Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (21) → Диакон Андрей Кураев: Россия — страна торжествующего язычества

Диакон Андрей Кураев: Россия — страна торжествующего язычества

№8 (21) / 8 января ‘95

Мир сект

Наше общество было когда-то обществом победившего атеизма, не перевернувшись, как в сказке, через голову, чем оно стало сегодня? Православным? Ничего подобного. Оно стало обществом торжествующего язычества. Вы знаете, какой сегодня в России процент верующих? Минимум 300%. В России сегодня число верующих в несколько раз превышает число граждан. Это не парадокс. Придите к себе домой и устройте на лестничной площадке опрос. На одной неделе спросите — кто из вас, дорогие соседи, считает себя православным? Получите цифру порядка 40%. Через неделю спросите: кто из вас доверяет гороскопам, астрологам — еще 80%. Потом спросите: кто из вас любит рерихов — еще 60%. Самые разные, взаимонесовместимые вещи уживаются в одной голове. Этот феномен многобожия не такой уж и новый. Другое дело, что раньше он был элитарным. Такого рода люди назывались свободомыслящими. Их свободомыслие заключалось в том, что это была свобода от логики. А сегодня у нас все общество свободомыслящее. Василий Розанов, говоря о таких свободомыслящих интеллигентах начала века, их символ веры выразил очень ехидно, но точно: русский человек с утра верит в Маркса, в полдень — в Ницше, а вечером — в Христа. Это продолжается до сих пор. Общество многобожия на самом деле есть ни что иное как язычество, потому что язычники никогда не отрицали существование одного Бога. Нет ни одного народа на земле, который бы не знал, что Бог один. Но знаете, до Бога — высоко, до царя — далеко, а мы пока лучше с демоном местной рощи поговорим. Мы ему — крыночку молока или человеческую жертву с утра, а он нам за это даст крепкие топоры, с помощью которых мы раздробим головы соседнему племени, которое, тоже знает, что Бог один, но поклоняется демону их священной рощи. Сегодня, увы, в России даже православие понимается зачастую по-язычесии: русский Бог, Бог русской земли. На самом деле, православие — это вселенская религия, которая существует вo множестве сгран мира, причем существовало изначально.

Если пять лет назад на встрече с вами я бы сказал, что религия — это очень опасная вещь, мне бы ответили: да нет, что вы! Духовность, знаете ли, духовность! Не важно, какими путями идти к Богу, главное, к духовности идти. Сегодня, я думаю, уже не книжный опыт, не опыт истории религии, а реальный опыт жизненных трагедий помогает понять, что на самом деле отнюдь не все пути одинаковы. Есть такие пути, которые кончаются жизненной катастрофой, духовной катастрофой. Если вы возьмете любую традиционную религию, то увидите, что в ней существует своего рода техника религиозной безопасности: как уберечь себя от духовного прельщения, как различить духов, которые к тебе пришли, то откровение, которое тебя посетило. Помните, Высоцкий говорил: не все, что сверху — от Бога. Неправильно избранный религиозный путь может растоптать человеческую душу.

Россия такая страна, в которой все мутирует, что бы сюда ни попало. Тот же марксизм. Что такое марксизм на Западе? Обычная социологическая школа, у которой есть свои приверженцы и свои противники. В России чем стал марксизм? Религией. Очень многие чисто светские доктрины на Западе, например, гербалайф какой-нибудь, в России начинают жить по законам секты.

Секты предпочитают сегодня не регистрироваться в виде религиозных организаций. Вы знаете хоть один кинотеатр где не собирается религиозная община? В Москве уже таких не осталось. В каждом Доме культуры, практически в каждом клубе самодеятельной песни, клубе туризма, восточных единоборств, почти в каждой школе устраиваются религиозные собрания. Религиозных ячеек в городе гораздо больше, чем знает администрация. Одна из главных целей деятелнюсти сект: найти способ обойти закон об отделении школы от церкви. И для этого надо просто зарегистрироваться в качестве светской организации. Вальдорфские школы, например, одна из форм, чтобы обойти принцип светского образования.

Когда речь идет о новых религиозных движениях, типа теософии, оккультизма, мунизма, им всем следует задать вопрос: что вы думаете о Христе? Давайте с этим вопросом обратимся к обществу рерихов.

Идеология теософии разрешает лгатъ. Например, в одном из писем Елена Рерих приводит следующий случай. В Америке иа одном теософском семинаре учитель предложил аудитории такую ситуацию: два человека идут по улице. Впереди идет пьяница, бродяга; следом за ним — миллионер, филантроп, благотворитель. И вдруг пьяницу, петляющего зигзагами по улице, выносит на проезжую часть, на него мчится грузовик, который вот-вот его собьет. Учитель спрашивает начинающих теософов, что, по их мнению, должен делать при этом миллионер? Собравшиеся нормальные люди отвечают: попробовать спасти его. А учитель говорит им: нет, ни в коем случае. Во-первых, у этого бродяги карма такая, во-вторых, он никому не нужен. А миллионер — он последователь нашего учения, он многим людям дает работу, он — прогрессивный человек. Если, допустим, он погибнет, то очень многое может пострадать. Он должен себя сохранить для будущего. В аудитории поднимается волна возмущения: как же так? Далее Елена Рерих комментирует: конечно, этим возмутившимся созданиям нет места в будущем мире. Они еще не доросли до этого.

Но мы, обращаясь к массам, должны говорить, что каждый человек должен жертвовать своей жизнью ради жизни другого человека. Елена Рерих это называет — прикрываться внешними щитами. Чтобы проповедовать оккультизм, совершенно антихристианское воззрение, в христианском мире надо прикрываться христианской терминологией и называть себя христианами. Но это еще не вся ложь. Рериховцы постоянно говорят, что они не религиозная организация, не религиозное учение. Какая-то странная вещь получается, если из всех религий собрать эзотерическую суть, мистириальную суть и сложить вместе в одну книгу — религией это не будет. Это обычная уловка сект.

Агни Йога предполагает некоторую работу с сознанием. Эта работа должна привести к изменению сознания, к его расширению, и сознание должно перестроиться так, чтобы стать восприимчивым к излучениям космоса. Работа по внутренней перестройке сознания — уже есть собственно религия.

Равенство религий перед законом не означает их равенства перед культурой, и историей России.

Я считаю, что государство в своей политике должно проводить четкую градацию религиозных конфессий. Какие основания этой градации? Все религии должны быть равны перед законом, это равенство должно бить гарантировано и подтверждено. Но равенство религий перед законом не означает их равенства перед культурой и историей России. Из этого культурного, исторического неравенства должны следовать выводы в реальной политике. Никогда реальная политика не руководствуется только нормами права. Она руководствуется интересами. Но реализацию этих интересов политик должен осуществлять в рамках права. Представьте себе, что я — директор хлебопекарни. Чтобы печь булки, мне нужен сахар. На рынке действуют 20 фирм, которые готовы продать мне сахар. Означает ли это, что я должен у всех них покупать сахар? Нет. Я должен выбрать. И вот здесь начинают действовать не юридические, не правовые мотивы. Я прихожу к выводу, что, например, кубинский сахар мне не нужен, так как я не хочу, чтобы мои деньги поддерживали режим Фиделя Кастро. A у меня на Украине бабушка живет, лучше я у хохлов сахар куплю. Пусть мои кровные рубли поддержат украинскую экономику. Это правовое мышление, в рамках права? В рамках права. Но исходит из концепции интересов. И у России есть свои интересы, и эти интересы надо защищать. В том числе в области религии, потому что только недалекий человек может думать, что религиозная карта мира не имеет отношения к политической карте. Я знаю реальные случаи, когда иностранные миссионеры вели шпионскую деятельность в России. Из осознания культурного, исторического неравенства религий должно последовать деление конфессий на четыре основные группы.

1. Должен быть в судебном порядке установлен круг сект, деятельность которых официально запрещена в России. Это устанавливает суд, если доказано, что в практике секты есть нарушение прав человека и в ее вероучении имеет место призыв к человеконенавистничеству.

2. Гласно и легально составляется список религиозных организаций, с которыми государство не сотрудничает. Те секты, которые сейчас действуют России, в большинстве своем пришли с Запада, следовательно, мы можем усвоить его уроки. Эти секты появились не сегодня, а 20–30 лет назад и там за ними тянется огромный шлейф скандалов, судебных следствий и т. д. Если секту выгоняют из Германии и она приезжает в Россию, то давайте посоветуемся со специалистами из Германии, запросим материалы судебных процессов. Государство не должно предоставлять свою собственность для деятельности этих сект.

3. Те конфессии, которые не имеют ничего позорящего в своем вероучении, пусть действуют в России. Но поскольку они не представляют интересы большинства избирателей, то государство просто не оказывает им поддержки. Если у них есть деньги, пусть покупают время на телевидении, арендуют помещения, но не в школах. В школах ни одна из конфессий не имеет права проводить богослужение, в том числе и православие.

4. Традиционные исторические религии России, которые представляют интересы большинства избирателей и которые внесли наиболее значительный вклад в российскую культуру. Я думаю, что на федеральном уровне это три конфессии: православие, ислам, иудаизм. С этими конфессиями государство вступает в отношения сотрудничества. Соответствующие министерства подписывают с ними соглашения о сотрудничестве. Для этих конфессий государство предоставляет бесплатный телеэфир. Сегодня вы видите поразительную вещь: именно у этих конфессий нет своих телепередач. У протестантов есть, у «Аум Синрике» есть, у кришнаитов… На федеральном уровне государство должно сотрудничать с религиями большинства.

Материал подготовила Н. ПЕТРОВСКАЯ,
корреспондент «Православной газеты»

 
Екатеринбург

К истории создания Свято-Троицкой церкви…

Церковь Животворной Святой Троицы по праву считается одной из красивейших в Екатеринбурге. Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми интересными фактами из истории ее создания, тем более, что в печати появляются иной раз неверные сведения по этому поводу. Посмотрим, кто строил ее и с какой целью, опираясь на труды историков прошлого столетия и официальные документы.Свято-Троицкая церковь помимо своего официального наименования имела еще и обиходное — «рязановская» в честь известнейшего уральского золотопромышленника и мецената Якима (точнее Иоакима) Меркурьевича Рязанова, на чьи средства она и построена.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс