Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (611)  → Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января в нашем мире происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на освящаемые в храмах воды, и они становятся целительными

Ежегодно в Крещенскую ночь с 18 на 19 января в нашем мире происходит величайшее чудо – Дух Божий сходит на освящаемые в храмах воды, и они становятся целительными

№2 (611)  / 11 января ‘11

Крещение Господне

Как пить святую воду?

Пьют крещенскую воду натощак, вместе с кусочком просфоры. С этого и утренних молитв должен начинаться каждый день христианина. Даже если человеку предписан прием лекарств на голодный желудок, сначала принимают святую воду, а потом уже препараты. Ею можно также умывать больного и кропить его постель. Святой водой окропляют жилище. Поскольку крещенская вода является святыней, женщинам в период критических дней нельзя к ней, как и к другим святыням, прикасаться; но это если они здоровы в остальном – если у женщины какие-то проблемы со здоровьем, то может быть благословлено потребление святой воды и в эти дни.

Пьют крещенскую воду по чуть-чуть: 1-2-3 глотка. Можно ее добавить в обыкновенную неосвященную воду, тогда и она вся освятится. Святая вода помогает излечиться от душевных и телесных недугов, особенно когда ее принимают с верой. Например, Серафим Саровский приходившим к нему больным советовал принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. При этом читается молитва.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет cвятого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени», то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4,17).

Святитель Кирилл Иерусалимский

Обязательно ли купаться на Крещение?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него народные традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, глас Бога Отца с небес: «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Дух Святой, сходящий на Христа в виде голубя. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, принятие крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в прорубях не имеют прямого отношения к самому церковному празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ, и тем более не делают человека крещеным.

Что говорят атеисты?

Впервые упоминает о целебных свойствах крещенской воды святой Иоанн Златоуст в IV веке. И вот уже более 17 веков противники христианства пытаются доказать, что феномена крещенской воды не существует. Но он есть!

«...священники освящают воду в серебряных чашах и опускают туда серебряные кресты, а ионы серебра, как известно, губительно действуют на микроорганизмы – поэтому крещенская вода долго не портится».

Все серебро было в советское время украдено из храмов, и сейчас все церковные предметы в большинстве храмов в лучшем случае из латуни. А латунь, как известно, ничего не обеззараживает. Да и до революции серебряная церковная утварь была далеко не во всех храмах. Кроме того, особенно нелепо выглядит этот аргумент, когда речь идет о «иорданях» – освящении воды в крещенской проруби. Никакого серебра не хватит для «обеззараживания» реки, озера или тем более моря.

«...вода для водосвятия набирается из проруби или освящается в ней в зимнее время, когда количество микроорганизмов в водоемах минимально. Этому способствуют и «крещенские» морозы. Поэтому такая вода долго хранится».

Это объяснение атеистов также не выдерживает никакой критики. В большинстве храмов, особенно городских, давно не ходят на «иордань», а освящают обычную водопроводную воду. Более того, говорить про «крещенские» морозы можно в Сибири. В центральных же областях России, а тем более в южных республиках никаких морозов в это время нет. Что касается православных стран, например, Ближнего Востока и Африки – то там вообще почти всегда лето.

Считать, что Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают 18 и 19 января, разная – ошибочное поверье. И в праздник Крещения, и в сочельник (накануне) вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

***

Категорически возбраняется, набирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Освященная вода – церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения.

***

Хранить святую воду, как и любую святыню, надо с благоговением, в красном углу. Не стоит хранить воду в холодильнике, рядом с продуктами. В случае «зацветания» святой воды из-за неблагоговейного к ней отношения она может быть использована для окропления жилища или должна быть вылита в непопираемое место.

***

Особенное свойство святой воды – то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки крещенскую воду можно разлить по емкостям и добавить обычной – «капля святой воды море освящает».

***

Что делать тем, кто не смог 18 и 19 января прийти в храм за святой водой? Во-первых, за ней можно прийти и позднее – в церкви святая вода есть всегда. Если же ее не окажется в одном храме, надо просто пойти в другой. Во-вторых, не обязательно запасать ее целую цистерну – немного крещенской воды можно попросить у знакомых.

Необычная и необъяснимая законами физического мира неподверженность святой воды тлению – видимое проявление присутствия в ней благодати Святого Духа

Освящение воды – это призывание на нее благодати Святого Духа. Человек верующий пьет святую воду не просто для утоления жажды, а ради усвоения ее благодатных свойств, для излечения от болезней или душевного уныния, использует для очищения жилища от всяческой скверны.

Вода освящается с целью возвращения водной стихии первобытной чистоты и святости, утраченных после грехопадения человека, и нисхождения на неё силой молитвы благословения и благодати Святого Духа. Через это священнодействие, по учению Церкви, вода приобретает ряд благодатных свойств: она очищает людей от духовной и телесной скверны, освящает предметы и укрепляет в духовных трудах.

О чем же молятся во время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия освятилась силой и действием и наитием Святого Духа, чтобы она была даром освящения, избавления от грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она благословение Иорданово, отгоняла всякие наветы видимых и невидимых врагов; чтобы вода сия приводила в жизнь вечную. Чтобы и мы, чрез вкушение сей воды и явление Духа Святого, сподобились освящения.

Крещение Иисуса Христа в водах Иордана освятило естество воды. И освященная в этот день в церкви крещенская вода содержит залог благодати.

Об истории праздника

Хотя трудно доказать историческими справками, но, нужно думать, что празднование главных событий из Христовой жизни – Рождения, Крещения, Воскресения, Вознесения и проч. – современно самому христианству. Конечно, и Крещение людей началось, по заповеди Христовой, с момента Пятидесятницы. Апостол Петр в своей речи к народу на вопрос слушателей, что же им делать, отвечал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2, 37, 38). И совершенно невероятно, чтобы христиане не чтили Крещение Самого Господа.

В Постановлениях Апостольских сказано: «Да будет у вас (христиан) в великом уважении день явления, в который Господь явил вам Божество; да будет он в шестой день месяца» (Кн. V, гл. 12. Кн. VIII, гл. 33). «Богоявления праздник да празднуют, понеже в той день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Ему Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу в виде голубине показавшу предстоящим Свидетельствованного» (Кн. V, гл. 42). Во II веке на празднование Крещения Господня и на то, что пред этим совершалось ночное бдение, указывает ученый Климент Александрийский († 217), бывший прежде язычником, а потом принявший христианство. От III века остались слова ученого папы Римского Ипполита († 235) и святителя Григория Неокессарийского чудотворца († 279). В IV веке говорили проповеди святые отцы Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Августин и так далее. Вот краткие исторические данные о праздновании Крещения Господня.

Митрополит Вениамин (Федченков)
«Письма о двунадесятых праздниках»

Богословие

Спросите вы людей, прошедших среднюю духовную школу, как они богословствуют о спасении! Спросите наших сельских неученых батюшек! Вы прежде всего узнаете, что они вообще очень мало богословствуют, но все же вы заметите без особого труда, что о спасении они мыслят по Макарию, а не по Афанасию Великому или Григорию Богослову. Школа положила на веки свою схоластическую печать...

Но да не подумает кто-либо из вас: неужели Церковь изменила своему Православию? Раскольники уже не преминули на подобный вопрос дать свой злобный положительный ответ... Нет, Церковь не изменила и не могла изменить своему Православию; только школа перестала мыслить вполне по-церковному, произошел некоторый разрыв между Церковью и школой. Церковь и теперь живет и дышит все тою же идеей спасения, которой жила и дышала она полторы тысячи лет назад. У Церкви и теперь есть своя сокровищница богословия, существенно отличного от богословия школьного.

Это сокровище – в богослужебных книгах. Ведь большая часть наших богослужебных книг составлена тогда, когда даже не было никакого латинства и не было никакой схоластики. Многие из богослужебных песнопений, стихир, канонов писаны великими богословами древней Церкви. В богослужении мы слышим чистый и неиспорченный отголосок богословия святоотеческого, древнецерковного. Уже несколько лет скорбь и горечь теснят мое сердце от сознания того, как искажена в нашем школьном богословии христианская идея спасения, и без радостного трепета сердечного я не могу слышать нашего богослужения. Я радуюсь, как сын Церкви и как богослов, потому что каждую почти минуту в богослужении слышу те самые чистые и высокие понятия об истинах христианской жизни, которые пленили меня в богословии святоотеческом.

Прочитайте вы службу на Рождество и Благовещение, – и вы найдете о деле спасения те же мысли, что во втором веке высказывал святой Ириней Лионский, в четвертом – Афанасий, Василий и оба Григория, в седьмом – преподобный Максим Исповедник, в восьмом – преподобный Иоанн Дамаскин, в одиннадцатом – преподобный Симеон Новый Богослов, или, лучше сказать, все и во всех веках на священном Востоке! В самой Литургии, приступая к совершению величайшего таинства, мы, священники, говорим в алтаре пред престолом о спасении совсем не то, чему учит нас школьная догматика.

Священномученик Иларион (Троицкий)
Отрывок из статьи «Богословие и свобода Церкви»

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение; Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя; и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение; явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!

 
Социальное служение

Кризис временный – милосердие вечно!

24, 25 и 26 декабря 2010 года екатеринбургский гипермаркет «Ашан» стал местом проведения благотворительной акции «Подари радость на Рождество!». Акцию уже можно назвать традиционной. Впервые она состоялась год назад; затем в июле 2010 года в «Ашане» прошла акция милосердия «Семья. Любовь. Верность», посвященная одноименному всероссийскому празднику.

 
Новости

Митрополит Ювеналий награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени

30 декабря в Екатерининском зале резиденции Президента Российской Федерации состоялось вручение государственных наград РФ. Среди награжденных был митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс