Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия иереем Димитрием Беженарем.
– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».
С вами ее ведущий Михаил Карелин. Гость нашей студии – клирик Ахтырской церкви села Ахтырка, руководитель Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидат богословия иерей Димитрий Беженарь. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
– Господь да благословит всех нас на все доброе.
– Дорогие друзья, тема нашей беседы – дети и современная мультипликация. Батюшка, Вам слово.
– Дорогие друзья, приглашаем вас в прекрасный и удивительный мир детства... Каким был этот мир, отличается ли тот мир, в котором мы были когда-то в детстве, от мира, в котором живут сейчас наши дети, и что вспомнят наши дети, став взрослыми?
Каким был мир нашего детства? В принципе, он ничем не отличался от мира детей, которые жили и двести, и триста, и четыреста лет назад. В чем суть? Детей любили и в богатых и в бедных семьях, и в многодетных, и там, где Господь по разным причинам многих детей забирал и оставались один-два ребенка. Детям отдавали все самое лучшее, их любили, их оберегали. То есть система координат, в которую попадал ребенок, была обязательно христианской, в которой добро всегда побеждало зло, ложь всегда проигрывала правде. И, воспитываясь в этом мире, ребенок воспринимал православное миросозерцание.
Вспомним хотя бы наше детство – мы с Михаилом родились в советский период, который сейчас принято ругать. И то, о чем сегодня мы будем говорить, это не ностальгия по прошлому, дорогие мои друзья, а лишь попытка осмыслить, что мы потеряли. Вспомните мир мультфильмов, которые когда-то мы так любили. Это мир добрых прекрасных зверей: симпатичные белочки с пушистыми хвостами и длинными ресницами, добрые зайчата, трудолюбивые ежики и бобры, сильный и одновременно добрый медведь, который обязательно защитит слабого. И самые неприятные, злые или хитрые персонажи во всех детских сказках и, соответственно, в мультфильмах, это волк и лиса. Зло всегда высмеивалось и всегда проигрывало. Ребенок, смотревший мультфильм, хорошо понимал, что волк никогда не съест доброго зайчика, потому что никогда его не догонит.
А в каком мире воспитываются сейчас наши дети, как изменился этот мир? Вспомним, что наши родители родились и выросли в тяжелые военные и послевоенные годы, наши бабушки и дедушки – в годы революционные и послереволюционные. Но все равно детей старались ограждать от того, что обычно называют «правдой жизни». Не было еще таких умников, которые говорили бы, что ребенок должен знать «всю правду жизни», но под правдой жизни почему-то всегда понималась именно негативная сторона человеческого и вообще мирового бытия.
Как справедливо заметил блаженной памяти покойный Святейший Патриарх Алексий в своем выступлении на одном из Рождественских чтений, мы сейчас живем в перевернутом мире. Примерно двадцать лет назад вместе с изменением социально-политического строя в России произошло еще одно изменение, на которое взрослые не обратили внимания. Резко изменился мир детства. В мир детства, в мир детских сказок и соответственно в мир детских мультфильмов вторглись совершенно другие персонажи. Единственная русская сказка и, соответственно, мультфильм по этой сказке, который заканчивался трагически, – о Колобке. Причем Колобок пострадал за непослушание старшим и за свое самомнение.
Какие мультфильмы смотрят сейчас наши дети? Примерно с начала перестройки к нам пришли западные мультфильмы. В первую очередь, это «Чип и Дейл спешат на помощь», про двух забавных бурундучков. Даже сейчас вспоминаю, с каким интересом тогда мы, подростки, смотрели этот мультфильм, и нам казалось, что это интересно, да и сама идея – друзья спешат на помощь – несет добро. Но обратите внимание на то, как вели себя эти два бурундучка – если двое детей в семье будут вести себя так же, они весь дом перевернут. Вот и давайте задумаемся, хотим ли мы, чтобы наши дети вели себя так же?
И вот один из персонажей этого западного фильма, то ли хомяк, то ли бурундук, сейчас уже сложно сказать, – когда он видел сыр, у него бешено загорались глаза, и с каким несвойственным детям сладострастием он смотрел на этот сыр! Возникает вопрос: для детей ли эта продукция? Почему там показано то, чего на самом деле в детях не надо развивать? Почему же в детском мультфильме это так явно присутствует? Или в мультфильме об утятах дядюшка Скрудж окунается в море золотых монет и буквально купается в них.
Чему учили эти мультфильмы? И сладострастию, и чревоугодию, и сребролюбию – пусть не покажутся вам очень резкими наши слова, ведь дети, даже когда смотрят мультфильмы, детские художественные фильмы, учатся. Потому что, как говорит современная психология, педагогика, до семилетнего возраста ребенку очень тяжело разграничить реальный и экранный мир. Дети видят что-то на экране, и им тяжело понять, что это на самом деле игра актеров. И если дети с детства воспринимают мир именно таким, каким создают его взрослые люди, то какими станут эти дети?
– Батюшка, а в чем причина, что начали создаваться такие мультфильмы?
– Давайте вспомним, какими были советские мультфильмы. Вот образ мамы из замечательного детского мультфильма «Крошка Енот» или из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» – добрый, замечательный, симпатичный. А какой образ девочки, девушки или матери пришел к нам из западных мультфильмов? Об этом было очень интересное исследование, и на телеканале ТВЦ Андрей Леонов эту передачу однажды показал. Он провел исследование, просмотрев очень много мультфильмов западных, как там искажен до неузнаваемости образ женщины, насколько уродливо и отталкивающе выглядит мать. Зачем? Дело в том, что создатели западных мультфильмов – люди совершенно другого менталитета и совершенно другой культуры. Нам, воспитанным хоть в какой-то мере все-таки на христианской, православной культуре, категорически неполезно смотреть эти фильмы.
– Не полезно или вредно?
– Что одно и то же.
– Но ведь российские мультфильмы отличаются от западных в лучшую сторону как раз этим добром. Где они сейчас?
– Очень бы хотелось верить в то, что наши российские мультфильмы кардинально отличаются от западных. Но давайте внимательно посмотрим на мультпродукцию эпохи победившей демократии. Приведу интересный пример. Один очень хороший и уважаемый мною человек предложил посмотреть мультфильм о двух собачках, Белке и Стрелке. Я посмотрел его сам, не показывая своим детям. Мне хотелось понять, действительно ли наш мультфильм лучше, чем западные образцы? Смотрю и замечаю, что за первые сорок минут про космос ничего не сказано. А две собачки, я подчеркиваю, два добрых персонажа, несколько раз за это время дерутся между собой. Как они друг друга только не оскорбляют, как только не поносят, какое у них вульгарное, развязное поведение! Чему они учат детей? Раз добрым персонажам так вести себя можно, значит, это нормально. Что же в этих мультфильмах нашего? Пожалуй, ничего, кроме русской речи и очень тонкого, очень профессионального надругательства над нашим недавним прошлым.
– Батюшка, в современной отечественной мультипликации, да и в зарубежной тоже, есть мультфильмы, которые смотреть полезно и взрослым, и детям?
– Посмотрите на богатый выбор современной мультипликации. Берешь диск, на нем написано: «Нет возрастных ограничений». Значит, это вульгарное развязное поведение ребенок может и в три года видеть, когда ему тяжело еще понять, что это экранные герои.
На один популярный мультфильм хотелось бы обратить ваше внимание – «Маша и медведь». Он создан с применением компьютерных технологий, яркий, красочный фильм, – когда ребенок его смотрит, его буквально не оторвать от экрана.
Но посмотрите внимательнее несколько мультфильмов из этой серии сами, в отсутствие своих детей. И вы увидите, что мультфильм «Маша и медведь» – классический пример воплощения в жизнь ювенальных технологий. Что такое ювенальная юстиция, сейчас, слава Богу, большинство людей знают; напомню кратко: ювенальная юстиция – это попытка из прав человека, которые есть у каждого из нас по Конституции, вычленить права ребенка и противопоставить их правам взрослого человека в ущерб правам взрослого.
И здесь как раз классический тому пример. Образ медведя – безвольный, бездумный, безгласный взрослый. Не сочтите мои слова за обиду, но если мы хотим, чтобы мы в глазах детей выглядели такими, каким представлен в фильме медведь, тогда можно своим детям позволять этот мультфильм смотреть. А ребенок – развязный, невоспитанный, не имеющий никаких ограничений, думающий только о своих правах, но совершенно не знающий своих обязанностей, по крайней мере, по отношению к своим родителям. Обратите внимание на лицо Машеньки – на нем виден отпечаток какой-то патологии. Мне есть с чем сравнить, потому что я хожу в общеобразовательную школу, в самые разные классы, в том числе и в начальном звене, веду беседы с детьми и могу засвидетельствовать на своем личном опыте: таких лиц практически нет у наших детей. Я сам отец, и у меня возникает вопрос: зачем же на лице мультипликационного персонажа отпечаток какой-то патологии, нездорового, запредельного злорадства? Для чего это делается?
– Звонок из Екатеринбурга.
– У меня трое детей, маленькому будет скоро семь лет. Дело в том, что мальчики начали увлекаться таким мультфильмом, как бакуганы. Есть такая игра с игровым полем, на которое ставятся шарики, и из-за магнитов эти шарики раскрываются, и получаются монстры. Они этим болеют, а меня это тревожит. Как объяснить ребенку, что это плохо? Он ходит в воскресную школу, мы очень часто говорим вообще о духовном, о грустном, я ему запрещаю смотреть иностранные мультфильмы, в которых есть насилие и жесткость. Но в детском садике они все этим болеют, я, можно сказать, насильно у них отбираю эту игру, хотя и понимаю, что это тоже не выход.
– Спасибо за ваш вопрос. Это проблема, с которой, так или иначе, все мы сталкиваемся, независимо от того, какого возраста наши дети. Едва ли можно в рамках одной передачи дать всеобъемлющий совет, но многие психологи православные, многие пастыри, особенно те, которые сами являются многодетными отцами, советуют вот что. Если ребенок растет в христианской семье, он должен понимать, что мир, в котором живет он, мир православной семьи, отличается от мира внешнего. И ребенок должен понимать, что это естественно, а не потому, что мы, православные, лучше других. К чему я веду? Ребенок только тогда будет получать правильное христианское воспитание в своей семье, если будет видеть постоянный пример своих родителей.
Мы не можем от этого мира уйти, но некоторое противоядие от его соблазнов можем дать свои детям, если сами будем жить по-христиански. Дети очень восприимчивы, они очень искренни, они очень внимательны к нам, и дети сразу заметят фальшь. Поэтому совет можно дать только один. Стараться самим жить по-христиански, и постепенно будет формироваться внутренний иммунитет у наших детей. Но это требует большого труда и долгого времени.
– Отец Димитрий, а каковы критерии отбора произведений для детей, будь то мультфильмы, литература, фильмы, игрушки, в конце концов, – как разглядеть суть за яркой упаковкой?
– Знаете, что можно посоветовать... Прежде, чем дать возможность деткам что-то посмотреть или порекомендовать, надо посмотреть эту видео– и кинопродукцию самому. Идеальный вариант, когда просмотр телепрограмм строго ограничен именно по времени. И если родители включают телевизор, то только ради определенной передачи. Например, родители включают телевизор, чтобы посмотреть программу «Время», и сразу после того, как она закончилась, выключают, чтобы не он был господином в семье, а был лишь источником информации.
Точно так же можно формировать видеотеку для своих детей. В качестве примера: мальчикам, которым в силу возраста, развития очень интересно смотреть батальные сцены, можно предложить замечательные фильмы про Александра Васильевича Суворова, если я не ошибаюсь, снятые в 1948 году, еще черно-белые, про адмирала Федора Федоровича Ушакова, ныне прославленного в лике святых, благоверного воина. Два замечательных фильма, «Корабли штурмуют бастионы» и «Адмирал Ушаков». Эти фильмы можно смотреть подросткам с девяти до шестнадцати лет. Во-первых, там есть захватывающие батальные сцены, но нет кровавого месива, которое шокирует не только ребенка, но и взрослого человека. Просматривая этот фильм, ребенок видит примеры подлинной храбрости, у него формируются такие чувства, как любовь к Родине, чувство красоты.
– Батюшка, но Вы приводите в пример мультфильмы и фильмы из нашего детства, из детства наших родителей, из нашего советского прошлого – может, это просто ностальгия?
– Дело в том, что хорошее надо ценить, а не разрушать и оплевывать все, что было в нашем прошлом, как об этом сейчас говорят некоторые желающие во что бы то ни стало перекроить историю нашей страны. Конечно, это неправильно. В советский период было немало хорошего.
– Батюшка, XXI век, как известно, информационный; как оградить ребенка в наше время от телевидения, от интернета, как это физически сделать, возможно ли? Семья семьей, воспитание воспитанием, но возьмем такой пример: семья только-только начала воцерковляться, ребенок не находится под контролем родительским постоянно, придя из школы, к примеру. Как быть уверенными, что он не просидит целый день, просматривая видеодиски с теми же «Охотниками за приведениями» или еще чем-нибудь? Или в интернете себе накачает что угодно...
– Да, жизнь развивается. От информационных технологий закрыться мы не сможем, и поэтому строить иллюзии, что следующее поколение, допустим, наши дети, будут меньше смотреть телевизор, чем мы, не стоит. Это неблагоразумно. Но все-таки, если формировать с детства какой-то внутренний иммунитет против соблазнов этого мира, то ребенок по мере возрастания начнет понимать, что это не то, ради чего стоит жить, на что стоит тратить время.
Могу вам привести даже примеры из жизни. Я знаю несколько подростков, которые, видя, как их сверстники играют в компьютерные игры и как они увлечены этим, не могли понять их интереса к этому занятию. Ну что там интересного? На какие-то уровни какие-то солдатики бегут, в них стреляют, они стреляют, им головы отрубают... Парень постоял, посмотрел, а его это не привлекает, более того, он чувствует какое-то внутреннее отторжение от всего этого безобразия. И он спрашивает своего друга, который буквально всей душой погрузился в этот виртуальный мир: «что здесь интересного?». А тот его даже не слышит: «да отстань, ты видишь, мне сейчас надо этого монстра завалить и в эту пещеру забежать». И вот вопрос: почему один человек увлечен такой игрой, а второй, такого же возраста, внутренне отторгает такую компьютерную игру?
Причина в том, что этот второй – из верующей семьи, где родители старались, по мере своих сил, вести христианский образ жизни. Они привили сыну чувство прекрасного, он с детства занимался классической музыкой, ходил в походы, занимался спортом. То есть он жил реальной жизнью, он понимает разницу между реальными теми же самыми детскими играми и виртуальными. Поэтому самое главное – воспитание в семье и добрый пример.
– Звонок из Ярославской области.
– Cовершенно справедливо было отмечено, что со сменой нашей социальной, общественно-экономической формации, переходом к рыночным отношениям, к капиталистической системе, изменилось все – и наша культура, в том числе и мультипликация, и фильмы. Мне кажется, что все это надо как-то ограничить в законодательном плане... Последний Архиерейский Собор принял по этому вопросу однозначное решение.
– Как Михаил хорошо заметил, на последнем Архиерейском Соборе рассматривался вопрос о противодействии кощунству и хуле, там давалось объяснение, что является хулой и кощунством и в социологическом смысле, и в богословском понимании. А ведь на самом деле многое из того, что в средствах массовой информации, и в частности по телевизору, мы видим и слышим, как раз можно расценивать как хулу, кощунство, надругательство над Божественным Законом и над человеческим достоинством. В буквальном смысле слова, мир переворачивается наизнанку, когда добро и зло меняются местами. Но делается все очень хитро, сначала добро и зло уравниваются в правах и говорится: то, что «это добро, а это зло – это просто разное видение». У меня может быть такое видение, а у тебя такое, и «мы должны уважать друг друга», а потом уже зло превалирует над добром. И тогда добро, по замыслу тех, кто хотят этот мир окончательно перевернуть, станет меньшинством, а зло станет единственной нормой.
Об этом многие святые отцы Церкви говорят, в частности, святитель Феофан Затворник, который одной женщине прямо так и пишет: во время пришествия антихриста грех станет единственной нормой жития людей.
Сегодня многие, и священнослужители, и кинематографисты, и писатели, и психологи, люди самых разных профессий и разного социального статуса все больше и больше понимают: то, что творится в области средств массовой информации, – нарушение всех возможных норм. Чем больше добрых людей будет объединяться, тем лучше. А во что это выльется дальше – как Бог даст.
– Еще один звонок – вопрос из Пермского края.
– Это раба Божия Ангелина. Я крестная мать 13-летней девочки своей дочери, у меня есть еще племянник 10 лет. Должна ли я как-то принимать более серьезное участие в воспитании этих детей, хотя семья и не очень-то хорошо относится к моему вмешательству? Такой пример: две недели дети были со мной в храме, исповедовались, причастились, я им все объясняла. А потом буквально на следующей неделе узнаю, что они играют в карты в семье. Я попыталась объяснить, что это грех, но они воспринимают это так, будто я что-то сама напридумывала. Меня волнует и то, что в этой семье дети вместе с родителями смотрят сериал «Счастливы вместе», а там вообще ужасные вещи показывают. Спасибо.
– Можно, я, отвечая на ваш вопрос, приведу пример из своего небольшого педагогического опыта? Я хожу в обыкновенную общеобразовательную школу, подчеркиваю, не в воскресную, где находятся дети из верующих семей, а в обычную. Начальное звено. Прихожу на урок, дети, как правило, встречают с радостью. Но первая радость детей понятна: раз пришел батюшка, то математики или русского языка не будет, по крайней мере, первые 20-30 минут. Увидел на тетрадях изображения каких-то мультипликационных персонажей. А так как я сам таких мультфильмов никогда не смотрел и мои дети не смотрят, заинтересовался.
Спрашиваю детей: «кто это такие?». У девочек глаза загорелись: «это добрые прекрасные персонажи, их вот так и так зовут». А я внимательно смотрю на рисунок и вижу, что это стилизованное изображение блудниц. Прошу прощения за такое сравнение, но это именно так: и формы тела, и одежда, раскосые глаза и огромные губы, а за спиной – крылья, как у бабочки. Я никогда в нашем детстве не видел таких изображений. Я спрашиваю: «а чем же они добрые?». Мне отвечают: «а они спасают мир». Спрашиваю: «а как они спасают, расскажите мне». И учительница тоже улыбается. Мальчики и девочки по очереди поднимают руки (я удивился, что и мальчики смотрят такие мультфильмы) и рассказывают с увлечением о похождениях этих трех героинь. Я спрашиваю: «так они действительно добрые?» – «Да». – «Они действительно красивые?» – «Да». – «А вы хотели бы быть похожими на них?». Некоторые девочки задумались и говорят: «нет», а некоторые говорят: «да».
Я говорю: «ну хорошо, девочки, которые хотят быть на них похожими, давайте с вами побеседуем, такие ли они красивые и добрые? Но сначала расскажите мне о своих мамах. А действительно, твоя мама самая красивая, самая добрая, самая лучшая?». Все признают, что да. Тогда я вновь поднимаю тетрадь с изображением этих персонажей и спрашиваю: «а скажи, твоя мама похожа на ту, кого ты здесь видишь?». Знаете, как это приятно видеть, когда маленькие дети не просто хором отвечают на вопрос, который им задает педагог, а когда ты замечаешь по их глазам, что они начинают мыслить сами. Они действительно понимают, что мама – самая лучшая, самая красивая и самая добрая, но она не похожа на этого персонажа. Значит, одно из двух: либо мама самая добрая и красивая, или добрый и красивый этот персонаж. «Так все-таки, на кого бы ты хотела быть похожа?». Все девочки в классе говорят: «хочу быть похожей на маму». Опять поднимаю тетрадь: «а на этого персонажа хочешь быть похожей?». И все отвечают: «нет». – «А почему?» – «Потому что она не красивая». – «А почему не красивая?» – «А потому что она не похожа на мою маму». И дальше уже начинаем беседовать. «А почему не похожа?». Она не так одевается, у нее, оказывается, и поведение не самое хорошее.
Это лишь один из возможных вариантов. Но задача таких бесед с детьми не в том, чтобы что-то запретить. Потому что ребенок – личность, и просто запрещать, ничего не объясняя, это неконструктивный подход; надо попытаться вместе с ребенком поразмышлять, чтобы он увидел разницу. Конечно, процесс этот очень долгий, кропотливый, требует очень больших душевных сил. Но нам есть к кому обратиться за помощью – к Пречистой, Преблагословенной Деве Марии, к святым угодникам, к тому святому, в честь кого крещен ваш ребенок, если он крещен. То есть у нас всегда есть помощники, они всегда рядом, и они только ждут, чтобы мы сами, искренне, с любовью и верой к ним обратились. И как говорит Господь в святом Евангелии, «по вере вашей да будет вам». Зло не так всесильно, как нам кажется.
– Еще один вопрос – из Москвы.
– Батюшка, у меня двое детей, и я вижу, как в воспитании время очень быстро уходит. Нужно ли вообще искать опору в мультфильмах при воспитании? Мне вспоминается житие святого Михаила Муромского – разве можно какой-то мультфильм с этим сравнить, может ли он потрясти человека до глубины души? Спасибо большое.
– Я часто такой вопрос слышу. Вообще-то именно в православных семьях детям показывать мультфильмы, пусть даже очень хорошие, не рекомендуется. Дело в том, что у детей до семи лет, об этом говорит и психология, и педагогика, визуальное восприятие мира господствует над интеллектуальным. Ребенок растет и познает мир образами. Вот почему у детей до трех-четырех лет, если они очень часто смотрят мультфильмы, бывают проблемы с речью, и потом приходится работать с логопедами. Но очень важно, чтобы ребенок познавал мир еще и визуально. Конечно, это идеальный вариант, когда ребенок воспитывается на житиях святых, видит красивые классические иконы, грамотно выполненные иллюстрации к событиям Нового Завета. В идеальном варианте родители должны читать детям ежедневно по главе. Лучше всего читать вечером, когда дети уже готовятся ко сну, чтобы они приучались к этому, и очень важно читать не детскую Библию, не детское Евангелие, а именно канонический текст, то есть Евангелие, как оно есть, чтобы дети уже с детства приучались к слову Божию. Но вернусь к мысли о том, что визуальное восприятие мира господствует в детском возрасте – вообще детей ограждать от любого визуального восприятия не совсем правильно. Слава Богу, есть прекрасный телеканал «Радость моя», где широко используется анимация, есть прекрасные добрые персонажи: волк, барсучонок, сова. Они учат детей добру, честности, трудолюбию, послушанию родителям, тому, что надо в своей комнате самим убирать.
– Сейчас слушаем Самару.
– У меня не вопрос, а, скорее, реплика. Понимаете, пока у страны не будет идеологии, например, христианской, вопрос не сдвинется с места – вот раньше, в советское время, вы говорите, были хорошие мультфильмы, но ведь мы и воспитывались с детского сада на хорошем, были какие-то хорошие примеры... А сейчас смотри – не смотри хорошие мультфильмы, хорошие художественные фильмы, стоит выйти на улицу – совсем другая жизнь. Нужна идеология, понимаете, на основе христианства.
– Совершенно с вами согласен. Но дело в том, что Господь наш Иисус Христос в Евангелии, обращаясь к Своим ученикам, говорит им такие слова: «не бойся, малое стадо, ибо Отец благоволил дать вам Царство». Тогда христиане были малым стадом, и я не думаю, что будет преувеличением сказать, что и сейчас православные христиане – это малое стадо. Но оно не должно ничего бояться: ему обещано Царство Божие. И задача вот этого «малого стада» как сообщества верующих во Христа, надеющихся на вечную жизнь, стремящихся к ней и старающихся воплотить на Земле идеалы Царствия Божиего, – быть светом мира и солью земли. Соли совсем немножечко надо, чтобы предотвратить гниение и разложение какого-то продукта, – и пусть нас, христиан, и мало, но если бы мы жили подлинно по-христиански, то, думаю, многое в нашей жизни начало бы меняться.
– Батюшка, а Вы не боитесь, что если ребенка воспитать, так скажем, в христианской теплице, он испытает шок, выйдя в реальный современный мир? Он выживет?
– Очень хороший вопрос. Единственное, с чем мне сложно согласиться, что вы сказали: христианская теплица. Как раз таки христиане – подлинные воины. Вспомним, что те люди, которые действительно чего-то добились, как раз были воинами духа, борцами. И дети в христианской семье воспитываются не в тепличных условиях. Потому что ребенок знает: вот сейчас период поста, значит, нужно воздерживаться, хочется мороженого, хочется чего-то сладкого, но ты сам себе говоришь – нет. И объясняешь – почему. Не потому, что Боженька не благословляет или папа с мамой не разрешают, а потому что это нужно для тебя – это тебя формирует. Как ответил архимандрит Кирилл (Павлов), один из известных духовников, на вопрос, с какого возраста нужно ребенку поститься, – он сказал: «с того момента, когда ребенок начнет осознавать, что не поститься – это грех». Как раз такие люди и жизнеспособны. А отнюдь не те, которые все получают, все от родителей требуют, считают, что все им должны. Так, дорогие друзья, кто воспитывается в тепличных условиях? Тот, кто умеет себе отказывать и знает, ради чего отказывать, или тот, кто живет на всем готовом?
– Отец Димитрий, благодарю Вас за полезную беседу. Благословите наших телезрителей.
– Да помилует нас всех Господь и сохранит от всякого зла.
Иеромонах Никон (Белавенец): «Надо смотреть не на внешнюю канву церковного служения, а на внутреннюю» «Меня печалит такое поверхностное отношение к одному из самых активных и талантливых клириков нашей Церкви. Господин Семенов утверждает, что давно лично знает отца Всеволода
Беседа с протоиереем Александром Ториком в эфире православного телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ее ведущий Михаил Карелин. Гость нашей студии – писатель, протоиерей Александр Торик. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.