Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (620) → Абаканская и Кызылская епархия

Абаканская и Кызылская епархия

№11 (620) / 15 марта ‘11

Епархия

Из истории епархии

Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 года при московском царе Иоанне Васильевиче Грозном, который, под влиянием просветительных идей святителя Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения.

Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них – часовни, а затем церкви. Образовывались деревни, и на несколько деревень строилась церковь.

Территория современной Хакасии осваивалась Российским государством в продолжение всего XVII века. В 1707 г. император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г.

Территория нынешней Абаканской и Кызылской епархии в разное время входила в состав следующих епархий:

  • первоначально – в состав Сибирской и Тобольской епархии (основана в 1620 г. при Святейшем Патриархе Филарете);
  • с 1820-х гг. была приписана к новообразованной Иркутской епархии;
  • в 1834 г. целиком вошла в состав Томско-Енисейской епархии;
  • с 1861 г. с выделением в самостоятельную Енисейскую и Красноярскую епархию из состава Томско-Енисейской – принадлежала Енисейской и Красноярской епархии;
  • с 1923 по 1937 гг. с открытием Минусинской и Усинской епархии – большей частью входила в ее состав;
  • с 1937 г. – вошла в состав Красноярской и Енисейской епархии;
  • с 1945 г., со времени возобновления церковной жизни единственного на территории епархии Никольского прихода, вошла в Новосибирскую и Барнаульскую епархии;
  • с 1990 г. по 1995 г. – входит в состав возрожденной Красноярской и Енисейской епархии.

Распространение Православия на хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии, а позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия.

На территории Хакасии можно отметить два способа формирования приходских структур. Во-первых, на пограничных с Хакасией территориях строились форпосты, которые представляли собой остроги-крепости, преимущественно населенные казаками. В них воздвигались часовни, а затем строились церкви. Во-вторых, храмы возводились в отдельных административных центрах (с расположением Степной управы, Степной думы), заселенных почти полностью местным хакасским населением. Ответственность за создание и организацию таких приходов практически полностью возлагалась на закрепленных за ними священников. При этом государство оказывало поддержку миссионерским трудам священников.

Первое Крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг., 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время поездки по епархии.

Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу р. Енисей. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в том же году была освящена церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Позднее, в 1759 г., в связи с тем, что место, на котором стояла церковь, было смыто водами протоки реки Енисей, по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла в с. Абаканском в другом удобном месте была заложена, а в 1766 г. освящена новая деревянная церковь в честь Вознесения Господня с приделом во имя Св. Архистратига Михаила. В 1797 г., по благословению архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама, был заложен фундамент нового каменного двухпрестольного храма вместо обветшалой деревянной церкви. В 1798 г., по его же благословению, был заложен третий придел. В 1802 г. было совершено освящение двух приделов: во имя Св. Архистратига Михаила и во имя Св. Николая Чудотворца, а позднее, в 1817 г., был освящен главный придел в честь Вознесения Господня.

В 1911 г. был освящен первый на территории современной Тувы деревянный храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского. В 1913 г. образовался приход, в состав которого входили две деревни: Туран и Уюк. В 1914 г. с образованием поселения был построен деревянный храм на берегу Енисея в с. Белоцарском (ныне Кызыл) во имя Архангела Гавриила.

До 1917 года на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии были открыты и действовали следующие приходы:

  • батеневский в честь Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1880 г.);
  • бейский Покровский (1814 г.);
  • больше-сейский Святителя Алексия, Митрополита Московского (1910 г.);
  • матурский (1911 г.);
  • ново-марьясовский (1858 г.);
  • сабинский Петро-Павловский (1866 г.);
  • синявский Богоявленский (1893 г.);
  • сонский Михаило-Архангельский (1863-1865 гг., 1896 г.);
  • табатский Свято-Духовский (1908 г.);
  • таштыпский Христорождественский (1833 г.);
  • усть-абаканский Никольский (1859 г.);
  • усть-ербинский Петро-Павловский (1842 г.);
  • усть-есинский Евдокиевский (1876 г.);
  • усть-фыркальский (1859 г.);
  • чебаковский Покровский (1867 г.).

Крещение и христианское просвещение большей части местного населения Хакасии – это результат многолетних и самоотверженных миссионерских трудов священников на местах. До 1873 г. обращением язычников в Православную веру занималась также особая миссия, состоявшая из двух священников и псаломщиков, которая затем была упразднена. После учреждения Енисейской епархии в 1871 г. был организован епархиальный комитет Православного миссионерского общества под председательством и попечением Преосвященного епископа Павла.

Первые миссионерские труды, в основном священнослужителей Тобольской и Сибирской епархии, по распространению Православной веры в Хакасии, положенные в XVIII в., носили эпизодический характер и были малоэффективны. И лишь длительные, многолетние усилия по обращению в христианство инородцев, благодатию Святого Духа постепенно приносили свои плоды, что было выражено, например, в случаях добровольного массового Крещения хакасов.

В 1880-х годах, главным образом трудами Преосвященного епископа Енисейского и Красноярского Тихона (возглавлял епархию с 1886 г. по 1892 г.), были установлены связи с Алтайской Духовной миссией (основана в 1828 г.).

Миссия посылала для хакасских приходов Минусинского и Усинско-Уренхайского краев благочестивых православных учителей из алтайцев. В свою очередь, и с различных приходов Хакасии представители коренного населения направлялись для обучения в Бийское катехизаторское училище. Дальнейшее обучение некоторые из них проходили также в Минусинской гимназии и в Красноярской Духовной и учительской семинарии.

С деятельностью Алтайской Духовной миссии связано создание одного из инородческих приходов – Матурского, самого дальнего стана миссии, а также создание первого и единственного на территории Хакасии Матурского женского монастыря в честь Иверской Иконы Божией Матери в 1911 г. неподалеку от с. Матуры в с. Усть-Анджуль (ныне с. Анжуль Таштыпского района), насчитывавшего в то время 18 монахинь.

Большое значение для просвещения светом Христовой истины хакасов оказала издательская деятельность Алтайской миссии. Издаваемая миссией духовная литература на алтайском языке, родственном хакасскому, распространялась через Минусинское благочиние по приходам Хакасии.

Рукоположение местных священников из числа хакасов также имело весьма важное миссионерское значение для утверждения Православной веры среди прихожан Хакасии. Известны подвижнические труды священников из числа местных жителей Евфимия Катанова, Николая Катанова, Иоанна Штыгашева, Симеона Чесмочакова и других. Священник Николай Катанов первый перевел на сагайский диалект Символ веры и некоторые другие молитвы. Священник Иоанн Штыгашев перевел созданный святителем Макарием (Невским), возглавлявшим Алтайскую Духовную миссию с 1830 г. по 1844 г., первый алтайский букварь на шорский диалект, а священник Николай Катанов – на сагайский диалект. С именем священника Симеона Чисмочакова связано появление первых печатных изданий духовной литературы на хакасском языке, которые сделали более доступными вероучительные истины Православия для хакасов.

Очень важное значение для усвоения истин Православной веры коренным населением имело открытие церковно-приходских и министерских школ в приделах прихода. Создание таких школ зачастую производилось на собственные средства священников.

К концу XIX в. все приходы Хакасии имели одну или несколько школ. В Туве, в Туране и Уюке, также были построены и открыты министерские одноклассные училища (в 1908 г. и в 1910 г. соответственно).

С наступлением 1917 г. Церковь вступила в тяжкую годину лютых гонений и глубоких скорбей.

В период с 1920-х по начало 1930-х гг. наблюдается повсеместное закрытие церквей на территории Хакасии и Тувы. Духовенство и верующие в Хакасии и Туве подверглись массовым репрессиям. На территории Хакасии к 1934 г. храмы не действовали и церковная жизнь была полностью разрушена.

Лишь в конце Великой Отечественной войны, когда отношение властей к Церкви несколько изменилось, в декабре 1944 г. верующим Абакана по их ходатайству возвращается, после своего десятилетнего запустения, Никольский храм. На Рождество Христово в храме совершается первая служба.

В наступившие годы перестройки, с падением устоев социалистического строя, когда Церковь получила определенную свободу, началось образование новых приходов и в Хакасии.

В 1990 г. была возрождена Красноярско-Енисейская епархия, в состав которой входили приходы Республики Хакасия. Управлял епархией епископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов).

В 1995 г. определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода была образована Абаканско-Кызылская епархия, управляющим епархией был назначен епископ (с 2000 г. – архиепископ) Викентий (Морарь).

В 1999 г. Преосвященный епископ Викентий был назначен на Екатеринбургскую кафедру. Временное управление епархией было поручено архиепископу Красноярскому и Енисейскому Антонию.

29 декабря 1999 г. постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода епископом Абаканским и Кызылским назначен епископ Южно-Сахалинский и Курильский Ионафан.

Краткая справка


Учреждена Священным Синодом РПЦ 18 июля 1995 года, выделением православных приходов из Новосибирской и Бердской, Красноярской и Енисейской епархий. На момент учреждения в Хакасии было 8 приходов и только 2 церкви – по одной в Абакане и Кызыле. К началу 2000 года в епархии было 23 церкви (11 городских и 12 сельских), 26 приходов, 26 священников и 5 диаконов. На 2006 год – 38 приходов, 49 священнослужителей. На 2009 год – 42 храма и 4 часовни, 58 священнослужителей.


В епархии имеются 3 храма, расположенных на территории исправительно-трудовых колоний, 3 крестильных и один домовый храм. В 2002 году завершено строительство Преображенского кафедрального собора.


Епархиальное управление и место пребывания Правящего Архиерея – в здании Спасо-Преображенского кафедрального собора в г. Абакане. Адрес: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Соборная Площадь, 2. Телефоны – (3902)235-434, 235-888 (канцелярия), 235-533 (секретарь). Тел./факс – 234-555 (приемная).


Пастырское служение в епархии несут 42 клирика.


Монастырей на территории епархии пока не имеется, но при храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Черногорске создается женская монашеская община. В храмах епархии несут послушание инокини.


Aрхиепископ Абаканский и Кызылский Ионафан

Дата рождения: 8 июня 1962 г.
Дата хиротонии: 1 августа 1997 г.
Дата пострига: 25 декабря 1985 г.

  • Родился в г. Советская Гавань Хабаровского края.
  • В 1982 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, в 1985 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 25 декабря пострижен в монашество.
  • 25 февраля 1986 г. рукоположен во иеродиакона и переведен в Московский Данилов монастырь.
  • 20 марта 1988 г. рукоположен во иеромонаха.
  • В 1990 г., после окончания Московской Духовной академии, направлен на служение в Хабаровскую епархию.
  • С 1990 г. – настоятель прихода во имя Блаженной Ксении Петербургской в г. Южно-Сахалинске. С 1991 г. – благочинный приходов на территории Сахалинской области.
  • С 1993 г. – настоятель прихода в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, в пос. Южно-Курильске и благочинный Курильского округа.
  • В 1995-1997 гг. – настоятель кафедрального Воскресенского собора в г. Южно-Сахалинске.
  • С 1996 г. – руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, с 1997 г. – ответственный за выпуск епархиальной газеты.
  • 1 августа 1997 г. в Троицком соборе Московского Данилова монастыря хиротонисан во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.
  • С 29 декабря 1999 г. на Абаканской и Кызылской кафедре.
  • 1 февраля 2010 года возведен в сан архиепископа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил архиепископа Абаканского и Кызылского Ионафана с 25-летием служения в священном сане


Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Ионафану,
архиепископу Абаканскому и Кызылскому


Ваше Высокопреосвященство!


Сердечно поздравляю Вас с 25-летием служения в священном сане.


Четверть века назад, всецело предав себя Премудрому Промыслу Божиему, Вы стали «добрым служителем Иисуса Христа, питаемым словами веры и добрым учением» (1 Тим. 4, 6).


Во многом благодаря Вашим усилиям, в Тувинской и Хакасской республиках происходит процесс подлинного духовного преображения: возросло количество новых приходов, в епархии активно ведется миссионерская и просветительская деятельность, совершается социальное и молодежное служение.


Во внимание к Вашим усердным трудам и в связи с отмечаемой Вами знаменательной датой полагаю справедливым вручить Вам памятный дар.


Молитвенно желаю Вам доброго здравия, душевных сил, терпения и всеукрепляющей помощи Божией в Ваших дальнейших Архипастырских трудах на благо Церкви Христовой.


С любовью о Господе,


КИРИЛЛ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Спасо-Преображенский кафедральный собор

Строительство Спасо-Преображенского кафедрального собора в г. Абакане было начато в 1994 г., за год до учреждения Абаканско-Кызылской епархии (18 июля 1995 г.). Проект собора разрабатывался инженерами института «Абакангражданпроект» (главный инженер проекта Усов А.В.).

Вскоре строительство было приостановлено ввиду отсутствия спонсора. К этому времени был поднят уровень земли на месте будущего собора и забиты сваи. Строительство возобновилось в 1999 г., когда появился спонсор – крупнейшее предприятие Хакасии – Саянский алюминиевый завод (СаАЗ). Строительство собора осуществляло ООО «Стройсервис».

27 мая 1999 г. Правящий епископ Викентий освятил и заложил первый камень в основание строящегося собора.

19 августа 2001 г., в праздник Преображения Господня, в строящемся соборе состоялось освящение нижнего храма в честь Новомучеников и Исповедников Российских.

23 декабря 2001 г. состоялось малое освящение верхнего храма кафедрального собора в честь Преображения Господня. Полное освящение было невозможно, так как не был закончен иконостас.

19 августа 2005 г., в год 10-летия Абаканской и Кызылской епархии, совершилось великое освящение верхнего главного храма собора.

Через год, 19 августа 2006 г., в праздник Преображения Господня, был освящен основной иконостас, украшенный к этому времени позолоченной резьбой.

В 2006 году в верхнем храме были пристроены два боковых придела: левый придел во имя Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, был освящен 6 октября 2006 г., правый придел был освящен в честь Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» 26 октября 2006 г.

Собор представляет собой классический семикупольный храм. Верхний храм имеет два боковых придела и классический пятиярусный иконостас, украшенный позолоченной резьбой. Нижний храм является крестильным храмом, в нем имеется баптистерий для совершения Крещения. На колокольне 12 колоколов. Самый большой колокол – 5670 кг. Общая площадь собора составляет 1637 кв. м, высота от земли до маковки колокольни – 49,2 м, вместимость – до 1000 человек.

Святыни собора


В соборе имеется ковчежец со святынями (часть Креста Господня, часть дуба Мамврийского, частицы мощей св. ап. и ев. Марка, преп. Германа Аляскинского, сщмч. Владимира, митр. Киевского, свт. Филарета, митр. Московского, преп. Герасима Иорданского, свт. Луки, архиеп. Красноярского, свт. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского, преп. Евфимия Великого, преп. Саввы Сторожевского, преп. Моисея Угрина, св. ап. Андрея Первозванного, свт. Николая, архиеп. Мирликийского, свт. Иоасафа Белгородского, св. блгв. Вел. кн. Александра Невского, свт. Филиппа, митр. Московского, св. вмч. Анастасии Узорешительницы, свт. Иннокентия, митр. Московского, свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского). Кроме того, в соборе находятся иконы сибирских святых с частицами их святых мощей: свт. Иннокентия, митрополита Московского, свт. Иоанна, митрополита Тобольского, сщмч. Гермогена, еп. Тобольского, мч. Василия Мангазейского, св. прав. Феодора, старца Томского, св. блж. Матроны Московской, и другие святыни: камень с горы Фавор – места Преображения Господня, иконы Божией Матери «Скоропослушница» и «Отрада и Утешение», освященные на первообразах на Святой Горе Афон (Греция), икона Апокалипсиса, с частицей из пещеры Апокалипсиса на острове Патмос (Греция), икона свт. Николая, архиеп. Мирликийского, освященная на его святых мощах в Бари (Италия).

Епархиальное управление издает 5 газет:

  • «Доброе сокровище» (распространяется как приложение к газете «Хакасия» тиражом 14 тыс. экз.);
  • «Лампадка» (газета для детей, тираж 600 экз.);
  • «Лествица» (газета для молодежи, тираж 600 экз.);
  • «Храмовая газета» (тираж 250 экз.);
  • «Преображенский листок» (тираж 999 экз).

Свои газеты издают приходы гг. Черногорска, Сорска, Саяногорска и Кызыла и пос. Черемушки.

При епархиальном управлении действуют следующие отделы:

  • по религиозному образованию и катехизации;
  • по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными структурами;
  • миссионерский;
  • по социальному служению и благотворительности;
  • историко-архивная комиссия;
  • по работе с молодежью.

Учебные заведения

В стадии организации находится Духовное училище, располагающееся при храме Святителей Московских в г. Абакане (ул. Пушкина, 180).

В епархии организованы православная гимназия в г. Абакане, одна вечерняя православная школа для взрослых (в г. Абакане). В большинстве приходов действуют либо воскресные школы для детей, либо проводятся занятия кружков по изучению Закона Божия.

Интернет-сайт Абаканской и Кызылской епархии: www.abakan-eparchy.ru

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Алексий Зотов: «Церковь – это внутренний мир человека...»

Беседа с протоиереем Алексием Зотовым в прямом эфире православного телеканала «Союз»– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами ведущий Михаил Карелин. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

 
Духовные поучения

Церковь, вступившая в подвиг поста

Протоиерей Андрей Ткачев

Отношение к посту – один из критериев оценки веры Правда, конечно, что человек сам себе не судья. Справедливую оценку мы ни себе, ни ближнему вынести не можем. Потому и глубокий, истинный суд над нами принадлежит только Богу, а нам сказано: не суди.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс