Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в среду Светлой седмицы после Божественной литургии в Киево-Печерской Лавре
27 апреля 2011 года, в среду Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и сонма иерархов и духовенства Украины, России и Беларуси совершил Божественную литургию в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие Владыки, всечестные отцы, братия сей святой обители, братья и сестры!
С великой радостью совершил я сегодня вместе с вами Божественную литургию перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры.
Обстоятельства, по которым я приехал в Украину, трагические – это воспоминание 25-летия Чернобыльской катастрофы. Горе присутствует в жизни людей, и горе есть результат греха. Если люди отступают от Божиего Закона, то в жизнь их вторгаются грех и зло, а вместе с грехом и злом, как естественное следствие, – страдание. Если бы не было человеческого страдания, то была бы несправедливость, потому что даже нарушение земных законов – и то через суд наказывается человеческим страданием. Каждое преступление должно быть искуплено. Именно поэтому по суду людей заточают в темницы, и пребывание в несвободе является искупительным страданием за совершенное зло.
Мы совершаем во множестве отступления от Божиего Закона, мы совершаем грехи и в мыслях, и в делах своих, и в личной своей жизни, и в жизни общественной. Мы часто живем так, как будто ни Бога, ни Божиего Закона нет. Кого-то еще укоряет совесть, а у кого-то совесть сожжена. Может быть, в какие-то отдельные моменты жизни человек еще уязвляется совестью и говорит «Господи, прости!», но затем снова, помраченный страстями, буйством своей природы, устремляется к деланию греха. И в ответ на это Господь нас наказывает. Боль, страдания – это наказание за наши грехи. И не только за грехи отдельного человека, но и, может быть, за грехи народов. Иначе мы и не понимаем таких явлений, как войны, которые уносят жизни многих людей. В раю не могло быть войны. Среди святых не могло быть войны. Невозможно представить себе, чтобы Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский воевали друг с другом, оправдывая свой конфликт какими-то надуманными аргументами. Среди святых – мир.
Грех, который проник в природу человека, толкает людей к тому, что они во имя достижения греховных целей совершают ошибки. Страшной ошибкой была причина Чернобыльской катастрофы. Но мы как люди верующие должны прозревать – ведь Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Но Господь попустил, и многие люди собственной смертью внесли, может быть, свой вклад в искупление грехов многих.
Такая катастрофа, как Чернобыльская, свидетельствует о том, что человек, обретая огромную силу – через свой разум, через проникновение в науку, через развитие технологий, – должен одновременно возрастать в великой нравственной ответственности за окружающих его людей, за мир Божий, за богоданную природу. Но если развитие науки и техники не сопровождается возрастанием нравственной ответственности, то плоды человеческого разума направляются на греховные цели, на то, чтобы иметь больше денег, энергии, власти и силы, больше потреблять и тратить. А когда нет высокой нравственной ответственности, когда страх Божий исчезает из жизни людей, то в погоне за этой властью – физической, мирской властью – люди и допускают роковые ошибки.
Замечательные слова сказал святитель Московский Филарет: «Промысл Божий даже дурные человеческие поступки способен обращать во благо». Несомненно, никогда не следует забывать жертв Чернобыльской катастрофы. Вчера я имел возможность с Блаженнейшим Владыкой Владимиром и сонмом архипастырей совершить молитву в Свято-Илиинском храме в Чернобыле, а затем в непосредственной близости к четвертому реактору Чернобыльской АЭС. И, конечно, мы молились об упокоении тех, кто погиб. Но в Чернобыльской катастрофе, как и в каждом событии, особенно эпохальном, несомненно присутствовал перст Божий, ибо ликвидация последствий этой катастрофы стала великим нравственным подвигом для тысяч людей. «Процвела языческая неплодящая церковь» (канон воскресный 2-го гласа) – процвела в то время еще не открытым и ясным исповеданием веры, но подвигом жертвы, готовностью идти на смерть для того, чтобы защитить других.
Мы не знаем, все ли те люди – там, на корпусах взорвавшейся электростанции, – были сознательно верующими. Но они поступали по нравственному закону, который Бог вложил в их природу, творя, по слову апостола Павла, добро в их сердцах (ср.: Рим. 2, 15). И эти люди, которые сегодня, несомненно, у Господа, потому что выполнили Его самую трудную заповедь положить жизнь свою за други своя (см.: Ин. 15, 13), являются сегодня молитвенниками за многих из нас.
Но было и другое очень важное последствие этой аварии. Ведь именно с нее началось критическое осмысление нашей действительности, которая всем казалась такой гладкой и спокойной, такой бесконфликтной, потому что правды о народной жизни мы не знали. Но вот эту горькую правду о катастрофе скрыть было невозможно, хотя в первые дни и пытались, – потому что катастрофа носила глобальный характер. И все, что произошло, стало началом процесса осмысления нашей жизни. Для многих он был связан с покаянием, с пониманием того, что дальше без Бога жить нельзя, что невозможно постоянно строить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба – и не для того, чтобы поклониться Богу, а для того чтобы себя поставить на место Бога. И мы знаем, что после этого было празднование 1000-летия Крещения Руси, которое дало еще больший заряд духовных сил. А вскоре эпоха государственного безбожия завершилась.
Какие же уроки мы должны вынести как верующие люди (а Церковь призвана обращать свое слово и к верующим, и к неверующим)? Какие уроки мы как народ должны вынести из всего того, что произошло? Никогда и ни при каких условиях мы не должны отрекаться от Бога. Никогда и ни при каких условиях мы не должны пренебрегать Его нравственным законом, потому что иначе мы будем смертельно уязвлены, как смертельно уязвленным оказалось то наше безбожное общество.
Сегодня никто нас прямо и насильно не склоняет к тому, чтобы мы отрекались от веры. Но образ жизни, который сегодня предлагается в планетарном масштабе, – это образ жизни безбожной, в нем нет Бога, но есть потребление, безудержное стремление к богатству, к власти, к силе. И где же гарантия, что наши современники или потомки, лишенные чувства нравственной ответственности, вновь не оступятся и не совершат нечто такое, что снова повлечет видимые знаки Божиего гнева?
Мы как Церковь Божия не можем не извлекать из такого рода исторических событий выводы, имеющие связь с нашей верой. Сегодня мы такие выводы делаем и, памятуя о случившейся 25 лет назад Чернобыльской катастрофе, обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Господь укрепил нашу веру, помог сопровождать силой этой веры и силой нравственного чувства научное, техническое, общественное, социальное, политическое, экономическое развитие мира.
Это очень непросто, потому что мы будем неизбежно сталкиваться с силами, которые в подобном сопровождении не нуждаются, которые не верят в Бога и стремятся построить безбожную цивилизацию. Мы слабы по отношению к этим силам, потому что в их руках реальные возможности управлять массовым сознанием людей. Но с нами Бог, и в смирении и простоте сердца, без всяких претензий на человеческую власть мы должны и будем нести свидетельство миру о Божией правде, о силе Божиего Закона, о том, что спасительной, благополучной и счастливой может быть только та жизнь, в которой Божественное соединяется с человеческим; только та жизнь, где усилия человеческого разума и воли поддерживаются благодатью Божией. И чем сложнее становится мир, тем больше нуждаемся мы в этом Божественном содействии нам.
А потому «да не смущается сердце ваше»: веруйте во Христа и в Бога веруйте (см.: Ин. 14, 1). И простотой своей веры, силой своей молитвы служите тому, чтобы Богом созданный мир оставался способным принимать благодатную Божественную энергию, обладающую силой спасения рода человеческого.
Всех вас, мои дорогие, приветствую с праздником Святой Пасхи!
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Пасхального молебна в Свято-Илиинском храме Чернобыля Днем 26 апреля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир прибыли в Свято-Илиинский храм в Чернобыле – единственную церковь, действующую на территории зоны отчуждения ЧАЭС. Предстоятель Русской Церкви совершил в храме Пасхальный молебен.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Донецка 7 мая 2011 года, в субботу 2-й седмицы по Пасхе, Предстоятель Русской Церкви возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.