Из трудов святого праведного Иоанна КронштадскогоДуховное наследие Легкомыслие – беззаботность.
(Церковно-славянский словарь)
Легкомыслие, легкоумие – необдуманность, опрометчивость, неосновательность в речах и поступках, ветреность.
Беспечный – ни о чем не пекущийся; беззаботный, легкомысленный, нерадивый, неусердный, равнодушный.
(Толковый словарь В.И. Даля)
- Братия! Кто имеет надежду на будущие блага, тот дорожит временем и не пользуется им легкомысленно, не смеет и думать о том, как бы убить его: потому что знает, что у Господа на счету каждый час, каждая минута его бытия и от каждого дня и часа его жизни Господь ждет соответственных плодов; знает, что вся жизнь его должна быть, по мысли Божией, единым стройным зданием, в котором должны быть совершенны все части. Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). А сколько в один час можно, при благодати Божией, сделать человеку для своего совершенства и преумножения будущего блаженства, и напротив, как можно много повредить душе своей и в один час и даже погубить душу свою! – Думаем ли мы об этом?
- Чем заняты сердца наши? Един Бог, испытующий сердца и утробы наши (Ср.: Откр. 2, 23), видит, что у всех нас бывает в сердце, к чему оно привязано в большую часть жизни; и если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец человеческих, то очи наши с ужасом отвратились бы от этого скопища всякой нечистоты: прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, гордости и прочего. Какой мерзости мы не увидели бы в нем: мерзость неблагодарности к Богу, забвения Бога, неверия, маловерия, различных привязанностей к земному, часто самых нелепых, беззаботности о небесном, о своей участи за гробом, невнимания и пренебрежения к Церкви, ее богослужению, ее обрядам и уставам, пренебрежения к лицам священным, представителям веры и Церкви и – мало ли какой мерзости не увидели бы? Посмотрите каждый в свое сердце и скажите пред своею совестию: чем бывают больше заняты ваши сердца? Не страсти ли обыкновенные и всегдашние – жители ваших сердец: гнев, ненависть, осуждение, зависть, скупость, честолюбие, кичливость, пьянство, объедение, тщеславие, любостяжание, прелюбодеяние, любодеяние, обман, кража и подобные? Теперь видите, есть ли в вас Христос, живет ли Он в ваших сердцах? – Ах, Сладчайший Иисусе, Жизнь наша, Покой и Сладость достойных сердец, наша Радость, наше Сокровище – где Ты? – Где Ты, где живешь? – В чистых сердцах, в чистых сердцах, братия, в чистых сердцах. – Там, где не оскорбляют Его маловерием или неверием, оскорбительным равнодушием к Нему, нашему Богу и Искупителю; где не предпочитают Ему временной сладости греха (Ср.: Евр. 11, 25), – там, где Его ценят, где внимательны к Нему на всякое время и на всякий час. Там Он живет. И что Он там делает? О, если бы вы знали, что Он делает в достойных сердцах – в этих средоточиях человеческой жизни, в этом местопребывании душ! Если бы все знали, как Он покоит, услаждает, радует эти сердца и как блаженны Им эти сердца! – Братия! Господь есть Жизнодавец наш, и с Ним-то человеку можно жить полною жизнию, жизнию истинною, а без Него – что за жизнь? Эта жизнь, которую мы проводим без Него, есть только, так сказать, отребие жизни, уметы жизни, крупица от богатого стола, рожки или желуди, которые едят свиньи (См.: Лк. 15, 16).
- Люди крайне измельчали душами своими, скотам уподобились (Пс. 48, 21), оземленились; отпали от Божиего, от небесного, от духовного и привязались крепко сердцами к греховному, земному, телесному. Христианин не знает вечности, не думает о смерти, об ответе на Суде; он знает только плотские, грубые удовольствия. Он чревоугодничает, прелю-бодействует, обманывает, гордится, не зная как ступить, высоко поднимая свою голову, бесчинствует, дерзко смеется. Несть Бога пред ним. Оскверняются путче его на всяко время (Пс. 9, 25-26). – Всякое возможное угождение похоти-плоти.
- Настоящая жизнь – не шутка и не игрушка, и между тем люди обратили ее в шутку и в игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности; играют праздными словами: соберутся в гости – сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе; соберутся в театр: и там лишь забавляются и действующие лица, и смотрящие на их действия; забавляются своими умственными дарованиями, человеческими слабостями или добродетелями, способностию хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею и питием, употребляя ее в излишестве и лакомую, вместо того чтобы употреблять их только для необходимого насыщения; забавляются одеждами своими; забавляются лицами своими; забавляются детьми своими, вместо того чтобы воспитывать их в вере, благочестии и страхе Божием. Вся жизнь у них – забава. Но горе забавляющимся...
- Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36). Бдите, якоже не весте дне ни часа, в онъже Сын Человеческий приидет (Мф. 25, 13). И святые апостолы, говорящие: искупуйте время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 16); в премудрости ходите (Кол. 4, 5)... О неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки, по своей воле... что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его?
- Жизнь наша – детская игра, только не невинная, а греховная, потому что при зрелом уме и познании цели своей жизни мы небрежем об этой цели, а занимаемся делами пустыми, бесцельными. Итак, жизнь наша – детская, неизвинительная игра: мы забавляемся пищею и питием, лакомясь ею, вместо того чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами, вместо того чтобы только прилично и предохранительно от стихий прикрывать ими свое тело. Мы забавляемся сребром и златом, любуясь им в сокровищницах или употребляя его на предметы роскоши и удовольствий, вместо того чтобы употреблять его на нужды и избытки разделять нуждающимся. Мы, забавляемся своими жилищами и многоразличною в них утварью, богато и изысканно украшая их, вместо того чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями – умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, на служение земному и тленному, вместо того чтобы употреблять их на служение Богу, на познание Его, Премудрого Творца всякой твари, на молитву, моления, прошения, благодарение (1 Тим. 2, 1) и славословие и на оказание взаимной любви и почтения, и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти (Ср.: Мк. 13, 34); мы забавляемся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности. <...>. Мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно было мудро пользоваться для искупления им вечности, употребляя его на игры и разные удовольствия; мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, пред которыми сами преклоняемся и для которых ищем поклонения других. – Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? – Какой мы ответ дадим Бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего (Ср.: Мф. 16, 27) судити живым и мертвым: объявити советы сердечныя (1 Кор. 4, 5) и принять ответ от нас о всяком слове и деле? О горе! Горе! Горе нам, носящим на себе имя Христово и не имеющим в себе нимало Духа Христова, носящим на себе имя Христово и не следующим Учению Евангелия! Горе нам, нерадящим о толицем спасении (Ср.: Евр. 2, 3). Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! – Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и нерадящим об улучении того века, который следует за смертью тленного тела нашего, за этою плотскою завесою!
- Странное дело. Большинство людей, весьма мало или совершенно не заботясь о достижении Царствия Небесного, об очищении себя от всякой скверны плоти и духа (Ср.: 2 Кор. 7, 1), думают, что Царство Небесное само собою (достанется им) придет к ним; не радят об очищении своего сердца, о чтении Слова Божия и книг душеспасительных, нет у них разговоров душеспасительных, нет и помину о душевном спасении, и приближаются они к смерти совершенно беспечно, не приготовленные к страшному исходу из этой жизни. – Все их речи и заботы о нарядах, о пище и питии, о выездах и выходах на вечера и в театры; все их речи касаются только земного, они судят, рядят – только не о спасении души; играют и убивают время и зарывают совершенно таланты, Богом им данные для их умножения и соделания собственного их блаженства.
- Как много теряют люди для домашней беседы, для оживления ее чрез то, что не говорят о Боге. Как одушевлялся, плодился и разнообразился бы их разговор! У верующих тогда текли бы реки от чрева (Ср.: Ин. 7, 38) их спасительных слов. Сколько такие разговоры доставили бы назидания, успокоительности, истинной сладости! Между тем теперь не говорят о Боге в домашних кружках, а говоря о суете мирской, скоро истощаются в разговоре, скучают и потом убивают драгоценное время в глупых играх или в танцах. Враг рода человеческого подметил эту слабость в людях – заниматься суетными, житейскими разговорами и вообще проводить время в суетных забавах – и извлек для себя из этой слабости огромную выгоду: завел театры, цирки – истое осуществление суеты, истинное посмеяние над суетою людскою; и безумные между людьми, склонные к суете, к лености, бездействию, охотно посещают эти театры и цирки, не находя для себя лучшего занятия, которое бы доставляло спокойствие и приятность их духу. Суета сует – всяческая суета (Ср.: Еккл. 1, 14; 2, 11). Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек (Еккл. 12, 13).
Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)