Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (646) → Нужно выйти из скотского состояния... хотя бы до человеческого

Нужно выйти из скотского состояния... хотя бы до человеческого

№37 (646) / 26 сентября ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Сделай хоть малое усилие ради ближнего...

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

6 октября – зачатие Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна

Святая Церковь совершает необычный в общей череде праздник, который отмечен богослужением, упомянут в Евангелии и имеет великое значение в церковной истории – и в жизни каждого из нас такой день когда-то был. Сегодня мы празднуем зачатие Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна.

У человека есть несколько дней рождения. Когда по любви образовывается семья, в результате этой любви возникает новая жизнь – событие, с которого начинается вечность для человеческой души: не когда через девять месяцев человек появляется на свет Божий (он уже девять месяцев прожил), а именно в момент зачатия, при слиянии мужской и женской клеточек, человеку дается Богом бессмертная душа. Заново создается – не из ослика, не из баобаба, не из паучка, как пытаются учить братья-индусы или буддисты. Душа творится вновь и в себя впитывает, с одной стороны, как с некоей матрицы, – души Адама, свойства человеческой природы; с другой стороны, от родительских душ в себя вливает, вбирает генетически то, что, собственно, родители к этому моменту в себе приготовили, и родовые какие-то успехи, и неудачи. Конечно, Господь дает человеку необходимые духовные свойства, как то: бессмертие, способность творить, способность любить, свободу выбора, как черты образа Божия, наделяемые человеку.

Сегодня – зачатие величайшего из людей, которые когда-либо рождались на земле и которого Господь, как ангела, послал перед путем Своим. Иоанн так и называется – Предтеча, тот, кто «течет», или идет перед Мессией, Спасителем, Самим Богом, дабы приготовить путь: всякий холм да понизится, всякая яма, рытвина да возвысится, и исправит человек свой путь... Мы знаем из Священной Истории, что Елисавета была неплодна, что ее муж Захария служил священником в храме, и в его череду, у жертвенника кадильного, ему предстал Архангел Гавриил. Захария смутился – не каждый день видишь ангела, любой человек впал бы в шоковое состояние. А ангел еще обращается к нему со словами: «Захария, услышана молитва твоя, жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь имя ему Иоанн, то есть благодать или милость Божия. Он будет велик перед Богом, от самого рождения будет исполнен Духа Святого, многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ предуготовленный». Захария начинает прекословить: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя в преклонных летах». Действительно, восьмой десяток, и понятно, что естественно в таком состоянии не иметь способность к деторождению. Он на это и указует, но Гавриил – Архангел Бога Вышнего, он возвещает волю Божию, и там, где хочет Бог, побеждается естества чин. Это маловерие тотчас было наказано. Ангел говорит: «Я Гавриил, посланный от Бога возвестить тебе сие. И за недоверие ко мне ты будешь нем, пока не исполнится мое предсказание». Между тем народ дивился, что Захария так замешкался в Святилище, а он, выйдя оттуда, не мог говорить, поэтому все поняли, что ему было видение. Захария возвратился в дом, и вскоре святая Елисавета зачала предсказанного сына, долго таилась, говоря в себе: «Господь призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми за бесчадие».

Начиная от Адама и до времени Иоанна Предтечи человеческий род жил ожиданием прихода Мессии. О Нем возвещали пророки, признаки Его многократно были указаны в священных книгах, и тем не менее, когда пришел Господь, когда Он возвестил людям путь к спасению, то «благодарное» человечество не нашло ничего другого, как распять Иисуса Христа на Кресте, подлейшим образом Его судив, издеваться, плевать, надругаться, смеяться, кричать и требовать смертной казни в ответ на бесконечную любовь, которую Господь изливал на многие тысячи людей, воочию видевших Его на земле. Человек, поврежденный грехом изнутри, в самой своей сердцевине, встретившись с Истиной, эту Истину отверг. Так было и с Иоанном Предтечей в свое время, так было и со всеми святыми, которые обретали благодать Божию и светили этому миру, указывая путь ко спасению. Так и до сего дня происходит с Церковью Божией, которая по-прежнему возвещает, открывает, указывает людям этот путь, сохраняя его в себе самой.

А человек все время, в абсолютном своем большинстве, находится в претензии к Церкви: «вот это не то, то не так, это надо изменить, тут не нравится, здесь непонятно»… Правильно, ведь каждый в церковь приходит решать свои задачи, у каждого свое понятие, как эти задачи должны быть Богом решены. Ну, например, на днях приходит одна сестра и говорит, что не может забеременеть. Такая ситуация весьма распространена – более 30% молодых семейных, перспективных пар неплодны: в свое время очень активно боролись с детьми в своей жизни, а за что боролись, на то и напоролись. Но, тем не менее, инстинкт этот биологический живет внутри, есть понимание, что семья – это там, где есть, как минимум, трое детей.

Детей хочется, а не получается. Спрашиваю, а как живете, есть ли муж? Отвечает: «муж есть, у нас гражданский брак». Вот интересно, что это за понятие, возникшее в современной жизни, – «гражданский брак»? Гражданский брак – это когда в паспорте стоит штамп, что такая-то вышла замуж за такого-то, а такой-то берет ответственность за жизнь, обеспечение, заботу о такой-то. Вот это гражданский брак. А то, что сейчас люди так хитро и лукаво называют «гражданским браком», наверное, не очень удобно называть животным сожительством – как, скажем, кошечки, собачки, лошадки между собой сходятся, и у них это никак браком не назовешь. А отношения между людьми вроде бы так неудобно назвать, и их называют «гражданскими отношениями». Но с точки зрения законов жизни, это блуд – с точки зрения Бога, Священного Писания. Там, где блуд, там, где откровенное презрение законов жизни – заповедей Бога, как могут произойти чудо Божие и действие Божие? И очень часто люди, приходя и ожидая чуда от Бога, находятся в совершенно противных, враждебных Богу отношениях.

Иоанн Предтеча, собственно, с этого и начал свою проповедь – бесполезно что-то говорить человеку, если у него свои понятия о Боге и о том, как Бог должен ему что-то делать. Он и сказал: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Отношения с Богом начинаются с покаяния, с изменения – сначала с изменения своего ума, совершенно поврежденного, такого расстроенного, с восстановления правильного понимания Бога, наших с Богом отношений. Ну, и как следствие, – изменение жизни. Потому что недостаточно просто согласиться: ну, да, вроде я в этих отношениях ощущаю себя как собачка. Нужно это изменить, то есть выйти из скотского состояния. Потому что цель жизни человека это обоживание, – но прежде, чем обожиться, нужно очеловечиться. Все-таки эволюционный процесс должен в жизни человека происходить: сначала он должен стать человеком, прислушиваясь к заповедям Божиим, а потом достигнуть сыновства Богу по благодати.

И давайте еще раз этот призыв Иоанна Предтечи напомним себе, особенно в день начала жизни Пророка, Предтечи, проповедника покаяния, и всем сердцем прислушаемся к его словам: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное – Господь пришел, Он рядом. Он хочет сделать нас счастливыми, но такими, как Он этого хочет». А разговор о счастье мы продолжим когда-нибудь в другой раз.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Архипастырь

Епископ Каменский и Алапаевский Серафим: Дарить приходу свой талант – дело необходимое

Екатеринбург, 26 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с епископом Каменским и Алапаевским Серафимом в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – Добрый вечер, наши уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» очередной выпуск программы «Архипастырь».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс