Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (624) → Христианин, желающий спасения, не реже чем раз в три недели должен приступать к святой Чаше

Христианин, желающий спасения, не реже чем раз в три недели должен приступать к святой Чаше

№15 (624) / 11 апреля ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
«Вера во Христа – вера, которая является жизнью»
Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь
Господь пролил Свою Пречистую Кровь на кресте за каждого из нас
Протоиерей Евгений Попиченко

21 апреля – Великий Четверток Страстной седмицы.

Через Церковь человек, преодолевая время и пространство, входит непосредственно в события, которые произошли при Понтийском Пилате. На два основных момента хотелось бы сегодня обратить внимание. Это, во-первых, бесконечное смирение, которое Господь явил, когда на Тайной Вечере, сняв верхнюю одежду, стал омывать ноги Своим ученикам и отирать полотенцем. И когда Он дошел до апостола Петра, то Петр по своей горячности сказал: «Учитель, не омоешь ног моих вовек». И Господь сказал: «То, что Я сейчас делаю, вы, может быть, не понимаете, но потом осознаете. И если ты не дашь омыть твои ноги, то ты не имеешь части со Мной». Петр сказал: «Господи, и ноги мои, и голову, и всего меня омой». Но Господь сказал: «Только ноги, потому что чистому достаточно и этого. И вы чисты, но не все». Потому что Господь знал, кто Его предаст. И когда Он омыл ноги всем Своим ученикам, в том числе и Иуде Искариотскому, Он сказал: «Вот вы называете Меня Учителем и Господом, и действительно, вы правы, потому что Я то и есть. Но если Я, ваш Учитель и Господь омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги ученикам своим, братьям своим».

Господь явил пример исключительного смирения. И для каждого христианина это – указание, потому что очень часто человек стремится на земле достигнуть определенных высот, и когда где-то его интересы задеваются, начинает роптать, выражать недовольство, стремится подавить другого человека. А тут пример: что Я вам сейчас сделал, то и вы делайте своим ученикам. Ибо «кто из вас хочет быть большим, да будет всем слугой, кто из вас хочет быть первым, да будет всем рабом», потому что Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, а чтобы Самому послужить и отдать жизнь Свою во искупление многих.

Именно христиане должны являть этому миру пример любви и смирения. А у нас даже бывает, что человек приходит на службу, а те, кто пришли раньше, на него сердятся: «Ты не так прошел, не так поставил, не в том пришел, не там встал, это место мое». О какой любви, о каком смирении может идти речь? Получается, что все это – фарисейское лицемерие. Человек внешне как бы изображает из себя православного, а душой, как Господь говорит, «полон костей мертвых и всякой нечистоты». Да не будет с нами так, дорогие братья и сестры! Смиряющий себя будет возвышен Богом, а возвышающий себя унизится.

И второе, важнейшее событие: это установление Господом Богом величайшего таинства – таинства благодарения, Евхаристии, в котором человек получает возможность соединяться с Богом. Господь, сотворяя человека, уже все предвидел. И во многом понятно, почему всеблагой Господь попустил и отпадению первого человека, и тем многим трудностям, скорбям, мучениям, которые испытали многие праведники до Пришествия в мир Христа.

Адаму было предназначено войти в радость Господа своего через послушание, через исполнение заповеди о невкушении плодов с древа познания добра и зла. Некоторые святые отцы видят в этом древе, конечно, не яблоню (непонятно вообще, откуда этот образ возник), а виноградную лозу. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что эту заповедь со временем постиг бы Адам через отречение от своей воли ради воли Божией. И через вкушение своевременное этих плодов человек бы вошел в теснейшее богообщение. Но этого не произошло.

Поэтому понадобились тысячи лет, и в конечном итоге Пришествие в мир Самого Бога в образе Человеческом, Его жертвенная смерть, Его искупление. Через это таинство каждый христианин при должной подготовке может стать причастником Божественного естества – обожиться, войти не только в мысленное общение с Богом, но и в душевное и телесное. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что искупленный человек выше сотворенного. Господь предвидел еще на Предвечном Совете, как говорит древнее Предание, и отпадение человека, и его грех, и необходимость смерти Сына Божия на Кресте, и будущее христиан, учеников Христовых, что захотят стать наследниками Царствия Небесного.

Каждый христианин, подходя к Чаше, да испытывает, как он готовится, как он вкушает, ибо человек, принимая Святые Дары, в суд себе ест и пьет. Святые отцы упоминают несколько судов, в которые человек принимает Тело и Кровь Христовы.

Первый суд – оправдательный, когда человек, внимательно исследовав свою душу, достойно подготовился. Примирение со Христом наступает при некоторых очень важных условиях. Первое – это Православная вера, когда человек верит без заблуждений, без ереси, верует правильно. Второе очень важное условие – это осознание, покаяние и исправление смертных грехов, которые убивают душу человека. При наличии этих грехов недопустимо, просто смертельно опасно приступать к таинству, от которого мы надеемся получить жизнь вечную. Надо помнить, что Святые Дары – огонь, поедающий недостойных, и человек может в суд и в осуждение принять их.

И третье очень важное условие – осознание своих духовных болезней и ежедневная, постоянная борьба с этими страстями. Тогда человек примиряется со Христом, и принятие Тела и Крови Христовых дарует человеку оправдательный суд, он наследует мир и кротость, соединяясь с Душой Христовой.

Второй суд – обличительный. Есть некоторые недоработки в духовной жизни, когда человек не очень внимательно подготовился или есть какие-то страсти, которые человек по тем или иным причинам оставляет в своей душе. Эти страсти обычно после такого суда обостряются. Тогда после принятия Святых Христовых Таин то уныние человека посещает, то гнев, то прочие душевные или телесные мучения, в которых человек может увидеть свою немощь. Господь входит в сердце и начинает указывать на те или иные недоработки.

Третий суд самый страшный – осудительный, когда человек произвольно находится в тяжких грехах и без рассуждения подходит к этому величайшему таинству, не исправляет или не хочет бороться со страстями. Как говорит апостол Павел, «у нас очень многие болеют, и многие умирают из-за того, что причащаются недостойно». Не обязательно это наступает на следующий день. Как говорит преподобный Марк Подвижник, «сеятва и жатва разделены во времени». То есть болезни, скорби и наказание за недостойное Причастие не тотчас же последуют за совершением этого таинства. Обычно человек, который невнимателен к этой величайшей святыне, лишается христианского перехода в вечную жизнь, потому что смерть наступает без покаяния и примирения с Богом. Каждый человек, приступая к этому источнику жизни, да будет очень внимательным, ибо ядущий и пиющий недостойно принимает осуждение себе и становится недостойным виновником против Тела и Крови Христовой. Образ такого принятия этой святыни мы видим в апостоле Иуде, когда он принял то, что ему Христос подал, а после того вошел в него сатана. Да избавит нас Господь от Иудиной участи, и каждый из нас будет внимателен и проверяет свое сердце, свою христианскую жизнь!

А для этого, конечно, необходимо очень усердно жить в Церкви. Потому что Господь говорит: «Я лоза, а вы ветви», и если человек пребудет в лозе, то ее соки, Его Кровь будет циркулировать в этом человеке, и он будет жить вечно. Святая Церковь указывает на необходимость частого и усердного принятия Святых Христовых Таин в жизнь вечную и во исцеление души и тела.

Десятое правило Апостольского Собора говорит, что христианин, желающий спасения, не реже чем раз в три недели должен приступать к святой Чаше с Телом и Кровью Христовыми. А тот, кто без уважительной причины пропускает три недели, отпадает от благодати Божией. Конечно, не все делается сразу. Церковь совсем недавно вышла из-под ига тоталитарной атеистической власти; сначала мы были нацелены на реставрацию и восстановление храмов, но сейчас нужно настраивать приходскую жизнь. Очень важно, чтобы приход был не просто местом удовлетворения религиозных потребностей, каких-то треб и нужд, а чтобы это был живой организм, живая община, где люди ищут самого главного – богообщения, ищут Царствия Божиего, которое внутри нас.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

«Вера во Христа – вера, которая является жизнью»

Протоиерей Евгений Попиченко

17 апреля – великий праздник Церкви, праздник Священной Истории – Вход Господень в Иерусалим. Господь, во исполнение Писания, воссел на молодого осла и за пять дней до пасхи иудейской въехал в Иерусалим. Навстречу выбежала целая толпа людей

 
Церковный календарь

Господь пролил Свою Пречистую Кровь на кресте за каждого из нас

Протоиерей Евгений Попиченко

22 апреля – Великий Пяток Страстной седмицы – воспоминание о Cвятых спасительных страстях Господа нашего Иисуса Христа. Самый тяжелый, самый страшный день от сотворения мира. Именно в этот день люди отплатили Богу за все Его великие благодеяния черной неблагодарностью, крича «распни!» и требуя у Пилата казни.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс