Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (640) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Наш багаж добра и зла пойдет вместе с нами в вечность»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Наш багаж добра и зла пойдет вместе с нами в вечность»

№31 (640) / 15 августа ‘11

Архипастырь

– Здравствуйте, телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий – Евгений Зызин.

По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса ведущего. Владыка, при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению создан Координационный совет по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости – Церковь вновь делает конкретные шаги в решении этой проблемы. Как будет действовать этот совет?

С общей бедой и бороться надо вместе

– Как будет действовать и какие будут результаты – время покажет, об этом пока рано говорить. Но о том, что Церковь вновь и вновь заявляет, что сегодня в России эпидемия, бедствие, говорить надо. Алкоголизм, наркомания, игромания приняли настолько широкие масштабы, что просто страшно становится, и они затрагивают все слои населения. Я думаю, что с этими явлениями надо бороться не только Церкви. Это глобальная эпидемия, которая может поразить все наше государство. И очень страшно, что в эти пороки втягиваются молодые люди. Уже мальчишки и девчонки, которые не достигли 12-13 лет, испробовали и наркотики, и алкоголь, и табак, вовлечены в эти игры, – что же из них вырастет в будущем? Их ведь больше ничего не интересует, их интересует только очередная порция наркотиков, рюмка алкоголя или какая-то игра. Идет использование слабости человеческой природы, и, конечно, кто-то на этом наживается. И очень серьезно.

Совершенно не случайно Святейший Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений сказал, что сегодня на планете от продажи, распространения наркотиков получают наркоторговцы и производители в два раза больше, чем производит и продает автомобилей все мировое сообщество. Более пятисот миллиардов долларов – оборот только от наркотиков, представляете, какое огромное количество денег? Ну, и с алкоголем то же самое. Ведь происходит деградация человеческой личности! Это страшно! И Церковь делает еще одну попытку.

Мы пока не смогли привлечь внимание правительства, всего руководства нашей страны к этой проблеме, хотя все говорят об этом. Но бизнес-то остается, производство и продажа все равно происходят; как продавали несовершеннолетним, так и продают, и в частности, у нас в Рязанской области. Настоятель монастыря Иоанна Богослова обращался ко мне неоднократно и говорил, что совсем рядом с этим монастырем стоит какая-то будка, и в ней хоть взрослому, хоть малолетнему продают круглые сутки спиртные напитки. Ну, что, разве руководство-то это не видит? Неужели не видят, что погибают молодые люди? Видимо, только тогда, когда коснется эта беда конкретно их семьи, они задумаются о страшной трагедии. А сегодня именно деньги играют чрезвычайно важную роль для тех, кто находится у власти, как это ни печально. И поэтому Церковь опять обращает особое внимание, Церковь призывает всех священнослужителей хотя бы по нашим очень ограниченным возможностям делать все, чтобы как-то людей оградить от этого.

Здесь должна быть, конечно же, профилактика, молодежь надо сегодня чем-то заинтересовать. Люди, которые попробовали наркотики, алкоголь, завязли в игре совершенно бессмысленной, никакой уже цели не видят в этой жизни, они впадают в пессимизм, и происходит деградация личности, и это уже чрезвычайно опасно. Церковь делает все возможное, чтобы исправить положение дел, но не все епархии, в частности Рязанская, имеют серьезные возможности, чтобы этим людям оказывать помощь. Те, кто по долгу службы должен оказывать помощь, те спекулируют на этом и продают спиртные напитки и закрывают глаза на продажу наркотиков, закрывают глаза на то, что сегодня все-таки существуют подпольные игровые залы, куда приходят люди и где спускают свои деньги. Церковь же обращает на это серьезное внимание, и, наверное, открытие Координационного совета по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости должно привлечь к решению этого вопроса внимание и руководства нашей страны, и всех, от кого зависит, быть ли нашей стране процветающей, могучей, свободной или она просто прекратит свое существование – придут те люди, которые не будут пить и употреблять наркотики, придут, но это будет уже совсем не наша страна, к сожалению. Поэтому Церковь делает все возможное, чтобы отрезвить людей и сохранить нашу культуру, нашу национальную идентичность.

Добрый пастырь должен привлекать людей к Богу

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Зинаида, 41 год, спрашивает: при Крещении отрезают волосы, закатывают в воск и бросают в купель, что это означает?

– Это не имеет абсолютно никакого канонического или догматического значения. Я своим священникам рекомендую говорить, но не всегда это возможно, когда постригают волосы во время таинства Крещения, – «положите их в конвертик и возьмите себе на память домой». Почему так происходит? Видимо, здесь сказывается многолетняя практика, которая существовала на Руси. Когда приходит очень много людей, приносят младенцев крестить, но не все приносят конвертики, чтобы туда положить волосы, а когда такой большой поток крещаемых идет, то для священника это просто более практично: постриг волосы, закатал в воск, чтобы они никуда не растерялись, не попадали, а куда их девать? В купель, наверное, проще, вот и все.

– Нина Петровна, 85 лет, спрашивает, можно и нужно ли крестить психически больных людей?

– Конечно, крестить нужно. Если это взрослые люди, уже совершеннолетние, надо бы у них спросить их желание, согласие на то, чтобы они были крещены. Ну, а поскольку они психически больные, в этом случае уместно, наверное, будет иметь крестных, восприемников, потому что психически больной человек – он же как ребенок, многого не понимает. Потому о таких людях и говорят, что они недееспособны, то есть не отвечают за свои поступки, точно так же, как и младенец, он и здоровый, и нормальный, но он же за свои поступки не отвечает, потому что он их совершает неосознанно. Поэтому желательно, чтобы и у младенцев, и у психически больных людей были крестные родители, которые помогали бы родителям воспитывать своих крестников, а крестникам помогали бы на их жизненном пути.

– Ирина, 68 лет: пошла на Исповедь без нательного креста, священник не благословил исповедаться, правильно ли он поступил?

– Если это было у нас в Рязанской епархии, я бы, конечно, попросил сказать, где это было и кто этот священник. Конечно, это однозначно неправильно, – а священник этот просто лодырь. Прости, Господи, что я его так осуждаю, но это просто бездельник, может быть, это священник, но это не пастырь. Пастырь добрый, конечно же, такого бы не совершил. Настоящий, хороший, добрый пастырь должен приласкать этого человека, ему рассказать, объяснить. Если пришел человек, и на нем нет нательного крестика, ну, объясни ему, зачем надо носить крест, исповедуй, потому что для Исповеди неважно, есть на нем крестик или нет, человек-то ведь крещеный, он пришел на Исповедь, – значит, надо его исповедать. Я думаю, что добрый пастырь и приход и храм не обеднели бы, если бы этот священник взял из церковной лавки и подарил бы этой женщине крестик. Так что это – не пастырь, я бы не рекомендовал никому и сам бы не пошел к этому священнику не только на Исповедь, а вообще бы не пришел в этот храм. Добрый пастырь должен сделать все возможное для того, чтобы привлечь людей – не к себе, а к Богу, к Церкви. И, поверьте, в следующий раз человек придет в храм уже с крестиком, и, может быть, еще и пожертвует батюшке и храму гораздо больше, чем священник затратил на этот крестик.

– Роман, 78 лет: в селе Казарь есть храм, но уже второй год не празднуется Пасха; когда положение будет исправлено?

– Дело все в том, что не только в этом селе, но и в других населенных пунктах у нас есть храмы, где нет постоянного священника. В связи с решением Архиерейского Собора предполагается открыть в каждом селе, в каждом населенном пункте или приходской храм, или часвню. И они, конечно, будут закреплены за каким-то более мощным приходом. Не каждый населенный пункт сегодня в состоянии содержать священника. Что касается села Казарь, к сожалению, тот священник, который там был, не соответствовал духу, уровню и нормам священнослужителя. В самый день Пасхи там не было службы, это верно, но в другие-то дни богослужения совершаются, все равно этот приход духовно окормляется, приезжают туда священники из других приходов. Но в будущем, конечно, моя задача – обеспечить священниками все приходы, и по возможности мы это делаем.

Но когда в такой категоричной форме ко мне обращаются люди, я им объясняю, что нет у меня пока священников, а они говорят: нет, вы обязаны нам его дать.

Но, вы знаете, священники-то не роботы, которых можно заказать на заводе. Это же люди, их надо подготовить. Вот я говорю прихожанам: «у вас есть дети, давайте мы от каждой семьи по одному сыну отправим в семинарию, пусть он учится и будет пастырем». Они отвечают: «нет, нет, нет, – наши дети пойдут учиться в университеты, они будут работать кто юристом, кто врачом, кто заниматься бизнесом». Детей-то вы своих не даете для учебы в семинарии, а откуда брать тогда священников? Надо или терпеть и ждать, когда придет время и найдется добрый священник, или когда мы подготовим священнослужителей, или отдавайте своих детей, рекомендуйте, направляйте, мы их будем обучать и будем направлять на служение. Выход очень простой.

Каждый человек – особая личность

– Олег (21 год, Владимирская область) спрашивает, что такое личность?

– Это обширная тема, я бы сказал, философского и богословского направления, и, надо сказать, очень важная тема. Если мы только принципиально поймем, что такое личность, то, наверное, мы тогда будем по-особому относиться друг к другу. К примеру, взять период ветхозаветный или рабовладельческий строй, когда были люди, что называется, белые, и были рабы, которые, как животные, находились в услужении у богатых людей. И все это происходило потому, что тогда еще не было понятия об особом положении каждого человека. Тогда были привилегированные касты людей, которые правили миром, правили народом. В Ветхом Завете такого всеобщего понятия о личности не было. Есть психологический взгляд на личность, который характеризует каждого человека как совокупность каких-то качеств: ум, патриотизм, сознание, доброта, мужество, сила воли и так далее.

После того, как на Землю пришел Христос, Сын Божий, Он дал человечеству новый взгляд на мир, на человека, на окружающую среду. И в христианском православном богословии личность имеет чрезвычайно важное значение. Мы знаем, как еще в древности, в первые века христианства, православные богословы Личностью называли Бога. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Это – Личность, которая имеет три Лица, Бог един, но в трех Лицах. В православном богословии говорится о том, что есть и ангелы, они тоже личностные духи, то есть каждый индивидуален, неповторим. Точно также и к темным силам православное богословие относится и говорит, что они тоже имеют личность свою. Но надо сказать, что православное вероучение говорит и о человеке как о личности. Каждый человек – это особая личность, потому что в каждом человеке есть живая душа, которая имеет начало, но не будет иметь конца. Она, рождаясь, переходит в вечность, и каждый человек уникален, он единственен, и другой точно такой же личности не было, нет и не будет. И вы понимаете, какое сразу отношение может выстраиваться между людьми.

Но когда мы говорим о животных, будь то домашних или диких, мы говорим, что они не имеют личности. У них есть душа, но она не вечна, как у человека, она не имеет той предначертанности, которую имеет человек, – не имеет той будущности, которую имеет личность человека. И только исходя из того, что человек неповторим, он может иметь возможность и перспективу совершенствования, – это особая, самоосознанная личность. Обратите внимание на наше отношение к животным, диким и домашним: мы же все-таки понимаем, что это живность, но это не личность. Это как бы группа живых существ, но они не имеют той личности, той самоидентичности, которую имеет человек. Мы, общаясь друг с другом, должны делать все так, чтобы потом, в будущем (наша жизнь-то ведь не прекратится), нам не было мучительно больно из-за того, что мы когда-то кого-то обидели, у кого-то что-то взяли или сделали не так. Потому что мы перейдем в вечность, и этот наш багаж добра и зла пойдет вместе с нами. То есть понятие личности очень важно, и, исходя из этого, по-особенному должна выстраиваться человеческая жизнь.

Найти причину

– Челябинская область, Фотиния, 49 лет: сын страдает игроманией, есть ли у Русской Православной Церкви реабилитационные центры, чтобы отвратить его от этой зависимости?

– Как я уже сказал в начале беседы, сегодня есть попытки организовать такие центры, и в некоторых епархиях такие центры есть. Но, наверное, все-таки не случайно Церковь призывает найти причину, почему человек пьет, почему пытается уколоться, принять наркотик, заняться игрой, – это ведь страсти человеческие. Значит, есть или какой-то момент, который смущает человека, или есть какой-то проступок, который человек пытается скрыть, погасить, залить его вином или принять наркотик, чтобы забыть об этом. На самом деле, от этого проблемы не решаются, а наоборот, усугубляются. Но есть еще другое понятие. Человек склонен к тому, чтобы искать состояние блаженства. Это было еще и в древней философии, это есть и в христианском миропонимании – стремление к блаженству, к особому состоянию духа, когда человек живет и ничего его не волнует, он пребывает в таком состоянии духа, что ему уже ничего не надо.

Христианство и православное подвижничество говорит о том, что есть такое состояние, но оно в Боге, оно с Богом. Если вы хотите достичь этого блаженного состояния, это возможно только с Богом. И путь к нему очень простой: жизнь праведная и святая, выполнение заповедей, стремление жить по Евангелию, в добре, благочестии. Вот этот путь – и вы достигните этого блаженства. Но душа-то по природе своей христианка, и она все равно рвется к этому блаженству, а человек, который не знает Бога, не знает и пути к Богу. Ему говорят: «а ты давай, выпей – и сразу, как говорят в народе, забалдеешь». Но это не блаженство, а временное помрачение ума. И мало того, все эти страсти разрушают не только человеческий дух, но и человеческое тело. И мы понимаем, какую страшную опасность имеют они для человека.

Поэтому Церковь и говорит, что надо начинать бороться с этими страстями через Исповедь. Человек должен прийти на Исповедь, рассказать о своих проблемах врачу духовному, то есть священнику, получить у Бога благословения, испросить у Него прощения и начинать с чистого листа, с чистой совестью, с чистой душой новую жизнь. Но страсти опять начинают бушевать. И вот для того, чтобы каждого человека как-то изолировать, отделить его от этих страстей, нужны какие-то помещения или монастыри. Но в монастырях очень сложно вести такую работу, потому что монастырь для другой цели организован, здесь должны быть реабилитационные центры.

К сожалению, у нас в Рязанской области и епархии такого нет. У нас просто нет даже нормальных условий для монашеской жизни в монастырях, я уже не говорю о таких центрах реабилитации. Потому что многие монастыри были разрушены. А что касается реабилитации от этих страстей, то, прежде всего, должно быть желание самого человека от этого избавиться. Если не будет этого, практически отвратить его будет невозможно. Мы пытались это сделать в Иоанно-Богословском монастыре. Вот если 1-2 бывших наркомана желают исправиться, за ними есть какой-то уход, но как только появляется третий, четвертый – все, ситуация выходит из-под контроля. Эти люди начинают искать любого момента, чтобы выйти из монастыря и найти возможность где-то уколоться или выпить. Это очень серьезная болезнь, и если человек сам не захочет, от этого избавиться практически невозможно.

– Татарстан, Галина, 77 лет: сын запил, страдает семья, на грани развода, как помочь?

– Конечно, это страшная трагедия, но мне хочется сказать, что несмотря на то, что это страшная беда, мы все понимаем это, но некоторые люди продолжают использовать все средства для распространение наркотиков, алкоголя, устраивают тайные притоны игровые. И, на мой взгляд, здесь нужны самые жестокие карательные меры со стороны государственной власти. Нельзя, конечно, впадать в другую крайность, но максимально ограничить надо, и не только ограничить распространение алкоголя или наркотиков, – должна еще вестись профилактическая работа. Надо людям дать возможность, во-первых, осознать, что это страшная трагедия. Во-вторых, надо дать какую-то надежду на перспективу, то есть не просто его оторвать от этой кормушки наркотической, – надо дать ему какую-то работу, надо дать ему перспективу в будущей жизни. А если он ничего не видит в будущем, если не видит себя как личность, ну, и чем вы его заинтересуете? Вы никогда его не спасете одними карательными мерами. Должен быть целый комплекс мер, в этом должны принимать самое активное участие и государство, и Церковь, и все наше общество. Только в этом случае можно будет сделать что-то хорошее.

– Жанна (37 лет, Владикавказ) спрашивает, сколько раз в году можно заказывать сорокоуст?

– У нас принято так, что сорокоуст, как правило, подают об упокоении человека: человек умер, и о нем мы заказываем сорок Литургий. Вот это что значит: в течение сорока дней ежедневно в храме совершается богослужение, во время которого поминают усопшего человека. В некоторых храмах богослужения не совершаются ежедневно, поэтому в этих случаях нужно правильно говорить, что эти поминовения будут увеличены по количеству Литургий, совершаемых в этом храме. Сегодня у нас уже принято заказывать сорокоуст и о здравии, то есть в течение сорока Литургий будут молиться за человека, который желает поправиться, о здравии, о благополучии. И есть практика заказывать поминовение не в одном, а во многих храмах – это уже на ваше усмотрение и по желанию. Как в народе говорят, кашу маслом не испортишь, так и здесь: чем больше за вас или за ваших близких будут молиться, тем лучше. Хуже от этого здоровому человеку, больному человеку и усопшему не будет; чем больше молитв, тем лучше.

– Галина, 52 года: почему изменяется дата празднования Пасхи, ведь Воскресение Иисуса Христа произошло в конкретный день?

– У нас есть традиция совершения Пасхи, и исчисление Пасхалии идет не по солнечному, а по лунному календарю. Именно поэтому происходит изменение даты, и обязательно Пасха наша совершается после весеннего равноденствия, после полнолуния и после иудейской пасхи. Здесь имеется целый комплекс мер исчислений, потому как Христос Спаситель был распят накануне иудейской пасхи, – как говорит евангелист, тот день был великий, суббота та была великой, когда отмечалась ветхозаветная пасха. И Он умер накануне, а Воскрес после празднования ветхозаветной пасхи. И чтобы это все сходилось: и лунный календарь, и полнолуние, и солнечный календарь, и иудейская пасха, рассчитывается все так, чтобы мы не в один какой-то день, а вместе со всей планетой, со звездами, миром и небом праздновали это событие именно так, как оно происходило в тот год и в те дни, когда был распят и Воскрес Христос Спаситель.

– Благодарю Вас, Владыка, спасибо, что Вы пришли и ответили на вопросы наших телезрителей.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Образование

Обучение для души, или как стать настоящим миссионером

Беседовала Анастасия Титова

В Екатеринбурге открылся Миссионерский институт Нужны ли современным людям миссионеры? Спрашивать об этом так же странно, как о том, смогут ли современные люди жить без истины. Святитель Филарет Московский полтора века назад писал: «Исторгните истину Христову из человечества — с ним будет то же, что с телом без сердца и миром без солнца».

 
Беседы с батюшкой

Игумен Ириней (Тафуня): Нам важно, чтобы дети увидели, как взрослые исполняют евангельские слова

– Здравствуйте, дорогие друзья! В студии Александр Сергиенко. Наш гость – главный представитель Молдавской митрополии в России игумен Ириней (Тафуня). Здравствуйте, батюшка. Сегодня мы поговорим о Вашей деятельности, в частности, в воскресной школе.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс