Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (642) → Архиепископ Кирилл: Церковно-славянский язык – это верх поэзии

Архиепископ Кирилл: Церковно-славянский язык – это верх поэзии

№33 (642) / 29 августа ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом в эфире телеканала «Союз» и радиоканала «Воскресение»

Люди сами решат, куда ехать

– Владыка, позвонил Владислав из Тулы. Я зачитаю его обращение к Вам. «Ваше Высокопреосвященство, разрешите передать Вам христианский поклон из города Тулы, где Вы долгое время несли свой архиепископский апостольский свет моим землякам. Благослови Вас Господь на Ваши дальнейшие труды во славу Святой Православной Церкви». А вопрос у Владислава следующий: «Думали ли Вы уже о каких-то шагах, чтобы как можно больше православных людей имело возможность посещать места, связанные с мученической кончиной Царской Семьи, и для более глубокой проповеди христианского подвига Святых Царственных Страстотерпцев?». Собственно, вопрос в том, что архипастыри, которые служили на уральской земле, и Владыка Мелхиседек, и Владыка Никон, и Владыка Викентий, теме Святых Царственных Страстотерпцев придавали очень большое значение. И в последней программе «Архипастырь» один из вопросов к Владыке Викентию был об этом: «Будете ли Вы проповедовать о Святых Царственных Страстотерпцах в Ташкенте и приезжать сюда к нам на Царские дни?». А каково Ваше отношение к Царственным Страстотерпцам?

– Пользуясь случаем, я хотел бы прежде всего сказать слова глубочайшей благодарности Владыке Викентию. Чем больше я знакомлюсь сейчас с Екатеринбургской епархией, тем больше вижу грандиозный труд, который сделал Владыка, – казалось бы, неподъемные вещи. Я просто склоняю перед ним главу и думаю, что очень многие за эти труды благодарят Владыку. И не только в Екатеринбурге.

Один из таких подвигов – как раз утверждение памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Что же касается народного почитания, тут сами люди решат, они же выбирают, куда ездить – кто-то хочет поехать на Святую Землю, кто-то в Печоры, кто-то в Киев, кто-то в Почаев, Ростов, Суздаль, Владимир, а кто-то едет сюда. Я всячески призываю к этому своих собратьев, архипастырей: приезжайте, посещайте, духовенство направляйте в эти святые для каждого из нас дни 16 и 17 июля. И думаю, чтобы побольше приезжало именно архиереев, чтобы они соприкоснулись. У нас есть совпадение с праздником преподобного Сергия, и очень многих лишает это возможности приехать. Но я думаю, что мы будем призывать всех уральских архиереев, сибирских, тех, кто на преподобного может приехать осенью, чтобы летом максимально приезжали сюда, чтобы соприкоснулись хотя бы по разу. Я сам об этом и мечтал, и очень хотел, но всякий раз как-то не удавалось. Если Бог даст, то доживем до будущего года, и я первый раз буду присутствовать и участвовать в богослужении, чего я очень давно и сильно желал.

– Владыка, Вы пойдете и в Крестный ход?

– А как же! По крестным ходам я знаю, что у людей есть некоторое смущение, у Владыки Викентия и у меня уже спрашивали, будет продолжаться Крестный ход или не будет? Вы посмотрите и посчитайте, сколько в Ярославской епархии крестных ходов восстановили, и вы поймете. Может быть, там они не такие масштабные, как здесь, но такими маленькими ручейками они сливались в одну большую реку. Кстати, в Ярославле 20 августа после Божественной литургии в Илиинском храме по традиции, в честь возвращения Толгской иконы Божией Матери, как раз проводят Крестный ход с Толгской иконой Божией Матери. Всегда.

Все нужно делать с разумением

– Владыка, вопрос из Москвы: «Как Вы относитесь к практике оглашения, катехизации и миссионерских Литургий, служб с пояснениями?» Не представился зритель.

– Ничего не могу сказать о миссионерских Литургиях. Но об этом можно, наверное, порассуждать. Потому как, наверное, нужно назвать миссионерской Литургию, которая совершается для глухонемых, – это чистое миссионерство, возможность проповедовать людям слово Божие, дать им возможность участвовать в общей молитве с пониманием. Это дискуссионный вопрос, не знаю пока. Думаю, что могут быть какие-то различия в их проведении. Например, когда совершаешь их только для детей или вдруг в храме собралось много детей. Думаю, что нужно делать некую трансформацию, не нарушающую литургического смысла, но все равно нужно понимать, что стоят дети, которым по 5-6 лет, и их много.

А что касается оглашения, то, конечно, какое может быть сомнение? Мы только поддерживаем оглашение и катехизацию, особенно перед Крещением. Но опять же хотел сказать, что все нужно делать с разумением, то есть нельзя добиваться, чтобы человек во время прохождения катехизации отошел от Церкви вообще. Нужно стремиться к тому, чтобы, принимая человека, ты видел его нужду, потребности его души. Одно дело, когда человек живет и работает рядом с храмом, он может прийти покреститься сегодня, или через неделю, или, скажем, через месяц. Совсем другое дело, если человек приехал в командировку, из каких-то других мест, у него сложные жизненные обстоятельства. С ним надо поговорить. Катехизация – это ведь не прочитанные часы, а как бы способ проникновения в душу, чтобы человек, окрестившись, уже от Бога не отходил, чтобы он ощущал себя христианином. Это может быть одно слово, яркое и сильное, как было у апостола Павла, а могут быть многодневные многочасовые беседы с каждым человеком. Для этого священник и должен умудряться и наставляться своим опытом и проявлять этот опыт в отношениях с людьми, чтобы не отталкивать от Христа, а приводить ко Христу.

– Маргарита из Озерска спрашивает, как Русская Православная Церковь противодействует принятию законов, связанных с ювенальной юстицией?

– Противодействует. Я думаю, что такие мысли есть у каждого телезрителя, особенно телеканала «Союз», где есть специальная рубрика, которую ведет отец Всеволод Чаплин. И деятельность отдела, который он возглавляет, свидетельствует, как мы к этому, мягко выражаясь, настороженно относимся. Это огромная проблема для целостности нашего общества. Нельзя оголтело поступать только по законам, которые устанавливает сопредельный мир, иначе мы можем совершенно не сохранить семью. А если мы не сумеем сохранить семью, то не сохраним народ. Абсолютно точно. Поэтому нужно максимальное средство воздействия, чтобы семья воспитывалась в здоровом духе, в здоровой обстановке. И сохранение семьи – это задача не государства, не Церкви, как некоей организации, это задача абсолютно всех.

– Из Архангельска вопрос: «Сейчас много говорят о соборности – как соборность будет организовываться на епархиальном уровне?».

– Мы сегодня проводили некий маленький собор – совещание, на котором по тому или иному поводу спрашивали мнение людей, ответственных за определенные направления деятельности. Вот вам и соборность. Мы же не утверждаем диктатуру епископской власти, не говорим, что «будет так, как я сказал». Посоветовались, посовещались, решили, выработали мнение. Но в любом случае это будет так, как скажет иерархия. Вот в этом и заключается житейская мудрость, когда выслушиваются все, а принимается решение, которое целесообразно именно в плане общей пользы для всех людей.

– Позвонили из Ярославля и передают, Владыка, Вам благодарность от прихожан Заволжского района; я не знаю, что это, Вы, наверное, знаете. Из Перми Вас поздравляют с назначением на Екатеринбургскую кафедру, но высказывают такую претензию телеканалу: «Очень часто показывают по «Союзу» все епархии, кроме Пермской. Очень хочется узнать почему, и есть ли возможность эту ситуацию исправить?».

– Я думаю, что Владыка Мефодий не будет возражать против того, чтобы Пермская епархия присутствовала на телеканале «Союз». А я бы очень хотел, со своей стороны, пользуясь теперь возможностью, до начала зимы посетить родину свою, и можно съездить туда с телеканалом «Союз», посмотреть замечательные места реки Чусовой, там подвизался преподобный Трифон Вятский, одно время находился Ермак перед походом в Сибирь, – там замечательные места и люди. И там действует старинный храм, один из 31 храма, которые были на территории Пермской епархии, он не закрывался никогда. Очень рад, что буду соседствовать с Пермской митрополией, с Владыкой Мефодием, которого знаю достаточно давно и очень уважаю.

В молитве главное – состояние души

– Из Среднеуральска вопрос, связанный как раз с переездами: «В последнее время пришлось трижды переехать: сначала из района в район в одном городе, а теперь в пригород. Соответственно, церкви тоже меняются, стоит ли об этом волноваться и как быть – ходить в свою первую церковь, или можно менять храмы по месту жительства?». И здесь вопрос еще по поводу Исповеди у того или иного священника.

– Мы все с вами достаточно хорошо знаем положение в Москве – абсолютное большинство храмов там располагается не в спальных районах, а в центре. И люди туда ездят на метро, на других видах транспорта и в воскресный день съезжаются туда совершенно из разных мест. Приезжают не только в храм, но и к священнику, прикипают к месту, друг к другу, создают приход и ведут церковную приходскую жизнь.

Если вы почувствовали себя членом общины, то и оставайтесь им, вне зависимости от того, где вы ходите. Другое дело, если вы не нашли себя еще, то можете пристать к любому другому берегу, посмотреть и подобрать для себя храм. Потому что на самом деле это все очень индивидуально: кто-то любит торжественные службы – кому-то они очень тягостны и ему хочется помолиться в тишине, кто-то находит отзвук в своей душе от общения с одним священником – кто-то с другим. Это же все естественный процесс. Поэтому выбирайте, где ваша душа, там и оставайтесь.

– Вопрос от Артема Олеговича: «Хотелось бы спросить, какая, на Ваш взгляд, книга, и, наверное, не только книга, а другие методы и способы, максимально помогают быть хорошим отцом? Вот мы всегда говорим о семье, о материнстве, но почему-то забываем об отцовстве, а ведь это архиважнейшая сторона». С одной стороны, Владыка – не многодетный отец, а монах, но, с другой стороны, у Вас очень много духовных чад, Вас можно назвать многодетным.

– Вряд ли я смогу ответить на этот вопрос, потому что я не знаю, какая книга имеется в виду. Книга – это книга, но я думаю, что больше все зависит от воспитания мальчика в семье. Если мальчик воспитывается мужчиной, он и будет мужчиной. Не бандитом, не непонятно чем, а будет тем, каким Господь его сотворил. А как еще можно поступить? Надо выбирать круг людей – очень много формирует среда. Есть люди, с которыми мы общаемся с детства и храним это общение до последнего времени. Есть рядом с нами мужчины, у которых очень мужественный дух, надо просто повнимательнее посмотреть. Я знаю достаточное количество людей, которые имеют богатый жизненный опыт, я смотрю на них и восхищаюсь их жизненной стойкостью. Кто-то прошел через очень многие военные передряги, кто-то другие испытания перенес, но они все сохранили себя как добрых, искренних совершенно людей. Очень хотел бы пожелать всем, чтобы мы в этой жизни встречались с такими людьми...

Может быть, не по теме, но у меня свое отношение к правоохранительным органам. Как-то ребята взяли меня с собой в командировку в Чеченскую Республику, где мы пробыли несколько дней. И когда увидели своими глазами, как сотрудники той милиции, которую мы постоянно ругаем, несут свою службу, у меня коренным образом изменилось к ним отношение. Это настоящая мужская работа, это люди, которые служат Родине, любят свою землю, берегут свои семьи, сохраняют покой для себя и для всех нас. И они достойны самого глубокого уважения. Те люди, кто сегодня идет служить в армию, защищать Родину, – это настоящие мужчины, и они должны быть идеалом. Вот на таких примерах надо воспитывать мальчиков, будущих мужчин, чтобы они на них смотрели, а не на тех, которых сейчас показывают по телевизору.

– Не на «Союзе», конечно, но на многих других каналах. Владыка, вопрос о молитве, о неправильных ударениях в словах молитвы: теряется ли при этом смысл, и насколько вообще это катастрофично – неправильные ударения в словах молитвы?

– На мой взгляд, это катастрофично для семинариста, еще более катастрофично для священника. Но совершенно некатастрофично для мирянина, который учит ее по старославянским текстам. Молитва – это ведь не бумага и не текст, который вам предлагают. Молитва – это способ выражения внутренней духовной потребности. Поэтому можно ошибаться в чем-то, главное, чтобы вы попытались проникнуться душой к тому, к кому вы обращаетесь. Ко мне нередко обращаются люди, которые говорят, что они плохо читают по-славянски, еще что-то плохо делают во время молитвы. Абсолютно не в этом дело, все дело в состоянии души во время молитвы – можно час простоять, прочитать все правила и много всего, но совершенно не сосредоточиться, а можно за какое-то мгновение проникнуться и принять в себя ту благодать, что дается людям, которые действительно молятся в этой жизни.

Кто захочет понять – поймет

– Сейчас обсуждается эта тема, в том числе и на Межсоборном присутствии, раз уж мы заговорили о молитве, о церковно-славянском языке, – каково Ваше отношение, Владыка, с одной стороны, к переводу всего церковного богослужения на русский язык, а с другой стороны, к некоторой русификации отдельных, очень трудно понимаемых и воспринимаемых современными людьми старославянских слов?

– Вы очень правильно сделали это разделение. Потому что русификация текстов – это не отторжение от Православия, это не отход, это насущная необходимость сегодня, на мой взгляд. Мы совершенно не говорим о литургических текстах – что касается полного круга богослужения, на мой взгляд, церковно-славянский язык должен остаться. И он останется, потому что это язык нашей молитвы, нашей службы. И он никуда не уйдет, и никакой русификации этих текстов, я думаю, не будет.

Отец Димитрий, мы с Вами священники, мы знаем, мы приходим освящать квартиру, например, к невоцерковленным людям и читаем им на церковно-славянском языке эти писания, в которых они мало что понимают. Такие вещи надо, наверное, сделать максимально доступными для людей. Опять же мы говорим только о нескольких штрихах: есть нечто, что можно подвергнуть каким-то мягким изменениям, но есть нечто, чего касаться совершенно нельзя. Вы послушайте текст любого канона, вдумайтесь в слова акафиста Божией Матери: «Радуйся, Невесто неневестная»! Это – верх поэзии, это невозможно перевести на русский язык. Этого не будет никогда в нашей жизни, надеюсь, и в последующем тоже, потому что церковно-славянский язык – это средство нашего молитвенного общения с Богом.

– Когда говорят о непонимании церковно-славянских текстов, наверное, очень большую роль играет то, как чтецы и певцы на службах воспроизводят эти богослужебные тексты: если бы чтец, допустим, читал те же часы не как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой, то, может быть, и меньше было вопросов о непонимании. Потому что когда так быстро тараторят, человек не разберет слов, даже если бы они и по-русски читались.

– Вы совершенно правильно это подметили. Но это сегодняшняя проблема нашей внутренней церковной службы. Я думаю, что и отцы-настоятели, и те, от кого это зависит, все-таки будут стремиться полюбить службу. Вопрос-то ведь в чем? Если человек любит нечто, то он стремится это познать и принять в себя. А если он не любит, он ищет повода, чтобы себя от этого оградить. Тот, кто полюбил богослужения, никогда не откажется от церковно-славянского языка. Для тех, кому богослужение поскольку-постольку, и нужны эти изменения. Но опять же говорю, что есть люди, не в глубокой степени воцерковленные, но стремящиеся к Церкви, к Богу, люди, очень хорошо думающие обо всем церковном, но нет у них понимания. Конечно, для них мы не будем переделывать Литургию, переписывать на русский язык. Читал творение Владыки Ионафана (Елецких), мне очень понравилось, как он достойно все написал о Литургии, но повсеместно мы никогда не будем Литургию изменять. А чтобы в индивидуальной обстановке что-то понять, – вполне можно. Поэтому мы всегда стояли и будем стоять на церковно-славянском языке, как одной из основ, которыми и держится все сегодняшнее наше русское Православие.

Никто не должен уйти не утешенным

– Владыка, еще один очень актуальный вопрос. На последнем Синоде был утвержден текст молитвенного утешения родственников самоубийц. К сожалению, светские СМИ, как это часто бывает, интерпретировали это как разрешение отпевать самоубийц. Зрители просят прокомментировать: все-таки у нас разрешили отпевать самоубийц или ввели какие-то послабления? Что же на последнем Синоде было принято?

– Позволю себе немножко отойти в глубь веков и сказать, это это не выдумка последнего Синода. Еще святитель митрополит Филарет (Дроздов) разрешал подобные послабления людям, которые к нему обращались в аналогичном случае. Правда, это было не так массово в XIX веке, но такие случаи бывали. И если мне не изменяет память, святитель Филарет говорил следующие слова: «Бес посмеялся над телом человека, то надо хоть как-то помочь его душе или утешить родственников». Ведь именно для утешения родственников в основном это дается. Мы же не изменим каноны Церкви, и никто не пытается этого сделать. Но невозможно не видеть горя людей, которые не могут сделать что-то для близкого человека. Сегодня условия нашей жизни заставляют нас как бы поступиться некоторыми, может быть, второстепенными вещами перед главным. А главное, чтобы человек не остался не утешенным, чтобы Бог не воспринимался человеком как совершенно неумолимый Cудья. Как известно, даже за Льва Николаевича Толстого Церковь разрешила молиться его сестре матушке Марии келейно. И никаких потом не было разногласий. Поэтому для утешения родственников это дается. Это Господь будет судить, а не Правящий Архиерей, не епархиальный церковный суд и не местный священник. Это дело Божие. И Он посмотрит, как человек покончил свою жизнь: самоубийство это или нечто иное, в здравом он был уме или не в здравом... Это большая беда для тех, кто жил с этим человеком, и этих людей надо утешить. Вот о чем сказал Священный Синод.

– Владыка, мы почти час с Вами беседовали, но мне показалось, что время быстро пролетело. Последний вопрос к Вам – о судьбе телеканала «Союз». За нее волнуются не только рядовые зрители, до даже такие известные люди, как отец протодиакон Андрей Кураев, например. Он выражает очень большие опасения, что же будет с «Союзом» после разделения Екатеринбургской епархии, не прекратит ли «Союз» вообще свое вещание, не изменится ли кардинально политика, так скажем, то есть духовное наполнение телеканала «Союз»... Как наш духовный наставник, как наш Архипастырь, под омофором которого мы находимся, успокойте наших зрителей.

– Когда у человека нет каких-то настоящих страхов, он их начинает придумывать. Я это, конечно, не отцу Андрею говорю, а говорю тем, кто действительно начинает бояться за существование православного телеканала. Мы с Вами все эти дни говорили на эту тему, и хотел бы еще раз сказать, что, в моем понимании, как это было и до приезда в Екатеринбург, и особенно это укрепляется сейчас, телеканал «Союз» – это не программа Екатеринбургской епархии. Это – программа Русской Православной Церкви, за которую отвечает Екатеринбургская епархия. И каких-нибудь изменений в этом смысле просто не может быть. Как мы несли ответственность за сохранение этого телеканала православного, так и будем нести; как трудились люди, так и будут трудиться. Хотелось бы, конечно, чтобы еще лучше, еще больше, еще ярче стал телеканал, и мы к этому тоже будем стремиться. Ну, разделилась епархия, Церковь-то ведь не разделилась, все остается по-прежнему. Не надо из ничего выдумывать себе какие-то страхи и этими страхами жить. Есть другие страхи, на которые надо обращать внимание, но на этот точно не надо.

– Спаси Господи, Владыка.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Кириллом в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20

 
Церковный календарь

Богу от нас нужно сердце чистое и сокрушенное

Протоиерей Евгений Попиченко

8 сентября – день памяти святых мучеников Адриана и Наталии Адриан и Наталия были супругами и прожили в супружестве всего год. Жизнь их проходила при императоре Максимиане в Никомидии Вифинской. Император, воздвигнув гонения на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их.

 
Церковный календарь

Нет праведника больше…

Протоиерей Евгений Попиченко

11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковь празднует Усекновение главы Пророка, Предтечи, Крестителя Господня Иоанна... В нашем сознании слово «праздник» всегда ассоциируется с бурным весельем, поздравлениями, накрытым столом, хорошим настроением, тостами, подарками.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс