Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (635) → Легкомыслие, беспечность, нерадение

Легкомыслие, беспечность, нерадение

№26 (635) / 4 июля ‘11

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского Духовное наследие

Легкомыслие – беззаботность.

(Церковно-славянский словарь)

Легкомыслие, легкоумие – необдуманность, опрометчивость,  неосновательность в речах и поступках, ветреность.

Беспечный – ни о чем не пекущийся; беззаботный, легкомысленный, нерадивый, неусердный, равнодушный.

(Толковый словарь В.И. Даля)


  • Братия! Кто имеет надежду на будущие блага, тот дорожит временем и не пользуется им легкомысленно, не смеет и думать о том, как бы убить его: потому что знает, что у Господа на счету каждый час, каждая минута его бытия и от каждого дня и часа его жизни Господь ждет соответственных плодов; знает, что вся жизнь его должна быть, по мысли Божией, единым стройным зданием, в котором должны быть совершенны все части. Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5, 48). А сколько в один час можно, при благодати Божией, сделать человеку для своего совершенства и преумножения будущего блаженства, и напротив, как можно много повредить душе своей и в один час и даже погубить душу свою! – Думаем ли мы об этом?
  • Чем заняты сердца наши? Един Бог, испытующий сердца и утробы наши (Ср.: Откр. 2, 23), видит, что у всех нас бывает в сердце, к чему оно привязано в большую часть жизни; и если бы нам дал Господь видеть всю глубину сердец человеческих, то очи наши с ужасом отвратились бы от этого скопища всякой нечистоты: прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы, гордости и прочего. Какой мерзости мы не увидели бы в нем: мерзость неблагодарности к Богу, забвения Бога, неверия, маловерия, различных привязанностей к земному, часто самых нелепых, беззаботности о небесном, о своей участи за гробом, невнимания и пренебрежения к Церкви, ее богослужению, ее обрядам и уставам, пренебрежения к лицам священным, представителям веры и Церкви и – мало ли какой мерзости не увидели бы? Посмотрите каждый в свое сердце и скажите пред своею совестию: чем бывают больше заняты ваши сердца? Не страсти ли обыкновенные и всегдашние – жители ваших сердец: гнев, ненависть, осуждение, зависть, скупость, честолюбие, кичливость, пьянство, объедение, тщеславие, любостяжание, прелюбодеяние, любодеяние, обман, кража и подобные? Теперь видите, есть ли в вас Христос, живет ли Он в ваших сердцах? – Ах, Сладчайший Иисусе, Жизнь наша, Покой и Сладость достойных сердец, наша Радость, наше Сокровище – где Ты? – Где Ты, где живешь? – В чистых сердцах, в чистых сердцах, братия, в чистых сердцах. – Там, где не оскорбляют Его маловерием или неверием, оскорбительным равнодушием к Нему, нашему Богу и Искупителю; где не предпочитают Ему временной сладости греха (Ср.: Евр. 11, 25), – там, где Его ценят, где внимательны к Нему на всякое время и на всякий час. Там Он живет. И что Он там делает? О, если бы вы знали, что Он делает в достойных сердцах – в этих средоточиях человеческой жизни, в этом местопребывании душ! Если бы все знали, как Он покоит, услаждает, радует эти сердца и как блаженны Им эти сердца! – Братия! Господь есть Жизнодавец наш, и с Ним-то человеку можно жить полною жизнию, жизнию истинною, а без Него – что за жизнь? Эта жизнь, которую мы проводим без Него, есть только, так сказать, отребие жизни, уметы жизни, крупица от богатого стола, рожки или желуди, которые едят свиньи (См.: Лк. 15, 16).
  • Люди крайне измельчали душами своими, скотам уподобились (Пс. 48, 21), оземленились; отпали от Божиего, от небесного, от духовного и привязались крепко сердцами к греховному, земному, телесному. Христианин не знает вечности, не думает о смерти, об ответе на Суде; он знает только плотские, грубые удовольствия. Он чревоугодничает, прелю-бодействует, обманывает, гордится, не зная как ступить, высоко поднимая свою голову, бесчинствует, дерзко смеется. Несть Бога пред ним. Оскверняются путче его на всяко время (Пс. 9, 25-26). – Всякое возможное угождение похоти-плоти.
  • Настоящая жизнь – не шутка и не игрушка, и между тем люди обратили ее в шутку и в игрушку: легкомысленно играют временем, данным для приготовления к вечности; играют праздными словами: соберутся в гости – сидят и празднословят, а потом сядут играть так или иначе; соберутся в театр: и там лишь забавляются и действующие лица, и смотрящие на их действия; забавляются своими умственными дарованиями, человеческими слабостями или добродетелями, способностию хорошо говорить и писать; забавляются даже пищею и питием, употребляя ее в излишестве и лакомую, вместо того чтобы употреблять их только для необходимого насыщения; забавляются одеждами своими; забавляются лицами своими; забавляются детьми своими, вместо того чтобы воспитывать их в вере, благочестии и страхе Божием. Вся жизнь у них – забава. Но горе забавляющимся...
  • Мы всю жизнь обратили в детскую, слепую забаву: мы изобрели разные пустые забавы, чтобы только убить бесценное время, которым повелел сильно дорожить Господь наш, когда сказал: всякое слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36). Бдите, якоже не весте дне ни часа, в онъже Сын Человеческий приидет (Мф. 25, 13). И святые апостолы, говорящие: искупуйте время, яко дние лукави суть (Еф. 5, 16); в премудрости ходите (Кол. 4, 5)... О неразумные мы человеки, совсем объюродевшие человеки, по своей воле... что мы скажем в оправдание своему Творцу, когда придет время Страшного Суда Его?
  • Жизнь наша – детская игра, только не невинная, а греховная, потому что при зрелом уме и познании цели своей жизни мы небрежем об этой цели, а занимаемся делами пустыми, бесцельными. Итак, жизнь наша – детская, неизвинительная игра: мы забавляемся пищею и питием, лакомясь ею, вместо того чтобы употреблять ее только для необходимого питания тела и поддержания телесной жизни; мы забавляемся одеждами, вместо того чтобы только прилично и предохранительно от стихий прикрывать ими свое тело. Мы забавляемся сребром и златом, любуясь им в сокровищницах или употребляя его на предметы роскоши и удовольствий, вместо того чтобы употреблять его на нужды и избытки разделять нуждающимся. Мы, забавляемся своими жилищами и многоразличною в них утварью, богато и изысканно украшая их, вместо того чтобы иметь только прочный и приличный кров, защищающий нас от вредного действия стихий и необходимые и приличные для домашнего употребления вещи; мы забавляемся своими душевными дарованиями – умом, воображением, словом, употребляя их только на служение греху и суете мира сего, на служение земному и тленному, вместо того чтобы употреблять их на служение Богу, на познание Его, Премудрого Творца всякой твари, на молитву, моления,  прошения, благодарение (1 Тим. 2, 1) и славословие и на оказание взаимной любви и почтения, и только отчасти – на служение миру сему, имеющему некогда совершенно прейти (Ср.: Мк. 13, 34); мы забавляемся своими познаниями о мирской суете и губим на приобретение их драгоценнейшее время, данное для приготовления к вечности. <...>. Мы забавляемся хорошими лицами человеческими или прекрасным и слабым полом и употребляем их часто для игры своих страстей; мы забавляемся временем, которым надобно было мудро пользоваться для искупления им вечности, употребляя его на игры и разные удовольствия; мы забавляемся, наконец, сами собою, делая из себя какие-то кумиры, пред которыми сами преклоняемся и для которых ищем поклонения других. – Кто достаточно опишет и оплачет наше окаянство, нашу великую, громадную суету, наше великое бедствие, в которое мы сами себя добровольно ввергаем? – Какой мы ответ дадим Бессмертному Царю – Христу Богу нашему, грядущему во славе Отца Своего (Ср.: Мф. 16, 27) судити живым и мертвым: объявити советы сердечныя (1 Кор. 4, 5) и принять ответ от нас о всяком слове и деле? О горе! Горе! Горе нам, носящим на себе имя Христово и не имеющим в себе нимало Духа Христова, носящим на себе имя Христово и не следующим Учению Евангелия! Горе нам, нерадящим о толицем спасении (Ср.: Евр. 2, 3). Горе нам, не имеющим христианской веры, упования и любви христианской! – Горе нам, возлюбившим настоящий век притворный, привременный и нерадящим об улучении того века, который следует за смертью тленного тела нашего, за этою плотскою завесою!
  • Странное дело. Большинство людей, весьма мало или совершенно не заботясь о достижении Царствия Небесного, об очищении себя от всякой скверны плоти и духа (Ср.: 2 Кор. 7, 1), думают, что Царство Небесное само собою (достанется им) придет к ним; не радят об очищении своего сердца, о чтении Слова Божия и книг душеспасительных, нет у них разговоров душеспасительных, нет и помину о душевном спасении, и приближаются они к смерти совершенно беспечно, не приготовленные к страшному исходу из этой жизни. – Все их речи и заботы о нарядах, о пище и питии, о выездах и выходах на вечера и в театры; все их речи касаются только земного, они судят, рядят – только не о спасении души; играют и убивают время и зарывают совершенно таланты, Богом им данные для их умножения и соделания собственного их блаженства.
  • Как много теряют люди для домашней беседы, для оживления ее чрез то, что не говорят о Боге. Как одушевлялся, плодился и разнообразился бы их разговор! У верующих тогда текли бы реки от чрева (Ср.: Ин. 7, 38) их спасительных слов. Сколько такие разговоры доставили бы назидания, успокоительности, истинной сладости! Между тем теперь не говорят о Боге в домашних кружках, а говоря о суете мирской, скоро истощаются в разговоре, скучают и потом убивают драгоценное время в глупых играх или в танцах. Враг рода человеческого подметил эту слабость в людях – заниматься суетными, житейскими разговорами и вообще проводить время в суетных забавах – и извлек для себя из этой слабости огромную выгоду: завел театры, цирки – истое осуществление суеты, истинное посмеяние над суетою людскою; и безумные между людьми, склонные к суете, к лености, бездействию, охотно посещают эти театры и цирки, не находя для себя лучшего занятия, которое бы доставляло спокойствие и приятность их духу. Суета сует – всяческая суета (Ср.: Еккл. 1, 14; 2, 11). Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек (Еккл. 12, 13).

Смотрите программу «Уроки Православия» на телеканале «Союз»: понедельник 03.30, 13.30, среда 23.30 (1-й урок), вторник 03.30, 13.30, четверг 23.30 (2-й урок). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московском)

 
Люди церкви

Любовь Родионова: «Благодарю Бога, что сердце мое не ожесточил»

Беседа с Любовью Васильевной Родионовой в эфире телеканала «Союз» «Принеси жертву богам, если желаешь сохранить жизнь свою». Но святой отвечал: «Смерть за Христа есть великое приобретение для меня».

 
У книжной полки

Акафисты Божией Матери

Светлана Ладина

Сегодня на нашей книжной полке представлено сразу 5 изданий. Каждое из них содержит акафист Пресвятой Богородице и повествование о той или иной Ее почитаемой иконе. Здесь представлены иконы Божией Матери Смоленская, Казанская, Иверская, «Всех скорбящих Радость» и «Достойно есть»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс