Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
3 февраля – память преподобного Максима Исповедника
3 февраля именины совершают христиане, нареченные в честь святых Максима, Евгения и Илии. Мир и благословение Божие да пребывают с вами, дорогие именинники, светлой вам радости ангельского дня, помощи Божией во всех ваших добрых делах и благих начинаниях.
Сегодня Православная Церковь совершает память преподобного Максима Исповедника. В VII веке в Восточной Церкви возникло лжеучение монофизитов, учивших, что в Иисусе Христе одна Божественная воля при двух естествах – Божественном и человеческом. Представляете, какие тонкие вопросы? Ведь мы, рядовые христиане, даже впервые слышим такие характеристики личности Иисуса Христа (нет предела совершенству): человеческая воля, божественная природа, человеческая природа.
Спроси любого человека: а что Церковь говорит про личность Иисуса Христа? Я думаю, мы будем почтены очень глубоким молчанием, потому что человек навряд ли сможет как-то сформулировать свое представление. А если мы ложно, неправильно представляем учение о Христе? Ведь Христос – не просто Искупитель и Спаситель, Он Родоначальник нового человечества – христиан, Он же Второй Адам. Если мы несем в себе ветхость первого Адама, его природу, его повреждения, его склонность, удобопреклонность ко греху, то человек, который непосредственно связан со Христом, не просто верой связан с Ним – как ребенок связан с отцом, в том числе и генетически, и родственными связями. Мы рождаемся во Христа, и очень важно понимать, как Христос жил, думал, чувствовал, как Он слышал Бога, как Он слушался Бога.
И такие вопросы христиан с древности волновали до глубины души. Защитниками ереси были два патриарха, Александрийский и Константинопольский – представляете, даже на таком высоком уровне люди могут заблуждаться. И не просто заблуждаться лично, а быть ересиархами, или провозвестниками той или иной ложной теории. Этой ереси держался и греческий царь Ираклий, который издал указ в подтверждение и в укрепление этой ереси. Но православное учение нашло себе твердого заступника в преподобном Максиме, ныне нами прославляемом. Он словом и писанием убеждал верующих твердо стоять за истину. По его совету Римский епископ Мартин созвал в 649 году Собор в Риме, на котором ересь и ее поборники были осуждены. Император Констант II, преемник Ираклия, сам державшийся монофизитства, приказал схватить Мартина и привезти его в Константинополь. Вместе с ним взяли и Максима Исповедника. Участь последнего была очень печальна. Разного рода пытками его старались склонить к ереси; держали в темнице, жестоко избивали, топтали ногами. Но, несмотря на истязания, преподобный Максим оставался непоколебим. Наконец император приказал вырезать ему язык и отсечь правую руку, дабы он ни словом, ни писанием не мог сопротивляться ложному представлению о Христе. После этого исповедника с позором тащили по городу и, наконец, сослали в заточение на восточный берег Черного моря.
Много страданий перенес святой и в пути, прежде чем достиг места ссылки. Прибыв туда, преподобный три года томился в темнице под надзором жестокой стражи и скончался в 662 году.
Каждый раз, когда мы говорим, что «эти люди уклонились в ересь», что «они инославные», мы констатируем страшный факт: что они тоже христиане, люди, которые пошли за Христом, где-то в пути сбились с нужного ориентира, где-то поддались дезинформации от лукавого, который, используя наши страсти, помрачает истинное знание о Боге и, как правило, основываясь на гордыне, уводит человека от правильных ориентиров. Мы видим, что пребывание в ереси приводит к страшным плодам, когда одни христиане, глубоко убежденные в своей правоте, начинают других пытать, бить, физически уничтожать, лишь бы они согласились с ними. За всеми этими действиями, конечно, видится враг рода человеческого, который так помрачает сознание человека, что он забывает о самом главном – о любви к другому человеку. Ереси – как яд, повреждающий вероучение, существовали на протяжении всей истории Церкви. Иногда у нас возникает вопрос: как относиться к еретикам, к западному христианству, протестантизму? Ведь, так или иначе, отец лжи всегда дьявол, и в любой ереси всегда откровенно его участие. Как относиться? Как говорят святые отцы, люби грешника и ненавидь грех. Тех людей, которые так или иначе оказались в заблуждении, Господь тоже любит. И любит даже больше, как часто в семье любят ребенка, болящего либо душевно, либо физически. Но часто болезнь – причина страдания и смерти, а в духовной жизни болезнь веры, к сожалению, приводит человека к потере правильных отношений с Богом, к совершенно ложным плодам жизни духовной.
И это очень заметно, если сравнивать плоды веры восточного христианства с западным. Поставим рядом святых, например, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского, а с другой стороны Терезу Авильскую, Катарину Сиенскую, Фому Кемпийского, и сравним. Я не говорю – внешне, внешность часто обманчива; сравним по плодам, словам, по тому, как они представляли себе жизнь духовную, свои отношения с Богом, и чему они, собственно говоря, учили. Можно сделать совершенно конкретные выводы, и в результате мы увидим, что святость их принципиально отличается. Нельзя сказать, что это – плоды одного поля, или одного поля ягоды. Если опыт восточной святости может быть выражен словами преподобного Серафима Саровского «стяжи дух мирен», дух смирения не в злобе, а в кротости, дух нищеты духовной, осознание собственной нищеты и недостоинства и греховности перед Богом, сердца сокрушенного и смиренного, то западная святость выражается совершенно иным состоянием, настроением, качеством. «Я исполнил все заповеди, я исполнил все повеления Божии, я уже не совершаю никаких грехов». И даже по таким выражениям, может быть, не буквально цитируемым, но близким по духу: «я достоин общения с Богом», «Господь мне открывается, Он беседует со мной, называет меня Своей невестой, или я его именую своим Женихом» – как говорили многие подвижники Западной Церкви, упоминавшиеся уже мною, – здесь видится совершенно иной дух, иное состояние души.
Не случайно святитель Игнатий (Брянчанинов) очень резко, но точно обозначал западных подвижников людьми сумасшедшими, то есть потерявшими трезвость, потерявшими ум, сшедшими с умного пути. И во многом – наверное, во всем – происходит это потому, что неправильная вера, неправильная жизнь, нарушение догматов вероучения приводят, в конце концов, и к неправильным духовным плодам. Поэтому вопрос Православия, правильности веры – принципиальнейший на пути ко спасению. И дай Бог, чтобы подвиг великих святых, и, в частности, преподобного Максима Исповедника, не прошел даром. Чтобы и мы, пронеся через свою жизнь Православие, смогли передать его и своим детям, и своим внукам. Чтобы хотя бы малое стадо, очень немногие в процентном отношении от общего количества живущих на Земле, имело возможность находить более тесный путь и узкие врата, ведущие в жизнь вечную.
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – «Владыка, наше несчастное поколение ничего не знает. В Церковь я пробовала ходить, но там ни слова не понимаю. Посоветуйте, что нужно в первую очередь почитать, чтобы мне воцерковиться?»
7 февраля – память святых новомучеников и исповедников Российских Церковь стоит на крови мучеников. Еще в первые века было замечено, что кровь мучеников – это семя христиан, ибо вера распространяется благодаря тем, наверное, можно сказать, фанатикам, которые настолько доверяют Богу, что готовы за Него отдать свою жизнь
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.