Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх:
– Вступая во святой Великий пост, мы снова услышали покаянные слова: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». То есть если имеете желание и решимость прийти во храм Божий Великим постом и преклониться пред святыми иконами и Спасителя, и Божией Матери, и того угодника, имя которого носите, или какого-то другого преподобного отца, этим самым вы возбуждаете в себе веру. А с верой незаметно, но постепенно приходит и чувство покаяния.
Чтобы жить в покаянии, о котором мы просим Бога, надо иметь веру. Чтобы жить в вере, надо иметь покаяние. Чтобы умножалась в нас вера, надо жить в покаянии, чтобы жить со Христом, тоже надо жить в покаянии, и чтобы наследовать вечную жизнь, тоже надо жить в покаянии.
Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:
– Дорогие отцы, братья и сестры! Великий пост – особые дни, когда мы должны обращать внимание на нашу душу, на то, как мы живем, исполняем ли волю Божию. Хотя, конечно, эти вопросы надо задавать себе каждый день в течение всего года, но особенно сейчас следует обращать внимание на свою духовную жизнь. Потому что это время дано Богом, чтобы мы возделывали свою душу и приготовили ее достойно встретить великий праздник Воскресения Христова, когда мы вспоминаем это величайшее событие для всего человеческого рода – искупительную Жертву Христа Спасителя для нас. И мы должны воспользоваться этой спасительной Жертвой для своего спасения, и благодатью Божиею через подвиг поста и молитвы могли бы восстановить свою падшую природу.
Воздержанием от пищи мы ослабляем силу своих страстей и укрепляем духовные наши силы, стремясь к духовному возрождению, стать ближе к Богу.
Я желаю всем помощи Божией в несении подвига поста и молитвы, чтобы это время стало временем воскресения нашей души, преображения нашей жизни, изменения ее к лучшему, чтобы никакие соблазны этого мира не могли нас увести с пути истины, добра, святости и исполнения воли Божией.
Архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий:
– В эти святые дни поста обычно перестраивается жизнь православного христианина. Мы начинаем более регулярно посещать храмы Божии, усиливаем пост, домашнюю молитву, более тщательно готовимся к Исповеди и Причащению. Но в чем же сущность Великого поста, в чем смысл наших подвигов? Есть одна всем хорошо знакомая молитва: «Господи, помилуй!». Нет ничего короче этой молитвы, и нет ничего глубже по внутреннему смыслу этих двух слов.
«Господи, помилуй!» – это сознание нашей всегдашней вины пред Богом как падших существ. Это сознание того, что все мы против Бога много согрешили и много согрешаем. Это вопль Церкви о том, что все мы погибаем и можем надеяться на спасение только по величайшей милости Божией.
И не случайно ежедневно в православном богослужении во время сугубых молитв слышим этот припев: «Господи, помилуй!». Он поется и Великим постом, и в дни церковных праздников, и даже в дни Пасхальной радости в наших храмах. И если этими словами Святая Церковь испрашивает благословения Божия для своих чад, то ими же она указывает нам на необходимость покаяния.
Епископ Домодедовский Евтихий:
– В церковных песнопениях пост именуется весной для души, временем светлым, временем отрадным. Но из практики приходской жизни мы знаем, что часто во время поста обостряются человеческие отношения, и ссоры и распри вспыхивают нередко между христианами, у которых пост вызвал некоторое истощение. Это, конечно же, совершенно противоестественное явление. Потому что именно в пост должны просиять наши духовные и душевные дарования, духовные качества, преодолевая и наши плотские вожделения, и распри, и ссоры.
Почему так происходит? Очевидно, потому что мы воспринимаем пост не духовно, а душевно. Ведь посмотрите, Церковь облачается в Великий пост в траур, а душа христианина, наоборот, облекается в радость. Потому что есть возможность потрудиться ради Бога, самому себе доказать, что ты – человек верующий и что твоя душа умеет управлять твоей плотью, заграждаться от объядения, от горьких слов, от неправды.
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим:
– Возлюбленные во Христе всечестные отцы и братья, всех вас поздравляю с весной благоуханной, очистительным Великий постом. Весной для души является он, потому как в этом посте мы учимся спасительному воздержанию. Пост является очень полезным и духовно, и телесно, и каждый из нас, понимая это, не должен оправдываться. Потому как пост – оружие против дьявола, и не случайно Господь наш Иисус Христос сказал, что этот род, то есть дьявол, изгоняется молитвой и постом.
К сожалению, люди часто по нерадению говорят, что они не могут поститься по случаю болезни, занятости и так далее. Эту причину очень часто слышат наши священники именно от прихожан. Но это не всегда совпадает с действительностью.
По словам митрополита Вениамина (Федченкова), пост является важным действием, потому как только постящиеся могут в полноте встретить великое и радостное событие, каким является Светлое Христово Воскресение.
Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий:
– Великий пост – очень важное время в нашей жизни. Господь еще в Ветхом Завете дал закон человеку, чтобы десятую часть посвящать Богу, в том числе и десятую часть года. Примерно десятая часть года – время Великого поста. Это не так уж много, если подумать, как много времени мы уделяем своим физическим потребностям, тратим на работу, да и на пустое времяпрепровождение зачастую.
Человеку, чтобы возвыситься над собой и стать лучше, необходим духовный прогресс. Без него невозможно, согласитесь со мной, а для духовного прогресса необходимо сначала чувство покаяния. А основа поста – это покаяние, дорогие братья и сестры.
Епископ Гатчинский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ:
– Мы всегда говорим, что Великий пост – это время покаяние, а покаяние – всегда изменение, а изменение – всегда что-то новое. И поэтому всякий раз, когда человек погружается в атмосферу Великого поста, он обновляется, и в его жизни происходит что-то такое, чего не было до сих пор.
И каждый год великопостное поприще по-новому переживается человеком. По-моему, так происходит потому, что накапливаются новые грехи, новый опыт греха. А вместе с опытом греха, если человек внимает себе, накапливается и некий опыт святости. И Господь видит, что мы меняемся.
Есть замечательный принцип: познай самого себя. Познание человеком самого себя позволяет увидеть в себе то, что не может увидеть тот, кто внимательно не следит за своей жизнью.
Великий пост погружает нас в атмосферу особой тишины, молитвы, и если в этот период человек удаляет себя от каких-то внешних раздражителей: от телевизионных зрелищ, от музыки, даже просто уединяется, он получает огромный опыт видения самого себя, начинает размышлять о том, каковы его поступки. А любой поступок, добрый или плохой, начинается с мысли. Хорошо, если это мысль хорошая...
Действительно, нас постоянно искушает враг рода человеческого, который проник в нас через поврежденную грехом природу. И если внимательно относиться к своей мысли, надо проверять ее через призму Евангелия – прежде чем сказать слово или совершить какое-то действие, задумаемся: «если сейчас рядом с нами находится Христос, как бы Он посмотрел на нас, если бы мы воплотили в слово или в дело эту мысль?». Тогда, наверное, все в жизни было бы совсем по-другому, тогда, наверное, мы осуществляли бы больше благих мыслей, нежели злых. «Верный в малом будет верен и во многом» – если мы будем верны Христу в своих мыслях, тогда и в словах и в делах будем меньше допускать ошибок.
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
– Пост – это не только средство похудеть, не только способ победить свои страсти, не только время подумать над тем, как устроена наша жизнь. Пост – средство узнать о Боге, вместить в свое сердце, очищенное воздержанием, радость Воскресения Христова.
Пост готовит нас к осознанию того, что совершил Господь ради нашего спасения. Пост – не просто время перед Пасхой. Пост – время перед Страстной седмицей: святая Четыредесятница заканчивается в Лазареву субботу, и за ней следует Страстная седмица – спасительные воспоминания страдания и смерти Господа нашего Иисуса Христа.
В эти дни нужно обязательно быть в храме, как и на Пасху. К сожалению, не всегда храмы наши переполнены, когда мы вспоминаем о крестных, искупительных страданиях Христа Спасителя. Во время поста мы готовимся, встав у креста, услышать Евангельские слова о вольном распятии Сына Божия, услышать все те мысли, переживания, которые вложили святые отцы в замечательные стихиры, в богослужебные тексты. Мы постимся, чтобы в Великую Субботу упокоиться от дел и трудов и в радостный день Пасхи ощутить эту радость победы над злом.
В слове Иоанна Златоуста говорится, что радоваться могут все: и постящиеся, и не постящиеся. Но, конечно же, радость у человека, который прошел пост и совершил этот подвиг, намного больше, чем у того, кто случайно заглянул в храм в этот спасительный, знаменательный для всех нас день. Поэтому будем стараться во время поста не только воздерживаться от тех или иных видов пищи, будем стараться не только осознать грехи свои и в них покаяться; но будем готовиться и к тому, чтобы узнать Бога. К сожалению, не все мы с вами хорошо знаем Христа, и в наше сердце не сможет вместиться знание о Нем, пока мы не подготовимся постом и молитвой. Дай Бог, чтобы, пройдя постное время без преткновения, избежав всех соблазнов, мы достигли спасительной радости, радости, равной которой нет на Земле, – радости Воскресения Христова.
Протоиерей Владимир Зязев, настоятель храма Рождества Христова, г.Екатеринбург:
– Есть Евангельские слова: «Нет выше подвига, кто положит душу свою за други своя». Это дело любви. Вера в Бога и любовь – это основное, что нужно человеку для спасения. И Великий пост помогает к этому барьеру подойти как к вершине любви, вершине правды, вершине любви к Богу, вершине любви к людям. И если мы проводим этот пост дерзая и испрашивая благословения идти по пути любви, милосердия, жертвования для людей, значит, мы на верном пути.
Помнить будем, что пост дается нам только в помощь для стяжания благодати любви, смирения, послушания и веры в Бога. Желаю всем нам этого достигнуть во славу Божию.
Игумен Флавиан, наместник Крестовоздвиженского монастыря, г. Екатеринбург:
– Великий пост – особое время в жизни христианина, когда он особым образом посвящает себя Богу, защищая свою душу, защищая свои духовные ценности от врага своего спасения, от дьявола. Взявши в руки меч духовный – слово Божие и щит веры, христианин ведет эту войну, защищая свою бессмертную душу от всякой дьявольской нечисти.
Желаю вам, дорогие братья и сестры, быть добрыми и славными воинами Христовыми, желаю благоразумия, стойкости и помощи Божией в этом трудном деле.
Протоиерей Димитрий Лескин, настоятель храма Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, г. Тольятти:
– Великий пост – это весна души, Великий пост – это центральное время нашей духовной жизни. Вообще-то христианин и меряет свою духовную жизнь от поста до поста. И когда наступает это предвесеннее время, когда вот-вот зазвучит печальный великопостный благовест, когда начнутся службы Великого повечерия, Литургии Преждеосвященных Даров, когда раскрываться каждый день будет святая книга Постная Триодь, когда мы углубимся в чтение Ветхого Завета, в Книгу Бытия, в Книгу Притчей царя Соломона, в Книгу пророка Исаии – в это время душа христианина, как птица в ожидании весны, начинает особенным образом все воспринимать, стремиться и радоваться наступлению этого события.
Пост – это радость, в Великий пост мы вступаем как в праздник, как приобретение великое воспринимаем все его Недели. Пост – это странствие. Начиная с подготовительных Недель Великого поста и заканчивая Страстной седмицей – кульминацией всей нашей духовной жизни, мы переживаем все этапы духовного восхождения. И каждый шаг, каждое слово, каждое событие, которое происходит в Церкви, наполняется особым смыслом. Каждая Неделя имеет свое название, каждое название – этап нашего духовного развития. Как мудрая Мать, Церковь ведет нас, взяв за руку, от одного этапа к другому, от одной Недели к другой. Мы должны вчитываться с вами в прекрасные богослужебные песнопения, выслушивать их. Ведь вся сокровищница и православной аскетики, и православной литургики, и православной догматики содержится в песнопениях Великого поста – наиболее древней и наиболее драгоценной части нашего великого литургического наследия.
Во время православных богослужений мы переживаем и минуты глубочайшего покаяния, смирения сердца и надежды и радости о грядущем на смерть, но и на Воскресение Спасителе.
Протоиерей Михаил Дроздов, клирик Свято-Петровского собора, г. Гомель:
– Дорогие братья и сестры! В дни Великого поста хочу обратиться к вам с пожеланиями словами преподобного Серафима Саровского, который, обращаясь к Мотовилову и, конечно же, ко всем христианам, говорит: «Батенька, почаще спрашивайте себя: а в духе ли я нахожусь, и всячески старайтесь себя настроить на стяжание благодати Духа Божиего». Потому что смысл христианской жизни, как известно от батюшки преподобного Серафима, как раз и состоит в благодати стяжания Духа Божиего. А все остальное – делание добрых дел, дел любви, милосердия, сострадания – это средства, не цель. Цель – обогатиться Богом. И преподобный Серафим всегда, говоря о стяжании благодати Духа Божиего, сравнивал его с купеческим делом или даже с материальным состоянием: если посмотреть на наше материальное состояние, оно бывает различно – чаще всего мы видим людей среднего достатка, но, бывает, человек имеет большое состояние, такое большое, что необходимости трудиться у него нет; он может жить только на одни проценты со своего богатства и, даже жертвуя другому, не будет испытывать никакой нужды.
То же самое и о благодати Духа Божия можно сказать. Когда преподобному Серафиму Пресвятая Богородица являлась и говорила: «Сей – от рода Нашего», Она свидетельствовала, что сей есть от рода обладающих большой благодатью, который способен и с другими поделиться. Давайте и мы с вами потрудимся, чтобы из Великого поста выйти богатыми в Боге Божественной благодатью и быть светильниками для своих родных и близких, освещать дорогу и им, и себе в Царствие Небесное. Аминь.
Протоиерей Михаил Кудрин, клирик Ново-Тихвинского монастыря, г. Екатеринбург:
– Дорогие братья и сестры, мы с вами вступили в Великий пост. Этот подвиг, пускай небольшой, дает возможность потрудиться над собою, возделывать ниву своей души. Все мы понимаем, что если на своем приусадебном участке, на своем огороде не потрудимся: не вспашем его, не удобрим, не засеем, не будем поливать семена, то ничего не вырастет.
Вот так и в нашей душе. Если не будем трудиться, не будем возделывать внутренний свой мир, то никаких плодов Господу Богу принести не сможем. И Церковь дает возможность совершить такую небольшую жертву – возделывать ниву своей души.
Пусть бывает трудно и приходят мысли, что пост – «это очень скучно, это тяжело, ведь мы ограничиваем себя в чем-то». И дьявол, противник нашего спасения, внушает, что мы очень слабы физически, не можем соблюсти поста...
Не будем поддаваться на эти уловки, а будем трудиться над собой и просить, чтобы Господь дал сил, терпения. Будем помнить, что без Господа не можем творить ничего, а с помощью Бога можем все-таки совершить такой небольшой подвиг. Но, соблюдая пост, не будем тщеславиться, как фарисей, который постился два раза в неделю, не будем унижать других людей и считать их хуже себя, если они еще не воздерживаются, если еще вне церковной ограды.
Моисей постился на Синайской горе, и Господь явился ему и беседовал с ним. Пусть же и наш пост будет восхождением на гору, и Господь обязательно прикоснется к нашему сердцу, и обязательно мы почувствуем Его благодать. Если сами побуждаем себя сделать шаг к Господу Богу, то Господь приблизится и к нам и обязательно даст уже во время земной жизни вкусить благодать Духа Святого. Аминь.
Священник Георгий Белодуров, клирик храма Воскресения Христова, г. Тверь:
– Пост для каждого христианина – один из главных компонентов его духовной деятельности. Дело в том, что на необходимость поста нам указывает Спаситель в Евангелии. Когда Он исцелил больного падучей болезнью, отец этого больного сообщил, что ученики Христовы не смогли изгнать беса. В чем же была причина? И Спаситель объясняет это – Он говорит, что этот дух изгоняется только молитвой и постом.
Так Христос обозначает два главных направления, на которых христианин может укреплять свои духовные силы и побеждать врага духовного: молитва и пост. Это два главных занятия каждого христианина во время Великого поста. Конечно, он и трудится, но чаще посещает храм, и в храмах службы служатся более продолжительные. Они наполнены песнопениями и чтением покаянных молитв, так что время Великого поста – еще и время сугубого покаяния нашей души.
Само слово «покаяние» по-гречески звучит как «метанойя», дословно это означает «изменение». Изменение наших душ. И я думаю, что каждый, кто внимательно относится к своей жизни, чувствует необходимость такого изменения. Сколько важных дел мы откладываем на потом, сколько грехов, с которыми внутренне не согласны и готовы бороться, остаются неисправленными в нас?
Время Великого поста, как никакое другое время, подходит, чтобы перестать грешить и начать делать дела благочестия.
Международное жюри выбрало проект будущего Духовно-культурного центра России в столице Франции. Выиграл проект Общества архитекторов и девелоперов Мануэля Яновского (Франция) и московского архитектурного бюро «Арх групп».
На заседании Священного Синода, состоявшемся 22 марта 2011 года, был рассмотрен вопрос о замещении кафедры вдовствующей Вятской и Слободской епархии в связи с кончиной Преосвященного митрополита Хрисанфа. Решением Синода преосвященным Вятским и Слободским определено быть архиепископу Хабаровскому и Приамурскому Марку.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.