Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Сегодня мы начинаем цикл бесед со схиархимандритом Илием, известным духовником нашего времени, человеком, к которому за словом любви и утешения, совета, наставления приезжают люди из разных уголков России. Намечая тему разговора, отец Илий хотел затронуть самые важные вопросы – те, которые чаще других задают священнику. Эти вопросы иногда называют вечными. Один из таких вопросов – о смысле жизни: зачем человек живет на Земле? Батюшка, я думаю, Вам не однажды задавали этот вопрос?
– Конечно. Мы должны понять, что какими бы ни были жизненные условия, жизненные обстоятельства наши и возможности в этой жизни, мы неизбежно уходим из этого мира. И если задуматься, то слишком коротка наша жизнь; если только касаться понятия о времени нашего пребывания в этом мире, то получается просто бессмыслица. Почему? Вы знаете слова Пушкина: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана?». То есть и страсть, и горе, и увечье, болезни просто человека надрывают, он приходит в отчаяние и думает: для чего я живу? Он задумывается. Порой он думает, что все в жизни слабо, неустойчиво, жизнь слаба.
Конечно, бывает, что люди-счастливцы с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, может быть, человек внешне несчастный в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый внешне. Об этом, конечно, очень много говорит литература.
– Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит слово «душа»?
– Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек – последнее, что Он создал. Вдунул в его тело дыхание жизни. Человек вышел из рук у Отца – первозданные прародители наши Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить – ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности.
– Считается, что человек создан по образу и подобию Божию. В чем это выражается?
– Образ Божий – то, что Бог разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным – духовным. Подобие Божие человек приобретает, если есть совершенствование. Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, так и оставался бы бессмертным. У личности Бог прежде всего личный. И человек душой проявляется как личность, то есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижим в Своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен.
– Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит?
– Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божией. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души – смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело, но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божию. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей.
– Человек обращается к своей душе: «душе моя, душе моя, что спиши?» – конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично?
– Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна (Крестьянкина) очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит.
– Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом, по Божиим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания.
– Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по заповедям, которые указал Господь в Божественном Откровении, святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь – Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость.
– Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или наоборот – «бессовестный». В характеристиках пишут «добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?
– Господь дал нам Закон, Священное Писание, Божественное Откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть – это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.
Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.
– Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?
– Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.
Есть еще одна функция – это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своей. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.
Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и набирает, впитывает в себя все, что его окружает и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.
– Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?
– Опять-таки здесь многое зависит от воспитания человека. Многое здесь может зависеть и от его предков, генов, среды, в какой человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков тоже. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не преступает, старается прислушаться к голосу совести.
– Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?
– Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно, доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.
– А с другой стороны, часто можно слышать такое выражение – «жить со спокойной совестью», или человек говорит: «моя совесть чиста». Почему так важно это необличение?
– Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные действия.
– На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?
– Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из Промысла Божия и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божией, действует благодать Божия.
Здесь есть участие ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слушает ангела, то состояние души его таково, что он не слышит ангела, не видит его.
Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше: они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.
– Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.
– Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь: Он хочет нам добра, человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь, который любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божию.
Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас – драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся, как требует Господь для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.
Во время кончины сластолюбивое сердце служит для души темницею и оковами; любящее же подвиг – дверью отверстою.Преп. Марк Подвижник «Слово о законе духовном»Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки, столько же сильные, как природа, а иногда более сильные, нежели природа. Греховные навыки называются страстями.Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Как одеваться православной христианке? Недавно был в Петербурге, где знакомая попросила меня помочь ей креститься.«Не забудь платок», – попросил я её. В назначенный час встречаемся перед храмом. С ужасом обнаруживаю, что девушка пришла в джинсах.– Прости, забыл предупредить, – говорю. Ну не пришло мне в голову, что может случиться подобное.– Не вини себя – юбок в гардеробе у меня всё равно нет, – слышу в ответ.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.