Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
– «Владыка, наше несчастное поколение ничего не знает. В Церковь я пробовала ходить, но там ни слова не понимаю. Посоветуйте, что нужно в первую очередь почитать, чтобы мне воцерковиться?»
– Уже есть какие-то результаты от того, что человек ходит в Церковь. Что бы поначалу ни читал человек, если он не ходит в храм, он мало что понимает, что делается в церкви. А если он ходит постоянно, постепенно ему открывается, он больше понимает, больше чувствует, больше радуется, он готов и желает приходить в церковь и молиться церковной молитвой. Надо почаще приходить в церковь, и тогда будет ясно все, что делается в храме Божием, будут понятны слова – хотя это слова церковно-славянские, но они очень понятны людям, которые постоянно ходят в церковь. Конечно, есть большое количество литературы, с помощью которой можно больше узнать о Божественной литургии, о вечерне, утрене. В наших церковных магазинах, при храмах, есть много литературы для начинающих, чтобы получить самые элементарные знания о Церкви, о церковной жизни, о богослужениях, вечерне, утрене, Литургии, поэтому нужно прийти в храм и посмотреть литературу. Вам подскажут, или вы сами найдете брошюрки «Азы Православия» или другие. Их надо взять, почитать, руководствоваться, спрашивать, быть на воскресной школе для взрослых, для детей. У нас есть библейские курсы, пожалуйста, приходите. На этих собеседованиях задавайте все ваши недоуменные вопросы о том, что делается в храме. Сейчас, слава Богу, возможности есть – нужно только желание, воля: есть библейские курсы, катихизаторские курсы, огласительные беседы, есть церковно-приходские школы для детей, для взрослых, так что возможности получить элементарные знания есть большие. Требуется только желание.
– Спасибо, Владыка. У нас звонок: «В России немало церквей, находящихся в расколе, более тридцати. Как определить, где истинная? И есть ли такие церкви в нашей епархии?»
– В Екатеринбургской епархии, слава Богу, таких раскольничьих церквей нет. У нас, в основном, православные церкви. Есть и храмы других христианских конфессий – баптисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты, но они очень отличаются от православной церкви, от православных людей, поэтому спутать их почти невозможно. Поэтому в любой храм можно смело зайти; вы знаете, во что одеты священники во время богослужения и в обычное время, поэтому можете подойти поговорить, получить совет, благословение, назидание в вашей духовной жизни. Поэтому не нужно особо бояться, что попадем в иную церковь. У нас такой проблемы, слава Богу, нет. В Украине есть такая беда. Там есть три направления: истинная Православная Церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, исповедующая веру Христову от начала, от Киевской купели, от Крещения Руси и до настоящего времени. Есть еще две ветви, руководимые теми, кто откололся от истинной Православной Церкви. Поэтому там есть опасения, в какую церковь зайти и к какому священнику подойти, там требуется большое внимание. А в Екатеринбургской епархии, слава Богу, одна Православная Церковь. Если есть сомнения по поводу храма, то смотрите на нем табличку: «Московский Патриархат, Православная Церковь».
– У нас еще один звонок, нам звонят из Перми: «Расскажите, пожалуйста, о Богородичном правиле, как правильно его читать, когда? Можно ли его читать в дороге?»
– Конечно, молиться можно везде. Апостол Павел говорил, что надо непрестанно молиться. Совершать Богородичное правило, читать молитвы ко Пресвятой Богородице, конечно, можно везде, и дома, и в пути, в любом месте. Желательно руководствоваться советами священнослужителя, своего духовника, настоятеля храма, в который вы ходите. Если есть какие-то недоуменные вопросы, то нужно подойти к батюшке и в частном порядке их задать и получить назидание. На расстоянии ответить не могу, потому что надо кое-какие вопросы задать, чтобы более конкретно ответить на этот вопрос.
– Звонок из Челябинской области: «Я самостоятельно изучаю Священное Писание. Поклонение мощам святых, иконам не нарушает ли вторую заповедь о идолопоклонстве: «Не сделай себе никакого изображения…»?»
– Нет, это не нарушение этой заповеди, потому что в том же Ветхом Завете были изображения у кивота Господня в ветхозаветной Церкви по повелению же Божию. Давид, Соломон строили храм Божий, и было указание изображать ангелов, которые являются живыми существами, – напоминание, что они существуют, только невидимы для нашего глаза. И сейчас святые иконы и святые мощи являются святынями, которые помогают нам вознестись умом и сердцем в небесные обители, где реально существуют эти святые – они не исчезли, они существуют. Эти святыни напоминают нам, что святые находятся в Царствии Божием, близ Престола Божия и могут нам помочь, потому что они сами были в этом мире, жили в этом мире, знают наши немощи, слабости, трудности, наши проблемы и, искушаемые в свое время, могут и нам помочь во всех наших испытаниях и искушениях. Поэтому поклонение иконе есть не поклонение какому-то идолу, а почитание: почитая образ, мы воздаем почтение Первообразу, который реально существует. А идолы – это изваяния, изображения каких-то существ, которых нет на самом деле; люди поклонялись той твари, которую создал Сам Господь. Господь призывает нас поклоняться истинному Богу, а не обожествлять творения. Наши святые отцы вели активную, кровопролитную борьбу против язычества, против идолопоклонства, в то же время с первого века христианства имея святые иконы: мы знаем, что первая икона появилась в I веке по Рождеству Христову – апостол и евангелист Лука был иконописцем и написал много икон Пресвятой Богородицы. Она, увидев эти иконы, одобрила их: «Благодать Сына Моего и Моя да будет на сей иконе». Сейчас мы имеем такие иконы Божией Матери, как Владимирская, Тихвинская, Смоленская и другие, написанные, по нашему твердому убеждению, самим апостолом Лукой. Апостолы, которые были самыми близкими к Господу и знали волю Божию больше, чем мы, поклонялись иконе и в этом не согрешали. Поэтому они учат нас тоже кланяться иконам, но кланяться правильно: мы не поклоняемся доске, краске – мы поклоняемся святому, который изображается на ней. Воздавая ей почтение, мы тем самым воздаем почтение Первообразу, который реально существует в Царстве Божием.
– Владыка, следующий вопрос: «Среди книг Нового Завета есть книга Апокалипсис. Когда ее можно читать, в строго ли определенные дни, дома ли, или самой можно выбрать любое время?»
– Апокалипсис – это одна из книг Нового Завета, она написана святым евангелистом Иоанном Богословом, это особое Откровение Божие о последних временах жизни на земле, о Втором Пришествии Христа Спасителя. Конечно, мы должны ее читать. Читать можно дома, и читается в основном дома, самостоятельно, когда есть возможность. Мы имеем такое правило, когда должны ежедневно читать хотя бы по одной главке из Священного Писания Нового Завета. Поэтому когда мы читаем подряд всех евангелистов и послания апостольские, она попадает в череду того чтения, которое мы должны читать ежедневно дома – после всех евангелистов и посланий апостольских мы читаем и эту книгу. Единственное, что она имеет очень глубокий смысл, не все ее понимают, поэтому святые отцы, движимые Духом Святым, дали толкования на эту книгу. Нужно ее читать с толкованиями святых отцов, чтобы понятны были слова, написанные в этой книге.
– Ольга из Екатеринбурга спрашивает: «У Игнатия (Брянчанинова) в его труде «Опыт построения Исповеди» грех расточительства приравнян к сребролюбию. Как это понимать, и в каком смысле?»
– Человек, который предается греху сребролюбия, добывает себе эти средства, чтобы их расточить, поэтому они взаимосвязаны: человек употребляет на себя больше, чем ему нужно. Он расточает эти средства не для самых необходимых нужд, а для различных удовольствий, для наслаждений, для своих греховных дел, которые расточают и его душу, и его жизнь, приближают его к погибели. Если человек знает меру своих потребностей, то ему особо много средств не надо, и если Господь средства дает, то человек знает, как их употреблять – на благо людей, для своего блага, для своего спасения, для спасения и помощи ближним. Тогда это не сребролюбие, а средство для помощи ближним, чтобы совершать дела милосердия для спасения своей души, чтобы Господь через это милосердие миловал на Своем Страшном Суде.
– Звонок из Челябинской области: «27 декабря был установлен закон о ювенальной юстиции. То есть плохо будет нашим детям и внукам. Как это понять? Люди занимались Новым годом и ничего не знали, что произошло».
– Конечно, ювенальная юстиция – это очень плохо для нашей страны. Вводятся правила, которые существуют в европейских странах. Для нас это неприемлемо, потому что у нас есть свои навыки жизни. Конечно, есть проблемы в воспитании детей, есть, к сожалению, жестокость родителей по отношению к детям. Но это не значит, что нужно вводить ювенальную юстицию, чтобы отбирать у родителей детей и отправлять их в детские дома. Мы знаем, что в детских домах дети не воспитываются – они, конечно, имеют материальный достаток, но тепла, уюта и родительской любви не имеют. Они лишаются очень многого. Есть родители, которые очень строги, но это не значит, что они не имеют родительскую любовь к своим детям – может быть, они выражают свою любовь этой чрезмерной строгостью, но рано или поздно они все равно каются пред Богом и пред детьми, что переборщили, перегнули палку, просят у своих детей прощения, что в силу своей немощи, нервного перенапряжения, каких-то непростых ситуаций в личной жизни допустили какие-то вольности, дерзость, строгость и жестокость к детям. Это не значит, что нужно лишать родителей их детей, это очень неправильно. Поэтому это, конечно, очень печалит. Я знаю, что многие люди высказывали свое недовольство по отношению к ювенальной юстиции, но я думаю, что рано или поздно голос народа будет услышан. Это не значит, что нужно принимать какие-то ненормальные меры. Нужно спокойно достигать своей цели, чтобы не было насилия родительских прав.
– Ольга из города Чайковского спрашивает: «По заповедям Христовым, нельзя работать в воскресные дни. Какую работу нельзя делать после утренней воскресной службы?»
– В воскресные и праздничные дни нам действительно нужно воздерживаться от различных работ. Конечно, некоторые даже пищу себе готовят заранее и в воскресный день только самые необходимые операции для еды выполняют. Даже такое есть. Но в основном это время надо проводить за чтением Священного Писания, навестить своих близких, больных, нуждающихся. Здесь есть такой труд, может быть, даже физический – помощи ближнему: оказать необходимую помощь престарелому человеку, помочь ему в каких-то нуждах. Здесь есть работа необходимая. Что касается работы для самого себя, то надо ограничиться самым минимумом. К сожалению, в летнее время люди оставляют храм Божий, идут трудиться на своих участках, забывая о правиле, о своей обязанности быть в этот день в церкви, и оправдывают себя тем, что нужно думать о приготовлении себе пищи на зиму. Это, конечно, нужно. Но можно (я знаю, что есть такие люди) успеть обрабатывать свою землю, собирать урожай не в воскресные и праздничные дни. Господь помогает, и этот труд бывает успешным и благополучным. Поэтому нужно стараться, как написано в Священном Писании, чтобы этот день был посвящен Богу, посвящен своей душе, своему духовному возрастанию: напитать свою душу и укрепить духовные силы, чтобы и тело было сильным и здоровым.
– Еще один звонок. Нам звонят из Первоуральска: «Можно ли православным подзахоронять к старым могилам, которым сорок-пятьдесят лет?»
– Возможно хоронить близко к могиле своих родственников, но не в самой могиле. Хоронить прямо над останками своих предков нежелательно; но можно делать какие-то углубления, чтобы положить усопшего рядом с его предками.
– Евгений из Подольска спрашивает: «Моя работа связана с людьми – я врач. По моим наблюдениям, разным национальностям дана разная сила духа. Почему Господь так несправедливо распорядился, одним дал очень много душевных сил, а другим мало, и поэтому приходится их нарабатывать?»
– Господь каждому дает столько, сколько человек может вместить. Человек сам стремится приуготовить себя к тому, чтобы получить те или иные дарования, те или иные силы, необходимые ему в жизни. Это зависит не от национальности, хотя, конечно, в каждой национальности есть свои особенности, в силу того, что они живут в тех или иных местах, связанных с какими-то природными условиями, тоже влияющими на организм человека, на его способности, и т.д. Но человек любой национальности может приобретать силы, необходимые ему. И мы видим из житий святых угодников Божиих, которые предавали себя служению Богу, людям, что независимо от национальности они достигали высоких совершенств, – это для нас является примером.
– Спасибо Вам, Владыка, еще раз. Благословите наших телезрителей.
– Бог благословит, Бог в помощь всем.
– А мы с вами на этом сегодня прощаемся, всего вам доброго, до новых встреч, и храни вас Господь.
Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
Книгу «Архипастырь» с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил государственному руководству Российской Федерации ряд предложений в связи с возможным рассмотрением Государственным советом РФ вопроса «О государственной политике поддержки семьи, материнства и детства в Российской Федерации».
3 февраля – память преподобного Максима Исповедника 3 февраля именины совершают христиане, нареченные в честь святых Максима, Евгения и Илии. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня, помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.