Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (614) → Протоиерей Всеволод Чаплин: «Принцип добровольности участия в любых программах, связанных с электронной идентификацией граждан, должен соблюдаться неукоснительно»

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Принцип добровольности участия в любых программах, связанных с электронной идентификацией граждан, должен соблюдаться неукоснительно»

№5 (614) / 1 февраля ‘11

Патриархия. РуЦерковь и общество

Многие верующие высказывают озабоченность в связи с необходимостью электронной идентификации граждан. В эфире телеканала «Союз» проблему комментирует протоиерей Всеволод Чаплин.

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Принцип добровольности участия в любых программах, связанных с электронной идентификацией граждан, должен соблюдаться неукоснительно»Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте! На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в различные церковные учреждения поступает немало писем, в которых люди высказывают озабоченность разного рода проблемами. Это и проблемы абортов, и темы, связанные с отношениями семьи и государства, в частности, с вопросом о ювенальной юстиции, и многое другое.

В последнее время многие верующие стали высказывать озабоченность принятием нового закона, который регламентирует социальные обязанности государства, в этом законе названные социальными услугами. Речь, в частности, идет о том, что социальное обслуживание, так называемые социальные услуги, можно будет оказывать только тем, кто имеет электронное удостоверение личности – обращающимся в поликлинику, вызывающим «скорую помощь», получающим пенсию, требующим те или иные социальные льготы.

Верующие протестуют против этой обязательности, говоря, что определенные технологии делают слишком просвечиваемой частную жизнь человека и оставляют достаточно широкий простор в исторической перспективе для злоупотреблений такого рода, которые могут лишить человека его благодатной свободы.

В свое время государственная власть, в том числе на уровне законодательных актов и обещаний, ясно давала понять, что все формы электронной идентификации личности будут добровольными. И те люди, которые не будут испытывать желания получать электронные документы или не допускают, чтобы за ними постоянно велся электронный контроль, будут свободны от обязательств, которые связаны с этим контролем и с этими документами.

Массовые обращение верующих, конечно же, не останутся без ответа. Будут продолжены консультации с органами государственной власти, включая и самые высшие органы. Эти консультации будут направлены на то, чтобы принципы добровольности принятия электронных документов и добровольности участия в любых программах, связанных с электронной идентификацией граждан, соблюдались неукоснительно. Чтобы те, кто не желают пользоваться электронными документами или становиться частью электронного документооборота, имели бы альтернативу, связанную с традиционными документами, с традиционными формами учета сведений о гражданах и информации, которая могла бы помочь идентифицировать их личность, что необходимо в современном государстве не только по соображениям безопасности, но и по соображениям честности, которая должна сопровождать отношения между человеком и законом.

Будем надеяться, что законы, которые предполагают обязательность электронных социальных карт, будут отменены. Если этого не произойдет, останется надеяться на судебные процедуры. И высококвалифицированные юристы утверждают, что в нашем праве, в том числе в нашей Конституции, есть достаточно оснований считать недопустимым обязательные присвоения человеку тех или иных электронных средств идентификации или тех или иных механизмов, технологий, которые могут обеспечить электронную слежку за ним. Будем надеяться, что государство, а может быть в том числе и высшие суды России, примет в данном случае сторону граждан, которые достаточно активно выражают озабоченность проблемой.

Поступает немало писем, в которых говорится о сложностях межнациональных отношений. Мы обсуждали с вами эту тему не раз в связи с последними событиями в Москве и в целом ряде регионов России. Люди пишут и звонят, будучи обеспокоены тем, что все чаще и чаще происходят столкновения между людьми разных национальностей, которые, в принципе, часто возникают как бытовые конфликты, бытовые столкновения, но которые в нынешней нелегкой и тревожной обстановке могут легко перерасти в самые настоящие межнациональные бои.

В двух московских ресторанах были жестоко избиты люди. Им были нанесены увечья. Эти люди, бесспорно, не были идеальными. Судя по всему, в обоих случаях те, кто пострадал, были сильно пьяны, и, наверное, имели место какие-то перепалки, какие-то недомолвки между этими людьми, русскими по национальности, и выходцами с Кавказа, которые находились в тех же ресторанах. Наверное, в ходе расследования произошедшего нужно дать и моральную, и правовую оценку состояния этих людей. Но ничто не может оправдать совершенного преступления – дерзкого, хамского, вызывающего. Били несколько человек одного, били так, чтобы нанести увечья, а может быть, и убить. Били так, чтобы показать, кто в нашем городе хозяин. И делали это представители организованной этнической диаспоры.

Самое удивительное, что люди, которые чувствовали опасность, вызывали милицию, и милиция не приехала. В одном случае она ссылалась на то, что потерпевшие сами были пьяны, в другом случае, очевидно, просто считала, что происходит обычная пьяная драка в ресторане. Но даже когда происходит такого рода конфликт, правоохранительные органы должны действовать, и действовать незамедлительно. В одном случае милиция могла приехать через пару-тройку минут, а в другом случае через минуту.

Почему этого не происходило? Что явилось основанием бездействия милиции? Просто равнодушие, или страх, или подкуп? На эти вопросы сегодня нужно очень и очень серьезно ответить.

Когда люди начинают даже бытовые ссоры разрешать при помощи самосуда, при помощи полулегальных средств самозащиты, при помощи варварских методов на фоне отсутствия какой-либо помощи, какого-либо вмешательства со стороны правоохранительных органов, это означает, что в нашем государстве закон действует не всегда и не везде. А значит, люди могут спросить: а действует ли он в принципе?

Сегодня очень важно, чтобы любая ссора, даже бытовая, получила разрешение правовое, а не на уровне закона джунглей. Если закон не будет действовать, если преступления, особенно наглые и вызывающие, не будут получать абсолютно, стопроцентно гарантированного воздаяния или, по крайней мере, справедливого расследования, значит, люди будут вынуждены защищать себя сами, что никогда не кончится ничем хорошим. Можно говорить, что людям надо раздать оружие, что людей нужно сплотить в какие-то неформальные сообщества для самозащиты, но нужно ясно понимать: когда силовые действия переходят по преимуществу в руки неформальных групп, когда каждый становится сам себе законом, государство начинает разлагаться. Создается ситуация, в которой большая кровь, война всех против всех становится очень и очень реальной.

Мы знаем, как опасна для России такая ситуация. Вся история ХХ века очень ясно об этом свидетельствует. Вот почему все-таки нужно добиваться, в том числе через гражданское действие православных христиан, чтобы исполнялся закон, чтобы работали правоохранительные органы, чтобы никакая бытовая ссора не предоставлялась на откуп участникам этой ссоры. Особенно в тех случаях, когда одна из сторон или даже обе стороны призывают к вмешательству правоохранительные органы и ожидают, что им будет оказана помощь и порядок будет наведен.

Расследование двух инцидентов в московских ресторанах сегодня обязательно должно хоть чем-то кончиться. Ответ на вопрос, кто виноват и что произошло, наказание виновных – это дело чести наших правоохранительных органов, это тест, если хотите, на их честность, бесстрашие и их эффективность. И озабоченность людей, которая выражается в письмах и звонках, направляемых в Церковь, вполне понятна и ясна. Церковь всегда будет печаловаться, то есть ходатайствовать о нуждах людей, особенно тех, которые к Церкви обращаются. А обращаются они все больше и больше. Как я уже сказал, обращаются с самыми разными вопросами, в первую очередь адресованными к власти. Церковь не является властью, но она может и должна доносить до власти озабоченность людей, их боль, их страдания, их вопросы, их пожелания, которые касаются настоящего и будущего нашей жизни. И Церковь всегда будет это делать.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Комментарий недели» протоиерея Всеволода Чаплина: воскресенье 00.30, 04.45,19.45, понедельник 11.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

Наша «судьба» – в наших руках. А благодарны мы должны быть не «судьбе», а Богу...

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 
Церковный календарь

Как подготовиться к встрече с Господом в этой жизни?

Протоиерей Евгений Попиченко

15 февраля – Сретение Господне 15 февраля Святая Церковь совершает празднование Сретения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.По иудейскому закону, младенец мужеского пола, «разверзающий ложесна первенец», должен быть посвящен на служение Богу, на служение при храме.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс