Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (649) → Наполеон мечтал перенести этот храм в Париж

Наполеон мечтал перенести этот храм в Париж

№40 (649) / 24 октября ‘11

Алексей БоцаценкоИстория общины

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В древних фолиантах, датированных XVII веком, специалисты и все интересующиеся историей храмового строительства в Москве находят многочисленные свидетельства об этой архитектурной и духовной жемчужине Замоскворечья – церкви Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. И можно с большой долей достоверности проследить этапы строительства и события, связанные с историей храма Григория Неокесарийского, узнать об исповедническом подвиге настоятеля протоиерея Бориса Ивановского в советское богоборческое время и о трудах в возрождении храма нынешнего настоятеля Владыки Иеронима. Вот что поведал нам Владыка Иероним.

– История храма Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве восходит к глубокой древности. Существует предание, что первый деревянный храм был построен Великим князем Василием Темным в память о чудесном избавлении от татарского плена. Находясь в Орде, князь Василий дает обет Богу, что в тот день, когда он будет избавлен по милости Божией из плена, на месте, с которого он увидит Кремль, он построит храм в честь святого, который в этот день будет прославляться Святой Церковью. И чудесное избавление Великого князя произошло 30 ноября 1445 года, в день памяти святителя Григория Неокесарийского, именно в тот день князь с этого холма увидел очертания кремлевских стен. Был вначале поставлен Поклонный крест деревянный, а затем срублен храм, который просуществовал до середины XVII века, когда в этот храм деревянный настоятелем был назначен протопоп Андрей Савинов, по своим человеческим качествам очень близкий царю Алексею Михайловичу Романову. Они подружились, часто встречались, и царь по просьбе этого священника выделил из казны большие средства для строительства нового каменного храма рядом с деревянным. Строительство велось на протяжении двух десятилетий, принимали участие в нем лучшие зодчие. Известны их имена: Иван Кузнечик и Карп Губа. Иконы были написаны знаменитым мастером XVII века Симоном Ушаковым, лучшие мастера Оружейной палаты выполняли утварь для храма. В этом храме часто бывал в праздничные дни, на престольный праздник царь Алексей Михайлович, причем он шел пешком из Кремля в сопровождении бояр, знати, присутствовал на службе и оставался на чаепитие по окончании службы. В храме сохранено молебное место царя Алексея Романова, раньше там был балкон, с которого царь слушал службу...

В этом храме произошло очень важное историческое событие, повлиявшее на всю историю Руси, а затем и Российской империи. Вот что рассказывает епископ Иероним: «Нужно сказать, существует предание, что в храме венчался царь Алексей Михайлович со своей второй женой – Наталией Кирилловной Нарышкиной, и в храме был крещен младенец Петр I. Здесь бережно сохранялась купель, в которой, по преданию, он был крещен. Она стояла в нише, где сейчас находится икона святителя Николая Чудотворца. В нише было изображено Усекновение главы Иоанна Предтечи, словно предвещая, что при реформах будущего императора, может быть, многие невинные головы полетят с плеч. Купель сейчас находится в ризнице, мы ее сохраняем. Кстати, молельное место царя Алексея Михайловича украшено подлинными медальонами, вырезанными из белого камня и расписанными еще до рождения Петра.

В 1812 году в храме побывал Наполеон. Он был очарован его красотой. Говорят, он досадовал, что нельзя этот храм поставить на ладонь, чтобы перенести его в Париж».

Возможно, такие мысли императору навеяли иконы, где храмы, первый – деревянный и последующий – каменный, были изображены именно на ладонях их благоустроителей князя Василия Темного и царя всея Руси Алексея Михайловича.

«Во время бушевавшего в Москве пожара, – продолжает Владыка, – Наполеон приказал французским воинам ведрами носить воду и поливать деревянные части храма. После революции судьба нашего храма была схожа с судьбами многих московских храмов. Постепенно духовенство было сокращено, и в 1939 году храм закрыли. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас он причислен к лику святых. С 1939 по 1994 год в храме располагались скупка икон и мастерские. Многие помещения были превращены в склады, иконостас разрушен, утварь вывезена. В 1994 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II я, еще будучи иеромонахом Московского Данилова монастыря, был назначен первым постсоветским настоятелем. Когда мне сторож отворил врата, я увидел горы мусора, отсутствие электричества, взломанные полы, сырость, крыс, бегущих во все стороны. Храм был исполнен мерзости запустения. И с первых дней приходская община (вначале она была очень немногочисленная) приступила воссозданию былого величия и красоты.

Вот что вспоминает о тех временах прихожанка храма Мария Васильевна Залесская: «Храм наш начал восстанавливаться с 1994-го года, когда пришел Владыка. Иконостас был совершенно разрушен, батюшка сам лично его восстанавливал, никого не допускал, все-все сделал своими руками. Он был тогда еще просто игуменом, монахом. Как-то он подошел ко мне после службы: «У меня мечта есть поработать в этом храме лет сорок, а потом сидеть на лавочке и любоваться». А любоваться есть чем, потому что его трудами храм полностью восстановлен за десять лет, и очень многое батюшка сделал своими руками».

Существует такая поговорка: хочешь, чтобы все было хорошо, – сделай сам. По крайней мере, поначалу, а люди труды заметят и тоже плохо делать не будут. Вот так всем миром, всей общиной, всем приходом создается красота и поддерживается благолепие в храме. Алексей Андреевич Луценко крестился в этом храме в 1992 году: «Я очень полюбил этот храм и сюда хожу, как домой. Помогаю, к примеру, чистить паникадило, подсвечники, – все, что попросят, делаю. Конечно, не все сразу мне открылось, я постепенно шел к вере, все время рассуждал о своей жизни, вопросы смерти меня всегда беспокоили. Даже бес на меня так нападал, что просто бросал на пол. А потом, когда я пришел в церковь, нападки его отошли от меня, и меня не стало беспокоить будущее, когда я из одной жизни перейду в другую».

Приходы формируются по законам не земной, а высшей мудрости, и многие люди, ищущие свою общину, свой приход, находят его порой не сразу, как укажет Промысел Божий.

Людмила Дмитриевна Пестова, прихожанка храма, поделилась своими мыслями... «У меня был знакомый, который сам делал иконы, и он подарил нам одну. Мы даже не знали, кто на ней изображен. А когда я стала здесь в церковной лавке трудиться, у меня храмовая икона постоянно лежала перед глазами. Как-то я приезжаю домой, смотрю на свою домашнюю икону и понимаю, что это Григорий Неокесарийский. Разве это не чудо? Десять лет назад мне подарили икону Григория Неокесарийского, и я пришла в храм Григория Неокесарийского. Сейчас очень интересно смотреть, когда молодые люди приходят и начинают в нашем храме делать первые шаги. И им интересно, и нам хорошо, и община прирастает, и помощь храму будет».

Прихожанин храма Роман Николаевич Козлов, совсем еще молодой человек, так рассказывает о себе и о храме: «Здесь колокольный перезвон едва ли не самый лучший в Москве. И чисто мужской хор тоже большая редкость для наших храмов – в основном, поют женские или смешанные хоры. А здесь просто великолепный мужской хор.

К вере я через скорбь пришел, страдания привели меня к Богу. Я понял, если не уповать на Него и не стараться жить по Его Закону, я просто стану ничтожеством. Я видел, как другие люди исповедуют веру, и возгорелся ревностью, почувствовал, что тоже хочу исповедовать веру именно так. Я понял, что жизнь нельзя проводить беспечно, что человеческая душа обладает подлинным бессмертием и она требует заботы».

При христианской жизни и в наше время возможны настоящие чудеса. Прихожанка храма Светлана Леонидовна Задорожнюк рассказывает: «Я увидела, что одна женщина принесла в храм огромный букет цветов. Оказывается, у нее дочь с детства была расслабленная, ноги и руки не двигались, говорить не могла. До 15 лет ее возили по разным врачам, но все без толку. А однажды ее везли мимо нашего храма, и она протянула ручки к церкви. Ее в храм внесли, поднесли к иконе Григория Неокесарийского, и она встала на ноги и пошла. И хоть плохо, но стала говорить. Такие события для верующих не требуют комментариев: как говорится, имеющий уши да слышит».

«Наш храм в народе люди всегда называли красным, что значит «красивый», – продолжает свой рассказ Владыка Иероним. – Первоначально мы стремились просто привести помещения в более приглядный вид, ведь кругом были пыль и грязь. Устроили временный иконостас в Боголюбском приделе, чтобы можно было совершать службы. И вот на протяжении всех этих семнадцати лет шаг за шагом приходская община возвращала прежнее величие и красоту храму. В 1996 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение главного престола во имя Святителя Григория Неокесарийского. Затем через два года чудесным образом теперь уже покойный митрополит Антоний Сурожский из Лондона передал нам частицу мощей святителя Григория. И мы торжественно встречали эту святыню. Многих из тех, кто трудился на благо храма, тоже уже нет в живых. Но имена тружеников церковных не только начертаны в нашей памяти, но и записаны в синодик церковный: мы поминаем всех потрудившихся во благоукрашение этого древнего московского храма.

Храм посвящен величайшему угоднику Божию – святителю Григорию Неокесарийскому. Всегда, когда возникали какие-то ситуации, связанные с нехваткой средств на реставрационные работы, или какие-то другие проблемные моменты, даже мысленное обращение за помощью к этому угоднику приводило к решению проблем уже через несколько часов. Допустим, приходил человек и приносил деньги, именно сколько было необходимо, чтобы оплатить какие-то работы. На территории храма во время восстановительных работ скопилось огромное количество мусора, и из центра Москвы все это вывезти было проблематично. Неожиданно пришел человек и предложил ЗИЛ: «Я купил несколько машин для своей фирмы, но они пока не востребованы. Хотите, я могу одну или две машины на какое-то время для работы предоставить». То есть очень много было таких проявлений помощи, заступничества, соучастия и покровительства, которые мы чувствовали от святителя Григория Неокесарийского.

Приведу еще очень интересные наблюдения. У нас каждый год вот уже десятилетие весной прилетают утки. И они, видимо, с высоты своего полета, видят маленькое озерцо, которое мы искусственно создали на территории нашего храма, ведь полное название храма – храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах. А Дербицы – болотистое место, во времена Василия Темного здесь были лес и маленькие болотца. И вот утки прилетают каждую весну, чтобы отложить яйца и вывести потомство. Интересно, что у нас во дворе есть мозаичная икона Григория Неокесарийского, и несколько лет подряд утки кладут яйца под эту икону – то есть под ноги хозяину этого места.

А в соседние домики, заброшенные, которые пока еще никак не реконструируются, наши церковные кошки ходят ловить крыс. И они тоже приносят и кладут свою добычу под ноги святителю Григорию Неокесарийскому, как бы похвастаться и доложить, что они не напрасно «едят хлеб». То есть животные на своем уровне понимают, что покровитель этого места – святой, изображенный на иконе».

А зимой несколько лет во дворе храма наблюдается явление, которое глубоко верующие люди относят к области чудесных. И начинается оно во время зимне-весенних оттепелей, когда солнце постепенно растапливает накопившийся на крышах снег. Вот что говорит об этом отец настоятель: «Из капели, стекающей с крыши, образуется своеобразный ледяной сталактит – фигура старца с длинной бородой. Может быть, это даже плоды человеческой фантазии, но, тем не менее, повторяется это ежегодно».

Прихожане любят этот храм, любят настоятеля, помогают друг другу. Здесь можно позаниматься в библиотеке, посещать воскресную школу. А главное, на службе ощутить духовную атмосферу незримой благодати, ради которой и приходят верующие в храм; по преимуществу, это люди интеллектуального труда, тонко чувствующие красоту, любящие поэзию и посвящающие стихи этому удивительному месту.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Приход» на телеканале «Союз»: вторник 11-00, среда 05-00, 19-00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Наш приход

Первые уроки Православия

Алексей Соловьев

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Детский просветительский центр храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах г. Екатеринбурга (ул. Шувакишская,3) включает в себя экспериментальную общеобразовательную школу, дающую начальное образование в форме экстерната

 
Епархия

Курская и Рыльская епархия

Екатеринбург, 24 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архиепископ Курский и Рыльский ГерманДата рождения: 24 декабря 1956 г. Дата хиротонии: 28 марта 1993 г.Дата пострига: 8 марта 1984 г.День ангела: 11 июля.Родился в с. Ново-Языково Арзамасского р-на Горьковской обл. В 1975 г. окончил Арзамасское медицинское училище по специальности «фельдшер».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс