Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (624) → Митрополит Вениамин (Федченков): «Хорошие люди»

Митрополит Вениамин (Федченков): «Хорошие люди»

№15 (624) / 11 апреля ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Митрополит Вениамин (Федченков). Этот выдающийся иерарх 20 столетия в особых представлениях не нуждается – хотя бы благодаря литературно-богословским трудам Владыки, издающимся сегодня в изобилии. Живость его мысли и слога, богатейший жизненный опыт, сила веры и духа и незаурядность его личности неизменно привлекают читателей. И, выбирая очередную книгу для нашей рубрики, невозможно было пройти мимо двух томиков «Я вспоминаю…» и «Хорошие люди», вышедших в свет в серии «Христианская жизнь. Православное богослужение».

Обе книги содержат избранные части знаменитых «Записок архиерея»; первая полная публикация этого труда была осуществлена издательством «Правило веры» в 2002 году, 8 лет спустя то же издательство вновь обратилось к «Запискам архиерея». И сегодня на нашей книжной полке представлены два, если можно так выразиться, родственных друг другу сборника.

Первый носит название «Я вспоминаю…», в него вошли две части из уже упоминавшихся «Записок архиерея». Одна посвящена, по выражению самого Владыки Вениамина, «фактам сверхъестественного мира», свидетелем которых был он сам или рассказанным ему. Другая относится ко времени пребывания автора на Ростовской и Саратовской кафедрах и содержит его записи, касающиеся разнообразнейших тем.

Второй сборник называется «Хорошие люди». По сути, это свидетельство той любви к людям, которую носил в своей душе Владыка Вениамин. Разные характеры, судьбы описывает автор; здесь особенно проявляется его незаурядный литературный талант: немногословно, но выразительно передает он историю того или иного человека, делая его близким и понятным читателю, в каждой истории чувствуются действие Промысла Божия и живая вера в любовь Божию к человеку. Но лучше самого митрополита Вениамина об этом не скажешь: «Очень давно я написал книгу под таким же заглавием: «Хорошие люди». Это было в Париже. Мне тогда уже показалось, что писатели мало выводят хороших людей, а все больше – плохих и грешников. Дошло даже до того, что хорошие мысли и чувства нужно было вкладывать в уста «Идиота» у Достоевского – до такой степени добрые люди и мысли стали не обычными, не нормальными, что их следовало уже прикрывать мнением сумасшедших. А между тем мои наблюдения говорили иное: хорошие люди есть. И их совсем не так мало. Вот я и записал кое-что об этих людях, которых я видел в жизни…».

В предисловии к книге Владыка Вениамин размышляет над литературными тенденциями своего времени – а кажется, что речь идет о нашем дне: «Большей частью в книгах изображаются дурные, грешные, страстные. Почему же хороших людей не изображают писатели?». Задав однажды этот вопрос некоему писателю (имя его не называется), Владыка услышал в ответ, что хороших людей очень мало в жизни. И согласился с этой мыслью лишь отчасти: «Церковь на то и создана, чтобы из грешных, плохих людей постепенно выделывать лучших. Но эти лучшие должны все же быть на примете наряду с плохими, еще не сделавшимися хорошими». Причину концентрации внимания на негативных примерах митрополит Вениамин находит и в самих писателях: «Всякий смотрит на дело так, как ему видно из его собственного окошка души».

Поэтому достойно всяческого удивления то, как видел мир и людей сам Владыка, сколь светлым и милостивым был его взгляд. Вот он описывает встречу в вагоне поезда с революционным солдатом-кощунником, грязно оскорблявшим и его самого, и Церковь Божию, и все, что есть святого на земле и на небе, и нет в этом рассказе такого естественного, казалось бы, желания заклеймить, отыграться, воздать должное – есть простое изложение события, боль и даже сожаление о человеке, так сильно запутавшемся в жизни. Стоит привести и цитату из этого рассказа:

«Кощунник все повышал и повышал хуления. Я же продолжал молчать.

– Вон у вас в храме Спасителя сорок восемь пудов золота! Не знаю: правда ли это? Зачем это?

Тогда я подумал: когда меня и духовенство он ругал, я переносил; а тут дело дошло до украшения храмов: не ответить ли? Ведь дело доходит до чести Бога! А около этого солдата сидела какая-то молодая женщина, приятного вида и серьезно молчавшая.

– Это кто около вас сидит? – спрашиваю я спокойно. – Сестра ли? Или жена? Или невеста?

– Ну, скажем, невеста! Что ж тут такого?!

– Вам не случалось покупать ей хоть колечко?

– Ну-у, покупал, скажем!

– Зачем это ей? Ведь все равно она и с колечком и без колечка такая же! Но вы этим хотели показать свою любовь к ней. Не так ли?

– Ну, скажем так: любовь!

– Так и мы: Богу не нужно ни золото, ни серебро. А мы этим тоже хотим выразить свою любовь к Нему.

Возражать было нечего… От этого он обозлился еще больше».

Далее перескажу вкратце. Чтобы прекратить поток богохульств, Владыке пришлось обратиться к людям, находившимся в вагоне: «Вас тут сидит 50-60 человек, и никто не хочет остановить гадости этого человека?». И «остановить гадости» оказалось под силу какой-то женщине, которая в ответ на адресованный попутчикам торжествующий вопрос солдата: «Кто Бога видал?!», ответила: «Да рылом ты не вышел, окаянный, Бога-то видать!». И весь вагон грохнул от смеха, в том числе и сам кощунник. А вскоре поезд сошел с рельсов, и та самая женщина отнесла это на счет только что звучавших в вагоне речей, а солдат – на счет присутствия в поезде духовного лица: «Сказано: с попами не связывайся!». – А я подумал про себя, – пишет Владыка – что-то еще выйдет из него? Через час мы двинулись на соседнем поезде».

Как же удавалось сохранять такое отношение к людям, такой взгляд на человека митрополиту Вениамину? Эпоха, которая выпала на его долю, была эпохой кровавой борьбы и гонений на Бога и Его Церковь. И Владыка Вениамин находился в гуще событий. Революция, гражданская война, во время которой он был епископом Белой армии – фронтовым епископом, вынужденная эмиграция, хранение верности Отечеству и оставшейся под гнетом Русской Православной Церкви, возвращение на Родину и Архипастырское служение уже здесь, и мирная кончина в Псково-Печерском монастыре, последовавшая в 1958 году.

Удивительный человек, удивительная судьба... Разговор о митрополите Вениамине и его творениях мы не ограничим одной статьей и продолжим в следующем номере.

Рекомендуем книгу

Митрополит Вениамин (Федченков). «Хорошие люди»


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Великий пост

Великий пост – спасительный корабль

Из интервью телеканалу «Союз»

Митрополит Волоколамский Иларион, председатель ОВЦС: – Великий пост – особое время, установленное Церковью, чтобы мы могли подготовиться к Страстной седмице и к празднику Святой Пасхи. Уже в древней Церкви существовал такой подготовительный период

 
Выставка

Пейзажи родного Урала представлены на персональной выставке екатеринбургского живописца Андрея Ржакова

В екатеринбургской галерее «Краски души» открылась персональная выставка Андрея Николаевича Ржакова – директора ООО «Вектор – Информационные системы» и художника. На выставке представлены уральские пейзажи, созданные в 2010 году.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс