Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → Епископ Каменский и Алапаевский Серафим: Дарить приходу свой талант – дело необходимое

Епископ Каменский и Алапаевский Серафим: Дарить приходу свой талант – дело необходимое

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Архипастырь

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с епископом Каменским и Алапаевским Серафимом в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Добрый вечер, наши уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» очередной выпуск программы «Архипастырь». Но сегодня он не совсем обычный – у нас на ваши вопросы будет сегодня отвечать новый архиерей Русской Православной Церкви, епископ Каменский и Алапаевский Серафим.

Здравствуйте, Владыка, благословите наших зрителей.

– Благословение Господне да будет со всеми нами.

– Владыка, телеканал «Союз» уже с Вами знаком, мы были в июле на прежнем месте Вашего церковного служения, в Дубнах Тульской области, снимали на престольный праздник, и Вы немного с телеканалом «Союз» знакомы. Но для большинства зрителей все-таки Вы человек новый, и я думаю, что и Вашей непосредственной пастве в новообразованной Каменской и Алапаевской епархии, и всем зрителям нашего телеканала будет интересно немного узнать о Вас лично: где Вы родились, где выросли, где служили, где учились, кто Ваши родители? Можно об этом узнать из первых уст?

– Родители мои были служащими, место моего рождения –Тульская область. Затем родителей распределили, как обычно в то время молодых специалистов, по нужным и очень важным точкам, они трудились в Рязанской области, где, собственно, и прошло мое детство. Ну, а затем старшие классы я заканчивал там же, в Тульской области, где произошло и мое духовное становление. Еще учась в школе, я проходил алтарное послушание при Свято-Казанском храме Богородицком, оттуда поступил на Пастырские курсы при Тульском епархиальном управлении. Собственно, с этого и началось мое духовное служение. А далее – Калужская Духовная семинария, Санкт-Петербургская православная Духовная академия и Тульский государственный университет. На сегодня это, в общем-то, все, что связано с образованием.

– А Тульский университет – Вы там учились или преподаете?

– И учился, и до последнего времени преподавал, но теперь, в связи с новым послушанием, от преподавательской деятельности я, конечно, освобожден.

– Владыка, сейчас очень бурно обсуждается процесс, который идет в Русской Православной Церкви, назовем его разукрупнением больших епархий, и создание новых. В чем видится лично Вам первоочередная задача, как архиерея во вновь созданной епархии, что Вы сейчас в первую очередь планируете делать?

– Самое важное, конечно, сохранить всю работу, все церковное здание, – я имею в виду не стены из кирпича, а в первую очередь людей, которые пришли в храмы за последнее время, каковых очень и очень много. Конечно, служение Владыки Викентия чувствуется, его видно в каждом уголке епархии, думается, не только в областном центре, но и в отдаленных селах. Я уже по Каменской епархии довольно много проехал, и сам Каменск посетил, и Алапаевск, и близлежащие храмы – все это очень чувствуется, тот огромный труд, который был положен в основание прежней очень большой епархии; конечно, мы будем трудиться и будем стараться сохранять все наработки, которые есть. Ну, и, конечно, преумножать, поскольку теперь будет три центра вместо одного прежнего; соответственно, эти епархиальные центры, я надеюсь, смогут достаточно оживить церковную жизнь. Конечно, открыто очень много храмов, ведется богослужение, но что касается миссионерского, катехизаторского служения, то здесь, конечно, еще очень много, и большой, перспективы перед нами открывается – регион имеет огромную территорию, даже площади ныне существующих трех епархий: каждая из них намного больше, чем области центральной России. Население тоже достаточно многочисленно, и поэтому нужно идти с проповедью к людям, обращаться к ним всеми возможными средствами, тем более, что сейчас мы имеем много различных возможностей. Вот, собственно, эту работу мы и будем осуществлять.

– Эта катехизаторская, миссионерская деятельность, наверное, будет осуществляться, в основном, не силами Епархиального управления, а, скажем так, – на приходском уровне; насколько важной Вам видится задача активизации настоящей, живой приходской жизни?

– Я надеюсь, что, по крайней мере, в ближайшее время при всех крупных приходах будут созданы духовные центры, где настоятель и активные его помощники смогут эту работу воплощать в жизнь. К этому мы будем стремиться, и это главное в моем взгляде на приходскую жизнь – именно создание духовно-просветительских центров, где работа будет вестись не только с детьми в воскресной школе, но и со всеми категориями людей, желающими приходить в храм. Они должны чувствовать себя в храме уютно и комфортно, в смысле комфорта не материального, а именно духовного: чтобы им было интересно в храме и при храме, чтобы Православие воспринимали не просто как систему запретов, а действительно увидели всю красоту Православия, которая для многих в этой системе запретов как бы и скрывается. Я думаю, если мы сможем правильно поставить ведение проповеди, мы эти задачи будем решать. Может быть, не слишком быстро, но мы сможем людям на доступном языке донести то, что и хотим им сказать, то есть Евангелие, – понятным для них языком, так, чтобы им было приятно и слышать его, и принимать.

