Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (621) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Не будет нормального развития, если человек не будет свободен»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Не будет нормального развития, если человек не будет свободен»

№12 (621) / 21 марта ‘11

Архипастырь

– По традиции, нашу беседу с архиепископом Рязанским и Касимовским ПАВЛОМ начинаем с вопроса от ведущего. Владыка, состоялось собрание, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. Пожалуй, только Русская Православная Церковь очень широко и глубоко затронула эту тему. Почему такое внимание оказано этой дате?

– Я думаю, что еще будет возможность и у политических партий, и у наших политических деятелей высказать свое мнение. Может быть, какие-то «круглые столы» еще будут организованы. Но Церковь уделяет жизни народа очень большое внимание; любые преобразования, которые происходят на нашей земле, касаются людей, а это наша паства. И, конечно, нам хочется, чтобы народ жил достойно.

Мы все помним кровавый ХХ век, когда все преобразования очень негативно повлияли на жизнь нашего народа. Народ и до сих пор живет очень тяжело, а в ХХ столетии, можно сказать, за исключением очень небольшого количества людей, основная масса влачила жалкое существование.

Я специально взял одну выписку из манифеста об отмене крепостного права, и думаю, что она может довольно красочно ответить на вопрос, который вы задали. Есть такие слова в манифесте: «Самый благотворный закон не может людей сделать благополучными, если они не потрудятся сами устроить свое благополучие под покровительством закона. Довольство приобретается и увеличивается не иначе, как неослабным трудом, благоразумным употреблением сил и средств, строгою бережливостью и вообще честностью в страхе Божием в жизни». Удивительные слова!

Вы знаете, нам в ХХ столетии, после революции особенно, говорили, что мы скоро построим коммунизм. Я встречался со множеством людей, и мне приходилось слышать разное. Один мой близкий человек говорил: «Вот наступит коммунизм, тогда и работать будет не надо. Пришел домой, нажал на кнопочку, открывается бар, наливаешь, пьешь, закусываешь». А одна очень мудрая женщина говорит этому человеку: «Понятно, что это будет хорошая, замечательная жизнь. Но в бар-то кто-то должен что-то принести и поставить».

Вот такие были странные иллюзии в отношении коммунизма: тогда нам работать не придется, на всем готовом жить будем… Работать надо. Вы обратили внимание на очень красноречивые слова в манифесте? Должен быть труд, честный, искренний, добропорядочный труд, и он должен сочетаться с высокой нравственностью народа. И, конечно же, должен быть страх Божий, потому что без благословения Божия ничто на земле не может быть простроено благополучно.

А все преобразования в ХХ столетии у нас строились (да и сегодня строятся) на интересах каких-то конкретных людей. Очень часто мы видим страшные явления, когда реформы проводятся в корыстных интересах или отдельных людей, или какой-то корпорации.

И то, что сделал император Александр II, подтверждает его доброе отношение к своему народу, его стремление мудро подходить к решению назревшего вопроса: не должно быть никакой спешки в этих реформах, они должны сочетаться с нравственным состоянием нашего народа. И, конечно же, его стремление сделать все возможное, чтобы нашим людям жилось лучше, а не ради достижения каких-то корыстных интересов.

Очень многие люди обращаются и к Патриарху, и к священнослужителям, потому что хочется жить достойно, но не всегда это получается. История нашей страны свидетельствует, что есть люди, которые не желают и не хотят, чтобы наш народ жил достойно и хорошо. И поэтому делают что-то во вред, где-то идет саботаж, где-то ведется подрывная деятельность. Я, прожив многие годы за границей, хочу сказать, что до сих пор встречаются люди, которые не хотят видеть Россию процветающей, благополучной страной.

Так что не случайно Церковь уделила внимание этой дате, и слава Богу. Ведь это свидетельствует о том, что наше Священноначалие предпринимает все возможные шаги, чтобы призвать людей и власть имущих если уж проводить реформы, то проводить их на благо нашего народа. Церковь призывает отказаться от каких-то эгоистических проявлений, от стремления обогатиться, наживаясь на труде простого народа. Честное должно быть отношение, справедливое.

Думаю, многие помнят, что хотя крепостное право и было отменено в середине XIX столетия, в ХХ веке у нас в колхозах людям не выдавали паспорта. Разве это не крепостное право? Не будет нормального развития, если человек не будет свободен. И Церковь всегда к этому призывала и призывает. Надеюсь, что Церковь привлечет к этому великому событию и политических деятелей России, и они прислушаются к голосу Церкви.

– Благодарю Вас, Владыка. Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Матвей, 32 года: «В наше время прославлено много новомучеников, кто пишет в их честь акафисты и молитвы?»

– Сегодня можно встретить очень много акафистов, которые написаны непонятно когда и неизвестно кем. И у нас практически на каждом Соборе Архиерейском поднимается подобный вопрос. Есть призывы как-то все это скоординировать, и совершенно не случайно издательскому совету поручено заниматься координацией издательских дел нашей Русской Православной Церкви. У нас очень много было издано таких акафистов, которые страшно даже читать, поэтому я призываю всех: будьте внимательны! И Святейший Патриарх Алексий, и нынешний Святейший Патриарх Кирилл призывают быть внимательным к издательской деятельности. Необходимо обязательно получать благословение на издание тех или иных трудов или книг, которые предназначены для верующих. Все должно проходить через издательский совет, получать одобрение.

У нас есть Синодальная богослужебная комиссия, занимающаяся составлением текстов богослужений новомученикам и исповедникам. Эта комиссия рецензирует акафисты и другие тексты, которые употребляются верующими людьми в богослужении. Но есть, к сожалению, люди, которые сами составляют акафисты, поэтому без грифа благословения издательского Синодального совета я бы никому не рекомендовал пользоваться этим.

Если у вас есть талант и вы хотите написать, – напишите. Но отправляйте это все в наш издательский совет, который изучит, проверит, и если одобрит, тогда это уже можно будет употреблять для богослужения.

– Маргарита, 40 лет: «В интернете прочитала, что в Польше проводят лыжные соревнования для священников. А занимаются ли спортом православные священники?»

– Вы знаете, это как-то не принято, я бы так сказал. Хотя и не запрещено. Нормально, если священник занимается спортом, ничего предосудительного в этом нет. В Русской Церкви такое фанатично-консервативное отношение к этому вопросу... Если священник занимается спортом, то у многих наших верующих это вызывает негативную реакцию. И понятно даже, почему. Если идет таких огромных размеров священник – считается, что это нормально. И если он даже какой-то обрюзглый, больной, это тоже нормально. А вот сочетать спорт с богослужением как-то не принято.

Но я считаю, что это неправильный взгляд. Священник – нормальный человек, и он должен и может заниматься и спортом, и физическим трудом. У нас подвижники благочестия все занимались трудом – кто каким. Даже о Христе Спасителе есть сообщения, хотя они почитаются как апокрифы, что Он помогал своему отцу. И это совершенно не случайно. Отец Его был плотником, значит, и Иисус Христос в Назарете занимался плотницким делом. И ничего зазорного в этом нет. А если священники занимаются спортом, тоже ничего в этом зазорного нет, и я не понимаю, почему к этому такое отношение предосудительное.

Поэтому если у кого-то есть возможность – занимайтесь. Конечно, надо разумно сочетать, чтобы это было не в ущерб богослужениям, не в ущерб образованию священника. Ко всему должно быть разумное отношение. Я – за это.

– Татьяна, 70 лет: «Могут ли родители в молитве благословлять детей, которые далеко живут?»

– Молитва не имеет границ. Об этом надо помнить, и молиться можно и нужно, особенно за своих близких родственников и благодетелей, даже за недругов. Если мы молимся за друзей, близких, мы испрашиваем у Бога благословения и всего доброго для них. Если мы молимся за недругов или даже за врагов, то знайте, что Христос Спаситель не случайно призывал нас молиться за врагов, потому что молитва восходит к нашему Творцу и Господу, и Господь как бы усиливает наше прошение и этого врага останавливает, не дает ему проявить свои злые силы и намерения, чтобы кому-то сделать что-то плохое. Поэтому молиться надо и за врагов, и за друзей, и за близких, несмотря на расстояния.

– Анна, 62 года, спрашивает: «Что лучше заказывать об усопших, обедню или панихиду, и какая разница в этих моленьях?»

– Конечно, богослужения совершаются и о здравии, и об упокоении, и самое торжественное, самое значимое – Божественная литургия. Во время Божественной литургии совершается высочайшее таинство. Таинство называется Евхаристия, то есть благодарение Богу. Во время Божественной литургии, на евхаристическом каноне, конечно, мы просим обо всех, молимся за всех. Но накануне евхаристического канона совершается проскомидия, потом литургия оглашенных, потом литургия верных. И во время литургии верных совершается евхаристический канон. И, как правило, на Евхаристии поминаются вот эти наши записочки, которые верующие подают за свечным ящичком и просят, чтобы в алтаре помянули и помолились за них. Так что на проскомидии совершается поминовение. Но и на литургии верных тоже совершается поминовение о здравии и упокоении.

Хорошая еще есть практика, когда совершается и панихида. Чем больше мы будем молиться, тем лучше. Поэтому и на литургию можно подавать прошения и записочки, чтобы поминали священнослужители, и на панихиду.

– Евдокия, 80 лет: «Сноха принесла свечи из старообрядческого храма, можно ли их дома зажигать?»

– Зажигать можно. Понимаете, когда речь идет о свечах, нужно иметь в виду вот что. Когда мы приходим в храм и покупаем свечи, то этим самым делаем жертвование Богу, ведь те деньги, которые люди отдают на приобретение свечей, идут на содержание храма. А ставя свечу, мы внешне символизируем, что наше сердце обращается к Богу, в молитве обращаемся к Нему и просим, чтобы Он принял нашу молитву благодарственную или чтобы Господь услышал и помог нашим близким родственникам. Это – наши жертвы, если мы приобретаем свечи в храме. Если же приобретаем их где-то на улице, подходя к храму, то ничего этого уже нет. Мы просто эту жертву отдаем какому-то торговцу, который ради себя продает эти свечи. Для храма и для души, я считаю, ничего мы не делаем и не приобретаем. Поэтому рекомендую приобретать свечи в храме, чтобы наша жертва приходила в храм, в дом Божий.

Ну, а если кто-то принес домой свечи из храма, хоть православного, хоть старообрядческого, зажечь их дома можно, ничего в этом нет предосудительного.

– Вера, 82 года, из Санкт-Петербурга, бывает у дочери в Финляндии, часто заходит в храм, который подчиняется Константинопольскому Патриархату, и спрашивает, можно ли в этом храме причащаться.

– Можно. Если это Константинопольский Патриархат, это вполне допустимо. Они такие же православные, как и мы, это одна из наших Православных Церквей-сестер, где можно причащаться.

– Надежда, 53 года, спрашивает: «Правда ли, что грехи родителей передаются даже до пятого поколения потомкам, и как с этим быть?»

– Вы знаете, в Ветхом Завете это имело действие, а после пришествия в мир Христа Спасителя Он отменил это ветхозаветное правило. Он неоднократно говорил о том, что родители будут отвечать за свои грехи, но это никак не будет передаваться на детей. Хотя последствия грехов родителей даже физиологически передаются. Мы с вами иногда встречаем, что рождаются дети с какими-то дефектами физиологическими от того, что родители алкоголики или наркоманы. Как это сочетать? Это, скорее всего, не наказание, это следствие ненормальной жизни родителей: очень низкий нравственный уровень, пристрастие к алкоголю, наркомании или другим каким-то порокам – это следствие, но не ответственность. Дети не будут нести нравственную ответственность пред Богом за то, что их родители алкоголики, а вот физиологическое следствие действительно передается, и дети страдают от этого, как ни прискорбно.

– Мария, 80 лет, спрашивает: «Почему наступила такая страшная жизнь? Убийства, войны, катастрофы… Закончится ли это когда-нибудь?»

– Конечно, закончится. Как только закончится существование земной жизни, прекратится на Земле и зло, и всякое другое действие. Христос Спаситель говорил: не ужасайтесь, будет время, когда будут и войны, и моры, и другое, но это еще не конец жизни на Земле.

К сожалению, это тоже следствие нашей греховной жизни. Пока мы не боремся со своими страстями, пока не ведем каждый над собой работу, не искореняем в себе грех, до тех пор будут продолжаться и насилие, и страдания людей. А от жизни человека, особенно если он ведет не благочестивый, а распущенный образ жизни, даже природа страдает. К сожалению, это будет продолжаться, пока человек живет страстной жизнью, греховной жизнью.

– Владимир, 51 год: «Почему Церковь не борется с сексуальными извращенцами, даже в газетах печатают их объявления, а все молчат?»

– Владимир, я бы хотел спросить: а как вы думаете, как Церковь может бороться? Насильно? Не приведет это ни к какому хорошему результату. Церковь напоминает людям об этом. Об этом мы стараемся говорить в своих проповедях, да и сами стараемся искоренить в себе всякие недостатки, греховные привычки.

Так что единственный метод – это борьба с самим собой, но заставить людей пойти по этому пути просто невозможно. Каждый человек должен понять, что жизнь на земле – это время, которое дается человеку, чтобы он приготовил себя к будущей вечной загробной жизни. Но не все ведь верят в загробную жизнь, не все верят в Бога.

И как с ними бороться? Ведь Господь, Спаситель Иисус Христос не призывал к каким-то военным походам, не призывал власть имущих заставить народ делать то-то и то-то. Нет. Он Своим путем шел, Своим примером показывал, какой должна быть жизнь человека на Земле – добрая, порядочная. Он призывал всех делать добро людям, любить Бога, как самого себя, любить людей. Он призывал людей делать только хорошее и доброе. И Он показал пример.

Преподобный Серафим Саровский неоднократно говорил, что «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Преобразить мир нельзя, но, преображаясь сам, человек может преобразить людей, которые будут с ним общаться. И в истории нашей Русской Православной Церкви, и вообще в истории христианской церкви очень много таких примеров.

Обратите внимание на наших миссионеров, подвижников благочестия. Вот приходит наш миссионер в какую-то землю, он ведь никого не обращает сразу в Православие. Он сам ведет святой, праведный образ жизни. Люди начинают слышать от других: «Ох, в нашем лесу появился какой-то подвижник, ох, к нему надо прийти за советом». Приходят – и получают от него хороший добрый совет. Просят помолиться – он молится, и происходит исцеление, происходят различные чудеса. И люди начинают обращать на него внимание и на его жизнь и приходят к нему. Таким образом подвижники благочестия преображали вокруг себя огромное количество людей.

Заставить нельзя, иначе это будет насилием. А Церковь не пользуется методом насилия, Церковь призывает людей. Богу не нужны рабы, Богу нужны люди, которые добровольно выбирают путь к Нему и идут за Ним, идут за Христом. Только личное и добровольное шествие за Христом способно преобразить и самого человека, и тех людей, которые увидят его добро и благо.

У нас есть интересные и очень важные слова, которые обращены к архиерею, который совершает богослужение. Диакон возглашает, что люди увидят ваши добрые дела и прославят Отца нашего Небесного. И очень важно об этом знать: как только увидят люди ваши добрые дела, будут прославлять Отца нашего Небесного, будут вам подражать. Это – единственный метод, а насилием никого вы не удержите. Наоборот, насилие всегда порождает насилие. Не хочет человек жить благочестиво – его никто и не заставит, а если человек сам пожелает, то, опять же, его никто не сможет остановить.

– Екатерина, 64 года, спрашивает Вашего мнения о книге Джозефа Мэрфи «Целительная сила молитвы», как к ней относиться?

– Я посмотрел, что это за книга, и даже не знаю, какие слова подобрать. Скажу, может быть, грубо: она рассчитана на лохов – настолько примитивна. Сколько же можно обманывать наш народ? Человек просто пользуется возможностью как-то популяризировать свою книгу, хотя ничего интересного в ней нет, ни к чему она вас хорошему и доброму не призовет. Автор «учит» призывать к себе богатство и деньги, мол, ты, ничего не делая, можешь хорошо заработать. Это очередной обман. Поэтому я бы не рекомендовал читать эту книгу, но посмотрите, если есть желание. И еще один очень важный момент: можно посмотреть оглавление, можно посмотреть в интернете, но если вы купите эту книжку, значит, тем самым поддержите того же Джозефа. Может быть, потом выбросите ее, но он своей цели достиг: вы, купив книгу, отдали ему деньги, и он лично обогатился. А сделать людей богатыми примитивными способами нельзя.

И я думаю, что манифест, который издавал император Александр II, и та цитата, которую я вам зачитал, наверное, единственный правильный путь. Это должен быть личный труд каждого человека, высоконравственное отношение к самому себе, к нашему обществу, к нашей стране, и это все должно опираться на высокие нравственные качества человека и, конечно, веру в Бога. Все это вместе будет развивать и самого человека, и наше общество. А эта книга – профанация.

– Благодарю Вас, Владыка, за то, что ответили на вопросы наших зрителей.

– Дорогие друзья, как всегда, я желаю вам самого доброго. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

28 мартаСедмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (303). Сщмч. Алексия пресвитера (1938); сщмч. Михаила пресвитера (1940).Сщмч. Александра, иерея в Сиде (270-275). Мч. Никандра (ок. 302).

 
Архипастырь

Епископ Питирим: «Это репетиция принятия печати антихриста»

«Русская линия»

Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим выступил с заявлением в связи с внедрением в России универсальной электронной карты… «Для человека неверующего, незнакомого со Священным Писанием и Преданием, проблема введения в обращение средств электронной идентификации, таких, как «универсальная карта», может показаться надуманной или малозначительной.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс