Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (649) → Курская и Рыльская епархия

Курская и Рыльская епархия

№40 (649) / 24 октября ‘11

Епархия

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».


Архиепископ Курский и Рыльский Герман

Дата рождения: 24 декабря 1956 г.
Дата хиротонии: 28 марта 1993 г.
Дата пострига: 8 марта 1984 г.
День ангела: 11 июля.

  • Родился в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Горьковской обл.
  • В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности «фельдшер». В 1975-1977 гг. служил в рядах Советской армии, затем работал по специальности и одновременно учился на историко-филологическом факультете Горьковского ГУ.
  • С 1983 г. нес послушание иподиакона при Владимирском епархиальном управлении.
  • 19 августа 1983 г. архиепископом Владимирским Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона. Служил в Успенском кафедральном соборе г. Владимира.
  • 8 марта 1984 г. настоятелем Успенского собора архимандритом Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество, 10 марта архиепископом Серапионом рукоположен во иерея.
  • В апреле 1984 г. назначен настоятелем церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Ликино Судогодского р-на Владимирской обл.
  • Заочно окончил Московскую Духовную семинарию.
  • В 1987 г. возведен в сан архимандрита.
  • В 1989-1993 гг. – настоятель в Покровском и Никитском храмах г. Юрьев-Польского.
  • В 1991 г. назначен благочинным приходов Юрьев-Польского и Кольчугинского округов.
  • 23 февраля 1993 г. Священным Синодом избран епископом Якутским и Вилюйским. Хиротония состоялась 28 марта 1993 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы.
  • С 1995 г. – епископ Якутский и Ленский.
  • 25 февраля 2000 г. возведен в сан архиепископа.
  • В 2000 г. заочно окончил Православный Свято-Тихоновский богословский институт.
  • 17 августа 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским.
  • Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской Пустыни пос. Свобода Золотухинского р-на Курской обл.

Образование:

  • 1975 г. – Арзамасское медицинское училище;
  • Московская Духовная семинария (заочно);
  • 2000 г. – ПСТГУ (заочно).

Награды

  • церковные:
    – 2002 г. – орден Свт. Иннокентия Московского II ст.;
    – 2006 г. – орден Прп. Сергия Радонежского III ст.
  • светские:
    – 2000 г. – государственный орден Почета;
    – 2001 г. – орден «Полярная звезда» Республики Саха (Якутия).

Краткая справка

Дата создания епархии: 1666-1667 гг.

Учреждена в 1667 г. (по другим сведениям, в 1666 г.). Митрополия.

Первоначально митрополичья кафедра в Белгороде; в 1833 г. переносится в Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Многократно меняла свои границы. В 1799 г. епархия переименована по названию губернии в Курскую.

Сейчас в Курской епархии 23 благочиния, действует 285 приходов, 7 монастырей и 4 скита: Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская Пустынь, ее скиты – во имя Прп. Серафима Саровского и во имя Святителя Николая – с.Никольское Золотухинского р-на; Свято-Никольский мужской монастырь, г. Рыльск, его скиты – Рождества Пресвятой Богородицы в с. Коренское, во имя Покрова Пресвятой Богородицы в с. Боброво; Свято-Троицкий женский монастырь в г. Курске; женский монастырь во имя Алексия, Человека Божия, в п. Золотухино; женский монастырь Казанской Иконы Божией Матери в с. Большегнеушево Рыльского района.

Учебные заведения:

  • Курская Духовная семинария;
  • Православная гимназия.

Адрес: Россия, 305000, г. Курск, ул. Ленина, 55
Телефон: (0712) 56-48-63
Факс: (0712) 56-48-64
E-mail: ke701719@mail.ru


Из истории епархии

Сведения о Курском княжестве впервые приведены в летописях в 1095 году. Сын князя Владимира Мономаха Изяслав стал тогда княжить в Курске. Правление было недолгим. Через год он погиб в схватке со своим крестным отцом князем Суздальским Олегом. Вторично сведения о Курском княжестве встречаются уже под датой 1125, когда князь Мстислав Владимирович наследовал достоинство Великого князя, а удельным князем Курским стал его сын Изяслав Мстиславович.

В 1136 году из-за междоусобиц Курск отошел к Черниговской ветви князей, оставшись удельным княжеством во главе с князем Глебом. В 1147 году в Курске княжил Иоанн Георгиевич (Иванко Юрьевич), сын Юрия Долгорукого, а через два года Курский удел с Посеймьем и Сновской областью был передан в княжение Святославу Олеговичу.

Не все документы дошли до нас, не все исторические события были зафиксированы в летописях, многое утрачено. Во всяком случае, Курск, безусловно, возник не позднее конца X века как своеземческий город. Вполне реально, что возник он значительно раньше 990 года, а эта дата говорит лишь о том, что в этом году Курск стал городом Киевской Руси. Вполне уместно предположить и то, что 990 год был отправной датой начала крещения курян. Потому можно считать, что христианская вера на курской земле начала укрепляться именно с этого времени, то есть всего лишь спустя два года после крещения киевлян.

К XIII веку Курск стал крупнейшим городом-крепостью Посеймья. В это время пограничная с курским краем степь оказалась во власти новых кочевников, пришедших из Заволжья. То были монголы, или, как их тогда еще называли, таурманы, татары. В 1237-1238 годах двоюродный брат хана Батыя Менгу взял Курск. Город был полностью уничтожен. Но не оставила курян вера и надежда на Господа Бога нашего и Пречистую Матерь Его. И Небесная помощь пришла. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Богоматери, в окрестностях разоренного города на берегу реки Тускарь в лесной чаще была явлена чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение».

17 мая 1667 года является отправной исторической датой учреждения в курском крае кафедры Русской Православной Церкви. Сам Курск оставался в подчинении Московского Патриархата.Со 2 июля 1748 года Божиим Промыслом стал во главе Белгородской епархии великий подвижник веры Преосвященный Иоасаф (Горленко). Неутомимый Архипастырь своей напряженной деятельностью старался поднять авторитет Церкви и воспитать служителей ее образованными и сильными духом. Святитель Иоасаф много внимания уделял жизни простого народа. Доходило до того, что он сам тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Служению Господу Богу со всей чистотой души святитель Иоасаф посвятил всю жизнь. В 1752 году, будучи в Курске, он освятил закладку Сергиево-Казанского собора. Строил храм Исидор Мошнин, отец преподобного Серафима Саровского.

В 1797 году в Курской губернии было учреждено 10 уездов. Количество храмов к тому времени достигало 875. 17 октября 1799 года произошли новые перемены границ епархии: Слободская Украина составила Харьковскую епархию. Курск стал центром епархии, Преосвященные Архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими.

В период войны с Наполеоном курское духовенство сердечно разделило скорбь народа. Архиепископом Феоктистом был начат сбор средств в помощь русской армии. Некоторые из священнослужителей решили защищать Родину с оружием в руках. По решению архиепископа Феоктиста, один из списков Курской иконы Божией Матери «Знамение» был взят из Коренной Пустыни и препровожден в действующую армию кн. М.И. Голенищеву-Кутузову в Малоярославец.

В 1815 году в Курске был заложен Знаменский собор как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. Заботами Владыки Феоктиста благоустраивались многие школы и училища. Особое внимание он проявлял к Курской Духовной семинарии.

До революции в Курской губернии проживало около 10 000 служителей культа – к 1937 году их осталось 1 700 человек. Было 1 700 храмов; после 1937 года уцелело лишь 476.

Несмотря на длительный период гонений, с первых дней войны Православная Церковь выступила как патриотическая сила. Очень активно церковная деятельность развернулась в канун Курской битвы и во время нее. Штаб Центрального фронта находился в м. Свобода Золотухинского района в святом месте – монастыре Коренная Пустынь.

За службу и вклад в Победу часть курского духовенства была удостоена государственных наград – медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Только один приход Введенского храма на нужды фронта собрал 200 000 рублей.


Рождества Пресвятой Богородицы Коренная пустынь

Монастырь Коренная Пустынь – место обретения Чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» Курской-Коренной – основан в 1597 году по указу царя Феодора Иоанновича. Это один из первых монастырей в курском крае.

Коренная Пустынь расположена на правом берегу реки Тускарь в 30 км от Курска. Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего образа на опушке глухого леса, и уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.

Строительство пустыни шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Евфимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь. В Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую-Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню куряне, многие из них дошли с нею до Путивля. Хитрый самозванец встретил святыню с подобающими почестями, при взятии Москвы установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную Пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары.

После разора Коренная Пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году. Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона: святыня вернулась из Москвы, где пробыла все Смутное время, а после изгнания из столицы Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.

В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества Пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви придел был освящен в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

В 1764 году пустынь стала независимой от Знаменского монастыря. 1816 год памятен учреждением в монастыре архимандрии. 1 июля 1852 года в пустыни по проекту известного архитектора К.А. Тона закладывается новый храм на месте ставшей к середине XIX века ветхой церкви. В 1860 году построен и освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. История монастыря связана с жизнью в нем одного из выдающихся просветителей прошлого – Сильвестра Медведева. Он монашествовал в Коренной с 1675 по 1678 годы, много сделал для развития книгопечатания, стал одним из выдающихся российских библиографов.

Несколько лет назад в центральной части монастыря был установлен памятник преподобному Серафиму Саровскому – великий подвижник Православия не раз бывал в монастыре, а от чудотворной иконы «Знамение» Курской-Коренной получил в 10-летнем возрасте исцеление от тяжелой болезни. Автор скульптуры – Вячеслав Клыков. Такая же скульптура установлена и недалеко от города Сарова, возле одной из дальних пустынек, где совершал свои духовные подвиги батюшка Серафим.


Знаменитые Курские крестные ходы

В 1618 году по случаю освящения первой деревянной церкви Рождества Богородицы в Коренной Пустыни, в девятую пятницу после Пасхи, икона впервые была перенесена из Курска в Коренную. Так было положено начало крестным ходам.

С 1618 по 1726 годы икона оставалась в Коренной пустыни три дня, затем до 1765 года – уже на целую неделю. Но в 1767 году по Указу Священного Синода Курский крестный ход был прекращен и возобновлен лишь в 1791 году. При этом икона стала пребывать в обители две недели. В 1805 году благодаря ходатайству игумена Макария срок пребывания иконы на месте ее явления был установлен с девятой пятницы по Пасхе до 12 сентября.

Зимним местом пребывания святыни стал Знаменский собор Курска, а летним – Коренная Пустынь. В Знаменский собор икону традиционно переносят 12(25) сентября. Величественные крестные ходы собирали многие тысячи людей. Сохранилось предание, что когда первые богомольцы входили в Коренную, последние еще были в Курске.

Древняя традиция проведения крестных ходов за святой иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной была возрождена в 1990 году. В современных крестных ходах участвует список иконы – точная копия чудотворного образа, написанная в Знаменском монастыре в 1902 году. Не иссякли и святые источники на территории монастыря.

Всенародным почитанием с 1792 года стала пользоваться и Чудотворная Пряжевская (Суджанская) икона Пресвятой Богородицы. Во многом благодаря ей в 1863 году вновь был открыт Николо-Белогорский мужской монастырь. Со святым образом совершались два крестных хода – в г. Мирополье (ныне Сумская область Республики Украина) и в г. Суджу. С 30-х годов XX века до 1990-х годов чтимый образ пребывал в Свято-Троицком храме г. Суджи, а с возрождением Белогорского Горнальского монастыря был перенесен в эту обитель.


Святые курской земли

Курск – родина преподобного Серафима Саровского. Здесь он прожил чуть менее четверти своей жизни. Именно этот святой стал каноническим образцом русского старчества, активно окормлявшего мир. Преподобный Серафим Саровский сыграл важную роль в развитии женского монашества и открытии новых женских монастырей. По его благословению и молитвам было открыто более 10 женских обителей. По велению Божией Матери преподобный Серафим стал духовным наставником и утешителем Дивеевских сирот, первых насельниц Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Курская земля дала христианству и других выдающихся подвижников духа, многие из которых удостоились Небесной славы: Оптинских, Саровских, Глинских старцев. Например, преподобный Исаакий I (Иван Иванович Антимонов). В 38 лет он оставил блестящую карьеру, почетное гражданство, немалое состояние и ушел в Оптину Пустынь, где несколько лет подвизался в монашестве его старший брат Михаил. Во время настоятельства игумена Исаакия I обитель достигла особого расцвета в духовном, хозяйственном и строительном отношениях.

В Саровской Пустыни подвизались иноки-куряне, благодаря которым в обители создалась атмосфера подлинного аскетического благочестия. Это седьмой настоятель монастыря иеромонах Пахомий (Борис Назарович Леонов), родившийся в купеческой семье; иеромонах Питирим (Петр Иванович Дружинин); месточтимый святой Тамбовской епархии схимонах и подвижник Марк-молчальник (Михаил Андреевич Мальцов).

В годы гонений на Православную Церковь курская земля обогатилась новомучениками и исповедниками. Впервые в истории РПЦ, по благословению Патриарха Московского Алексия, было установлено празднование Собора Курских святых, в земле Курской просиявших, и состоялось оно 1 августа 2003 года, в день 100-летия прославления преподобного Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца. В Соборе Курских святых в настоящее время 23 имени. Икона им написана курскими иконописцами, а местные священники написали молитву курским святым. Среди имен священномученики Дамиан (Воскресенский) и Онуфрий (Гагалюк).


Благая утешительница

Обретение Курской-Коренной чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в одном рукописном сказании описывается так: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября, случилось одному благочестивому мужу прийти ради прибытка своего в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева, лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды.

Видя это, оный муж поставил честно обретенную им икону «Знамение» Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые, согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места на лесистом острове часовню из леса, срубленного на сем месте, и, поставив в ней чудотворную икону, возвратились с миром восвояси».

Столь необычное явление иконы, соединенное с чудом, вскоре сделалось известным в соседнем городе Рыльске. Рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в свой город. Чудотворный образ торжественно встречали жители, однако князь не захотел выйти за городские ворота навстречу иконе и был наказан за это слепотою. Раскаявшись и получив исцеление, князь соорудил в Рыльске церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена чудотворная икона. Однако она чудесным образом исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали икону, но всякий раз она вновь оказывалась в Коренной Пустыни.

Молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Царь Федор Иоаннович повелел принести оную из пустыни в Москву, дабы воздать ей подобающее поклонение. По указанию Феодора Иоанновича икону обрамили кипарисной доской с надписанием на ней Господа Саваофа, а по сторонам и внизу – девяти ветхозаветных пророков с хартиями в руках, пророчествовавших о Богородице. Сделан был серебряный с позолотой оклад, его украсили жемчугом и драгоценными камнями.

Посещение чудотворной иконой столицы положило начало новому рождению Курска. В том же 1597 году царь Феодор Иоаннович, наряду с Указом об устроении монастыря на месте обретения иконы, повелел возвести крепость и возобновить древний Курск на прежнем месте.

Там, где была найдена икона, основалась мужская обитель, получившая известность как Коренная Пустынь. В ее соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы и была помещена икона, а над чудотворным источником возведена церковь в честь образа Божией Матери «Живоносный Источник». В обители икона находилась до 1598 года, когда произошло нашествие крымских татар на юг России.

Опасность неприятельского нашествия не оставляла курские земли, для безопасности святыня была перенесена в восстановленный перед тем город Курск. Икону поставили в соборной церкви Воскресения, в приделе Рождества Пресвятой Богородицы. А в Коренной Пустыни остался точный список с нее.

После октябрьского переворота икона 12 апреля 1918 года была похищена из Знаменского собора среди бела дня. Святыню обнаружили через несколько дней. Одна женщина проходила мимо колодца (по преданию, выкопанного в юности самим преподобным Феодосием Печерским). Здесь, на срубе колодца, она увидела завернутый в мешок сверток. В нем оказалась икона, но была она уже без великолепных риз, очевидно, подброшенная похитителями. На ней была риза с голубой эмалью.

В конце октября 1919 года при оставлении Курска Добровольческой армией 12 иноков Знаменского монастыря перенесли икону в Белгород. Отсюда она с остановками в Таганроге и Екатеринодаре была перевезена в Новороссийск, а затем 1 марта 1920 года епископом Курским Феофаном на пароходе «Святой Николай» – в Салоники.

Единственная святыня, которая выехала со своим народом, – чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная. Курская икона стала Одигитрией – путеводительницей, покровительницей всех русских людей, рассеянных по всему миру; в настоящее время находится в США.


Web-сайт Курской и Рыльской епархии: http://www.eparhia.kursk.ru


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
История общины

Наполеон мечтал перенести этот храм в Париж

Алексей Боцаценко

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В древних фолиантах, датированных XVII веком, специалисты и все интересующиеся историей храмового строительства в Москве находят многочисленные свидетельства об этой архитектурной и духовной жемчужине Замоскворечья

 
Архипастырь

Епископ Иннокентий: Сердце должно трепетать от общения с Богом

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». (Окончание. Начало в № 39) Иконопись: вернуться к истокам – Хочу спросить, Владыка, как Вы считаете, иконопись – искусство развивающееся?

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс