Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (621) → Протоиерей Всеволод Чаплин: «Настоящая жизнь – это жизнь по Евангелию»

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Настоящая жизнь – это жизнь по Евангелию»

№12 (621) / 21 марта ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой», с вами Михаил Карелин. Гость нашей студии – председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Здравствуйте, отец Всеволод, благословите наших телезрителей.

– Сердечно вас приветствую. Господь всех нас благословит.

– Дорогие друзья, сегодня мы попросим батюшку ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем с темы, наиболее значимой в эти дни – это, конечно же, Великий пост. Отец Всеволод, в великопостных чтениях есть изречение преподобного Симеона Нового Богослова, звучит оно буквально так: «Христианин не может сам собою произвести желаемые изменения, а Христос не отблагодарит его даром сего изменения, если он не предаст Ему себя самого от всего сердца». Здесь, видимо, речь идет о некоем сотрудничестве Господа и человека в деле спасения человека, но что значит – предать Ему себя от всего сердца? В чем это выражается и как удостовериться в своей преданности Господу Богу?

– Удостовериться сложно, но надо открыть душу Богу и попросить Его помощи в борьбе с грехом, преодолении искушений, которые нас окружают. В этом один из основных элементов духовной жизни – открыть сердце Богу, действительно предать себя Ему. Сейчас некоторые сми, светские, в первую очередь, говорят о посте как о соревновании, кто меньше съест. Более того, есть даже околоцерковные люди, которые хвалятся друг перед другом тем малым количеством пищи, которую они употребляют.

На самом деле в Евангелии Господь говорит о посте совершенно иное. Нельзя поститься публично, тем более нельзя пытаться соревноваться друг с другом в своих действительных или мнимых подвигах. Пост – это, прежде всего, время молитвы, покаяния, добрых дел, нахождения в храме для серьезной, откровенной Исповеди. Пост – это не очищение организма, тела от шлаков, как иногда нам пытаются сказать со страниц светских газет или с телеэкранов. Это время очищения души.

А что такое очищение души? Это как раз приобретение способности увидеть Богочеловека истинным духовным взором, услышать Бога чистым духовным слышанием, открыть Богу чистое сердце. А что мешает это сделать? Наши грехи, наше искаженное представление о Боге. Что не пускает нас к Богу? Эгоизм и гордыня, привязанность к земной суете, житейский материализм, житейское язычество, когда мы выше Бога, выше молитвы, выше чистоты сердца ставим материальные нужды, житейские дела.

Вот именно от этого может нас освободить пост, если мы серьезно к нему относимся. Потрясающее богослужение, наполненное покаянными молитвами, Великий канон святого Андрея Критского, который в эти дни читается в храмах, великопостное будничное богослужение, которое тоже наполнено покаянными молитвословиями и песнопениями... Время, в которое каждый христианин становится подобным монашествующему. Время, когда мы стараемся отставить в сторону все мирские попечения, погоню за деньгами, за славой, за властью, за тем, чтобы быть не хуже, а то и лучше других, и похваляться этим, и наслаждаться своим эгоизмом, тешить гордыню.

Вот от этого мы в пост стараемся отойти и побеждать грех не своими силами, а с Божией силой в таинстве Покаяния, испепелять греховные стороны своей души через святую Евхаристию, принятие Тела и Крови Христовых, и таким образом призывать Бога на помощь. Наша задача во время поста – сделать сердце открытым и дать Богу сделать его чистым. Это очень важно, это помогает душевному здоровью человека, душевной свободе человека. Но в посте не это главное. Молитва, Исповедь, покаяние, добрые дела, исправление души – вот это должно быть мерилом исполнения нашего постного подвига.

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Настоящая жизнь – это жизнь по Евангелию»

– Много раз во время Великого поста произносится молитва преподобного Ефрема Сирина, в которой мы просим разлучить нас с духом праздности. А что он собой представляет, от чего мы пытаемся избавиться, что такое праздность и пост в жизни?

– Если вы заметили, Святейший Патриарх в своих проповедях в течение первой седмицы Великого поста говорит именно о тех пороках, избавиться от которых мы желаем, прося у Господа помощи молитвой святого Ефрема Сирина. Он сказал об унынии, о любоначалии, то есть о любви к власти, к начальствованию, Святейший Патриарх сказал как раз о том грехе, который вы назвали, – о праздности. Праздность, согласно одному из известных выражений, это мать всех пороков, почему в монастыре, о чем рассказал Святейший Патриарх, не позволяется людям иметь праздное время – монашеская жизнь состоит из молитвы и делания тех трудов, которые обеспечивают монастырскую жизнь.

Наверное, так должен жить и всякий христианин. Праздные люди оказываются беззащитны перед дьявольскими стрелами, они открыты ко многим порокам. И, между прочим, то, что сейчас культивируется праздность как образ жизни, очень опасно. Потому что это может привести к полному разрушению человеческого духовного облика, к разрушению души и сердца. Но, как сказал Святейший Патриарх в своей проповеди на тему праздности, работать все время тоже нельзя, не случайно дана нам заповедь о сохранении субботнего дня. Эта заповедь относится не только к древним иудеям, она относится к каждому из нас: если человек только работает, он начинает духовно деградировать, превращается в несчастное существо, внутренне надломленное. Но праздность как норма жизни тоже очень опасна. Человек трудящийся, человек молящийся, человек думающий, беседующий с другими, творящий добрые дела, прекрасен. Человек, лежащий с банкой пива на диване и смотрящий тупое шоу, который даже не смеется, потому что находится в полусонном состоянии, – отвратителен.

– Вопрос от нашего телезрителя из Екатеринбурга.

– Батюшка, у меня возник разговор в Египте с одним арабом насчет происхождения Господа Иисуса Христа. Они его почитают как пророка, но не как Бога, и при этом он меня спросил: а где не пророки, не ученики, а Сам Иисус Христос говорит, что Он – Бог? Я даже сразу не нашелся, что ему ответить.

– Когда Понтий Пилат Его спрашивает: «Сын ли Ты Божий?», Он говорит: «Ты сказал». То есть это практически согласие с утверждением, что Он – Сын Божий, то есть Он Бог.

Когда Он говорит: «Увидите Сына Божия, восходящего на Небеса», Он говорит о Себе как о Боге.

Это совершенно не убеждает мусульман – здесь имеет место серьезная разница между пониманием Господа Иисуса Христа в исламе и в христианстве, в Православии. Об этой разности не нужно стыдиться говорить ради ложной политкорректности. Мусульмане считают, что Мухаммед – это последний пророк, после которого не может быть новой религиозной истины. Они считают, что именно к его учению, а не ко всем предшествующим учениям нужно прислушиваться в высшей степени. Мы же считаем, что Новый Завет Господа Иисуса Христа дан до окончания времен, то есть до исполнения нынешней стадии человеческой истории – до Второго Пришествия Христова. Мы знаем, что некоторые мусульмане пытаются проводить различие между Учением Христовым и учением святого апостола Павла, учением Церкви. Мы считаем на основании нашего собственного духовного, религиозного опыта, что Господь руководит нами и все человечество будет судить по Своим заповедям. В первую очередь, по тем заповедям, которые Он дает в Нагорной проповеди. Они гораздо выше, серьезнее, страшнее, требовательнее всего того, что мы знаем из Ветхого Завета или из иных религий, рожденных в лоне Ветхого Завета, в частности, из ислама.

– Отец Всеволод, в правительстве созрел новый проект – универсальная электронная карта гражданина России. Каково Ваше отношение к ней? Что это такое, кто автор этого проекта, планирует ли Церковь неким образом защищать свою паству от обязательного участия в нем?

– Это очень большая и серьезная тема, на которую было очень много сказано и которая очень обострилась сейчас. Мы знаем, что Московская городская Дума во втором и третьем чтении приняла закон города Москвы, вводящий универсальную электронную карту. Было очень много даже пикетов верующих у здания Московской городской Думы. Некоторые люди пытаются карикатуризировать эту тему, говоря, что темные фанатики церковные, боящиеся шестерок, каких-то символов, отказываются от принятия нормальных, естественных вещей, которые принял весь мир.

А проблема достаточно серьезная. Появляется база данных, в которой могут содержаться буквально все сведения о человеке, включая и его частную жизнь, все сведения о его граждански значимых действиях. Более того, могут возникнуть ситуации, в которых даже не чиновник, имеющий всю полноту информации о человеке, а компьютерная программа будет определять, насколько этот человек благонадежен. Вот смотрите, если он в своей жизни пару раз летал в арабские страны, а рядом с ним сидел араб, можно этого человека подвергать дискриминации на основании того, что он, возможно, мусульманин в большей степени, чем, положим, атеист, и может быть подозреваем в близости той или иной экстремистской силе. Это будет решать даже не чиновник, а компьютерная программа.

Вот есть набор определенных вещей: купил человек в магазине книги, которые могут считаться неполиткорректными; был рядом с кем-то, кто выступает, скажем, против оправдания гомосексуальных браков, или участвовал в митинге, во время которого выступали против этого, – он может автоматически программой быть занесен в разряд неблагонадежных. Когда о каждом члене общества знают буквально все, это общество оказывается очень уязвимым перед политическим, дипломатическим, а иногда и военным давлением.

Вот почему некоторые страны, в частности Великобритания и Германия, отказались от того, чтобы иметь единую базу данных обо всех сторонах жизни всех граждан и децентрализовали эту информацию. И отказались, между прочим, от единой карты, которая давала доступ к этой базе данных. Вообще, любая система защиты базы данных, как правило, предполагает децентрализацию хранения этой информации: чем больше мест, в которых информация хранится, чем менее эти места связаны друг с другом, тем обычно надежнее хранение информации.

Когда верующие ставят проблему, касающуюся какого-то одного вида идентификаторов личности, в частности эта карточка имеется в виду, или участие в сборе информации для той или иной базы данных, здесь Церковь, в том числе устами Святейшего Патриарха, устами Архиерейского Собора (имеется в виду один из документов Архиерейского Собора) ясно сказала, что она поддерживает принцип добровольности при принятии тех или иных идентификаторов. И, более того, планирует диалог с властью ради того, чтобы люди, которые отказываются от того или иного идентификатора, в том числе и от универсальной электронной карты, не оказались бы лишены тех социальных благ, которые они заработали. Вот об этом мы сейчас ведем речь с представителями органов государственной власти. Когда появился проект закона Москвы, который вводил идентификационную универсальную карту, я обратился с письмом к председателю Мосгордумы господину Платонову и после этого имел с ним три телефонных разговора. Господин Платонов очень ясно дал понять, что он тоже за принцип добровольности, за то, чтобы карта никому не присваивалась без желания человека. Он об этом сказал и публично, и очень хорошо объяснил свою позицию, и я надеюсь, что эта позиция будет воплощена в тех или иных государственных документах, в частности, в указании местным органам власти уважать выбор тех, кто не принимает этой карты. Значит, нужно сделать что-то, чтобы эти люди не оказались на нелегальном положении.

Более того, мы будем теперь работать с нашими юристами, с юристами Мосгордумы, может, с юристами правительства Москвы, чтобы все хорошие декларации, которые недавно сделаны, были закреплены в конкретных решениях, на которые верующий человек мог бы ссылаться.

– Отец Всеволод, лично Вы согласитесь иметь такую карту или нет?

– Я не думаю, что она мне будет очень уж нужна, и если речь будет о том идти, что только при помощи этой карты я буду иметь возможность покупать, продавать, обращаться к врачу, приобретать авиабилеты или железнодорожные билеты, я поостерегусь ее взять. Мы сейчас окружены большим количеством электронных документов, разного рода компьютерных программ, почти у всех есть мобильные телефоны, и можно, в принципе, отследить перемещение человека. Может быть, в этом и нет ничего страшного, но когда ты подталкиваешься кем-то к тому, что все твои действия попадут в определенную базу данных, – это слишком.

– Вопрос из Нижневартовска.

– Пошел я как-то послушать покаянный канон Андрея Критского, а в церкви такая теснота, такая толкотня, ничего не слышно. Я даже пожалел, что пошел в храм, лучше бы дома остался и послушал бы, как Патриарх читает этот канон. У меня дома утром и вечером молитва идет хорошо, и чувствуешь себя причастным к жизни Церкви. Но, получается, у меня есть своя домашняя телевизионная церковь, благодаря телеканалу «Союз»?

– Вы знаете, такая проблема есть. И об этом мне говорили мои прихожане, которые приходят в храм, где я служу, достаточно долгий проделывая путь, потому что храм у нас большой, а народа немного: храм расположен в центре, рядом много других церквей, – люди приходят и говорят: «Я вообще-то хожу в другой храм, но сегодня я пришел сюда, потому что там тесно во время чтения канона святого Андрея Критского». Это значит, что нужно строить больше храмов, особенно в спальных районах больших городов, об этом много раз говорил Святейший Патриарх Кирилл. Я сам 15 лет служил в маленьком храме, расположенном в спальном районе, и там всегда яблоку было негде упасть. Конечно, есть выход: может, стоит читать канон через усилитель, я, например, так делаю, потому что голос у меня не очень сильный, а если читать в микрофон, то есть возможность, не напрягая голос, постепенно проговаривать каждое слово, надеясь, что оно будет услышано людьми. Многие против этого, говорят, что в храмах должен быть только естественный звук; но пусть лучше будет применен усиленный звук, чтобы люди услышали и поняли.

– Следующий вопрос – Новокузнецк слушаем.

– Вы приглашаете людей на Исповедь, считая себя посредниками между Богом и людьми. Однако в послании апостола Павла написано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеком – Иисус Христос». Почему вы должны исповедовать, а не Христос?

– Послушайте, а кто вам сказал, что священник на Исповеди – это посредник между Богом и людьми? Это разве православные люди сказали? На самом деле есть одно слово, которое определяет роль священника во время Исповеди: свидетель. Человек пред Богом исповедуется, а священник – это свидетель, который свидетельствовать будет перед Ним, перед Богом, все, что человек сказал на Исповеди. Конечно, священник может дать и какой-то совет, особенно если его об этом просят, священник может помолиться вместе с кающимся о прощении его грехов. Но священник – это не посредник, это свидетель.

– Следующий вопрос от Евгения с нашего интернет-форума. Ученик седьмого класса пишет: «Сейчас по биологии проходим тему эволюции животного мира по Чарлзу Дарвину». И Евгений просит его вооружить научными доказательствами сотворения Богом животных и человека и опровержениями теории Чарлза Дарвина. Ну, а от себя хочу спросить, стоит ли вообще вступать в спор с преподавателем биологии по этому поводу?

– Я не уверен, что нужно обязательно вступать в спор, но, мне кажется, в самой школе должны в большей степени говорить о разнообразии мнений на эту тему. Известно, что никто никогда не видел переход живых существ из одного вида в другой. Да, конечно, можно сказать, что наблюдения ведутся ограниченное количество времени, наверное, они ведутся несколько тысяч лет, и за это время никто не увидел перехода из одного вида в другой.

Более того, известно, что некоторые так называемые доказательства перехода из одного вида в другой были прямым подлогом. Это доказано, и сами авторы этих подлогов признали, что имел место подлог.

Дискуссию на эту тему нужно и дальше вести. Я не очень понимаю тех людей, которые говорят, что теория Дарвина доказана раз и навсегда и является объективной, научной правдой. Некоторые ученые уверены, что считать гипотезу Дарвина абсолютно доказанной научной теорией пока невозможно.

– Челябинская область на связи.

– Читая духовную литературу, я нашел для себя очень интересный момент о приготовлении ко Причастию. До XVIII века, я так понял, православные христиане причащались так: постовали в среду и пятницу, затем при подходе к самому Причастию, то есть в воскресенье, держали Евхаристический пост – 12 часов ничего не ели и не пили, и причащались. После XVIII века, как я понял, христиане, если они соблюдают постные дни, в среду, четверг, пятницу, субботу постуют, соблюдают евхаристический пост и подходят ко Причастию. Возможно ли Причастие иным способом, которое было установлено до XVIII века, с благословения духовника? И второй вопрос: как часто нужно причащаться, и полезно ли причащаться каждую неделю?

– Практика подготовки к Причастию менялась в течение веков. Сейчас принято, что люди постятся несколько дней. Перед Причастием они не разрывают этот постный период, исповедуются перед Причастием или накануне его, читают известные вам молитвенные правила. Но, возможно, эта практика со временем будет меняться еще не раз. Несколько лет назад был очень интересный «круглый стол», который проходил в Даниловом монастыре, в доме наместника относительно существующих в нашей Церкви практик подготовки к Причастию. А их у нас несколько. Известно, что для постоянных прихожан, которые все время исповедуются, часто причащаются, подготовка может быть немножко иной, чем для тех, кто пришел в первый раз.

Знаете, бывает очень непросто как-то наставлять людей, которые пришли первый раз исповедоваться и причащаться. Например, человек говорит, что ему родственники сказали причаститься, поскольку через пару дней они будут крестить кого-то из их детей, и вот только ради этого он пришел. А в Бога не верит, что такое Причастие не знает и знать не хочет. Как такой человек будет принимать Святые Христовы Таины? Бывает, что люди приходят на Исповедь и с вызовом говорят, что им не в чем каяться, что они не нуждаются в прощении. Как такого человека принимать? Надо принимать, конечно, с терпением, с любовью, без оскорбления, без гнева. Но в то же время такого человека надо не просто покрыть епитрахилью, а постараться привести его к настоящей вере, в Церковь.

Но если человек верующий, если не совершает тяжких грехов, если постоянно пребывает в храме, наверное, и отношение к нему может быть немножко другим.

Как часто причащаться, решает человек вместе со своим духовником. Я знаю людей, которые причащаются каждую неделю, а некоторые по нескольку раз в неделю. Они живут очень насыщенной и серьезной духовной жизнью. Но я практически не знаю людей, которые уклонялись бы от Причастия, и это шло бы им на пользу.

– Снова Нижневартовск на связи.

– Будьте добры, скажите, пожалуйста, я работаю не только среди христиан, но и среди мусульман. Они говорят, что их вера – правильная, потому что мы поклоняемся изделиям рук человеческих. Я пытаюсь объяснить, что мы не поклоняемся иконам, а это лики святых. Я пошла за Богом недавно, и старюсь правильно объяснить им. Но они говорят: посмотрите, у протестантов нет икон, у баптистов нет, и у нас нет таких изображений... Скажите немножко о пророке Мухаммеде. Кто он такой, у нас в Библии его нет?

– Да, у нас в Библии его нет, и мы, христиане, не считаем, что он принес некое новое религиозное знание, новое религиозное откровение, которое, как говорят мусульмане, является последним откровением.

Есть разница между Православным и мусульманским учениями, есть разница между учениями Нового Завета и Корана. И об этом нужно прямо говорить. На самом деле, когда Господь создал человека состоящим из тела и души, Он дал ему возможность прославлять Себя, Бога, и телом, и душой. Если святые жили среди нас, естественно, имеются их изображения. Если Господь Иисус Христос во плоти пришел в мир, естественно, имеется Его изображение.Что плохого в том, что мы телесную природу, в том числе и природу воплотившегося Бога Слова, делаем частью религиозного почитания?

Это естественно для человека. Как раз противоестественно принимать Бога как только грозного Судию, который не имеет ничего общего с этим миром, невообразим, непредставим. Такой Бог вряд ли может восприниматься как любящий Бог.

Неправы те, кто представляет себе Бога иначе, чем Он открыл Себя нам. А мы, православные христиане, верим, что Он открыл Себя нам в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов.

И самое главное, Он открывает Себя нам через наше общение с Ним в Церкви, в богослужениях, в молитве, в таинствах.

– Следующий вопрос с интернет-форума, из города Тетюши, Татарстан, от Анатолия. Он сетует, что и его родители, и знакомые, и даже его девушка не одобряют его стремления к Богу, называя его чуть ли не фанатиком. А он очень любит читать жития святых и Священное Писание. Но в храм ходит редко, потому что близкие над ним потешаются и говорят, что он попал в секту. Говорят, что надо верить и жить, как и они, как и все остальные, – с Богом в душе. Анатолий опасается гонений с их стороны и спрашивает совета, что ему делать?

– К сожалению, это очень частая ситуация. Христианин не должен жить как все. Христианин должен давать понять себе и окружающим, что главное в жизни – не чрево и не кошелек. Конечно, на него будут ополчаться, но в конце концов поймут, что он прав. Поэтому не надо бояться жить по вере, не надо бояться жить по Евангелию, не надо все время оглядываться на тех, кто говорит: «сиди у котлов с мясом, не иди в обетованную землю». И это не только к древним евреям относится, это нередко каждый человек слышит. И не случайно Великий покаянный канон, который в дни Великого поста мы читаем в храмах, напоминает нам об этом стремлении человека и социума остаться у котлов с мясом, в сытом плену, не идти в Обетованную Землю, не идти за Богом, жить себе спокойно в изобилии, действительном или мнимом.

Это – путь в никуда. Если вы живете по Евангелию, вас могут осуждать, не понимать, но вас нельзя будет победить.

– Мало стадо избранное.

– Настоящая жизнь – это жизнь по Евангелию. И человек, который живет им, понимает, что это та самая настоящая жизнь, которая простирается в жизнь вечную, которая не умирает, как умирают все житейские временные наслаждения и вся житейская суета.

– Еще один вопрос – от нашей телезрительницы Анны. Она интересуется, можно ли в пост знакомиться с целью серьезных отношений?

– Очевидно, можно. Только самое главное при этом хранить целомудрие, хранить серьезность этого отношения. Потом люди встречаются в самых разных местах. Лучше всего, наверное, было бы встретиться в храме, в том числе и во время великопостного богослужения.

– Батюшка, ведь пост подразумевает собой отсечение от всего, что отвлекает от Бога – под этим подразумеваются только страсти или увлечения тоже? К примеру, до какой степени можно увлекаться искусством, чтобы это увлечение не стало чрезмерным в пост?

– Это зависит от того, что за искусство имеется в виду, и от того, превращается или не превращается искусство в страсть. Постом лучше всего отказаться от того, что мешает тебе быть свободным духовно, что мешает тебе очистить сердце, очи, чтобы слышать голос Божий и видеть Бога, исполнять Его заповеди.

Искусство бывает разное, и сегодня мы все больше и больше сталкиваемся с псевдоискусством. Но если ты чувствуешь: то, что ты называешь искусством, лишает тебя свободы, порабощает тебя, подумай, нужно ли тебе это рабство? И попробуй какое-то время или в пост, или хотя бы один раз в неделю, прожить без работы, без хобби, и посмотреть на себя немного со стороны. А всегда ли то, что тебе дает работа или хобби – это то, что тебе по-настоящему нужно? Всегда ли и работа, и хобби сохраняют твою свободу, чистоту твоего сердца, правильное устроение твоего ума?

Вообще, пост – это время, в которое очень хорошо навести порядок в мыслях, в чувствах, в жизни, в молитвенном правиле, в правиле, касающемся посещения храма. Пост – это очень хорошее время для самооценки, переоценки многого, наведения порядка в жизни человека. Давайте этим временем пользоваться и не искать ложных оправданий, которые подсказывает нам, на самом деле, враг рода человеческого, пытающийся сказать нам: «Подожди, потом будешь пожилым, освободишься от житейских дел, от воспитания детей, от какой-то очень важной работы, и вот потом, когда-то, будешь молиться, приходить к Богу, поститься, каяться, исповедоваться». Это очень и очень опасная мысль.

«Время сокращается», – говорится в Великом покаянном каноне. Это касается не только пожилых людей, это касается каждого из нас.

– Отец Всеволод, благодарю Вас за такую поучительную беседу, благословите наших телезрителей.

– Всем помощи Божией, всем успехов в добрых делах, всем мирного, радостного, богоспасительного, душеполезного Великого поста. Да благословит и хранит вас Господь.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Тихон: «Информация, которая передается в СМИ, не отображает реального положения дел»

«Русская линия»

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон рассказал о ситуации в Японии и на Курильских островах… «По моему благословению, во всех храмах нашей епархии каждый день служатся молебны.

 
Беседы с батюшкой

Диакон Георгий Максимов: «Есть ли святые в наши дни?»

Беседа с преподавателем Московской Духовной академии кандидатом богословия диаконом Георгием Максимовым в эфире православного телеканала «Союз» – Дорогие друзья, наш разговор с отцом Георгием пойдет о святости и мученичестве. В наше время бытует мнение, что сейчас таких святых, как в Древней Церкви, и быть не может.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс