Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (625) → Иерей Алексий Дарашевич: «Молиться нужно единым сердцем»

Иерей Алексий Дарашевич: «Молиться нужно единым сердцем»

№16 (625) / 18 апреля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами Михаил Карелин. Гость нашей студии – настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове иерей Алексий Дарашевич. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

– Добрый день, мир вам да благословение Божие.

– Дорогие друзья, наша беседа с отцом Алексием посвящена богослужению: с Божией помощью узнаем, какие виды его существуют, каково их предназначение. А начну я, отец Алексий, с самого главного, на мой взгляд, вопроса. Нередко мы слышим предложения вести службу не на церковно-славянском языке, а на современном русском. Сторонники этой идеи мотивируют это тем, что по Крещении Руси и становлении христианства мы от греческого языка ушли и стали служить на славянском, чтобы богослужение русским людям было понятно. Вопрос: почему и нынче не сделать так, чтобы современному человеку было понятно, что происходит в храме во время богослужения?

– Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий перевели службу и книги богослужебные, Священное Писание с греческого языка. Но даже в то время русские люди не говорили на церковно-славянском языке, потому что это был, скорее, болгарский. А русским людям, тоже славянам, он был во многом понятен: 90-95, в крайнем случае – 80% всех слов абсолютно понятны.

Другое дело, что возникает больше не языковая даже проблема, а проблема понятности Церкви. Должен ли язык Церкви быть таким же понятным, как разговор в магазине, в автобусе, на площади, на лестничной площадке, или это все-таки что-то другое? В том-то и дело, что Церковь имеет ту же таинственную природу, что и Христос – она сложна, она глубока, она особенная, она не должна быть тождественна нашей обычной жизни.

Мои дорогие, чтобы войти в Церковь, нужно подняться на ступени. Не случайно еще в древности царь Давид и древние иудеи, когда шли в Иерусалим, называли это «взойти в Иерусалим» – туда нужно было подняться. А поднявшись туда, надо было еще подняться на пятнадцать высоких храмовых ступеней. Почему все именно так было сделано? В Церкви нет ничего случайного. Церковь – это что-то высшее, которое над обыденной жизнью стоит. И чтобы войти в церковь, внутрь церкви – не просто, проходя мимо, зайти и свечку поставить, нет, – чтобы в Церковь войти, нужно войти в другое состояние, в другой мир. Церковь – это Небо на земле.

То есть сам принцип таков: чтобы войти в Церковь, нужно преодолеть какие-то трудности, переступить какой-то порог. И это Господь устроил совершенно не случайно. Подскажу вам, почему. Ведь то, что мы берем просто так, что дается абсолютно без труда, мы не ценим. И только то, на что положили усилия, пот и даже кровь, ценим по-настоящему. Почему мать души не чает в своем ребенке? Она его выносила, она его родила. Как матери дорог этот ребенок, так и нам должно быть дорого то богатство, которое Господь предлагает в Церкви. А чтобы его получить, нужно обязательно приступить с каким-то благоговением, с усилием и сделать, может быть, даже не одно усилие, а много. Ведь ступеней, вы помните, даже в ветхозаветном храме было пятнадцать. И все они были высокими.

18 кафизма, которую сейчас мы слышим на службах Великого поста, имеет Песнь ступеней, – и на каждой ступени поднимался человек и пел какой-то псалом, поднимался на вторую ступень и пел второй псалом, на третьей – третий; этим он очищался, этим он подготавливался к вхождению в храм. Я хочу, чтобы вы поняли, что это и есть принцип Церкви – в нее нужно войти другим человеком.

Возвращаясь к вопросу о славянском языке, скажу, что Церковь учит хранить достояние свое. Потому что язык этот, во-первых, родной, а, во-вторых, он богат – гораздо богаче, чем современный, – вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь, и вы увидите, как одно слово имеет многие значения. И еще. Как заметил кто-то из благочестивых людей, это единственный язык, на котором не ругаются. Это священный язык: только произнесешь слово, а уже душа твоя настраивается на на Божественный лад, ты уже входишь в какое-то другое пространство. Вот что такое церковно-славянский язык. Не спешите отказываться, не думайте, что чем проще, тем лучше. В Церкви и у Бога не такой принцип. Мы знаем по своему опыту, что лучше – значит труднее: надо усилий больше потратить, но и результат тогда будет такой, что вы ахнете. И скажете: Господи, какое же это богатство!

– Батюшка, случается слышать от людей, что они не понимают ни структуры службы, ни молитв, ни чтений, ни песнопений; можно ли тогда прийти одному, в пустой храм, и самостоятельно помолиться? И, естественно, получить те дары, за которыми мы приходим на богослужение?

– Вы, наверное, заметили, что большинство церквей сейчас открыты, как и должно быть, целый день. Если где-то церковь не открыта целый день, это нарушение; если нет священника, то хотя бы сторож там есть, у свечного ящика кто-то стоит, поэтому войти в церковь и помолиться вы можете в любое время. Так и делайте. И это замечательно – это благоговение, и это чувствует каждый Божий человек: когда заходишь в храм, а там никого, и ты чувствуешь – ты вроде один, а точно не один. И ты чувствуешь вокруг себя те силы, которые называются благодатью, ощущаешь это, и хочется молиться. Своими словами. Это очень хорошо – своими словами помолиться.

Но это никогда не заменит богослужения, когда собирается вся Церковь и собирается предстоятель, отец, священник – собирается семья и отец во главе ее. Это как в семье: я прихожу к себе в квартиру, в дом свой, мне хорошо побыть одному, подумать о чем-то, но какой же праздник и какое счастье, когда собирается вся моя семья и мой отец садится во главе стола...

Господь ведь не случайно сказал: где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я посреди них. Видите, собираются только два человека, и уже новая энергия возникает между ними. А у нас, к сожалению, есть такая беда: приходят два человека, и один старается в один угол уйти подальше, другой в другой угол – хочется одному побыть. Если пять человек соберутся – тоже разойдутся, если двадцать, они тоже стараются по одному встать. Люди, услышьте это и поймите: Господь же сказал не о количестве – двое или трое, Он ведь сказал, где они соединятся духовно – придут в церковь, увидят друг друга, поклонятся Ему, поклонятся друг другу! Им не обязательно подходить друг к другу, целоваться, знакомиться, хотя почему бы нет? Но поклониться нужно обязательно.

Когда входишь в храм, нужно обязательно сделать поклон на престол. Там, на престоле, находятся всегда в антиминсе мощи святых. И там же, на престоле, находится Тело Христово. И я, конечно, в первую очередь здороваюсь с Господом, кланяюсь Ему. А потом кланяюсь направо. Кому? А тем, кто стоит справа, кто пришел до меня, и тем, кто слева, тоже кланяюсь: я здороваюсь с ними. Вы пробовали так делать? Обязательно так делайте. Это в Уставе написано, это не какое-то нововведение, это надо знать и делать.

– Слушаем вопрос из Новокузнецка.

– Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к тому, что человек не ходит в храм, а молится дома? Вы же сами сказали, как Иисус сказал: где двое-трое во имя Мое соберутся, там и Я между ними.

– Здесь, видимо, матушка встретила некоторых людей пытливых, которые называют себя истинно верующими, но являются протестантами, а с точки зрения Церкви они не кто иные, как сектанты. Они-то и говорят: «Зачем мне ходить в ваши церкви? Мы можем собраться и дома. Ведь написано же в Священном Писании, и отец Алексий тоже на телеканале «Союз» в программе «Беседы с батюшкой» это подтвердил – если двое или трое соберутся во имя Господа, то и Он посреди них».

Да. Только о ком была речь? Речь о людях Церкви – о православных людях, право славящих, об истинных членах истинной единственной Церкви, Православной Церкви. И вот если братья или сестры Православной Церкви соберутся, двое или трое, во имя Господа в церкви ли, около ли церкви, или в доме у кого-то из них и будут вместе молиться, то Господь будет посреди них. Но не среди сектантов. Они говорят: «почему не среди нас, мы же тоже любим Господа, Библию читаем, тоже во имя Господне собираемся». Да, но есть одно «но» – вы не члены Церкви Христовой. Вы выбрали себе какую-то другую церковь, создали какое-то другое общество, которое никакой молитвенной связи с Телом Христовым, лозой, которой привиты все люди, не имеет; поэтому, если соберется сектантов даже стадион целый, все равно Христа там не будет – слово это обращено только к членам Церкви Христовой, которую основал Сам Господь две тысячи лет назад.

– Звонок из Екатеринбурга.

– Хотелось бы поблагодарить и сказать, что не следует переводить богослужения на современный русский, потому что красивее церковно-славянского языка просто не существует. (А во многих просто говорит леность: им переведи даже на суперсовременный язык, но от этого в церкви, к сожалению, людей не прибавится. А когда человек начинает ходить в церковь, он начинает понимать богослужение – батюшка правильно говорит, там очень мало непонятных слов, просто нужно побольше читать Псалтирь, вслушиваться и вдумываться). Я знаю, что уже были такие попытки, но ни к чему хорошему это не привело. Спаси Господи.

– Я рад, что меня понимают. Здесь я услышал и мой замечательный аргумент: красивый язык. Это так важно: красота – категория Божественная, красота там, где Господь. И Сам Господь это красота. Почему наши храмы так прекрасны, почему пение так прекрасно, почему так изумительны иконы? Стоишь и думаешь: Господи, какая же красота льется от Тебя на нас! И в пении, и в чтении должна быть красота. Должен сказать вам, что эту красоту тоже нужно осваивать – не думайте, что это все должно даться легко, это ошибка. Например, чтобы зарабатывать деньги, вы учились десять лет в школе, получили аттестат зрелости, поступили в институт и наконец пришли на работу, чтобы зарабатывать деньги на жизнь, на семью, на детей своих – это сколько усилий, чтобы получить возможность кормить свой желудок!

Здесь же вопрос об окормлении души. И почему вы думаете, что для души нужно меньше усилий? Потратьте хотя бы сотую долю того, что вы потратили на прокормление желудка, но потратьте: обязательно учитесь, вчитывайтесь в слова и старайтесь понимать их, станьте учениками; нам нужно обязательно учиться, и первая книжка, которую нужно изучать, – Закон Божий. Это букварь. Освоили мы его или нет? А я слишком часто встречаю, что очень многие его не освоили... Не стесняйтесь, идя в храм, взять с собой книжечку, которая называется «Всенощное бдение» – когда начнется служба, следите за богослужением по книге, и происходящее в храме станет яснее для вас. Не бойтесь это делать. Я вижу, что благочестивые русские люди часто теряются в церкви и напоминают стадо овечек: стоят терпеливо, слушают все внимательно. Это замечательно, что они такие смиренные, кроткие. Но это должно быть не только внешне, но и внутри, в их душе и сердце.

Ведь мы должны быть ягнятами по кротости души своей, а по разуму должны становиться людьми грамотными. Поэтому не стесняйтесь, приобретите «Всенощное бдение» и книжечку, которая называется «Литургия» – открывайте, вглядывайтесь, вчитывайтесь, вслушивайтесь в слова. И вам тогда понятнее будет, о чем поется на службе, а вы будете учиться. Может быть, на вас кто-нибудь косо посмотрит, скажет: что это ты здесь с книжечкой стоишь, что – своя служба какая-то? Надо тут смиренно поклониться этому человеку и сказать: «нет, я хочу постигнуть эту службу, хочу не просто ее прослушать, а войти в глубину ее. Ведь она не случайно такая многообразная, а я кроме «Господи, помилуй!», по сути, ничего не знаю. А мне надо больше знать, потому что это Господь дает мне». Милости просим, учитесь, мои дорогие!

Та красота, которая дается на службе, должна быть мудрой, обязательно должна быть понятной. А мы, к сожалению, смирились с тем, что служба может быть нам непонятна; здесь только наша вина, что мы неграмотные. Кто нам мешает научиться? Некоторые говорят: «нас же в детстве не научили». Ну, не научили тебя в детстве, а сейчас кто мешает учиться? «А меня некому учить», – говорит второй. Подойдите к тому, кто знает. Нет такого – подойдите к батюшке, скажите: «батюшка, простите, но я хочу понять, как все устроено в церкви, – может быть, вы мне подскажете, какие книжечки почитать, а может быть, в храме есть человек, который много знает? Может быть, он мне, неразумному, растолкует, что происходит во время Литургии, – хочется мне знать, сердце мое просит». И ни один батюшка вам в такой просьбе не откажет.

Так что есть здесь ваша вина. Но должен сказать, что, может быть, есть вина и Церкви. Многие батюшки во время службы читают невразумительно, невнятно. Думаю, многие с этим сталкивались на своем опыте. Не зря же появилось выражение: читает, как пономарь – это значит: бу-бу-бу... Что он там читает? Добивайтесь, просите, чтобы читали внятно. А бывает не только непонятно, бывает даже не слышно. И это неправильно. Не стесняйтесь, подойдите к тому же псаломщику, поклонитесь ему (это очень помогает) и скажите: «брат, дорогой, не слышно, я так далеко стою, а еще я глухая». Он, может, и отмахнется от вас первый раз, а вы к нему второй раз подойдите, третий. Да еще и к батюшке подойдите, батюшке поклонитесь. Обязательно, дорогие мои, в каждой церкви добивайтесь. На все священника, быть может, не хватает, ему дай Бог исповедовать, служить – иногда просто сил не хватает, чтобы заметить, что пономарь опять стал читать невразумительно. Вы сами подсказывайте, в этом нет ничего обидного: это же наша церковь.

Помните главное – в церкви должно быть понятно абсолютно все.

– Еще один звонок – слушаем вопрос из Москвы.

– Батюшка, разъясните, пожалуйста, как в общей храмовой молитве нам всем едиными устами, единым сердцем молиться, как соединять ум с сердцем в молитве? Это касается, прежде всего, Соборования в церкви.

– Спаси Господи. Как Вы сейчас хорошо меня спросили, как я люблю такие слова! Когда я говорю эти слова на Литургии, то обязательно поворачиваюсь лицом ко всем, кто стоит в храме, и сердце хочет выпрыгнуть к ним и сказать им: «едиными устами, единым сердцем». Действительно, именно так нужно молиться. Что значит – единым сердцем? Это значит, что я не отдельно молюсь, не только за себя или за своего родственника болящего, или за пьющего сына своего, или за внука своего непутевого. Нет, я молюсь за этих людей, которых увидел, когда зашел в церковь и с ними поздоровался. И я увидел, что у одного сегодня лицо какое-то тревожное, а другой, наоборот, радостный. Я их увидел, они вошли уже в мое сердце, и я молюсь о них. И если я все время хожу в этот храм, к этому батюшке, то вижу хотя бы несколько человек, а то и десяток, два десятка, которые приходят вместе со мной. И если я начну с ними здороваться, может быть, в следующий раз поделюсь чем-то, может, он поделится со мной, и я его больше буду знать.

Когда могу соединиться единым сердцем с другим человеком? Когда его немножечко узнаю. И это узнавание необходимо, из него обязательно формируется не просто приход, о чем мы с вами время от времени в наших беседах говорим, а община, братство. Община, в которой люди живут общими интересами, общей жизни. Братство, в котором люди помогают друг другу. Вот оно что значит – «единым сердцем». Это значит, я стараюсь молиться сердцем, возноситься к Господу и молиться за всех остальных, за тех, кто стоит рядом со мной.

Устами молиться вместе означает, что вместе надо просто-напросто вслух говорить молитвы, петь. В церкви мы это делаем. Редко, правда, мало… «Отче наш» – это, слава Богу, мы читаем вместе, «едиными усты», «Верую». Порой в храмах совместно читают какие-то другие молитвы, а мы в нашей общине поначалу столкнулись с трудностями – у нас не было регента и певчих. И мы в нашем Поленове сами стали петь, как Бог на душу положит. Не пугайтесь – все, кто к нам приходит, радуются и говорят: Господи, какое замечательное пение. Почему? Да потому что искреннее. У нас у всех есть книжечки, о которых я говорил, и они открыты. И все стоят с книжечками и поют. Это такое счастье! Бывает, стоит тебе только открыть рот, на тебя цыкают: «молчи, не мешай, дай послушать, они ведь все консерваторию окончили, они ведь знаешь, сколько денег за это получают. А ты молчи, ты ноту не ту взял». – «Какую ноту?» – «Не знаю, но не ту, молчи лучше».

Такого в храме не должно быть вообще. Это уж по нужде нашей, во-первых, оттого, что мы неграмотные, а во-вторых, что еще сами не понимаем, что это возможно, и не хотим петь. Хотя я знаю, что не только в нашей общине, но и в других храмах есть хоры, торжественные такие, праздничные. А есть и свои общинные хоры, где люди приходят и говорят: «петь хочется, научите меня, я буду стараться». И их учат, и они вместе поют. И вот так «едиными усты» можно и нужно славить – об этом говорит Иоанн Златоуст, об этом говорится в Литургии, в самой главной, высочайшей нашей службе. Но если это говорится, почему бы нам не попробовать это делать? Давайте попробуем; где есть возможность, собирайтесь; если вы придете и скажете: батюшка, благословите, если регент согласится с нами разучить какое-то песнопение из Литургии или Всенощного бдения, позаниматься с ним. Ни один батюшка не откажется, да и регент наверняка тоже. И батюшка даст вам возможность поучиться, порепетировать, чтобы вы потом и на службе попели. Это очень умилительно. А как потом душа радуется, как сердце наполняется Божественной энергией, Божественной благодатью! Дай Бог вам всем так попробовать.

– Отец Алексий, еще один звонок – из Мурманска.

– Батюшка, помогите, пожалуйста, я только начинаю ходить в церковь, начинаю читать молитвы, но у меня такое состояние, что во время чтения молитв и дома, и в церкви начинаю зевать, появляется какая-то лень, вялость. Как мне это все перебороть? И второй вопрос. Вот сейчас пост идет. У меня очень тяжелая работа, я не могу очень строго держать пост; конечно, не сквернословлю, не гуляю, отказалась от мяса, от самого главного, что я люблю. Можно делать послабление на пост при тяжелой физической работе или нет?

– Можно, конечно, в меру разумного. А то, что зеваете во время молитвы, лень на вас нападает, так ведь лень – она как вши или тараканы. Они нападают когда? Когда грязь. И что делать, чтобы бороться с тараканами, со вшами? Надо чистить себя. И если вы будете с покаянием приходить в церковь, это и будет такое состояние, о котором я вначале говорил: если будете понимать, что войдете сейчас не просто в какое-то здание, а в огненную печь – в каждой церкви горит, пылает огонь, знайте это.. Это же страшно, если человек нераскаянный войдет, ему же хуже станет. Почему иногда некоторых людей даже просто выносят из храма? Потому что не выдерживают благодати – благодать эта огненная; как сказано в Священном Писании, Господь есть Огнь поедающий, и благодать Его тоже огненная. Так вот, бойтесь входить в храм с неподготовленным сердцем!

И не думайте еще, что я вам дам какую-то таблетку от лени. Нет таблетки от лени, только душа должна собираться и тянуться к Господу. Нужно заставлять себя, даже держа за шиворот – это другого за шиворот в церковь тянуть нельзя, а себя очень даже можно и нужно. Очень хорошо здесь помогает и палка... Только себе, себе, себе. Себе скажите: «вставай, ленивая скотина, нечего тебе лежать, молиться надо, в храм идти» – вот так и обращайтесь. Вы ни разу так к себе не обращались? А вот царь Давид сам себя даже червяком называл. И ничего, оставался святым. Так что надо поднимать себя. И если вы это сделаете, то и Господь даст вам. Но если вы этого не сделаете сами, не ожидайте, что Господь вас поднимет и сделает вас бодрыми – не будет этого, вы должны сами трудиться, сами решиться, нет у Господа таких подъемных кранов, они должны быть в вашей душе: «Господи, как же так, идет Литургия, а я сижу? Господи, Ты же здесь присутствуешь, ангелы сидят вокруг меня, святые все, а я-то сплю, я зеваю? Господи, значит, я мертвый, если этого не чувствую. Господи, дай мне жизнь, дай мне эту горечь, эту силу Твою, дай мне видеть Тебя, чувствовать благодать Твою, дай мне тянуться к Тебе, работать для тебя». Просите, и Господь даст.

– Отец Алексий, как Вам, совершающему службы ежедневно, по нескольку раз в день читая одни и те же молитвы, удается сохранить искренность и сердечность молитв?

– Я должен, наверное, перед вами покаяться, что замаливается сердце – и у меня замаливается, и у всех замаливается. Кого бы не спросил, у всех это бывает. Открываешь дневники Иоанна Кронштадтского и видишь, что и у него мгновения были. Вот он пишет: «Господи, вот уже началась утреня, а сердце мое оставалось холодным, не отзывалось». Бывает это. И даже у святых. Отчего? Оттого, что все мы – грешные люди. Но все зависит от того, как сам к этому относишься: одно дело, если человек прочитал молитву и даже не понял, что он прочитал, или не дочитал ее и подумал: «что-то у меня сегодня не получилось... ладно, пойду спать». Или это будет по-другому – когда человек говорит: «Господи, как же так? Я стою перед Богом, я молюсь, а у меня сердце холодно. Как же так, почему? Это же страшно, и так не должно быть! Господи, прости меня!» Вот здесь хорошо положить поклоны – пять, десять, двадцать поклонов положите, своими словами попросите у Господа помощи. Вы знаете, даже не тогда, когда я получил уже рукоположение, а когда я крестился, будучи взрослым человеком (мне было уже 24 года), то мой отец духовный, который меня крестил, иеромонах Дионисий, блаженна память его, сказал мне одну фразу, которую я запомнил на всю жизнь. Он сказал: «Лешенька, не привыкай, только не привыкай – к Церкви не привыкай, к молитве не привыкай, к слову Божию не привыкай! Это очень опасно». Вот это я и держу. И всегда, когда я чувствую это в себе, от усталости, от того, что что-то произошло в жизни, вспоминаю его слова. Это бывает с каждым... Когда теряется молитва, когда теряется суть молитвы – остановитесь. Сразу же остановитесь и скажите: «Господи, прости меня! Господи, зажги меня, дай мне в сердце огонь». Это как свечка, и вообще, мы ведь не случайно держим свечку: свечка – это ведь образ молитвенной души человека; и она гаснет, по многим причинам. Что делать? Ходить вот так, с потухшей свечой? Нет, зажигайте ее снова – молитвенная свеча души человека должна гореть.

– Отец Алексий, благодарю Вас за теплую, душеполезную беседу. Благословите наших телезрителей.

– Дай Бог вам, мои дорогие, живой, искренней молитвы. Дороже разговора с Богом – вы сами знаете – нет ничего на свете. Учитесь этому, просите этого: это ядро, это сердце всей человеческой духовной жизни. Ищите эту живую молитву в Церкви. Господь вас благословит и сохранит.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Диакон Георгий Максимов: «Стяжая добродетель неосуждения, мы сокрушаем гордыню в своем сердце»

Беседа с преподавателем Московской Духовной академии кандидатом богословия диаконом Георгием Максимовым в прямом эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». С вами Михаил Карелин. Гость студии – преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Георгий Максимов.

 
Духовное наследие

Да воскреснет Бог!

Носители духа Святителя Игнатия

Очистим чувствия и узрим...(из 1 песни канона Святой Пасхи) Игумен Никон (Воробьев): Да воскреснет Господь в душах ваших, да поразит ад, кроющийся в глубине сердец наших, да откроет вход в душу нашу праведным помыслам, желаниям; да вознесет сердца наши горе и сделает нас храмом Духа Святого.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс