Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
– Владыка, продолжим нашу беседу. Слушаем звонок из Сочи.
– 72 дня назад я потеряла единственного сына. Он не дожил до дня своего рождения трех дней. Умер насильственной смертью, сейчас возбуждено уголовное дело. У меня не осталось внуков, для меня жизнь потеряла всякий смысл, и я хочу умереть. Я каждый день молюсь о том, чтобы Господь призвал меня. Я не хочу жить – грех это или не грех? В Священном Писании написано, что душа возвращается в отечество свое, а если там наше отечество и я хочу побыстрее попасть в него и молюсь об этом, разве это грех? Более того, я молюсь даже о том, чтобы Господь покарал убийц моего сына, чтобы они не ходили по этой земле, я даже за их упокой молюсь, разве это грех?
– Конечно, это очень трагично, что вы потеряли своего сына. Но вам нужно взять себя в руки, и верой в Бога, верой в вечную жизнь как-то себя успокоить. Нужно все полагать на волю Божию: Сам Господь знает, когда вы будете готовы для того, чтобы переходить в свое Небесное отечество и жить там вечно, – может быть, вам еще нужно потрудиться, чтобы действительно сподобиться вечной блаженной жизни, может быть, есть какие-то грехи, которые не дадут вам попасть в Царство Христово, может, вам придется уходить не в рай, а в ад, поэтому и об этом нужно думать. И когда Богу будет угодно, тогда Господь и возьмет вашу душу.
А сейчас вам нужно молиться за своего сына, чтобы Господь даровал ему прощение его грехов. Может быть, поэтому и случилась такая беда, чтобы вам сейчас была возможность усердно вести церковную жизнь, молиться за своего сына и умолить Бога, чтобы Господь даровал ему Царствие Божие. И вашим подвигом, терпением и смирением, послушанием воле Божией вы сподобитесь того вожделенного Царства и будете со своим сыном вечно блаженствовать в обителях Небесных.
А что касается тех врагов, которые совершили это насилие, к ним нужно относиться по примеру многих отцов наших и матерей, которые тоже испытывали такое горе в свое время. Если взять преподобномученицу Елисавету, Великую княгиню, то она после убийства ее мужа, когда убийцу-террориста заключили в темницу, сама пришла к нему в тюрьму и сказала, что она его прощает, только чтобы он раскаялся в своих согрешениях; к сожалению, террорист не раскаялся, но она простила и молилась за него, чтобы Господь его вразумил... Ведь наша с вами задача не только самим спасаться, но и другим помочь спастись. И разные пути у каждого. Бывает так, что через такие скорби и потрясения человек спохватится и начнет по-другому думать о жизни, о вечности. И тем самым вы можете эту душу привести к Богу, к Церкви.
А если прислушаться к голосу Священного Писания, которое говорит, что отвративший душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов, – через прощение и молитвы за наших обидчиков и наших врагов мы можем сподобиться такой милости от Бога. Потому что Господь милосерден к добрым и злым, он Солнце свое греет и над добрыми и над злыми и дождь проливает над праведными и неправедными. И если мы будем подражать Богу, то, конечно, Господь окажет нам большую милость и даст нам великую радость еще здесь, на Земле, а в будущем веке великую радость Царствия Христова.
Вспомните, что Господь даже разбойника, который был рядом с Ним на кресте распят, простил, когда тот раскаялся в своих согрешениях. Он сказал ему: «Ныне же со Мною будешь в раю».
– Любовь из Саратова спрашивает, для чего необходимо приносить жертву Богу, и что это дает христианину?
– Есть у нас в Священном Писании такие слова, которые произнес святой царь Давид после своего грехопадения. Он сказал, что «жертва Богу – дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит». Вот это – самая большая жертва, которую мы должны принести Богу: сокрушение своего сердца, сознание своей греховности и стремление не возвращаться к прежде содеянным грехам.
Да, мы жертвуем собою ради ближнего своего, помогая людям, нуждающимся в нашей помощи. Эта жертвенная любовь и есть призвание православного христианина, который должен подражать своему Учителю, Господу Иисусу Христу, Который показал нам такую жертвенную любовь, когда принял крестные страдания за все человечество. Поэтому мы тоже должны нести какое-то жертвенное служение, чтобы подражать Господу и жить по Его воле, по Его заповедям и устремлять свое сердце к тому, чтобы наша жизнь соответствовала высокому призванию православного христианина.
– Валентина из Екатеринбурга спрашивает, можно ли менять духовного отца?
– Можно поменять духовного отца, если он или уехал далеко, или скончался. Но когда мы согрешим в чем-то и не хотим своему духовному отцу рассказать об этом, а пойдем к другому священнику, то, конечно, это не совсем правильно.
– Валентина из Краснодара спрашивает: «Если все скорби и страдания попущены Промыслом Божиим, то почему же мы за это должны будем отвечать на Страшном Суде? И если я несу свою скорбь всю жизнь, то почему Господь с меня спросит за то, что Сам же и попустил?»
– Скорби и терпение скорбей, которые мы несем в этой жизни, имеют большую цену. В Пасхальные дни мы величаем Спасителя нашего Иисуса Христа за то, что Он избавил нас от всех скорбей и болезней. Потому что когда мы терпим страдания, болезни и скорби, которые бывают в нашей жизни, ради Царствия Небесного, то, конечно, они для нас являются спасительными, мы должны радоваться и веселиться, когда испытываем какие-то скорби, потому что мы терпим за Христа, терпим немощи ближних своих, то есть носим «тяготы друг друга, тем исполняя закон Христов». И Господь на Страшном Суде спросит нас не за то, что Он послал нам скорби и мы их терпели и переносили: Он будет судить нас по тому, как мы их терпели. Если мы роптали и не сознавали, что Господь дает нам через скорби очищение наших грехов для Царства Божия, то, конечно, это будет наш грех и наше осуждение за этот грех.
– Звонок из Нижнего Тагила.
– У меня два вопроса к Вам. Первый – как правильно носить крестик? Я крещеная, и крестик у меня освященный в церкви. Я вижу, что многие люди носят крестик просто поверх одежды, но ведь правильно его носить нужно, наверное, под одеждой? И второй вопрос: сейчас распространяют рецепты хлеба из монастыря Матроны Московской – меня интересует, как Вы относитесь к этому хлебу?
– Что касается ношения святого животворящего креста Господня, то мы знаем, что крест нам дается во время таинства Крещения, чтобы мы носили его в течение всей своей жизни. И этот крест является нашим оружием, силой Божией, которая охраняет нас от всех вражьих козней, ведь враг рода человеческого не может терпеть того благодатного огня, который исходит от креста. Мы должны носить это оружие благодати Божией со смирением, верой, с глубоким благоговением. А что касается того, носить его под одеждой или поверх одежды, я думаю, это не столь уж важно. Важно только то, с каким умыслом мы это делаем. И если мы этот крест носим поверх одежды с целью свидетельства о своей вере и о Христе распятом и Воскресшем, то это, конечно, хорошо, а если с целью гордости – то это плохо. Бывает, что мы носим крест под одеждой только чтобы его никто не увидел, и тем самым мы скрываем свою веру, чтобы никто не осмеял нас – это тоже плохо. Потому что, по слову Божию, кто «отречется Меня и Моих слов перед людьми, того Я отрекусь перед Отцом Моим Небесным». Мы должны относиться к вере открыто, не бояться, не стесняться, а свидетельствовать о своей вере. И если получится так, что крест наш окажется поверх одежды, мы не должны этого смущаться – слава Богу, пускай люди смотрят и видят, что я православный христианин.
Что касается второго вопроса. Мы, конечно же, хотели приобщиться к какой-то святыне. Сейчас очень распространены сухарики от преподобного Серафима Саровского, которые пекутся в том сосуде, которым сам Серафим когда-то употреблял для себя. Это, конечно, для нас святыня, и если, приобщаясь к этой святыне, мы подходим с благоговением, со смирением, то, конечно, эти сухарики являются носителем благодати Божией, которая подается по молитвам преподобного Серафима Саровского. То же самое, если мы благоговейно относимся к тому хлебу, который печется в обители Святой Блаженной Матроны Московской. Мы должны правильно относиться к этим святыням, с благоговением, пониманием и особым христианским чувством, тогда все для нас будет на пользу, а не во вред. А когда мы что-нибудь просто делаем своим кумиром, то, конечно, это несвойственно христианскому пониманию.
– Слушаем звонок из Екатеринбурга.
– Владыка, меня интересует, как обстоят дела со строительством храма в Екатеринбурге в честь Космы и Дамиана на улице Волгоградской?
– Таких вопросов о строительстве храмов очень много, и это хорошо. Но я бы сказал, что это неправильный вопрос. Нужно не спрашивать, как обстоит дело со строительством, а нужно самому приложить усилия, чтобы быть участником этого строительства.
Что касается непосредственно этого храма, то там вопрос стоит о том, что еще нужно несколько согласований по землеотводу. Земля там является областной собственностью, и больница, к сожалению, еще не оформила на себя этот участок. Чтобы его передать епархии для строительства церкви, надо, чтобы они сначала ее оформили на себя. Рабочий проект храма уже готов, и мы ждем сейчас окончательного решения на начало строительства.
– Вопрос из Белгорода.
– Владыка, знакомы ли Вы с трудами Валерия Синельникова, и как его книга может повлиять на сознание человека православного или только начинающего воцерковляться и еще не имеющего понятия о церковной жизни? Он ведь дает понять человеку, что он должен надеяться только на свое сознание, – я говорю о книге «Возлюби болезнь свою».
– Сейчас очень много православной литературы, и поэтому лучше не читать книги светских писателей, которые из своих измышлений пытаются дать какие-то советы. Есть очень хорошие труды святых отцов Церкви, которые на своем личном примере, на своем опыте прошли путь исполнения воли Божией, достигли высокого совершенства. Вот их надо читать, ими нужно руководствоваться, на них нужно опереться и основываться, чтобы не ошибиться в своей жизни. А если мы будем основываться на высказываниях тех людей, которые практически не усвоили духовный опыт, то это будет нам в заблуждение. Не случайно Священное Писание говорит: блюдите, как опасно ходите.
– В каких случаях во время богослужения допускается держать свечу в руке, и что это означает?
– Наше богослужение очень многогранное и очень богатое. И есть разные ситуации, когда мы держим в руках зажженные свечи. Есть даже разные традиции. Если взять, к примеру, Украину, там на «Отче наш» свечу зажигают, на Евхаристическом каноне, на чтении Евангелия. У нас в России, когда мы совершаем праздник тому или иному святому, мы видим, как священнослужители зажигают свечки и стоят с зажженными свечами. Конечно, в это время и сами миряне могут это сделать, но это широко не практикуется, только одни священнослужители это делают. Взять, например, празднование Входа Господня в Иерусалим. Есть такая древняя традиция, что в этот день люди должны приходить в церковь с ваиями, с ветвями и со свечами. У нас тоже не все приходят, к сожалению, со свечами в храм во время богослужения Всенощного или Божественной литургии. А это нужно делать обязательно, потому что это имеет для нас огромное символическое значение. Потому что эти вайи вместе со свечами имеют очень глубокий смысл, и мы должны иметь в руках зажженные свечи, чтобы свидетельствовать о том, что Господь победил смерть и так светоносно возвещает нам наше общее воскресение. Это очень глубокий символ, который мы должны понимать. Потом мы держим зажженные свечи при чтении Евангелия в Великий Четверг вечером и приносим их зажженными даже домой и освящаем этим благодатным светом свои жилища. Вот эти моменты нужно знать, чтобы во время богослужения зажигать свечи.
Беседовал Сергей Юргин
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
Временное правительство Египта, с целью разрядить напряженную межэтническую и межрелигиозную обстановку в стране, приняло решение о подготовке закона, упраздняющего запрет на свободное строительство христианских храмов. Данный закон обещают подготовить в течение месяца. Правительство решило уравнять в правах египетских христиан и мусульман
Православие – наиболее распространенное вероисповедание, которое указывают в своем профиле участники социальной сети «Вконтакте» – 10 миллионов пользователей.Далее следуют ислам (1,5 млн), буддизм (363 тыс.) и атеизм (463 тыс.)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.