Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (21) → К истории создания Свято-Троицкой церкви…

К истории создания Свято-Троицкой церкви…

№8 (21) / 8 января ‘95

Екатеринбург

Церковь Животворной Святой Троицы по праву считается одной из красивейших в Екатеринбурге. Хотелось бы поделиться с читателями некоторыми интересными фактами из истории ее создания, тем более, что в печати появляются иной раз неверные сведения по этому поводу. Посмотрим, кто строил ее и с какой целью, опираясь на труды историков прошлого столетия и официальные документы.

Свято-Троицкая церковь помимо своего официального наименования имела еще и обиходное — «рязановская» в честь известнейшего уральского золотопромышленника и мецената Якима (точнее Иоакима) Меркурьевича Рязанова, на чьи средства она и построена. Одно время он являлся лидером уральских и сибирских старообрядцев. А их было ни много, ни мало — 150 тысяч душ.

Купец первой гильдии Яким Рязанов вел свои дела с размахом, десятилетиями щедро жертвуя деньги на поддержку раскола. Один из историков церкви писал в 1863 году следующее: «Упорные ревнители мнимой старины имели в Екатеринбурге свой храм во имя Святителя Николая и свое богослужение, которое отправляли по старым книгам открыто проживающие здесь раскольнические попы, а потому не находили нужды обращаться к единоверческой или православной Церкви. Притом раскольников защищали и поддерживали сильные по своему влиянию и богатству купцы: Рязанов, Казанцев и Тарасов; они были старшинами и протекторами Никольского храма, так сказать столпами екатеринбургского раскола.

…При поддержке со стороны Иргизскях монастырей, при защите богатых и сильных екатеринбургских раскольников здешние староверы не слушали никаких увещаний церковной власти, а гражданской и вовсе не боялись.

Примерно то же самое пишет еще один исследователь уральского старообрядчества П. Мельников (в пятом номере журнала «Русский вестник» за 1864 год). Но вот как он характеризует самого Я.М. Рязанова: «Это был один из замечательнейших деятелей старообрядчества. Одаренный обширным умом и необыкновенной энергией, он своею честной деятельностью и благотворениями приобрел всеобщее уважение не только между своими единоверцами, но и между православными. Он имел огромный капитал, золотые прииски, богатые рыбные ловли и принимал значительное участие в делах российско-американской компании. Он находился в близких связях с главными торговыми деятелями Москвы, Петербурга, Сибири и был близок к разным лицам, занимавшим высшие государственные должности. Пермский епископ, когда бывал в Екатеринбурге, всегда останавливался у него в доме, и ему Рязанов представил однажды тысячу рублей от имени старообрядцев в пользу духовной семинарии. Рязанов был человеком строгой жизни и строгих правил; вместе с тем он был довольно начитан и не лишен светского образования. Будучи ревнителем старого образа, он, в то же время, хорошо понимал, что устройство старообрядческой церкви неправильно и не согласно ни с каноническими постановлениями, ни с условиями общественного устройства. Без высшей степени духовной иерархии, без архипастыря церковь неполна и неустроена…»

Далее П. Мельников подробно описал сближение Якима Меркурьевича с епископом пермским Иустином, которому он в 1816 г. открыл свое намерение «мало по малу преклонить старообрядцев к православной вере». И через 22 года сдержал свое обещание.

Рязанов неоднократно бывал на приемах у министра духовных дел князя Голицына, которому также открыл свое намерение склонить своих единоверцев на соединение с православной Церковью, но просил предварительно оградить старообрядцев от притеснений приходских священников и исходатайствовать у государя признание полной независимости старообрядчества. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что рязановский проект ставил урало-сибирскую общину старообрядцев в такое же положение, в каком состояли другие иноверные церкви, например, лютеране и мусульмане.

Князь Голицын не принял этот проект, но потребовал, чтобы екатеринбургские старообрядцы подчинялись непосредственно Святейшему Синоду, минуя епархиальных архиереев.

С кончиной императора Александра I для уральских старообрядцев настали очень тяжелые времена. Ни о каких переговорах с правительством уже и речи не было. Дело дошло до того, что сам Яким Меркурьевич в 1834 году целый месяц отсидел в тюрьме за потворство старообрядческой общине. Он выплатил штраф и ему было объявлено о запрещении впредь ходатайствовать по делам раскольников. Но даже тогда Рязанов не стал врагом православной Церкви. Более того, он совершенно бескорыстно и только вследствие глубокого убеждения обратился к православию на условиях единоверия.

«Обращение Рязанова было столь искренно, а усердие к святой Церкви столь велико, что не более как через год после того Святейший Синод ходатайствовал перед государем не только о прощении прежних его поступков, сделанных в расколе, но и об оказании ему особой монаршей милости за усердие к православной Церкви», — так писал П. Мельников.

Вероятно, это ходатайство осталось тогда без ответа, поскольку Я.М. Рязанов награжден был только в 1840 году, после освящения построенного им единоверческого храма. В Государственном архиве Свердловской области хранится в связи с этим интересный документ на бланке Ведомства православного вероисповедания канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода от 20 июля 1840 года и подписанный графом Протасовым:

«Екатеринбургскому первой гильдии купцу Якиму Рязанову. Его Императорское Величество по всеподданейшему докладу моему в 7 день сего июля Всемилостивейше соизволил согласно удостоению Святейшего Синода пожаловать Вам золотую медаль для ношения на шее на Владимирской ленте за усердное содействие, оказываемое Вами к обращению раскольников на путь истины и особенное попечение об устройстве в городе Екатеринбурге единоверческой церкви».

Таковы факты. Никакого отношения рязановская церковь к старообрядческой общине не имела и с самого начала своей деятельности подчинялась Екатеринбургскому епархиальному управлению, что видно из ее метрических книг, которые также хранятся в архиве.

Яким Меркурьевич Рязанов скончался «от старости» 15 декабря 1849 года (по старому стилю) и был похоронен на «бывом раскольничьем кладбище». Сейчас его уже нет — снесли в 30-е годы. А располагалось оно в районе площади обороны у излучины р. Исеть. Точная дата его рождения неизвестна. Известно только, что на момент смерти ему было полных 74 года.

И в заключение несколько слов о самой церкви Животворной Святой Троицы. Часто можно встретить утверждение, что она построена в 1839 году. Но тогда был построен только один из ее приделов — во имя Иоанна Златоуста. Так церковь и именовалась до 1855 года — Иоанно-Златоустовской. Поэтому улицу, ведущую к храму, долгое время называли Златоустовской (ныне — Розы Люксембург, никакого отношения к Екатеринбургу не имевшей). В 1849 году был построен еще один придел храма — во имя Николая Чудотворца. И только в 1855 году освящен главный храм — во имя Святой Животворной Троицы.

Церковь эта была исключительно популярной среди жителей города и близлежащих уездов. Обряды в храме совершали и камышловцы, и верхотурцы, и красноуфимцы. Даже жители Казанской, Нижегородской, Ярославской, Владимирской и других губерний. Целыми семьями приезжали в него бывшие старообрядцы из самых удаленных уголков, крестились сами и крестили детей своих.

Красивый храм построил Яким Меркурьевич Рязанов. И долго еще мы и потомки наши будем любоваться на него и вспоминать добрым словом человека, совершившего столь удивительный гражданский и духовный подвиг.

С. AГEEB
Екатеринбург

 
 
Мир сект

Диакон Андрей Кураев: Россия — страна торжествующего язычества

Наше общество было когда-то обществом победившего атеизма, не перевернувшись, как в сказке, через голову, чем оно стало сегодня? Православным? Ничего подобного. Оно стало обществом торжествующего язычества. Вы знаете, какой сегодня в России процент верующих? Минимум 300%. В России сегодня число верующих в несколько раз превышает число граждан. Это не парадокс. Придите к себе домой и устройте на лестничной площадке опрос.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс