Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (623) → Поставьте памятник деревне на Красной площади, в Москве…

Поставьте памятник деревне на Красной площади, в Москве…

№14 (623) / 4 апреля ‘11

Алевтина Лежнина, редактор журнала «Трезвое слово»Наш приход

В этой теме:

Наш приход
Торжество Православия на маленькой земле
Светлана Савина, г. НижнеудинскНаш приход
Каменное чудо Ишимской земли
Дмитрий Хаткевич, г. Ишим

Как возродить жизнь на селе? О селе Полдневая Свердловской области

Рассказывая о старинном селе Полдневая Свердловской области, мы хотим вызвать интерес к нашему прошлому, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской России. Ведь Россия изначально была краем с преимущественно крестьянским населением – вплоть до 30-х годов XX века, когда в результате коллективизации и индустриализации деревня была обескровлена, питавшие ее жизненными соками духовные корни подсечены, а само крестьянство обречено на постепенное исчезновение.

Поставьте памятник деревне
На Красной площади в Москве,
Там будут старые деревья,
Там будут яблоки в траве.

И покосившаяся хата
С крыльцом, рассыпавшимся
в прах,
И мать убитого солдата
С позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,

И пядь невспаханной земли,
Как символ брошенного поля,
Давно лежащего в пыли.

И пусть поет в тоске от боли

Непротрезвевший гармонист
О непонятной «русской доле»
Под тихий плач и ветра свист.

Пусть рядом робко встанут дети,
Что в деревнях еще растут,
Наследство их на белом свете –
Все тот же черный, рабский труд.

Присядут бабы на скамейку,
И все в них будет как всегда –
И сапоги, и телогрейки,
И взгляд потухший... в никуда.

Поставьте памятник деревне,
Чтоб показать хотя бы раз
То, как покорно, как безгневно
Деревня ждет свой смертный час.

Ломали кости, рвали жилы,

Но ни протестов, ни борьбы,
Одно лишь «Господи, помилуй!»
И вера в праведность судьбы.

Николай Мельников

Полдневая – небольшое село недалеко от города Полевского Свердловской области. Расположено оно в центре невысоких уральских гор, покрытых лесами. Село основано в начале XVIII века как крепость и долгое время было самой южной пограничной крепостью на Урале для защиты горных заводов от набегов бунтовщиков. Писатель Павел Бажов, открывший миру быт, легенды и язык уральских мастеров во всемирно известной книге «Малахитовая шкатулка», писал: «Известно, что Полдневая, бывшая когда-то крепостцой против башкирских набегов, была населена мастеровыми Турчанинова». Полднем в старину называли южную часть горизонта. «Полднево» – значит «южное».

Но народная этимология утверждает, что деревня названа Полдневой потому, что в полдень солнце стоит над ее главной улицей. Вокруг Полдневой в старину располагались рудники, золотые прииски и прииски, где добывали знаменитые самоцветы-хризолиты. Именно здесь, на речке Бобровке, герои уральского сказочника Павла Бажова, дедушка Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка вьюжной зимою увидели на крыше своего балаганчика козлика Серебряное Копытце. «Глядит Даренка: кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие большие. Хризолитами называются. Видали?» В сказах Павла Бажова жизнь и работа уральских мастеров переплетается с вымышленными, фантастическими героями: Серебряным Копытцем, Хозяйкой медной горы, Огневушкой-поскакушкой.

Полдневское месторождение демантоидов было открыто на Бобровке отцом и сыном Калугиными в 1874 году. Именно тогда горщики неправильно назвали камень «хризолитом», под которым скрывался изумрудно-зеленый демантоид, разновидность граната. И еще долгое время этот самоцвет в России и Европе был известен под именем «уральский хризолит». Демантоид отличается своим «алмазным» блеском – отсюда и его название (от нем. Demant – алмаз). В царской России он был одним из самых дорогих ювелирных камней. Об этом богатейшем уральском крае писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк писал: «Едва ли найдется другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточала свои дары». А в наши дни это богатое, некогда прославленное село – заброшенное и совсем не фешенебельное, без новомодных коттеджей. И проблемы, обычные для сельской местности: безработица и пьянство. Старожилы вспоминают, что жило в Полдневой более двух тысяч человек, ныне же осталось совсем немного, да и то, в основном, переселенцы. Именно сюда, в дешевые дома, агентства по продаже жилья из Полевского и Екатеринбурга стали переселять социально неблагополучные семьи, людей, страждущих от алкоголя. В центре Полдневой когда-то красовался старинный белокаменный храм Святителя Николая Чудотворца, построенный в 1856 году всем миром. К храму сходились все улицы села. Но безбожная власть в 1938 году разрушила храм, расстреляла и разогнала священников. На месте храма открыли магазин и бар, в котором круглосуточно стали торговать спиртным. И как сейчас обмелела река, протекающая через село, так и разорили, уничтожили все предприятия и многие здания во время пресловутой перестройки.

На спаивании людей еще до революции наживались винные откупщики, часто не христианского вероисповедания, а связанные с ними взаимным интересом акцизные чиновники уверяли правительство, что продажа водки – великолепное средство пополнения государственной казны. И тогда священники, энергичные и самоотверженные пастыри, начали организовывать при церковных приходах общества трезвости. Действовать им приходилось в весьма сложных и трудных обстоятельствах. В конце XIX – начала XX веков настоятелем Свято-Николаевского прихода в селе Полдневная был священник Михаил Юшков, сын диакона, потомственный священнослужитель. В Полдневую он был назначен сразу после окончания курса Пермской Духовной семинарии. Как многие священники, отец Михаил совмещал богослужебные обязанности с преподавательской деятельностью в местных школах. Его стараниями в селе практически искоренили пьянство.

Русский крестьянин всю свою жизнь, все свое время измерял по церковному календарю. Повседневная жизнь крестьянина была тесно связана со сменами времен года, с богослужебным кругом. Как же строго и разумно была организована жизнь каждого человека в годовом круге обрядов и праздников! Например, 13 сентября, в день памяти священномученика Киприана, после Литургии «выкапывали картошку, а то загниет», приговаривая: «Картофель хлебу подспорье, картошка хлебу присошка». 21 сентября, после празднования Рождества Пресвятой Богородицы, в народе начинался праздник урожая. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям жены вместе со свекром и свекровью для установления и скрепления добрых, мирных отношений между семьями. С Воздвижения Креста Господня начинали рубить капусту: «у доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой». Хоровое пение сопровождало жизнь крестьянина: пели в поле, в застолье, в боевом походе. После дня, наполненного тяжелым трудом, возвращались домой с песнями. Это рождало чувство радости.

В 1925 году партия провозгласила свой знаменитый лозунг «Лицом к деревне». И масса рабочих-шефов двинулась учить крестьян уму-разуму. Крестьянина-труженика, кормильца поставили на последние роли в государстве, обвинили в косности, темноте, раскулачили и запугали. Для построения социализма требовалось напрочь выбить у крестьянина частный интерес. Сделать это было непросто, так как многовековой общинный уклад хозяина земли и пахаря-труженика сидел в крестьянах крепко. Необходимо было отбить людям память.

В начале революции 1917 года кулаком называли бесчестного сельского переторговщика, живущего не своим трудом, а наживающегося на сельской бедноте. Но к 1930 году кулаками стали называть вообще всех крепких крестьян, разумно ведущих свое хозяйство. Такой крестьянин, естественно, не собирался вступать в колхоз, где было объединено беднейшее население, зачастую не самое трудолюбивое. Начались аресты так называемых кулаков. А по сути – самой трудолюбивой и упорной части крестьян. Лучших хлеборобов вместе с семьями стали хватать и безо всякого имущества, почти голыми вывозить в северное безлюдье, в тундру и тайгу. Оставшихся в селе крестьян спаивали.

В 1931 году вышло постановление Правительства СССР о реализации хлебного вина через магазины, особенно в деревне. После 1931 года вводилось в практику поощрение продавцов алкогольной продукцией особыми премиями за перевыполнение планов продаж вино-водочных изделий. Деревенское пьянство сопутствовало всем начинаниям большевиков. Продуктов не было, но водка была. Так через разрушение нравственных и духовных устоев общества создавался новый строй.

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕЗИДИУМА
УРАЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

О ходе выполнения плана реализации хлебного вина 29 мая 1931 года.
СЕКРЕТНО

  1. Отметить совершенно неудовлетворительные итоги реализации хлебного вина за две декады мая (43,6% плана).
  2. Предложить Уральскому управлению союзспирта и облсоюзу усилить реализацию спиртоводочных напитков, особенно в деревне.
  3. Отменить все постановления райисполкомов, относящихся к ограничению и задержке реализации спиртоводочных изделий на селе, и воспретить устанавливать какие бы то ни было ограничения в реализации хлебного вина.
  4. Предложить Уралоблпотребсоюзу дать директиву об обязательном выполнении плана реализации спиртоводочных изделий, привлекая к ответственности руководителей кооперативов, ограничивающих и тормозящих реализацию вина.
  5. Обязать отделение союзспирта на Урале, облсоюз и райисполкомы обеспечить бесперебойную доставку спиртоводочных изделий, а также посуду.
  6. Предложить областному прокурору еще раз дать директиву районным прокурорам о привлечении к ответственности лиц, задерживающих и тормозящих реализацию спиртоводочных изделий.

Зам. председателя Уральского облисполкома: В. Попов
Зам. секретаря облисполкома: подпись неразборчива
(ГУ ОГАЧО, Ф. 88, О.1, Д. 63, Л. 87-87об. Подлинник.
Челябинская область 1917-1945 гг. Сборник. Челябинск, 1999. С. 148).

Вот что нам рассказала жительница села Римма Герасимовна Оленева: «Село Полдневая было богатым, раньше здесь был леспромхоз, тарный цех, животноводческий комплекс, пекарня, двухэтажный детский сад. Теперь это все разрушено. Обещали восстановить детский сад, но он по-прежнему зияет выбитыми окнами. Раньше в селе была хорошая больница, в которой работали образованные медики. Жители были трудолюбивыми, благочестивыми. Сейчас сознание у людей изменилось. Люди собираются не для совместного труда, а просто вместе выпить. В селе устраивают много светских праздников: дары осени, праздник села – и это очень хорошо. Но остается горечь на сердце от этих праздников, потому что главный их атрибут – выпивка. Приходит много родителей с колясками и с детьми постарше. Взрослые, напившись, ездят по селу на мотоциклах и катают детей. У детей, видящих эту картину, стирается грань между добром и злом. Праздники устремлены на бездумное увеселение. Школьные учителя говорят, что у местных детей внимание фиксируется только 10 минут, так как им сложно концентрироваться на труде, они нацелены на развлечение, их ум расслаблен.

Из разговора с жителями становится ясно, что кража – это норма, и нет в этом ничего зазорного. Четыре убийства в новогодние праздники 2009 года – это тоже результат пьянства. Все изменилось. Честь рода, семьи не становятся во главу угла. Как душа не может жить без Бога, мучается и страдает, так и село не может жить нормально, когда поруганы святыни, осквернен дом Божий и заросли могилы предков».

Современная деревня – наша боль и скорбь. Русский человек не может существовать вне Православия. Деревня засвидетельствовала явно, что порушенность веры повлекла за собою весьма скорое оскудение всего народного бытия. Современный опыт показал, что одними социальными средствами невозможно возродить и обновить жизнь в деревне. Но если начинает возрождаться в селах духовная жизнь, восстанавливаются храмы, то постепенно налаживается и экономическая жизнь села. Духовная жизнь в селах едва теплилась: люди втайне молились. Сельские женщины никогда не забывали покрасить яйца на Пасху, испечь кулич. Всегда старались окрестить своих детей. Большинство жителей современных сел, которые хотят посещать богослужения, не в состоянии своими силами восстановить дом Божий, который их предки строили десятки лет.

В наши дни в селе Полдневая молитвенное помещение обустроено трудами прихожан, фермера Анатолия Аникьева и воспитанников реабилитационной обители «Подвижник» Петро-Павловского храма города Полевского. В Пасхальные дни 2006 года на первое в Полдневой богослужение пришло немало сельчан. Перед началом Божественной литургии священник Илия Кожевников, окормляющий местный приход, отслужил водосвятный молебен и освятил помещение.

Первая Божественная литургия состоялась в Полдневой после почти 70-летнего перерыва. В Пасхальных песнопениях прихожане выражали двойную радость: победы Христа над смертью и обретения в селе нового места для соборной молитвы. Ведь старинный Свято-Никольский храм закрыт большевиками много десятков лет назад, а в здании до сих пор размещается магазин. Теперь два раза в месяц в молитвенном помещении, которое находится в здании административно-бытового комплекса Полдневского сельхозпредприятия, сельчане собираются на богослужения, которые совершает протоиерей Илия Кожевников.

«Интерес к вере в селе есть, люди заметно оттаивают, – говорит отец Илия, – каждый раз на богослужение приходит кто-то новый. На праздники за богослужением бывает до 20-30 сельчан. Радостно, что прихожане становятся дружнее, внимательнее по отношению друг к другу. Каждый четверг у нас читается акафист святителю Николаю – Небесному покровителю Полдневой». В молитвенной комнате можно приобрести иконы, свечи, церковные книги, заказать поминовения. В канун престольного праздника прихода в нем появилась новая икона Небесного покровителя – святителя Николая Чудотворца. В день престольного праздника, по окончании Литургии, верующие Крестным ходом с пением акафиста святителю Николаю прошли по улицам села.

На Руси никогда не переводились энтузиасты, труженики. Ими всегда жила и будет жить Россия. Валентина Петровна Кох из екатеринбургского Общества «Трезвение» провела в Полдневой курс бесед с родственниками страждущих от винопития и табакокурения.

С 2009 учебного года в селе открылась воскресная школа. Начались занятия подготовительного курса для школьников младшего и среднего возраста. Тамара Александровна Акимова, староста прихода, и Римма Герасимовна Оленева, член Общества «Трезвение», ведут Закон Божий. Нина Константиновна Чеканова, бывший учитель, ведет занятия по рукоделию, духовной музыке и пению. Людмила Николаевна Семенова ведет для детей интегрированные уроки, включающие в себя рисование, поэзию и музыку. «Дети замечательные, и их немало, – рассказывает Римма Герасимовна. – У них еще не изуродована душа. Хороший поступок они называют хорошим, а плохой – плохим. Отец Илия проводит уроки веры два раза в месяц, но людей приходит пока мало. Когда же батюшка посетил с проповедью местный праздник, то жителям это очень понравилось.

Хочется научить детей радоваться по-другому, чтобы у них было будущее, добрая благочестивая жизнь. И чтобы дети понимали, что они живут в таком прекрасном месте, как село Полдневая.»

Каждый из нас может противостоять злу словом, делом, добротой, чистотой помыслов и устремлений, тем самым взращивая «духовное древо человечества». «Все мы, – убеждал писатель Федор Абрамов, – растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта работа, как перестанем взращивать духовное древо, так человечество погибнет»».

Хочется верить, что и жизнь наладится, и солнце засияет на главной улице села и в измученных душах жителей Полдневой, когда, наконец, восстановят белокаменный храм Святителя Николая Мирликийского.

trezvoeslovo.ru

 
Епархия

Курганская и Шадринская епархия

Архиепископ Курганский и Шадринский КонстантинДата рождения: 23 марта 1951 г. Дата хиротонии: 16 июня 1991 г. Дата пострига: 14 апреля 1986 г. День ангела: 3 июняБиография: Родился в ауле Кэнессы Свердловского р-на Джамбульской обл. Казахстана. В 1974 г. окончил лечебный факультет Винницкого медицинского института

 
Наш приход

Торжество Православия на маленькой земле

Светлана Савина, г. Нижнеудинск

На необъятных просторах земли Русской есть небольшой поселок, и имя ему – Чунский. Он расположился в таежных лесах Иркутской области. Поселок Чунский – это моя родина, которую я была вынуждена покинуть.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс