Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (612)  → Благословение святителя

Благословение святителя

№3 (612)  / 18 января ‘11

Из истории

К этому дню в нашей обители готовились заранее, ждали его с нетерпением, с трепетом и радостью. И это понятно: просветитель Сибири, Дальнего Востока и Америки, Первоиерарх Церкви Русской, великий угодник Божий – святитель Иннокентий Московский в 1868 году удостоил своим посещением екатеринбургский Ново-Тихвинский монастырь. Для сестер обители, как и для всей православной России, он был не только видным архиереем, но и примером искренней и пламенной любви к Богу и ко всем своим ближним.

45 лет благовестия

Родился Ваня Попов, в будущем святитель Иннокентий, 26 августа 1797 года в семье бедного пономаря в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии. Ваня оказался на редкость смышленым: ему не было и пяти лет, когда отец начал учить его грамоте, а к восьми годам мальчик уже прислуживал в храме и прекрасно читал на службах Апостол. Когда Ване исполнилось девять лет, его определили учиться в Иркутскую духовную семинарию. Через некоторое время новый ректор по традиции того времени решил переменить фамилии ученикам – как неблагозвучные, так и слишком часто употребляемые. Семинарист Иван Попов стал Вениаминовым – в честь незадолго до того почившего всеми уважаемого Иркутского владыки Вениамина. За год до окончания семинарии Иван вступил в брак и был рукоположен в диакона, а через четыре года – в священника. Местом служения молодого батюшки стала иркутская Благовещенская церковь, но пробыл он здесь недолго.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (остров Уналашку), входившие тогда в состав русских владений, для просвещения светом Христовой веры тамошних инородцев. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Отказался и отец Иоанн. Но в тот же день вечером епископ с удивлением услышал от отца Иоанна, что тот с радостью поедет на далекую Уналашку. Оказалось, он узнал от выходца из тех мест, Ивана Крюкова, об усердии, с каким алеуты слушают слово Божие – они приходят в часовню даже в сильный мороз и могут стоять в ней часами, и так неподвижно, что по их следам можно точно сказать, сколько человек слушали проповедь. И отец Иоанн загорелся желанием ехать к этим людям, несмотря ни на что. На Алеутские острова он отправился вместе с братом, женой, годовалым ребенком и пожилой матерью.

Десять лет отец Иоанн провел в миссионерских трудах на Уналашке, затем еще пять – на острове Ситхе, в Новоархангельске – административном центре русских владений в Северной Америке. Вся его пятнадцатилетняя деятельность отличалась тем же рвением, которое издревле прославило проповедников Евангелия. Он не только проповедовал, но и обучал туземцев ремеслам, лечил, помогал в нуждах. Отец Иоанн записывал свои наблюдения о быте и культуре местных народов, о дальневосточной природе – так, на Алеутских островах он даже давал советы русским промышленником о способах охоты на морских котиков с тем, чтобы сохранить численность этих животных.

Отец Иоанн изучил несколько туземных языков: алеутский, тунгусский, якутский, колошский (язык индейцев Аляски). Сам создавал для каждого из этих народов азбуку и составлял учебники, перевел Евангелие и другие священные и богослужебные книги… В 1839 году умерла супруга отца Иоанна. По ходатайству Московского митрополита Филарета, дети его были устроены на казенное содержание, и он, видя в этом указание Божие, подал прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентий, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита. Через месяц его посвятили в епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а в 1850 году – в архиепископа. Он неустанно совершал поездки по своей огромной епархии, к которой со временем были присоединены Якутия и всё Приамурье. Любая занесенная снегом деревня или одинокая якутская юрта могли стать для святителя Иннокентия целью долгого, опасного путешествия. Много раз ему приходилось блуждать по таежным тропам верхом на лошади, бороться с бурными морскими волнами, имея в руках только весло небольшой алеутской лодки, неделями ехать по узкой дороге, пробитой в глубоких снегах, на запряженных собаками нартах… И всё это ради того, чтобы хотя бы еще один человек узнал о Господе Иисусе Христе, крестился и спас свою душу для Вечности.

В то же время, заботясь о каждом ближнем, святитель видел нужды всей своей епархии, подавал мудрые советы даже по государственному управлению и освоению Сибири и Дальнего Востока. Например, именно святитель Иннокентий первым указал на возможность навигации по Амуру и заселения его берегов. Благодаря его докладам в Святейший Синод на Амуре был основан новый город – Благовещенск. Назван он был так в память начала служения святителя Иннокентия в Благовещенской церкви Иркутска.

На пути в Москву

В 1867 году скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Ему было уже более семидесяти лет, он был почти слеп, но по-прежнему ревностен в деле служения Церкви. В ответе обер-прокурору Святейшего Синода святитель Иннокентий писал: «С полной преданностью Царю Небесному и благоговейным послушанием царю земному приемлю новое Его назначение меня на служение Церкви – без всякого рассуждения о моих силах и трудностях предстоящего мне поприща. Да будет воля Господня во всём и всегда!» Вскоре вновь назначенный митрополит Московский и Коломенский отправился в долгий путь через Дальний Восток, всю Сибирь, Урал и центральную Россию в Москву.

12–13 мая (25-26 мая по новому стилю) 1868 года святитель Иннокентий был в Екатеринбурге. По приглашению игумении Магдалины (Неустроевой) обедал Владыка в Ново-Тихвинском монастыре.

По пути в обитель митрополит Иннокентий зашел в монастырское училище, здание которого находилось неподалеку от монастырской ограды. Училище произвело на святителя Иннокентия весьма благоприятное впечатление, и он даже говорил потом, что «был бы виноват, если бы не посетил такого полезного для духовных девиц заведения».

Надо сказать, что отзыв этот был справедлив. Училище, основанное при монастыре в 1838 году как начальное, в 1868 году было преобразовано в четырехклассное, в нем обучалось уже около 100 девочек, занятия проходили соответственно программе женских прогимназий Министерства народного просвещения. Училище стало, по сути, средним учебным заведением. А сам подход к образованию детей оставался неизменным со времен основательницы обители игумении Таисии: девочек учили вместе и наукам, и благочестию. Вероятно, это было особенно приятно митрополиту Иннокентию, который частенько сетовал, что в училищах «вместо того, чтобы исправлять сердца, исправляют книги и программы».

Во время обеда в монастыре владыка Иннокентий расспрашивал игумению Магдалину о том, как был основан монастырь, интересовался мастерскими. Будучи опытен в деле управления, он давал настоятельнице мудрые практические советы по управлению столь большим монастырем (в обители было в то время уже более 400 сестер). Во время трапезы певчие в смежной зале пели ирмосы праздничных церковных канонов Вознесения Господня и Пятидесятницы. По окончании обеда игумения Магдалина преподнесла владыке в дар архиерейскую митру монастырской работы и пригласила прогуляться по территории обители, осмотреть монастырские храмы и ризницу.

Святитель остался весьма доволен как всем увиденным, так и вообще благоустроенностью обители. В пять часов вечера владыка Иннокентий отбыл из монастыря. Певчие провожали его трогательной песнью праведного Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром...», а народ напутствовал его самыми теплыми и сердечными пожеланиями. Уже из экипажа святитель Иннокентий благословил народ на четыре стороны, и под перезвон колоколов всех городских храмов покинул Екатеринбург.

Через двенадцать дней такой же колокольный звон огласил Москву, возвестив ее жителям о прибытии нового Московского митрополита. Его ждали новые труды, в которых он провел еще 10 лет.

 
Жизнь в вере

«Служение Церкви и Богу у нас – дело семейное»

Материал подготовила Лидия Ежкова

На старинном Ивановском кладбище Екатеринбурга, которое находится рядом с Иоанно-Предтеченским храмом, немало могил священнослужителей – и тех, которые в свое время служили в нем, и тех, кто служил в других храмах города. Приятно видеть, что к этим могилам нередко подходят молодые люди, внимательно читают таблички, а потом спрашивают у служащих храма, что за человек был тот или иной священник.

 
Епархия

Екатеринодарская и Кубанская епархия

До образования самостоятельной Кубанской епархии кубанское духовенство подчинялось в определенные периоды нескольким епархиям.От начала переселения черноморских казаков на Кубань (1792-94 гг.) в церковном отношении они оставались на попечении епископов Екатеринославских и Херсонеса Таврического. С 1799 по 1820 гг. кубанское духовенство непосредственно подчинялось Астраханской епархии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс