Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (620) → «За что мне все это?»

«За что мне все это?»

№11 (620) / 15 марта ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Пусть каждая женщина скажет себе: «Я не буду убивать собственных детей»
Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь
Дни памяти святых

20 марта – память святителя Григория Паламы

В этот день Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы. Вторая Неделя Великого поста посвящена памяти этого великого учителя Церкви, который предложил христианам учение о Божественных энергиях. О том, что Господь, каким бы трансцендентным Он ни был, доступен, и человек, в отличие от всех других живых существ на Земле, способен не только мыслить и слышать о Боге, но способен соединиться с Богом и не просто получить какое-то благодатное переживание, а стать, можно так сказать, родным, родственным Ему. Не по природе, а по благодати.

Мы многократно говорили о цели жизни человека, которая именуется обоживанием, то есть восстановлением того мира с Богом, к которому призван был человек в лице Адама и которое мы получили через Второго Адама, как Церковь именует Господа нашего Иисуса Христа. И во Христе соединилась и Божественная природа, и природа Человеческая – «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно», по учению IV Вселенского Собора.

Так и каждый человек призван к соединению с Богом – тому, что Серафим Саровский назвал «стяжанием благодати Духа Святого». И это соединение с Богом осуществляется действием Божественной энергии, или Божественной благодати. Дай Бог, чтобы как можно больше людей осознавали эту необходимость, становились причастниками Божественного естества через Церковь Христову – единственный на Земле источник Божественной благодати, которая изливается через Церковь на ее верных чад неиссякаемым источником Божественной милости и любви.

Человек, живя на этой земле, порой впадает в различного рода испытания и, оказавшись в них, задает один вопрос – себе, Богу, ближним, священнику. И формулирует его примерно так: «За что мне это все?». И дальше идут истории об отношениях с родственниками, детьми, мужем пьющим или о проблемах на работе...

Здесь есть несколько ответов. Первый: как аукнется, так и откликнется. Действительно, народная мудрость совершенно справедлива. Человек подходит к лесу и кричит «ау», и в ответ слышит тот же звук. Если ты кричишь на своих детей, будь спокоен: придет время, и дети будут кричать на тебя в ответ. Если ты бьешь своих детей, подожди немножечко, детки окрепнут и вернут тебе это с лихвой. Если у тебя нет времени на детей, с чего дети найдут время для тебя, когда ты изнеможешь от старости и болезни? Что посеешь, то и пожнешь. И здесь спрашивать «за что мне это все?» совершенно бессмысленно. Это касается не только детей, но и отношений с близкими, с коллегами по работе. Во всем как бы вы хотели, чтобы относились к вам, так и вы относитесь к своему ближнему.

Второй аспект. Задавая этот вопрос, человек думает: «действительно, я вроде бы ничего такого особо плохого не делал – никого не убивал, не воровал, почему меня Бог наказал?» И тогда хочется присесть рядышком с ним и поговорить примерно в таком ключе.

Давай сведем дебит и кредит. Вспомним твою юность, твою молодость, вспомним «подвиги», которые ты совершил, когда был не в сознании христианском. Вспомним хотя бы смертные грехи, самые тяжкие. Богоотступничество, предательство, ненависть, вражду, блуд, убийство, убийство младенцев. Вспомним и запишем на бумажечке, чтобы в спешке не забыть. И порассуждаем.

Смотри, сколько жутчайших преступлений было совершено. Где-то ты был причиной развала чужой семьи, где-то свою семью развалил, которая была уверена в тебе, как корабль в управлении. Дети, которых Господь создал для блаженства и для вечной жизни, как воспитаны? Насколько они стремятся к Богу, и вообще, знают ли они о Боге и хоть как-то ищут Его?

Чья это вина? И если честно рассудить, то за все «героические подвиги» нас нужно наказать не только той малой скорбью, которая сейчас дана, а по шею посадить в болото и всю жизнь из него не выпускать. И это будет неадекватным наказанием за совершенные преступления.

Но есть еще один момент, и Церковь его очень четко фиксирует (может быть, мы об этом уже говорили, но повторение – мать учения). Всякий страшный грех требует длительного уврачевания, для чего специально в Церкви разработана целая система так называемых епитимий. За особые грехи требуется особый труд покаяния. Не потому что Церковь как бы отделяет от себя некоторых людей – «вы грешники и идите на все четыре стороны». Просто душа человека заживает очень долго.

Преподобный Никодим Святогорец говорил, что для уврачевания раны необходимы три условия. Первое – это Исповедь, то есть осознание, раскаяние, сокрушение в грехе и исповедование его в таинстве Покаяния. Но это действие только вычищает червей из глубокой раны. Далее необходима следующая операция – очищение краев раны от загнившей кожи. Это совершается епитимьей, именно тем духовным упражнением, которое прописывается кающемуся как некий подвиг для исцеления души. Это второе. И третье – собственно Причастие, как некая целебная мазь, которая вкладывается в рану, и рана заживляется. Три элемента.

Наверное, никто из нас не избежал тяжких смертных грехов. Но кто из нас реально нес какое-то добровольное, осознанное покаяние? Даже по государственным законам за убийство человека, в зависимости от мотивов, дается от 8 до 12 лет лишения свободы. А сколько младенцев ежегодно уничтожается? Даже если по государственным законам на сегодняшнем этапе в нашей стране аборт не считается убийством, – хотя всегда и Церковь, и наука, и медицина, и православное сознание, и государственные законы православного государства именно так к этому и относятся. Но перед Богом-то это ничего не меняет, потому что душа ребенку дается в момент зачатия. Уничтожение младенца – это убийство. Кто-то отбывал за это десятилетнее наказание в какой-то скорби, трудах, как на зоне преступники? Нет такого.

Но рана-то не уврачевана, епитимию человек не понес. И поэтому Господь, видя такую ситуацию, дает человеку, что называется, промыслительное смирение, то есть вынужденную епитимью – в виде пьющего мужа, в виде непослушных хамоватых детей, физических недугов. Чтобы человек, осознав необходимость несения этой епитимьи, смирился. И вздохнул от всего сердца: «Достойно по грехам своим приемлю... помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Просто у нас память короткая. Нам кажется: двадцать лет прошло, и эта страница нашей истории уже закрыта. Может, для нас-то и закрыта, потому что не хочется вспоминать свои ошибки, но раны души не уврачеваны. Как известный персонаж фильма, работник МУРа Глеб Жеглов сказал: «Наказания без вины не бывает». Ведь Бог не хочет нас мучить, не хочет испытывать без необходимости. Но если какая-то скорбь нам дана, значит, в этом есть целесообразность.

Господь хочет одного – чтобы душа спаслась. А нам порой стоит задуматься: может быть, в прошлом остались неразрешимые вопросы, нераскаянные грехи, не вырванные из души занозы, которые до сих пор не дают жить мирно, в здравии душевном и телесном. И все это осознав, стоит начать серьезную подготовку, может быть, к генеральной Исповеди, может быть, к Исповеди хотя бы по смертным грехам, которые порой бывает очень стыдно открывать взрослому человеку, – грехам далекой юности. Но это необходимое для исцеления души средство. И, конечно же, если таковых грехов в жизни наделано достаточно, испросить у духовника хотя бы малую епитимью, чтобы и это средство врачевания было нами использовано для заживления ран души.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл: «Надежда на Бога есть великая сила, помогающая человеку сохранять свободу вопреки внешним обстоятельствам»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста

 
Церковный календарь

Пусть каждая женщина скажет себе: «Я не буду убивать собственных детей»

Протоиерей Евгений Попиченко

22 марта – день памяти сорока Севастийских мучеников 22 марта именины отмечают христиане, нареченные в честь святых Леонтия, Афанасия, Кирилла, Николая, Валерия, Михаила, Алексия, Димитрия, Сергия, Наталии, Александры. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня и помощи Божией во всех ваших благих делах и начинаниях.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс