Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (632) → Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: Храм есть место для приобщения пищи духовной

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: Храм есть место для приобщения пищи духовной

№23 (632) / 13 июня ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Здравствуйте, дорогие зрители телеканала «Союз», слушатели радиоканала «Воскресение»! В эфире вновь программа «Архипастырь» и я, ее ведущий Даниил Рябинин. Сегодня, как и всегда, на ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.

Владыка, позвольте начать нашу беседу сразу с ответов на вопросы телезрителей. У нас уже есть первый звонок – из Екатеринбурга. Слушаем вопрос.

– Здравствуйте, Владыка. По вашей программе «Церковь в шаговой доступности» я предлагаю следующий вариант. На маленькой улице в Екатеринбурге, на ВИЗе стоит один-единственный частный дом, который можно снести. На этом перекрестке улиц Крауля и Токарей, где повышенная аварийность, очень много жертв дорожно-транспортных происшествий, церковь позарез нужна, особенно если там будет колокольный звон – он лечит. У нас люди озлоблены, говорить нормально друг с другом не можем. Пожалуйста, постарайтесь построить здесь церковь.

– Такие просьбы я часто слышу от наших прихожан, но эти просьбы не слышат представители городской власти. Хотя городская власть должна идти навстречу многочисленным просьбам верующих жителей и строить храмы, как уже было сказано, в шаговой доступности, чтобы любой человек мог спокойно посетить храм – есть же у всех людей возможность заходить в магазины, покупать необходимые вещи, необходимые продукты. Храм есть место для приобретения пищи духовной, и нужно создать такие условия, чтобы человек легко и спокойно мог зайти в церковь, чтобы напитать свою душу, жаждущую благодати Божией. К тому же, как было правильно сказано нашей телезрительницей, храм – это носитель нравственности, духовности. И то место, где находится храм, Церковь освящает, и он освящает всех людей, живущих рядом. Если говорить о колокольном звоне, то действительно современные люди науки подтверждают, что колокольный звон очень благотворно влияет на наше здоровье. А если человек еще и придет в эту церковь на богослужение, и свечку поставит, и помолится, то, конечно, он будет чувствовать себя хорошо; есть такая статистика: человек, который регулярно посещает церковь, меньше болеет. Вот если бы, исходя из этой точки зрения, построить необходимое количество храмов, то, конечно же, это будет благотворно влиять на всех жителей. Люди и меньше будут болеть, и психически будут более уравновешенными. Многие, даже неверующие, свидетельствуют, что когда они заходят в церковь, чувствуют себя очень легко и хорошо. Какое-то умиление, умиротворение появляется в душе, и люди уходят из храма обновленными. То есть благодать Божия касается человека, и Господь его укрепляет и дает силы душевные и телесные, чтобы он чувствовал себя хорошо.

Почему некоторые так рьяно выступают против строительства храмов? Ведь это благо для людей. Храмы возводятся не для каких-то корыстных целей, а с целью помощи людям в их духовной жизни. Церковь же никогда ничего плохого не делала, всегда служила во благо. Поэтому лишить человека и общество в целом такого источника благодати Божией, такого училища благочестия, такой лечебницы для души, какой является храм Божий, неправильно. Думаю, в Екатеринбурге есть огромное количество людей, которые это понимают. Но, к сожалению, они малоактивны, их голос не слышен. А голос тех, кто выступает против строительства церквей, слышен больше.

Кроме того, мы должны настроиться, чтобы не только наши спонсоры и благотворители строили храмы, – нужно строить всем миром, как это было всегда на Руси: каждый должен из тех средств, которые он имеет от своего труда, жертвовать на строительство и содержание храмов, это обязанность каждого христианина. И если мы материально будем помогать храму, то будем больше его ценить и считать его своим родным домом.

Нужно всем жителям нашего города, которые живут далеко от действующих церквей и желают, чтобы рядом с их домами были храмы, образовать церковную «десятку», как это предусмотрено законом, и написать прошение в епархию, чтобы зарегистрировать эту церковную общину. Получив регистрацию в государственных инстанциях, община, имеющая юридический статус, уже имеет право обращаться в администрацию города, чтобы им выделили место под строительство храма.

Поэтому нужна активность не только со стороны епархии, но больше всего со стороны людей, которые нуждаются в этом. Нужно объединить усилия, потому что я знаю, что в городе очень большая нехватка храмов. Если посмотреть на численность населения и количество храмов, то у нас получается один храм на 67 тысяч населения, – до революции один храм был на 2-3 тысячи человек, люди могли спокойно приходить в церковь, молиться, общаться со священником, получить от него советы, благословение. Когда 60 тысяч один человек обслуживает, такое общение нереально, поэтому люди и жалуются, и обижаются, что в церкви священники никак не могут общаться с прихожанами, что они всегда заняты. Но мы просто физически не можем такую огромную массу людей обслуживать! Ведь в каждую церковь каждый день приходит огромное количество людей с разными скорбями, с заботами, трудностями, просят совета. Поэтому, конечно, нужно увеличивать количество храмов, священнослужителей, чтобы каждый мог иметь возможность выразить свою любовь к Богу, к Церкви, и получить от Бога ту помощь, в которой нуждается.

Церковь не является тем местом, которое приносит вред человеку, наоборот, церковь приносит человеку гармонию, радость, здравие, благополучие.

– Спасибо, Владыка, у нас звонок из Московской области.

– Владыка, я читаю вечерние молитвы Макария Великого. И есть там такие слова: «поперу борющия мя враги плотския и безплотныя…». Как понимать их значение?

– Есть страсти и плотские, и духовные, поэтому мы и молимся, чтобы Господь эти страсти в нас укротил: через них мы совершаем различные грехи, потому и просим, чтобы Господь исцелил нашу падшую природу.

– Ольга из Чайковского спрашивает, как следует относиться к иконе «Троица Ветхозаветная», которая есть в современных храмах. Она работает в церковной лавке, и часто приходится отвечать на такие вопросы.

– Люди сейчас более грамотными стали, много читают, в том числе деяния и решения Стоглавого Собора 1551 года, где говорится о том, что не следует изображать Святую Троицу и Бога Отца в виде старца, и предлагается изображать Святую Троицу в виде трех ангелов, которых видел Авраам у Мамврийского дуба. Такая икона считается более каноничной, но во многих старых храмах старые изображения есть, и люди смущаются. Но мы не стали их выбрасывать или закрашивать, как было, так и осталось. Но при написании новых икон нужно, конечно, учитывать предложения и решения этого Архиерейского Собора.

– Владыка, Ольга из Ставропольского края спрашивает: в интернете много говорят о приближающемся конце света, а также о большом голоде. Следует ли этому верить?

– Для христиан не новость, что будет Второе Пришествие Христа Спасителя, будет Страшный Суд, конец этого мира, будут новая земля и новое небо. Это есть в предсказании Самого Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Но мы не должны смущаться, болеть душой, в страхе и ужасе находиться. Мы призваны готовиться к концу своей жизни, потому что для каждого из нас конец этого мира, этого света земного может наступить в любое время: Господь в любое время может забрать нас к Себе, поэтому мы всегда должны быть готовы благочестием своим, верой, добродетельностью жизни, покаянием и очищением своих грехов. И быть всегда внимательными к себе, чтобы Господь потом не осудил нас на вечные мучения за наши грехи, как написано в Евангелии: «В чем вас застану, в том и буду судить»; поэтому нужно так себя настроить, быть так внимательными к себе, чтобы не застал нас Господь в делании каких-то грехов тяжких и мы не были бы осуждены на вечные мучения. Вот это самое правильное представление о предсказании Божием о кончине мира.

Мы все уйдем из этого мира, но человек и живет здесь, на Земле, для подготовки к вечности. Господь наш Иисус Христос Воскрес из мертвых и дал надежду нам и веру в то, что мы тоже совоскреснем со Христом, что вознесемся на небо и будем жить вечно в Царствии Божием. И когда мы живем такой верой, то, конечно, все поступки сверяем, чтобы они соответствовали воле Божией, заповедям Христовым. Вот это важнее всего – читать Евангелие, сочетать Евангелие со своей жизнью, приблизить Евангельское учение к своей жизни.

А о том, когда будет окончание мира, знает один Господь, и Самим Господом было сказано, что никто не знает, даже ангелы Божии не знают, когда это будет. Но то, что это будет, не вызывает сомнения, и есть тому признаки. Самый главный признак – то, что из-за умножения беззакония иссякнет любовь между людьми. Такую очень тяжелую ситуацию мы, к сожалению, наблюдаем в современном мире. Поэтому наша задача состоит в том, что мы должны уменьшить свои беззакония, и тогда будем жить в мире и согласии с надеждой на милосердие Божие.

– Вопрос от Татьяны и Александра из Екатеринбурга: «Мы – люди православные, но любим слушать электронную музыку, не грех ли это? Если музыка современного звучания, но не вызывает плохих чувств, можно ли ее слушать?».

– Правильно сказано, что музыка не вызывает плохих чувств. Но если музыка пробуждает какие-то страсти наши, которые как дикие звери нас терзают и мучают, направляют нас на делание зла, на делание греха, то, конечно, нужно избегать этого слушания, чтобы непроизвольно не впасть в какие-то искушения. Потому что наша воля бывает слаба по отношению к нашим страстям, и если они в нас укоренятся, то мы не в силах будем сопротивляться этим страстным возжеланиям и будем невольно совершать грехи.

Например, когда мы встречаемся с людьми, которые находятся в тюрьмах, и спрашиваем, почему они совершили преступление, многие отвечают: «Сам не знаю, я даже и не предполагал, что могу совершить такое». Это происходит потому, что человек живет очень невнимательно к себе, делает все, что ему хочется, не разбирается, что это может принести ему зло, возбуждает в себе различные страсти греховные. И эти страсти так овладевают человеком, что он не в состоянии регулировать свои действия и совершает такие поступки, которым потом сам удивляется.

Нам, православным христианам, тем более нужно быть внимательными к себе, выбирать, что полезно, а что неполезно, что хорошо, что плохо, мы должны всегда чувствовать грань между добром и злом.

– Владыка, звонок из Нефтеюганска.

– 2010 год был годом Игнатия (Брянчанинова), скажите, пожалуйста, а 2011 год какому святому посвящен?

– Сейчас Издательский совет трудится над изданием работ Феофана Затворника. Много сейчас есть публикаций об этом святом, мы переиздаем многие его труды, а те работы и письма, которые не были еще изданы, готовим к изданию. Мне кажется, что в этом направлении более всего ведется работа по Феофану Затворнику.

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Память

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Творения святителя Луки никогда не сотрутся из памяти человеческой»

11 июня 2011 года – поистине великая дата для всей богохранимой крымской земли, для всего богоспасаемого Отечества нашего, для всей Святой Матери-Церкви.

 
Церковный календарь

Где просто и правдиво – там и Господь

Протоиерей Евгений Попиченко

24 июня – день памяти святых апостолов Варфоломея и Варнавы 24 июня Святая Церковь совершает память святых апостолов Варфоломея и Варнавы. Святой апостол Варфоломей в Евангелии именуется иначе – Нафанаилом. Он отличался прямым и открытым характером, и Сам Господь Иисус Христос это засвидетельствовал.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс