Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Дата рождения: 9 ноября 1950 г.
Дата хиротонии: 10 апреля 1993 г.
Дата пострига: 26 декабря 1984 г.
День ангела: 4 ноября.
Образование:
Награды
Территория епархии в конце XIV – начале XV веков включала земли Вычегодской (Старой) Перми (по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола; совр. Республика Коми). Во 2-й пол. XV в. в результате деятельности Пермских епископов священномучеников Питирима и Ионы к епархии присоединились земли Великой Перми (по берегам рек Кама, Колва, Вишера; совр. Коми-Пермяцкий автономный округ). После вхождения Новгорода в состав Московского государства (1478) по повелению Великого князя Иоанна III в феврале 1492 г. митрополит Зосима и Новгородский архиепископ Геннадий (Гонзов) «придали из митрополии и из архиепископии из Новогородъскиа, церкви свои нa Вологде в городе и нa посаде епископу Пермскому Филофею в Пермскую епископию»; центром Великопермской и Вологодской епархии оставалась Усть-Вымь. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли по рекам Вага и Северная Двина и Каргополь; в 1584 г. эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области; в 1613-1617 гг., во время оккупации шведами Великого Новгорода, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковные дани и венечный сбор Вологодским архиереям. В конце XVI – начале XVII в. (до образования Тобольской епархии в 1620) Вологодские архиереи управляли и сибирскими храмами.
В 1658 г. новоучрежденной Вятской и Великопермской епархии из Вологодской епархии перешли города Великая Пермь,Чердынь и Соль Камская. Взамен Вологодскому архиерею были пожалованы Устюжский и Тотемский уезды, Белозерье, Чарондская округа и Пошехонский уезд, который оставался в составе Вологодской епархии до 1676 г., затем был возвращен Ростовской епархии.
В 1780 г. было создано Вологодское наместничество, в 1796 г. преобразованное в губернию (в ее состав вошли Вологда, Вельск, Тотьма, Грязовец, Кадников, Устюг Великий, Сольвычегодск, Лальск, Никольск, Красноборск, Усть-Сысольск, Яренск с уездами). В последнии десятилетия XVIII в. границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний. В 1788 г. упраздненная Великоустюжская епархия вместе с зырянскими землями присоединилась к Вологодской епархии. В 1900 г. Вологодской епархия занимала 354 тыс. кв. верст. Ha рубеже 1918-1919 гг. в связи с образованием Северо-Двинской губернии из Вологодской епархии была выделена Великоустюжская епархия (существовала до 1937).
Современные границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской области.
Монастырь основан в 1397 году 60-летним старцем Московского Симонова монастыря прп. Кириллом, уклонившимся от настоятельства в нем и искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Старец пришел на место, которое было открыто ему в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией и начали копать земляную келью. Так было положено начало Кирилло-Белозерской обители, ставшей впоследствии одним из крупнейших русских монастырей. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел свое подворье в Московском Кремле, других русских городах.
С историей монастыря связаны имена Василия Темного и Иоанна Грозного, многих именитых бояр и князей. Был он известен и как место ссылки опальных представителей русской знати. Здесь провел в заточении последние пять лет своей жизни Патриарх Никон. После того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев, было осознано его важное стратегическое значение. Тогда же были возведены крепостные стены и башни, и доныне поражающие своими размерами.
Промыслительно Кирилло-Белозерский монастырь тесно связан со многими русскими обителями, органично вплетен в общерусскую монашескую жизнь. Выходцами из него были Савватий Соловецкий, Нил Сорский, Корнилий Комельский и многие другие, ставшие светильниками русского монашества. Славная страница истории Белозерского монастыря связана и с Валаамом. После того как в 1611 году Валаамом овладели шведы, около ста лет он пребывал в совершенном разорении и лишь в 1710 году возвращен России в результате победы русских в Северной войне. Именно по инициативе тогдашнего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря архим.Иринарха в 1715 году Петр I издал указ о возобновлении Валаамского монастыря. С 1716 по 1736 года обитель была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю и возрождалась на его средства, трудами и заботами его братии.
Но самой глубокой была и остается связь Кириллова монастыря с прп. Сергием Радонежским. Московский Симонов монастырь, выходцем из которого был прп.Кирилл, был основан племянником прп. Сергия Радонежского св.Феодором. Сам преподобный, бывая в этой обители, подолгу беседовал с полюбившимся ему иноком Кириллом, обнаруживая тем самым глубокое духовное родство с ним.
В 1924 году монастырь закрыт, на его территории создан историко-архитектурный музей-заповедник.
29 декабря 1998 года Церкви была передана часть монастырского комплекса под названием Малый Горний Иоанновский монастырь.
В храме Прп. Кирилла Белозерского под спудом почивают мощи преподобного. На месте первого поселения преподобного поставлены каменные палатки, в которых сохранены копия первой деревянной кельи прп. Кирилла и, по преданию, тот самый крест, водруженный иноками при поселении.
Недалеко от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, сооружена деревянная часовня и поставлен Поклонный крест.
Земля вологодская дорога сердцу каждого православного по множеству бывших в ней обителей иноческих и подвизавшихся в них великих угодников Божиих. Кажется, что дремучие вологодские леса и болота только и пригодны, что для жительства диких зверей и комаров, но именно сюда стремились искавшие себе уединения и безмолвия. Вся наша сторона от берегов Нурмы и Комелы до Печеры и Вычегды усеяна была монастырями и уединенными кельями иноческими, так что по справедливости и без всякого преувеличения можно называть ее Фиваидою севера.
«Куда ни посмотрю, везде вижу целые лики святых, – говорит один из архипастырей Вологды, епископ Иннокентий (Борисов), – Воззрю ли на восток? Там Прокопий Устюжский отводит молитвами своими каменную тучу, висящую над Устюгом; там Феодосий Тотемский среди соленых источников открывает новый неиссякаемый кладезь соли духовной и сам соделывается солию земли тотемской, спасающею от гниения души и сердца. Обращусь ли к западу? Здесь обители Св. Павла Обнорского, Св. Корнилия и Арсения Комельских высятся, яко твердыни духовные, в прибежище и оплот воинов Христовых, в отражение врагов видимых и невидимых. Посмотрю ли на север? Тут, среди волн, на скале каменной вижу несокрушимее всех скал и камней раку святого благоверного князя Иоасафа, преподобных Петра и Василия. Приникну ли к югу? Там почивают, или лучше сказать, стоят на страже духовной святые основатели церкви Вологодской – священномученики Герасим, Иона и Питирим. Осмотрюсь ли кругом себя? Димитрий Прилуцкий! Галактион Спасокаменский! Герасим Киевский! В самом храме сем Антоний Вологодский!».
Жаль только, что время и обстоятельства не сохранили и не передали нам в целости этого наследства нашего.
В 2008 году Русская Православная Церковь праздновала юбилейную дату – 500 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского, святого угодника Божия, подвизавшегося в пределах Вологодской епархии. «Устав скитского жития преподобного Нила», оставленный нам великим русским подвижником, в наши дни являет собой поистине жемчужину святоотеческой мудрости.
2010-й был годом 510-летия со дня преставления прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского и 460-летия со дня преставления прп. Зосимы Ворбозомского.
Есть святые, жития которых умещаются в несколько строк – крайне скудны сведения о них. Но и этого достаточно, чтобы почтительно склонить голову перед жизнью, всецело отданной Богу.Так, святой Сергий, уроженец Казани, человек, пешком прошедший через всю Русь, дошедший до Святой Земли, побывавший в Палестине и Царьграде, ходивший и на север, к Ледовитому океану, проповедовавший Евангелие и Православную веру, стяжавший дары чудотворения и прозорливости, освятил своим подвигом вологодские пределы, приняв, после долгого испытания себя, постриг в Череповском Воскресенском мужском монастыре, а затем основавший Покровскую обитель в Шухтовской волости (ныне – село Покров Абакановского сельского поселения Череповецкого района). Преставился преподобный в 1609 году. Мощи его почивают под спудом разрушенного Троицкого храма в селе Покров. Церковная память преподобному Сергию совершается 1 июня (19 мая по ст.ст).
500 лет назад подвизались в дремучих северных лесах преподобные Харитон и Евфимий – святые вологодской земли, но молитвенная память о них живет в верующих сердцах и по сей день. Преподобный Харитон – сомолитвенник и ученик преподобного Евфимия Сянжемского, основавшего монастырь в 120 верстах от Вологды, на реке Сянжеме. Под его руководством сначала была построена церковь в честь Вознесения Господня, а позже при ней устроен монастырь, в котором преподобный Евфимий и был игуменом. Преподобный Харитон был преемником основателя монастыря. Преставился прп. Харитон в сане игумена Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря 24 апреля (11 апреля по ст. ст.) 1509 года.
День памяти – 7 мая
Родился в 1433 г. Монашеский постриг принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия (Ярославова), отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет прожил на Святой Горе Афон, изучая творения святых отцов.
После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем, но, желая еще больших подвигов, построив себе келию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси – скитский, по образу Афонских скитов.
Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания.
Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество.
Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей.
Web-сайт Вологодской и Великоустюжской епархии: http://www.vologda-eparhia.ru
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз»
Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с ректором Российского государственного социального университета Василием Ивановичем Жуковым (Москва) в эфире телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.