– Владыка, накануне передачи мы получили очень большое письмо, на 7 страницах, от Николая Егоровича Суртаева. Я зачитывать его не буду, но хочу сказать телезрителям: мы письма ваши получаем, со всеми знакомимся, передаем их Владыке или компетентным людям, которые могут помочь в решении вопросов. А суть «крика души» нашего автора – в неустроенности приходской жизни. Николаю Егоровичу 56 лет, то есть человек не молодой и горячий, а зрелый, и в то же время неравнодушный. И он очень страдает от того, что на приходе за четыре года не появилось ни одного нового прихожанина. Мы, даже всего несколько раз побывав, Владыка, на Вашем бывшем приходе в Дубнах, видели, что это сплоченная община, видели, как люди Вас любят, – и на престольном празднике, и на Вашей последней там службе. Мы наблюдали такое переплетение чувств: они буквально плакали, что Вы от них уезжаете, и были счастливы, что их любимый батюшка уходит, как они говорили, на такое повышение.

Как сделать так, чтобы и приход прирастал, и батюшку любили? Здесь, к сожалению, священник как-то не находит общий язык с теми прихожанами, что уже есть, а не с вновь приходящими людьми. Вот, люди крестятся, а в храме не остаются, приходят на Исповедь в первый раз – и он оказывается последним. Что должен делать священник, чтобы люди любили его, через него приходили к Богу и оставались в Церкви, а не уходили?

– В наше время загруженность священнослужителя зачастую не позволяет ему всеми сферами приходской жизни заниматься в должной степени: когда приходит священнослужитель во вновь открытый приход, первая задача у него – поставить стены, если их нет, сделать крышу, окна, двери, и так далее. И конца этим трудам, особенно на небольшом приходе, в общем-то не видится даже на ближайшие несколько лет. И зачастую священник во всей этой рутине даже перестает и священником быть, он больше завхоз, строитель и еще кучу различных специальностей приобретает, но молиться ему времени, как такового, недостаточно.

Тут проблема, как мне кажется, даже не в личности священнослужителя (поскольку, конечно, бывают и недостойные священники, но они встречаются все-таки крайне редко) – здесь, я думаю, необходимо участие как раз самих прихожан во всей приходской жизни: не нужно ждать от священника, что он будет и храм строить, и воскресной школой заниматься, и в среднюю школу ходить и пытаться вести там хоть какие-то беседы о нравственности, и общаться с молодыми людьми, и готовить кого-то к Крещению, кого-то к Венчанию – и все это возложено на одного человека. Конечно, это невозможно. Люди, которые болеют за свой приход, за поселение, в котором они проживают, конечно, сами должны идти, по моей мысли, к этому священнику и стараться ему помочь, а не ждать, что он решит все эти проблемы. Он, может, и решит, но не в такой степени, потому что действительно не хватает у священника времени должным образом проводить ту или иную работу; значит, здесь нужно ему помочь, чтобы священнослужитель больше занимался именно богослужебной деятельностью. А если он будет молиться, то горение его души будет видно и всем окружающим его людям, и тогда они за ним потянутся. Если он будет заниматься только строительными или еще какими-то вопросами, понятно, что для горения души останется очень мало времени, а потом она, может быть, совсем угаснет, да так, что он и сам-то будет редко вспоминать, что он священник...

Вот так мне видится решение проблемы: полное участие всей полноты. Если мы люди православные, значит, мы должны не ждать от кого-то помощи, а предлагать ее. Тогда это действительно будет проявлением нашего православного менталитета, – а если мы будем все время ждать от кого-то помощи, чем мы отличаемся вообще от окружающего нас мира, кроме чисто формальной принадлежности к Церкви?

– Владыка, в последние несколько лет очень активно Церковь призывается и Священноначалием, и светскими властями к социальному служению (иногда даже кажется, что государство хочет переложить социальную работу на плечи Церкви). Не видится ли Вам в этом некая опасность, когда мы из храма делаем такой симбиоз аптечки, библиотечки и чего-то еще? Безусловно, помогать страждущим и нуждающимся – это наш христианский долг, но, может быть, наряду с социальной работой, необходимо говорить и что надо учиться молитве, учиться готовиться к Исповеди; этой темы сейчас как-то даже и не слышно. Что Вы скажете по этому поводу?

– Собственно богослужебная часть нашей деятельности, само собой разумеется, первая и первенствующая во всем. Что касается социального служения, конечно, здесь слишком много пробелов и недочетов. В свое время Церкви не давали заниматься никакой иной деятельностью кроме проведения служб в стенах храма. Теперь получается, что мы стремимся восполнить недостаток минувших десятилетий, но я думаю, что здесь крена не будет в сторону социального служения, – как я уже отметил, если все служение Церкви будет разумно распределено между членами каждой конкретной общины; если все это возложить на священника, он, в конечном итоге, во всей этой рутине погрязнет полностью. Если общинный дух будет у нас возрождаться, значит, мы сможем вполне спокойно заниматься всеми сферами деятельности, как это положено Церкви, задачи, которые стоят перед Церковью, мы будем выполнять без ущерба и без кренов в ту или иную сторону.

– То есть здесь нужно мирянам какую-то часть, какую-то меру служения взять на себя, чтобы священник больше заботился о душепопечении, чем о социальных и тем более строительных работах?

– По сути дела, священник и должен заниматься только богослужебной деятельностью и координировать работу, деятельность, которую при приходе ведут люди, ответственные за то или иное направление. Как я считаю, этого достаточно, потому что священник будет давать нужное направление социальной, благотворительной деятельности, во многом и образовательной. Если образование священнослужителя позволяет ему преподавать в каких-то светских учебных заведениях, то, конечно, это можно и нужно приветствовать. Но не всегда так бывает, многие священники в свое время должного светского образования не получили, а с одним духовным не везде можно проповедовать. Где-то пригласят, а где-то скажут: извините, ваше образование не позволяет вам здесь присутствовать, мы вас можем пригласить только на какой-то праздник сказать два-три предложения, и этим наше общение ограничится.

Поэтому этими вопросами должны заниматься миряне, члены прихода, которые способны к этому служению, а главное, хотят себя ему посвятить. Мы часто думаем, что помощь храму исчерпывается только какой-то финансовой стороной, и совершенно забываем, что мы все, будучи людьми православными, призваны к разностороннему, всецелому участию в жизни Церкви, со всеми теми дарами, которые нам Бог каждому дал. Хотя бы один талант есть у каждого человека (я, правда, встречал и людей, имеющих более одного таланта), и эти таланты мы должны реализовывать как раз внутри Церкви, внутри нашей общины.

– Очень будет хорошо, если наши зрители, которые уже прихожане каких-то приходов, услышат Владыку Серафима: часто и в адрес Церкви, и в адрес священнослужителей раздаются упреки, что мирянам дается мало возможностей для реализации себя в Церкви, в приходах, и так далее. На самом деле это совершенно не так, и миряне могут себя реализовать в полной мере и с самых разных сторон. Сегодня это очень и очень необходимо.

– Самое главное, чтобы вся эта деятельность не велась вразрез с тем благословением, которое священнослужитель дает. Во многом бывают прецеденты, когда священник надеется и возлагает какое-либо служение на человека, а затем... может, человек мало воцерковлен или мало в нем послушания, и он очень хочет себя проявить – сначала он проявляет себя разносторонне, а потом начинает думать, что священник ничего в этом не понимает: мол, «я специалист, я получил образование соответствующее, а он – поскольку постольку». И начинается какой-то разлад. Может, именно поэтому не всегда и не всех мирян священники стремятся допускать даже до какого-то служения.

Вот если мы будем следовать двухтысячелетнему опыту Православной Церкви и тысячелетнему опыту Русской Православной Церкви и будем помнить о добродетели послушания, таких проблем в принципе не будет. Пришел, взял благословение, – в чем-то нужно строго следовать, там, где священник благословил, но он же не будет все стороны расписывать до каких-то мелочей, в основном будет свобода, и вот в этой свободе человек может полностью себя реализовывать.

– Владыка, есть смежная проблема. Наши зрители хорошо знают по нашим программам, что Церковь ведет очень большую работу с наркозависящими, со страдающими недугом пьянства, табакокурения, с освобождающимися из мест заключения, помогает бездомным, и так далее. Я, собственно, себя поймал на мысли, что не могу вспомнить какой-то сюжет или новость из какой-то епархии, что Церковь помогает, допустим, талантливым, одаренным детям; мы помогаем сирым, убогим, больным, – а кто поможет таланту расцвести, реализоваться на благо Родины, на благо Церкви? Как Вам видится возможность не только помогать сирым и убогим, но видеть и талантливых детей?

– Конечно, это нужно. Но здесь нужно сказать и что на сирых и убогих не обращает внимания никто, а талантливым людям проще найти каких-то благотворителей или покровителей, поэтому, может быть, этот вопрос не так остро стоит. Конечно, помощь должна быть всем, вопрос только – какая и в каком объеме. Не всегда все только на материальных каких-то затратах держится и исчерпывается; помощь должна быть разносторонняя, и независимо от возраста человеку должна оказываться помощь духовная, так, чтобы личность возрастала гармоничной.

Бывает так, что человек талантлив, но, к сожалению, какие-то духовные качества, может быть, незначительные грехи и пороки, со временем приобретают в нем все больший и больший вес, а потом и весь талант его губят – здесь и об этом не стоит забывать. Конечно, материальная поддержка тоже нужна, и у Церкви есть в этом смысле определенные сложности: у нас есть много людей духоносных, таких, которые смогут поддержать и словом, и, что еще более важно, молитвой, а вот что до материальной помощи, здесь мы многие проекты не можем реализовать – на это нет средств. Но, я думаю, в этом направлении везде работа ведется, и по мере возможности какие-то лишенные социальной поддержки группы населения поддерживаются каждым приходом. Ну, и, конечно, для людей, перед которыми есть перспектива войти в эту жизнь и что-то в ней создать не только для себя, но и для окружающих, тоже нужно будет искать возможную помощь. Все это очень индивидуально, так что здесь не может быть никаких шаблонов; здесь может быть просто понимание таких проблем и возможных путей их решения. Но как они будут выглядеть – это уже в каждом конкретном индивидуальном случае.

– Забота о талантливых детях, мне кажется, очень важна: как правило, эти ребята учатся в специализированных школах для особо одаренных детей, в специальных музыкальных и художественных школах. И, к сожалению, светские педагоги очень часто культивируют в них гордость, чрезмерно завышенную, нездоровую самооценку и прочие страсти, которые этому таланту не помогают, а, наоборот, мешают развиться. Здесь, мне кажется, духовное воспитание просто необходимо, но Вы же знаете, Владыка, что нас больше приглашают в тюрьмы, чем в учебные заведения, допустим, для одаренных детей. Вам видится, как эту ситуацию можно переломить?

– Я думаю, что здесь, по мере повышения уровня образования (в смысле духовного понимания сути тех или иных проблем всего нашего общества, не в смысле учености), это будет как-то решаться, и эта проблема, может быть, уже не так ярко проявится в будущем: голос Церкви слышен, и теперь нет каких-то серьезных препон, чтобы его слышать. Если есть желание у человека, он может включить телевидение и даже по светским каналам услышать и слово Святейшего Патриарха, и пусть краткую, но информацию о церковных праздниках или событиях, касающихся духовной жизни. Ну и, конечно, есть телеканал «Союз», который преподносит подобную информацию уже в большей степени. И человек, желающий как-то духовно измениться, обогатиться, слыша эти слова, конечно же, будет принимать их в себя. Один человек, другой, третий – общество все равно будет меняться, хочет этого кто-то или не хочет, становиться более грамотным духовно, и, я думаю, по мере этого, пусть вялотекущего, но все-таки воцерковления, будет меняться и отношение к проблемам. Но это, конечно, процесс долгий.

А что касается участия Церкви в работе с неблагополучными категориями граждан, конечно, здесь проще. Это ниша теперь неблагодарная, у нас государство сегодня не успевает справляться со многими проблемами. И в других государствах в той или иной степени подобные проблемы существуют – это сфера, которой государственные органы могут «поделиться» с Церковью, чтобы она эту нишу заполнила и как-то изменила ситуацию.

Что касается более благополучных граждан, к сожалению, пока вопрос решается как-то очень сложно: нас, Церковь, могут допустить в какой-то специнтернат для детей из неблагополучных семей, но когда священнослужитель, преподаватель или катехизатор православный приходит в обычную светскую школу для обычных детей, пока еще не проблемных, здесь действительно появляются препоны, считается, что Церковь может этих людей увести к себе (почему-то на нас некоторые светские люди смотрят как на какую-то секту, которая пытается как-то кого-то оторвать). Мне кажется, что этот взгляд все-таки будет меняться – общество становится более духовно грамотным, что опять-таки открывает перспективы достаточно лояльного отношения к Церкви. Как минимум, лояльного – с тем, чтобы мы могли участвовать во всех сферах жизни наших людей, если с их стороны будет соответствующая потребность в участии Церкви.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Кириллом в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20

 
Церковный календарь

Нужно выйти из скотского состояния... хотя бы до человеческого

Протоиерей Евгений Попиченко

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 6 октября – зачатие Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна Святая Церковь совершает необычный в общей череде праздник, который отмечен богослужением, упомянут в Евангелии и имеет великое значение в церковной истории – и в жизни каждого из нас такой день когда-то был.

 
Церковный календарь

Сделай хоть малое усилие ради ближнего...

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 9 октября – память апостола и евангелиста Иоанна БогословаИоанн Богослов – один из четырех учеников Христовых, записавших жизнь и слова своего Божественного Учителя, апостол, который был самым юным из призванных Христом, которого Сам Господь любил более всех за его искренность, за его ответную любовь.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс