Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
8 июля – день памяти Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
Каждый человек генетически сохраняет память о райском блаженстве, поскольку более всего обеспокоен поиском счастья, мира, радости. Причем не столько внешних, сколько внутренних, ибо создан Богом для радости и вечного блаженства. В рамках земных это достигается через отношения, которые складываются с другими людьми – главной задачей для человека в школе, которая называется жизнь, Господь поставил научение любви. Ибо «Бог есть любовь, пребывающий в любви пребывает в Боге, и Он в нем».
И одним из первых действий Господа в отношении человека стало создание школы любви, в которой только и возможно развитие сердца человеческого, – семьи. Господь сотворил Адама, затем из его ребра жену, и дал им заповедь: плодитесь и множьтесь, и обладайте Землей. Достижение человеческого земного счастья возможно только при одном условии: какая у человека семья, как он потрудился в созидании самого главного дома, иначе сказать – храма, Малой Церкви, которая есть в его семье. Будь он хоть трижды успешен во внешней жизни, с точки зрения каких-то формальных оценок (достаток, звание, должность, перспективы), но если у человека непорядок в семье, счастья не будет.
Науке устроения семьи человек обучается наглядным образом, по принципу «делай, как я», ибо дети строят собственные семьи, глядя на своих родителей. Причем бывает даже такой парадокс: те черты, которые в родителях часто не нравятся, в своей жизни ребенок, став взрослым, повторяет при воспитании собственных детей. Пример родителей отпечатывается в душах детей очень глубоко.
Почему те дети, которые воспитываются вне семьи, практически не имеют возможность создать собственные семьи – например, брошенные дети, дети-сироты, дети из детских домов? Их жизнь при отсутствии любви совершенно несчастна, и государственная статистика об этом очень печально свидетельствует: 90% выпускников детских домов сразу же или в ближайшие пять лет становятся на криминальный путь, и даже у тех 10%, которые не становятся наркоманами, алкоголиками, самоубийцами, ворами, с созданием семьи возникает очень серьезная проблема. Почему? Потому что этот опыт невозможно приобрести теоретически, необходима атмосфера, в которой эта любовь создается.
Зададимся вопросом: есть ли у нас примеры добрых семейных отношений среди знакомых, друзей, близких родственников? Пальцев одной руки хватит, чтобы такие семьи перечислить, и это будет замечательно – есть еще на что равняться; обычно одна-две семьи нормальные. Какие? Ну, те, что прожили вместе лет пятнадцать-двадцать, сохранили добрые отношения искренности, любви, не изменяли друг другу, детишек воспитали хорошо... Днем с огнем не сыщешь.
И вот в этих условиях необходимы примеры, ориентиры в пустыне греха, где царят как бы «свобода» и «свободные отношения», которые на самом деле убивают самое главное – любовь. Поэтому и отношение к этой величайшей добродетели, без которой человек не может быть счастливым, строится, как в том фильме, где люди искали формулу любви: «Хочешь большой и чистой любви? Как стемнеет, приходи на сеновал». Вот и вся любовь. И очень многие именно так и воспринимают отношения друг с другом, поэтому когда в семье что-то начинает не нравиться, люди приходят в суд, и основной причиной просьбы развода ставят: не сошлись характерами. Что за глупость, какими характерами они не сошлись? Надо учиться сходиться характерами, потому что, кроме влечения плотского, очень многое нужно учитывать в созидании семьи: и долг, и честь, и ответственность, и верность, и смирение, и кротость, и терпение. Как однажды Владыка Викентий новобрачным сказал: «Вот создалась семья. А теперь давайте учиться самому главному – терпению и смирению». Как в народе-то говорится: стерпится – слюбится.
А у нас? Терпеть-то ведь мы не хотим. Хотим, чтобы нас любили, цветы дарили, шампанским поили. И вот когда вся эта внешняя сторона подходит к окончанию (естественно, потому что нельзя же всю жизнь в конфетно-букетном периоде находиться), возникает период труда построения своей жизни и семьи. И сразу все желание трудиться пропадает.
На этом фоне святые, которых мы сегодня прославляем, – это звездочки. Ибо они прожили долгую и счастливую жизнь и умерли в один день. Святые благоверные князья Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, жили в XII веке в Муроме. Петр воспитывался в княжеском доме, Феврония – в простой деревенской семье. Супружество их, хотя и было как будто случайно, но на самом деле весьма промыслительно по-Божии. Князь Петр заболел опасной болезнью, так, что тело его покрылось язвами, и никакие врачи не могли помочь. Только дочь древолаза взялась позаботиться о нем и вылечила, помазав раны какой-то мазью. Во время лечения Петр убедился в добродетельных качествах души Февронии и пообещал на ней жениться. Но когда вернулся к своему княжескому служению, как-то за суетой это обещание позабылось. И вновь возвращается болезнь, и вновь он вынужден просить помощи у Февронии. Наконец он берет ее в княжеский дворец, играет свадьбу. Но бояре весьма неодобрительно отнеслись к новой княгине из простолюдинок, интригами, сплетнями вынудили князя встать перед выбором: или остаться на княжеском престоле, или смириться с бедностью, но не расстаться со своей прекрасной женой.
Всякий нормальный человек понимает, что за деньги счастья не купишь. Поэтому Петр оставляет Муром и уходит с Февронией. Живут в бедности, князь унывает, но его супруга, мудрая от Бога, утешает его, говоря: «Не печалься, князь, милостив Господь, не оставит нас в нищете». И очень скоро эти слова как пророчество сбылись, потому что бояре начали делить княжеский престол, перессорились, из-за этого пошли нестроения в народе. И вынуждены были просить Петра вернуться и взять княжение над Муромом. «Правление князя было правдолюбиво, без суровой строгости, милостиво, но без слабости, умное и благочестивое. Благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности, жили по заповедям Божиим, всех любили. Не любили ни гордости, неправедной корысти, покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческие и священнические чины, ограждая их от нужды, оба вели жизнь подвижническую, чистую, целомудренную», – сказано в «Житиях святых русских» Филарета, архиепископа Черниговского.
Блаженный князь и княгиня прожили в святом супружестве до самой старости. Незадолго до смерти приняли иноческий постриг и, согласно завещанию, по смерти, которая совершилась в один день, были положены в одном гробе. История святых, которые стали русским идеалом святости супружеской жизни, – для наших современников (когда разрушены всякие добрые представления о супружестве, когда практически отсутствует институт воспитания детей добрыми верными мужьями – мальчиков, девочек – женами) пример их очень важен. И, слава Богу, благодаря супруге нынешнего Президента России Светлане Медведевой, этот праздник два года назад стал государственным Днем семьи, любви и верности. Молитвами святых благоверных князей Петра и Февронии пусть милостивый Господь в наше очень непростое время дезориентированности, когда мы имеем очень превратные представления о том, как создавать семью, даст нам и покаянного настроения, и веры, и стремления учиться, изменяя свою жизнь по тем примерам, которые нам предлагает Святая Церковь.
Святые благоверные Петр и Феврония, молите Бога о нас!
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – Владыка, ответьте, пожалуйста, на звонок из Верхнего Тагила.
Беседа с насельником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры руководителем киностудии «Обитель» иеромонахом Иаковом (Тисленко) в эфире телеканала «Союз» Благочестие – это вектор устремления к Богу
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.