Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с благочинным Ленского благочиния Якутской епархии, настоятелем храма Святителя Иннокентия Московского в г. Ленске иереем Анатолием Астафьевым в эфире телеканала «Союз»
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В студии Александр Сергиенко. Наш гость – благочинный Ленского благочиния Якутской епархии, настоятель храма Святителя Иннокентия Московского в городе Ленске иерей Анатолий Астафьев.
Трудно быть миссионером
Здравствуйте, батюшка. Тема нашей беседы – специфика служения в Якутии. Батюшка, так в чем же специфика?
– Якутия – это около трех миллионов километров площади и низкая плотность населения. Во всей Якутии на этой огромной территории проживает менее миллиона человек. Расстояния огромные, климатические условия очень суровые, и это оказывает огромное влияние не только на церковно-приходскую жизнь, но и вообще на взаимоотношения между людьми.
Большую часть года в Якутии стоит зима, лето очень коротко. Очень сложные транспортные схемы, дороги в основном грунтовые, много переправ – огромное количество озер и рек. Так что миссионерские поездки сопряжены с трудностями.
К тому же церковно-приходская жизнь здесь была на долгое время прервана. Если в центральных районах России хотя и немногие храмы, но функционировали, то у нас в большей части республики все было стерто в советские времена и создавалось заново. Когда я приехал в Ленск служить в 2006 году, в Ленском районе были населенные пункты, где священника не видели 70-80 лет.
– За столь небольшой период как народ приобщился к Церкви?
– В Ленском районе и до меня народ был приобщен к Церкви, у нас там до этого были хорошие священники: отец Иннокентий Ташкин, отец Сергий Никитченко. Они крепкую общину построили, хотя в районе немало населенных пунктов, где нет не только общин, а где даже толком не знают, что такое Православие. Я туда езжу, но наскоками, не систематически, потому что расстояния между поселками и городами очень большие, а я в Ленске пять лет был совсем один, приходилось приход свой надолго оставлять. Сейчас в Ленске православная нива, можно сказать, уже вспахана и плоды хорошие приносит. А по району придется еще очень много работать, и вообще в республике чувствуется серьезная нехватка духовенства.
Приснопоминаемый Владыка Зосима, который преставился в прошлом году и здесь был епископом шесть лет, оставил глубокий след в сердцах духовенства и мирян. Он очень хорошо говорил, что в Якутии священник может быть только миссионером – если священник как миссионер умрет, то ему в Якутии делать нечего. Поэтому у нас миссионерской работой занимается все духовенство.
– Как все-таки морозы влияют на посещаемость храмов?
– Еще раз скажу: особенности климата в Якутии серьезно сказываются на менталитете местных жителей. У нас принято друг другу помогать, у нас, я считаю, более открытые отношения между людьми, чем в других районах России. На Севере в одиночку очень трудно выжить. Я помню, до недавних времен, если ты на трассе сломался и едет машина, человек всегда остановится, спросит, чем помочь. А если кто-то проехал мимо, это считалось признаком дурного тона. Это могло привести к тому, что с таким все люди просто переставали общаться. У нас до недавнего времени в деревнях люди не закрывали двери вообще. К сожалению, очень быстро люди меняются не в лучшую сторону.
– А как с продовольственным снабжением?
– В принципе, продукты те же самые, что и в Москве, если люди за них деньги платят, то предприниматели их и привозят. Большую часть рациона людей на Севере занимает, конечно, рыба. Просто не представляю себе северянина без рыбы – едят строганину, то есть сырую рыбу, мясо потребляют тоже в виде строганины.
Естественно, советский период подкосил крестьянство, которое жило в Якутии. До революции Якутия хлеб не ввозила, сами выращивали хлеб, причем излишки его еще и продавали. Сейчас не то что хлеб, люди разучились даже картошку выращивать. Но понемногу возрождается, слава Богу, сельское хозяйство, потому что люди предпочитают продукты местные.
– Насколько воспринимают люди то, о чем говорит Церковь?
– Есть определенная специфика. Во-первых, в Якутии люди не приучены к храмам, как в центральной России. Там люди ходят в храм только потому, что их туда бабушки, мамы водили. То есть традиция ходить в храм есть, даже когда человек особых религиозных внутренних переживаний не имеет. У нас начинают в храм ходить только те люди, которые всерьез к Богу приходят. Вообще, сибиряки и северяне – люди сдержанные. Но когда они открываются сердцем, когда они почувствовали, что этот человек для них родной, то это люди очень верные, открытые. И не нужно забывать, что в Сибири и на Севере никогда не было крепостного права, что тоже накладывает свой отпечаток на местных жителей. Можно сказать, что дух свободолюбия там сильнее.
И поэтому приходится очень активно работать; просто так человек в храм не пойдет – ему надо показывать пример христианской жизни.
Искренность такая, что сердце радуется
– Батюшка, звонок от телезрителя из Москвы.
– У меня вопрос к отцу благочинному. Читал ли он Николая Семеновича Лескова «На краю земли»? И если да, то насколько описанный нрав местных жителей соответствует тому, что он видит непосредственно в своем окружении?
– Я Лескова читал, правда, очень давно, и сейчас начинаю вспоминать, что вы имели в виду. Вообще, нрав местных жителей, если иметь в виду якутов, эвенов и эвенков, отличается от менталитета русского человека. Это люди более близкие к природе, у них более традиционный уклад, но осознание религиозных переживаний, я считаю, у них все же меньше, чем у русских. Они как-то замыкаются в своих традициях, сказались семьдесят лет антирелигиозной пропаганды. А так, в целом, эти люди очень доверчивы, чисты и просты.
Помню, лет десять назад родители мои покупали квартиру в пригороде Якутска. Мы приехали смотреть квартиру по объявлению, открыла дверь бабушка, якутка по национальности. Очень хорошо нас приняла и начала показывать квартиру – показала каждый угол, который промерзает зимой, трещинку в туалете на полу, которая была ковриком закрыта. То есть рассказала обо всех недостатках квартиры. И таких искренних людей, как эта бабушка, у нас в Якутии немало.
Месяца три назад я ездил в одну деревню, там жил охотник Феофан, ему было более семидесяти лет. Хороший, чистый, простой человек. Когда я несколько раз в деревню приезжал, мы с ним общались, он неоднократно ходил и смотрел, как я людей крещу, ему это было очень интересно. А когда он тяжело заболел, попросил, чтобы я приехал его исповедовать и причастить. Я был в командировке в Москве, сказал, что может приехать другой батюшка, но его родственники ответили, что он хочет видеть только меня.
Я срочно прилетел в Ленск, поехал к нему. Исповедовал его, причастил, а он, лежа, мне начинает говорить, что ему больно и тяжело. Я говорю, чтобы он просто лежал и молился, а он отвечает, что не умеет молиться. Я ему говорю: читайте хотя бы «Господи, помилуй!» – «Айыы Тойон, абыраа» – по-якутски. Он соглашается. А тут дочь его подходит и говорит, что он молитву Николаю Чудотворцу наизусть знает. И когда Феофан услышал имя Николая Чудотворца, он, несмотря на сильную боль, заулыбался и сказал: «Да, я Николая люблю, Николай путешественник, я помру и обязательно его увижу, от тебя привет передам». И он сказал это так просто и так чисто, что я не сомневаюсь, что он Николая Чудотворца обязательно увидит.
– Батюшка, нам звонят из Наро-Фоминска.
– Батюшка, велико ли у вас языческое влияние на паству?
– Элемент языческий присутствует очень активно. Вообще, якуты крещены без малого четыреста лет назад, и в свое время христианство плотно вошло в их жизнь и в национальную культуру. Но семьдесят лет богоборчества сыграли очень плохую роль.
Дело в том, что когда Советский Союз распался, когда появились центробежные силы, которые очень активно действуют, у многих малых народов обострилось чувство национального: «Кто я, с кем я, для чего я живу, для чего я в этой культурной среде русской цивилизации существую?» – эти вопросы ставят все народы, которые живут в России, и в том числе и в Якутии. Эти вопросы очень активно обсуждаются в среде якутской интеллигенции, образованных людей. И, естественно, многие воспринимают христианство как некую «русскую» религию – то есть если ты покрестился, ты уже перестаешь быть якутом и становишься русским. Некоторые расценивают это как акт предательства собственной национальной культуры: некоторые образованные люди считают, что якуты должны жить только в рамках собственной культуры, а собственная культура – это обязательно язычество, здесь ставится знак равенства, что, конечно, неправильно.
Допустим, я приезжаю в якутскую деревню, и как мне объяснить якуту, что нельзя поклоняться Бай Байнаю? Байнай – это для них святое дело. Они, когда на охоту или рыбалку идут, да и не только якуты это делают, но и русские так делают в Якутии, то разжигают костер и обязательно наливают туда духу тайги, чтобы он зверя хорошего пригнал и рыбу. Я когда по деревням езжу, всегда спрашиваю: «скажите, а Байнай мир сотворил?» – «Нет, не сотворил». – «Ну зачем тогда поклоняться твари, а не Творцу?» И второй вопрос задаю: «вы Байная кормите, чтобы он зверя пригнал?» – «Да». – «Значит, вы ему взятку даете водкой или мясом, которое вы в костер кидаете. Доброму духу нужно взятку давать?». Они сразу задумываются: доброму духу взятку давать не надо, он и так к тебе зверя пригонит, потому что у тебя пятеро детей дома. И вот на бытовом уровне пытаешься объяснить что-то, а на уровне культурологическом в рамках всей республики, думаю, это противодействие, противоборство очень остро еще будет проявляться.
– Батюшка, говоря про особенности служения в Якутии, про язычество, не могу не спросить про известных всем шаманов. Приходилось ли Вам с ними встречаться?
– Там есть представление о том, что черный шаман – злой шаман, белый шаман – добрый шаман. Мне приходилось встречаться с одним человеком. Вполне приличный, хороший человек, живет в рамках своей культуры и религию больше воспринимает как некое проявление своей культуры, а не как попытки связать себя с потусторонним миром глубоко. А так, конечно, шаманизм проявляется, потому что это часть якутской культуры. Я специального анализа никакого не делал, но, думаю, что так же, как и во всей стране, среди этих людей много таких, кто просто зарабатывает деньги, удачно эксплуатируя какие-то религиозные потребности; есть и люди, которые всерьез пытаются выстроить отношения с потусторонним миром. Но шаманизм современный, язычество современное, и язычество, которое существовало до того периода, пока северные народности не столкнулись с русскими людьми, очень отличаются.
Путь у каждого свой
– Есть духовная литература, переведенная на якутский?
– Да, сейчас ведется очень активная работа в этом направлении. Новый Завет и Евангелие и несколько духовных книг напечатали на якутском языке, наш ленский приход издал молитвослов, в котором на одной странице молитва на якутском языке, а на другой – на русском, то есть параллельный перевод. Мы издали 2 тысячи экземпляров, и этот пробный тираж очень хорошо разошелся. Здесь поле деятельности еще очень большое, христианской литературы на якутском языке очень мало, нужны переводчики, причем не просто переводчики, а верующие переводчики.
– Батюшка, до того, как Вы начали служить, какова была Ваша жизнь?
– В этом ничего экзотического не было. Я в Церковь пришел взрослым человеком, и крестился взрослым человеком, и священником стал, будучи зрелым человеком. До этого я служил в правоохранительных органах, увольнялся на пенсию в звании подполковника из Госнаркоконтроля Республики Саха-Якутия, был заместителем начальника оперативной службы. Да, для некоторых это экзотика, что бывший подполковник стал священником. Как-то я ездил в одну далекую деревню, а со мной был якут, который оттуда родом. Мы там ставили и освящали крест. Все дела сделали, плывем обратно уже по реке, а он говорит: «батюшка, а местные жители ко мне подходили и про вас спрашивали». – «А что спрашивали-то?» – «А правда ли, что он работал в милиции?» – «Да, правда». – «А правда ли, что он много людей убил и поэтому в Церковь пошел?»
К сожалению, очень часто многие люди так именно и воспринимают: что-то натворил, потому и в Церковь пошел. А на самом деле люди в Церковь приходят тогда, когда Христа в своей жизни встречают. И я точно так же встретил Христа в своей жизни. Я Ивана Ильина вспоминаю, который в одной из своих книг писал, что он знак равенства ставит между ответственностью в человеке и уровнем его религиозности. Когда я это прочел, я понял, почему у нас среди верующих людей и среди духовенства немало бывших военнослужащих. Если святцы откроете, то там, после монахов, после преподобных, наверное, следуют святители и воины, бывшие солдаты и офицеры. И здесь ничего удивительного нет, потому что очень обострено чувство ответственности у любого офицера. Человек любит Родину, переживает за ее судьбу, начинает думать, что для Родины хорошо, а что плохо. Рано или поздно через эту любовь к Родине человек всегда приходит к Православию.
Я зрелым человеком пришел к Православию, хотя вырос в семье обычных инженерно-технических работников советских времен. У меня папа и мама не были христианами, они как-то индифферентно относились к этому. Но у меня с юности проявлялась потребность в религиозной истине, я периодически читал то Библию, то Евангелие, журнал «Вопросы атеизма», который выпускался в советский период. Сейчас не понимаю, как можно было в 16-17 лет читать такой жуткий журнал, но тогда мне это было интересно. И вот так Бог активно проявлялся в моей жизни. Потом я начал задумываться, почему пришел к вере. Потом оказалось, что у меня бабушка в 20–30-е годы на клиросе пела, в те времена, когда за это можно было в лагерь попасть. Она очень верующая была; наверное, сейчас молится за меня, не знаю.
– А профессиональный опыт прошлой жизни, так сказать, помогает в общении с людьми?
– Был такой случай. У Владыки Зосимы интервью брали в Иркутске, и корреспондент, очень далекий от Церкви, говорит: «Владыка, по городу ходят слухи, что под видом священников в храме Исповедь принимают переодетые сотрудники спецслужб». Я это услышал и посмеялся: наверняка эти слухи про меня ходили. Естественно, большой жизненный опыт получаешь, когда работаешь в органах. И мне очень много раз в жизни это помогало: мои наставники, дай Бог им всем здоровья, научили ответственно относиться и к слову данному, и к тому, что делаешь, и всегда помнить о том, что за тобой люди стоят.
– Так принято, что, когда кто-нибудь зовет священника, особенно в последний раз, священник всегда отзывается. А когда расстояния такие, как в Якутии, и на дорогу приходится тратить очень много времени, насколько это осуществимо?
– Когда вопрос стоит о жизни и смерти, о спасении души человека, здесь ни о чем не думаешь – садишься и едешь. И здесь проблема не только в расстояниях – проблема в малом количестве священников. Повторю, что в Ленске я пять лет был один, а интенсивность религиозной жизни там очень высокая.
К чему это приводит? К тому, что я всегда на телефоне, он работает круглые сутки. Отключать нельзя, потому что может заболеть человек, кто-то в больницу попасть, кто-то умирает и его нужно соборовать, кого-то крестить надо… Мне однажды в час ночи позвонили – в реанимации, перед самой операцией нужно было окрестить человека с ножевым ранением в грудь. И я не имею права отказаться, не имею права отключать телефон. Естественно, пространство личной жизни сокращается донельзя, и здесь огромный крест наши матушки несут. Мне моя матушка очень часто говорит, что она незамужняя женщина – мужа практически не бывает дома. Сейчас в Ленске есть второй священник, а когда я один служил, у меня ближайший священник на запад был за 200 километров, на север – за 240, на восток – 450 километров, а на юг я даже не считал, сколько... Это, конечно, сильно выматывает, нельзя нормально отдохнуть, сходить в гости или надолго уехать куда-нибудь: а вдруг в это время что-то случится? И ты чувствуешь ответственность: тебя не было на месте, и человек, скажем, умер некрещеным, его не причастили. Я как-то вечером посчитал количество звонков на сотовый телефон за один день – 117 звонков. Не считая городской стационарный телефон и личные встречи. Конечно, такая интенсивность изматывает, поэтому поездка в какую-нибудь отдаленную деревню является своеобразным отдыхом. Там сотовый телефон не работает, просто людей крестишь, беседуешь с ними, проповедуешь.
– Как Вы можете оценить состояние здоровья местных жителей?
– Я уже говорил, что у нас очень суровый климат, огромные перепады температур, отсутствие большую часть года солнца, мало витаминов – все это оказывает отрицательное влияние на здоровье. Для северян отдых на юге это не какое-то развлечение, а потребность. И еще. В центральной России можно съездить в паломническую поездку, в монастырь, а у нас и в этом оторванность чувствуется. Большая часть прихожан, особенно пожилых, никогда не притрагивались к мощам Матроны Московской, Ксении Петербургской и другим православным святыням. Слава Богу, настоятели монастырей и храмов это понимают и позволяют в Якутию привозить эти святыни, делятся частичками мощей, и для нас это большая радость. Поэтому меня удивляет, почему москвичи, у которых все рядышком, не ездят по святым местам. Бывает, с москвичом разговариваешь и узнаешь, что он ни разу в Лавре не был… Если бы у меня была возможность, я бы с удовольствием уехал на месяц в какой-нибудь монастырь, пожил бы там, помолился.
– А если кто-то захочет приехать в Якутию погостить, когда Вы посоветуете это сделать?
– Помните, как в знаменитом фильме сказано было: «Приезжайте к нам на Колыму». – «Нет, лучше вы к нам». Я сомневаюсь, что кто-то просто так к нам приедет, тем более билеты очень дорогие – чтобы до Мирного, например, доехать, надо двадцать тысяч рублей выложить. Конечно, самое красивое время в Ленском районе – лето. Если вы помните фильм «Угрюм-река», то последние серии его снимались у нас. У нас на самом деле очень красивая природа, очень интересные люди. А гостям мы всегда рады.
Храм-символ Храм-на-Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, – один из крупнейших православных храмов России.Храм был построен в 2000–2003 годы на месте дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны последний Российский Император Николай II и его Семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
Немного историиВ связи с разгромом татарами южной Руси, с 1246 года некоторое время в Брянске имела свое пребывание старая Черниговская кафедра. В сказании об исцелении князя Романа Михайловича от Свенской (Печерской) иконы Божией Матери в 1288 году упоминается бывший с князем в Брянске епископ
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.