Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Врача-психотерапевта, руководителя православного центра медико-социальной реабилитации «Подвижник» Вячеслава Владимировича Боровских трудно застать в кабинете. Он то едет навестить своих подопечных в реабилитационном центре, то выступает с беседами в школах и других учебных заведениях, то ведет прием людей, страдающих от употребления наркотиков, и их родных… А год назад у него появилось еще одно социальное и духовное служение – он начал проводить занятия в «Школе православного самосознания».
О том, что это за школа и кто может быть ее учеником, – наш сегодняшний разговор с ее основателем и пока еще единственным преподавателем.
– Посещать занятия в школе может любой желающий. Но основная часть нынешних учеников – люди, которые прослушали цикл моих бесед о человеческих страстях и борьбе с ними. Сейчас мы поднялись на более высокий качественный уровень– оцениваем ранее полученные знания.
– Какие цели и задачи Вы ставите перед собой в процессе реализации новой программы?
– Я стремлюсь, чтобы люди понимали: все проблемы наши, все скорби, которые отравляют всю нашу жизнь, возникают от того, что мы не знаем, как мы устроены, кто мы такие. А когда с нами происходят какие-то неприятности – болезни, утраты, зависимости, – когда человек от них настрадается досыта, он начинает впадать в отчаяние. Это не обязательно алкогольная или наркотическая зависимость, а зависимость вообще от обстоятельств, когда человек сам себе не хозяин, когда он не может распоряжаться своей собственной жизнью, когда какое-то внешнее обстоятельство выше его. Человек не понимает, как относиться к тому, что мы поживем-поживем, да и умрем. И никто не знает, когда.
Как Пушкин сказал:
Дни наши сочтены не нами;
Цвел юноша вечор,
а нынче умер,
И вот его четыре старика
Несут на сгорбленных
плечах в могилу.
Все это заставляет человека метаться, расстраиваться, бояться смерти.
– Но страх смерти присущ каждому из нас…
– Если человек не знает, как он устроен и почему он такой, его жизнь будет отравлена внешними обстоятельствами. Мы никогда не насладимся человеческой жизнью, мы не поймем, в чем смысл ее. Человек – это очень грандиозно, нет ничего более прекрасного и возвышенного из того, что Богом создано. Человек – вершина и цель творения. Человек – существо призванное, ведь если он создан, то, значит, для чего-то.
И это призвание настолько высоко, что сам человек в его теперешнем состоянии не может его понять. Что такое личность человеческая, что такое бессмертная душа? От нас это сокрыто.
Поэтому мы путаемся очень часто, есть ли у нас что-то по ту сторону жизни.
Все наши проблемы, недоразумения возникают оттого, что мы изначально ненормальны. Норма – это венец человеческий, ее нет в природе, но есть величайшая данность, такая, какой мы ее воспринимаем сейчас. Нужно узнать смиренно, спокойно, что мы сумеем понять эту данность. Поставить цель и захотеть ее достичь. И тогда на этом свете все будет иметь смысл.
Давайте обратимся к такому фундаментальному расстройству человеческой природы, которое называется гордость. Если человеку, который жил триста лет назад, слово гордость сразу говорило очень многое и главное, то ныне живущие люди не всегда понимают это. Это – тяжелейшая проблема, и ее нужно решать.
– Каким же образом?
– Каждый человек, рождающийся на свет, призван перешагнуть через собственную гордость, преодолеть ее. Для русского православного самосознания это всегда было естественным, это передавалось с молоком матери. А посмотрите, как для нас с вами это сложилось? Ведь мы с вами родились тогда, когда о гордости говорится только в положительном смысле слова. И даже сейчас, когда мы слышим, что какой-нибудь человек говорит: «я знаю себе цену», так и хочется спросить: «а сколько?». Это ведь не просто так, понимаете? Или когда человеку хочется сделать себе очень хорошо, он может сделать такое заявление: «я – не фунт изюма, на мякине меня не проведешь, я умею за себя постоять, у меня есть представление о собственном достоинстве».
И нам это нравится – и в себе это нравится, и в других. Правда, когда-то чье-то достоинство наезжает на мое, мне это не нравится, но в принципе считается нормальным. Вот это – беда: мы родились в такую эпоху, когда о гордости говорят только с положительной точки зрения. А человеку нужно испить горькую чашу страданий от собственной гордости, чтобы в ней узнать болезнь и понять, что это отнюдь не норма, а тяжелая болезнь, и нам всем нужно с этой болезнью к Врачу. Не в поликлинику, в поликлинике это не лечат, а в Церковь, к Богу.
Вероятно, это не случайно, ничего случайного не бывает, что нашему поколению, даже не ему одному – нескольким поколениям людей приходится пробиваться через такие дебри, сложности, через невротические расстройства, приобретение зависимостей, через утраты, скорбь, страдания.
– Что же делать, приходится терпеть…
– Зачем терпеть? Надо искать выход из создавшегося положения. Выход на светлый путь – понимание человеком, что он болен и ему нужно лечиться. Человек приходит в Церковь именно тогда, когда начинает понимать, что все то, что он сам о себе думал, неправда. Что он вообще очень серьезно в жизни ошибся в чем-то самом главном, и ему это самое главное в жизни нужно менять. И когда человек приходит в Церковь, он не всегда это все оформляет словами и даже не всегда так мыслит. Ведь наше сознание – верхняя часть айсберга: что-то видно, что можно посмотреть, описать, связать логически. А человеческая душа бездонна. И если большая часть айсберга не видна, потому что находится под водой, то не видна и та часть человеческой души, которую психологи называют подсознанием (а в Православии это вообще называется – душа). Иногда люди интуитивно об этом догадывались и говорили: человеческая душа – потемки. То, что приводит человека в Церковь, никто не осознает, так глубоко душа находится. Человек еще не осознает, но он уже действует, совершает какие-то поступки, он может прийти и приступить к таинству Крещения. И то, что он на занятиях по подготовке к таинству Крещения узнает, это хорошо. Это уложится в его сознание, но подсознательное движение, которое привело его к таинству Крещения, намного серьезнее. Это, дай Бог, уже после он осознает, что с ним произошло, когда он решил, что пойдет в церковь.
Главное, что происходит, – наша гордость получает мощную пробоину. В этой медной стене, как говорят святые отцы, между человеком и Богом появляется брешь – пусть маленькая какая-то дырочка, в которую начинает проникать Божественный свет. И эта стена начинает потихонечку размываться, расшатываться и в конце концов падает. И тогда человек входит в нормальное здоровое общение с Богом в Церкви.
– Но чтобы до этого дорасти, нужно время.
– Конечно. Ведь каждого из нас Бог взращивает по-своему, нет одинаковых путей к Богу и Церкви. А вот что характерно для всех – мы свою гордость не видим. Человек может, конечно, прийти в церковь на Исповедь и сказать: я гордый. А как это проявляется? Он может сказать: я о себе много мню, грешу высокоумием, и так далее. Но тут не надо забывать, что гордость проявляется еще и по косвенным признакам. По тщеславию, по зависти, по гневу, по осуждению других людей. А если не мешать мысли дальше двигаться в этом направлении, то все страсти, которые есть у нас, – проявление гордости.
Гордость – это наше безбожие, это наша разлученность с Богом. Ведь человек, который разлучен с Богом, богом считает себя самого – вот это и есть гордость. Если человек все правильно понимает – это ему Богом открыто, и он сам все в себе видит, – то он львиную долю своих исповедей уделяет теме осуждения. Потому что он с этим не мирится, с этим нельзя жить, он видит, что это движение души к осуждению ближнего встает в нем всякий раз заново, и его снова нужно бить. Если мы православные христиане, то с этим проявлением гордыни мы боремся всю свою жизнь и видим, что успехов мало. Мы приходим в церковь, начинаем видеть, что мы людей осуждаем за то, чем больны сами. Но при этом мы становимся очень внимательными: а они как? И мы видим, что все осуждают, не только мы.
– Но ведь это действительно так.
– Да, и через это надо пройти, в Церкви лечатся все, и это надо понимать. И когда наше перекореженное сознание начинает понемногу приходить в норму, мы перестаем иметь претензии ко всем. Мы в себе это видим, каемся от души и стараемся подавлять в себе это греховное движение души в сторону осуждения. Мы видим, как эта порча глубоко в нас сидит, и дай Бог, чтобы мы ее поймали на самых первых ее шагах. Только-только помысел какой-то на эту тему появился, вот бы хорошо поймать этот момент и сразу от него отказаться; это легко, это быстро. А если мы промедлили, то сразу пошли проблемы: одна-две минуты, и все, мы уже человека осудили, да еще что-нибудь сказали про него вслух. И мы видим, что мы от этого не свободны.
Нет, это не повод для отчаяния, это само по себе состояние благодатное: если мы видим, что мы осуждаем других людей, и нам это в нас не нравится, уже хорошо. Ведь раньше-то нравилось, раньше-то, когда осудишь кого-нибудь, думаешь: «а я-то нормальный! Если я увидел и осудил, значит, я нормальный». Потом мы видим, что «нет, я не нормальный». Мы видим, что в нас начинает жить тот, кого апостол Павел называет «внутренний человек».
– Раскройте, пожалуйста, это понятие.
– Внутренний человек – это сокровенный сердцу человек, тот, которому во мне предстоит жить потом; это человек, который родится и будет жить вместе с Богом. Это он недоволен мною – это я сам, это моя здоровая часть, это то, что Бог во мне посадил таинством Крещения в Церкви и взращивает при моих, таких слабых, усилиях – помолиться утром и вечером, в выходной день сходить в храм, там постоять. Он во мне это взращивает, и я это начинаю видеть. Это уже признак присутствия благодати Божией в человеке, это уже человек, облагороженный Богом. Он сам себя не любит за то, что осуждает других.
И так в остальном. А продвинется ли каждый из нас на таком пути, это уже как Бог даст. Главное, никогда с этого пути не сходить. Я приведу высказывание Святейшего Патриарха Кирилла, который говорит, что и верующие, и неверующие люди грешат. А верующий человек, это, понятно не тот, кто верит, что Христос родился две тысячи лет назад. Верующий – тот, кто живет церковной жизнью, общаясь с Богом в Церкви. Так вот, верующий человек тоже может согрешать, и у него могут быть серьезные проблемы, зависимости. Но верующий человек никогда не переступит тот порог, за которым ему нужно будет отказаться от своей веры в Бога. Совесть не даст. Если человек живет общением с Богом в Церкви, если он кается в грехах, если он вообще говорит: «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое, да святится имя Твое», то этот человек уже будет иметь ту грань, за которую он никогда не сможет переступить, чтобы не убить себя самого. А у неверующего человека этого нет, он легко переходит за этот порог и становится чудовищем.
В Верхотурье состоялось заседание попечительского совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». Попечительский совет возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Протоиерей Константин Островский и Татьяна ВальдинаЖития святых в пересказе для детей – прекрасная литература для семейного чтения. Особенно если пересказ удачен и авторы смогли найти баланс между стремлением донести до юного читателя максимум информации и знанием особенностей детской психологии
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.