не так, то, конечно, они все сразу объединяются, и поднимается вой.

Это мой личный взгляд, но я считаю, что за этой цензурой стоит очень большая политика. Большая политика, которая направлена не на процветание России (я не говорю о вашем канале, потому что мы с вами много лет уже сотрудничаем и знаем, что телеканал «Эхо» проводит высоконравственные показы фильмов, и просветительских передач очень много, и спасибо вам за это, вы у нас являетесь образцом для подражания).

Но за многими другими телеканалами, конечно, стоит политика. И я могу это совершенно ответственно сказать, потому что я более 18 лет прожил на Западе: там никому не нужна Россия процветающая, развивающаяся, прочная, мощная. Совсем недавно мы являлись свидетелями чудовищных событий. Это Ливия, Сирия, Ирак – посмотрите, что там происходит. Под видом демократии идет борьба за нефть, другие сырьевые источники, в которых заинтересованы другие страны. Под видом демократии, либерализма нам навязывают эти боевики, разлагают нас. Как только опускается нравственный уровень нашего общества, народа, и человека в частности, таким народом становится легче управлять.

Мы ведь не случайно говорим, что Церковь призывает к свободе. К свободе от грехов, к свободе от страстей. Эти телепрограммы и телеканалы, разлагающие нравственный облик человека, берут его в кабалу, он становится рабом страстей, таким очень легко управлять.

Хочу сказать еще раз, что за так называемой либерализацией на наших телеканалах и в средствах массовой информации, за так называемой демократией на наших телеканалах на самом деле стоит большая политика. И я думаю, что надо призывать и руководителей телеканалов – мы же призываем руководителей различных строительных организаций, каких-то других мощных структур, тех же наших нефтедобытчиков, газодобытчиков – соблюдать законы. Почему у нас средства информации, хотя и есть законы, их не выполняют? Получается, что меньшинство, но очень крикливых, владельцев средств массовой информации просто управляет большинством нашего народа. Печальная это картина.

Но, думаю, надо обратить внимание на некоторые государства зарубежные – пусть их упрекают, особенно мусульманские государства, но их руководители заботятся о своем народе. Они не обращают внимания на разлагающийся Запад, берегут свой народ и ограничивают его законами, которые не нарушают нормальный образ жизни граждан, но сохраняют их нравственную чистоту. Считаю, что и правительство, и Государственная Дума, и Президент нашей страны должны обратить на этот вопрос самое пристальное внимание.

Исцеление через покаяние

– Спасибо, Владыка. И переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Сергей, 28 лет: «Не исповедался в грехе, но перестал его совершать. Считается ли, что этот грех прощен?».

– Нужно вспомнить призыв основателей таинства Покаяния – Христа Спасителя и Предтечи Пророка Крестителя Господня Иоанна, которые призывали всех к покаянию. Надо обязательно исповедовать этот грех, а потом уже сотворить достойные плоды покаяния. Надо засвидетельствовать не только перед самим собой раскаяние, но еще и перед Богом, а это свидетельство у нас происходит в таинстве Исповеди. Надо перед Богом в присутствии священника принести это покаяние. И, по учению Православной Церкви, такой грех, если он потом не повторяется, становится небывшим. То есть таинство Покаяния обладает особым Божественным даром – даром исцеления, очищения. Так же, как на теле человека, – вроде болячка зажила, а ранка-то от нее все равно осталась. Надо прийти к врачу и сказать: вот, была у меня рана, след от нее остался, что можно сделать, чтобы его убрать? И врач вам подскажет, что надо сделать. Примерно то же самое происходит и в духовной жизни.

– Надежда, 38 лет: «Сын Аркадий, день святого – 14 июля, но есть и другие святые Аркадии, можно ли и их тоже считать Небесными покровителями сына?».

– Надежда совершенно правильно отметила, что есть и другие святые, которые носят то же имя. К примеру, у нас есть преподобный Сергий Радонежский, мы дважды в году празднуем ему день памяти – это дни его блаженной кончины и перенесения мощей. Тому, кто носит его имя и молится этому святому, можно праздновать день ангела и два раза в году. Но это – один святой покровитель.

Но у нас много святых, которые носят имя Аркадий, и они все разные; конечно, надо выбрать то имя, и молиться тому покровителю, который дан в таинстве Крещения.

– Людмила, 73 года, испытывает унижения от снохи; как быть: терпеть или поставить сноху на место?

– Я вообще-то убежденный сторонник того, что дети, когда они создают свою семью, должны жить самостоятельно. Потому как опыт свидетельствует, что совместное проживание родителей с детьми никогда не приводит ни к чему хорошему. К сожалению, очень редко случается, когда родители мирно живут со своими детьми и сноха дружно живет с родственниками. И если вы ее будете ставить на место, это будет очередной скандал, очередная междоусобица.

Есть у нас, православных христиан, очень хороший опыт, но он для некоторых бывает очень сложным. Надо молиться друг за друга, где-то смиряться, где-то уступать, и молиться. В том случае, когда мы сами ставим на место кого-то, мы проявляем только свою человеческую волю и тем самым как бы отказываемся от помощи Божией. А когда человек возлагает суд на Промысел Божий и говорит: «Господи, как Ты и сказал, Мне отомщение, и Аз воздам», то надо просто молиться за этого человека, чтобы Господь его вразумил, чтобы Господь Сам управил и устроил мир в вашем доме.

Как вариант, может быть, с сыном своим поговорите, чтобы он поговорил со своей женой. А еще лучше, как я уже сказал, жить раздельно.

– Надежда, Брянск, 37 лет: «Была в Псково-Печерском монастыре, подошла под благословение к старцу-схимнику, а он не благословил, просто прошел мимо». В чем Надежда провинилась?

– Я не могу прокомментировать эту ситуацию. Может быть, он просто не заметил ее: у него же схима, на голове куколь, может быть, он просто в сторону не смотрит – обычно схимники свой взор потупляют и ни на кого не обращают внимания. Поэтому, я думаю, осуждать его не надо; может быть, просто он вас не заметил – настолько углублен в свой внутренний мир, в свою молитву. Не думаю, что он обошел вас по причине того, что вы в чем-то провинились.

Сильный попросит прощения

– Воронежская область, Максим, 49 лет: «В Православной Церкви есть немало хороших, умных монахинь, но они никогда не выступают в роли проповедниц. Почему в РПЦ нет женщин-проповедниц?».

– Я думаю, что не только в Русской Православной Церкви их нет. Вы знаете, тот, кто создает какую-то организацию, он и условия создает, он и устав пишет для нее, и является координатором этой организации. И, наверное, извне ему никто не должен указывать, за исключением законодательства той страны, где организация работает.

Так вот, Христос Спаситель является Создателем Церкви, и Он создал такие условия, дал такие задачи, которые должна решать наша Церковь. И если бы Спаситель посчитал нужным и полезным женщин привлечь к проповеди, то, наверное, Он бы их посылал на проповедь. А вы обратите внимание, что Христос Спаситель направил на проповедь двенадцать апостолов, а потом еще были привлечены к проповеди семьдесят учеников, семьдесят апостолов: не женщины направлялись, а мужчины. Единственное исключение – это Божия Матерь, Ей выпал жребий проповедовать на Афоне. Думаю, что это не случайно, это как бы явилось символом того, что и женщины могут привлекаться к какой-то определенной деятельности в Церкви.

Но у нас ведь только мужчины являются священниками, епископами, и я думаю, что никаких других условий тут быть не должно. Уже в течение двух тысяч лет у нас структура, и не только Православной, но и всей христианской Церкви так устроена, что мужчины готовятся к проповеди – они проходят курс обучения, заканчивают и семинарии, и академии духовные, готовятся к пастырскому служению, потом получают особую благодать во время таинства Священства и выходят на проповедь.

Но женщины тоже принимают активное участие в жизни Церкви. В первые века это были диакониссы, сегодня монахини. У них тоже достаточно серьезная форма служения Церкви, Богу и людям, но на проповедь они не призываются, к священнодействию не призываются. Во-первых, потому что у женщины есть Божественное предназначение – прежде всего, она мать.

Кроме того, многие считают, что женщина очень эмоциональное существо, она не может равнодушно мимо проходить или прощать грехи, как это делает мужчина, священник. Женщина, может быть, и не простила бы вам некоторые грехи, которые разрешает, прощает мужчина-священник, хотя, конечно же, их не священник, а Господь прощает. Монахини у нас серьезно служат, настоятельниц монастырей мы тоже называем пастырями, но только для инокинь и монахинь. В пределах своей компетенции, в пределах своего монастыря они ведь тоже учат и наставляют своих послушниц и насельниц.

– Раиса, 57 лет, развелась с мужем, нужно ли ждать его возвращения и молиться об этом?

– Мне трудно сказать, потому что я не знаю, что было причиной этого развода, как складывается жизнь у вас и как у него. Наверное, это все-таки надо вам самим решать. Постараться понять, в чем причина, почему раздор произошел и распад семьи. Но всегда нужно молиться и за бывшего супруга, и за детей. Я всегда советую людям, особенно новобрачным, каждый день, ложась в постель, друг у друга просить прощения. Мало ли бывает за день каких-то стычек, кто-то что-то не выполнил, и, как говорят, кто более сильный духом, – проси прощения. А если вы друг у друга попросите прощения, утро вы начнете с чистого листа. А если вы не попросите прощения, то вчерашняя закавыка, даже какая-то небольшая ссора, с каждым днем как снежный ком все будет возрастать и возрастать, и в конечном итоге может распасться семья.

Я вспоминаю такой случай. Муж и жена из-за пустяка поссорились и вдруг перестали разговаривать друг с другом. Проходит неделя, две; а общаться-то все равно надо, ведь вместе живут – и решили писать друг другу записки. Вот муж пишет жене: «Маша, у меня завтра очень важная встреча в десять часов, разбуди меня в семь утра». И положил ей записочку. Утром встает, уже девять часов, он никуда не успевает. Вскочил разъяренный – и видит, на тумбочке лежит записка: «Ваня, вставай, уже семь часов». До абсурда дело может доходить.

Разложение духовное не приведет ни к чему хорошему

– Юрий, 57 лет, спрашивает, не повторится ли в нашей стране 1917 год? Юрий видит для этого все предпосылки, и, прежде всего, растущую бездуховность.

– Точно 1917-й год, конечно, не повторится, это безусловно. Но какое-то разделение, противостояние, гражданская война – это вполне возможно. История человечества знает множество войн, нестроения, раздоров, гражданских войн. И все это происходит на основании духовного распада и деградации человеческого общества – Христос Спаситель совершенно неслучайно говорил, что будут и войны, и разделения, и моры, и глады по местам; вполне возможно. Мы должны помнить, что ни к чему хорошему морально-нравственная деградация общества, разложение духовное не приведут.

– Лидия, 50 лет: в Сретенском храме в Рязани после чтения Евангелия священник очень долго разъясняет прочитанное, нарушается ход службы. Правильно ли это?

– Священник не разъясняет, просто есть обычная практика произношения проповеди. Обратите внимание, Святейший Патриарх Кирилл практически всегда после чтения Евангелия говорит проповедь. Это очень хорошая древняя практика: прочитали Евангелие, священник или епископ говорит проповедь на тему Евангелия. Никаких отклонений в этом нет, это норма жизни.

Но я лично этого не практикую в силу того, что сегодня не все люди собираются на службу к Евангелию, очень часто можно видеть, как народ собирается в храм уже ближе к Херувимской песни. Наверное, будет правильнее сегодня проповедовать, когда заканчивается богослужение, когда уже все в храме. Мы считаем, и опыт Церкви подсказывает, что проповедь должна быть максимум 7-10 минут, потому что после этого внимание человека рассеивается. Кроме того, человеку после службы уже тяжело стоять. Разумный священник, который понимает смысл проповеди, больше десяти минут не проповедует.

– Благодарю Вас, Владыка, за то, что Вы ответили на вопросы наших зрителей.

– Как всегда, дорогие друзья, желаю вам самого доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 12.30, суббота 20.00, воскресенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Замысел Божий есть о каждом человеке

Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 26 ноября – память Иоанна Златоуста Родился один из самых удивительных и величайших святых, учитель Вселенский – святитель Иоанн, архиепископ Константинограда Златоуст, в Антиохии Сирийской в 347 году.

 
Земля уральская

Торжество народного духа

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 4 ноября, в День народного единства, по Екатеринбургу прошел Крестный ход с участием военных оркестров 4 ноября, в праздник Казанской иконе Божией Матери, во всех храмах и монастырях Екатеринбургской митрополии состоялись Божественные литургии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс